Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления. Техники для позитивного мышления

В конце XX века сделались отчетливыми многие изменения в условиях нашей жизни, в том числе кардинальные изменения в средствах, способах и формах организации нашего мышления. Организационно- управленческая деятельность стала профессиональной и, следовательно, начала нуждаться в своей особой логике и методологии мышления. Решая различного рода управленческие, стратегические задачи, необходимо пользоваться специальными логическими приемами, техниками и методами мышления, которые систематизируют процесс мыследеятельности, делают его более плодотворным.
Рассмотрению подобных техник и методов мышления и посвящена данная глава.
Наиболее распространенными техниками мышления являются следующие:
. Анализ - это метод мышления, состоящий в расчленении целого на составные части.
. Синтез - метод мышления, состоящий в соединении, агрегировании отдельных частей в единое целое.
. Сведение - переход от сложных, элементов к простым с выделением главного базиса.
. Индукция - метод мышления, основанный на умозаключении от частного (особенного) к общему.
. Дедукция - метод, основанный на умозаключении от общего кчастному (особенному).
. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений.
. Аналогия - метод мышления, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
. Выращивание идеи, концепции - средство построения логически связанных элементов, идей в одну концепцию.
. Рефлексия - метод мышления, направленный на осмысление своих собственных действий, работы, мышления и их анализ, т. е. самоанализ.
Рефлексия является, пожалуй, самым интересным методом мышления и заслуживает особенного внимания. Целесообразно рассмотреть этот метод более подробно.
Чтобы понять механизм рефлексии, рассмотрим схему так называемого " рефлексивного выхода".
Допустим, какой-то индивид занимается определенной деятельностью, заданной его целями, средствами и знаниями, но в силу каких-то причин он не может получить нужного результата от своей работы либо вообще не может осуществить необходимые действия. В каждом из этих случаев он ставит перед собой вопрос: почему у него не получается и что нужно сделать, чтобы добиться необходимого результата?
Самым простым будет случай, когда он сам или кто-то другой ужа осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели в сходных условиях, и, следовательно, данному индивиду просто нужно построить ее копию.
Намного сложнее, когда подобная деятельность является принципиально новой, не существует ее образцов, чтобы провести аналогии. Но ответ все равно должен быть найден, и он создается теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности.
Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектная деятельность, сам проект не может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных ранее действий и полученных результатов.
Во всех случаях, чтобы получить подобное описание уже произведенной деятельности, рассмотренный нами индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию - внешнюю, как по отношению к прежней, так и по отношению к проектируемой деятельности. Это и будет "рефлексивным выходом", новая позиция деятеля будет называться "рефлексивной позицией", а знания, выработанные в ней, - "рефлексивными знаниями", поскольку они разрабатываются в первой позиции. Схема "рефлексивного выхода" будет служить первой абстрактной модельной характеристикой рефлексии в целом.
Новая деятельность индивида в рефлексивной позиции как бы поглощает прежнюю деятельность, выступая для нее в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве проектируемого объекта. Это отношение поглощения через знания выступает как вторая характеристика рефлексии в целом.
Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент "рефлексивного выхода", позволяет отказаться от принципа "изолированного индивида" и рассматривать рефлексивные отношения непосредственно как вид кооперации между разными индивидами и, соответственно, как вид кооперации между разными видами деятельности.
Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит "из себя" и "за себя", а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения.
Кооперативные связи - это:
- практические призводственные связи, заключающиеся в передаче продуктов одной деятельности в качестве исходного материала или средств в другую деятельность;
- теоретические связи объединения и интеграции средств деятельности, объектов, знаний при обслуживании какой-либо третьей деятельности. Важно то, что какая-то из данных связей должна обязательно возникнуть, иначе невозможна никакая кооперация.
Суть состоит в том, что рефлексивный выход превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности. Рефлексируемая и рефлексирующая деятельности не равноправны, так как они лежат на разных уровнях иерархии, у них разные объекты, разные средства деятельности, разные знания, и в силу всех этих различий между рефлексируемым и рефлексирующим деятелями не может быть никакого взаимопонимания и никакой коммуникации в подлинном смысле этого слова.
Действительно, индивид, находящийся во внешней позиции, описывает происходящее, в том числе и элементы деятельности первого индивида, по-своему, а затем передает свое описание и виде сообщения первому индивиду. Последний, получая сообщение, должен понять его и использовать заложенные в нем знания в своей деятельности. Но понять - значит взять информацию в таком ракурсе, в каком ее представил второй индивид. Это практически невозможно или, по крайней мере, чрезвычайно сложно. Данный факт объясняется тем, что первый индивид осуществляет совсем иную деятельность, нежели второй, представляет картину всей ситуации по-своему и, как следствие, всю информацию, поступающую от второго индивида, он будет понимать и трактовать иначе, нежели второй, - с иным смыслом и иным содержанием.
Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, - встать на его точку зрения, принять его деятельностную позицию. Но это будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения: в обычных условиях переход первого индивида на позицию второго будет означать отказ от своей профессиональной позиции. И, следовательно, кооперация как таковая опять не получится.
Возникает вопрос: нет ли такого пути и способа понимания, который позволил бы первому индивиду восстановить подлинный смысл, заложенный в сообщение вторым, и при этом сохранить свою собственную точку зрения?
Такой путь и способ понимания возможен и встречается в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особенными и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить две точки зрения - "видеть" и знать то, что "видит" и знает второй индивид, и одновременно с этим то, что должен "видеть" и знать сам.
В простейшем случае первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, но вместе с тем дает возможность разделять их. В более сложном случае это будет представление "конфи- гуратного типа", объединяющее разные "проекции".
Таким образом, рефлексия, описанная как рефлексивный выход или рефлексивное поглощение, оказывается чисто негативной, критической и разрушительной связью; чтобы стать положительным творческим механизмом, она должна дополнять себя какой-то конструктивной процедурой, порождающей условия и средства, необходимые для объединения рефлексируемой и рефлексирующей деятельности в рамках подлинной кооперации. Только тогда можно получить целостный механизм, обеспечивающий создание новых организованностей деятельности и их развитие.
Техники разрушения и устранения ошибок.
Второй набор техник мышления условно называется разрушающими техниками. Их объединяет общая ориентация на поиск слабых, уязвимых мест в мыслительной работе, ее предпосылках и результатах. Одна из основных функций этого набора техник - побуждение к углублению утверждений, большему их обоснованию, устранению противоречий и ошибок, поиску новых идей.
. Непонимание - разрушающая техника, основанная на непонимании того, что предлагается, утверждается. Эта техника направлена на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов, на создание продуктивного напряжения в группе. Эта техника побуждает участников работы многократно проговаривать свои доводы, основания, за счет чего происходит углубленная проработка идеи. Непонимание стимулирует стремление сделать коммуникации более совершенными, а также ускоряет группообразующие процессы.
. Сомнение - внесение неуверенности в правильности идеи, предлагаемой группой. При этом ставятся вопросы типа: Так ли это? И это все? Разве это верно? Вы уверены? и т.п. Эта техника позволяет задержать группу на одном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов, идеи. Она помогает отсеивать слабые, непродуктивные идеи, снимать попытки демагогических выступлений, формировать чувство ответственности за результаты работы.
. Проблематизация - мыслительная техника, состоящая в требовании объяснить, почему индивид или группа утверждает и делает то- то и то-то, настойчиво фиксируя шаткость либо отсутствие оснований делаемых утверждений. За счет этой техники обычно резко повышается продуктивность и качество работы, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих суждений, представлений, утверждений и действий.
. Критика - фиксация недостатков предоставленного содержания, способов его получения и представления. Критика позволяет определять слабые стороны того или иного построения, развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам, умения отстаивать свою точку зрения. Техника критики включает следующие шаги:
- определить цели критики;
- определить объект критики;
- зафиксировать эталон, который будет использоваться для критики;
- сопоставляя объект критики с эталоном, определить различия и противоречия;
- вынести критическую оценку отклоняющимся от эталона характеристикам объекта критики.
. Отрицание. На все высказывания и предложения участников работы консультант говорит «нет». Цель этой техники - поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы, в том числе использование созидательной техники мышления. «Прорваться» через это «нет» можно лишь в случае изменения способа работы. В методологической практике этот способ работы известен под названием «НЕТ - стратегия».
. Инверсия - утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается одним или несколькими участниками работы, фиксация и обоснование этой точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Эта техника служит для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска совершенно новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопросов, создания продуктивного напряжения в группе.
. Приведение к абсурду. Данная техника реализуется за счет следующих действий:
- определяется содержание тезиса, который будет опровергаться;
- делается допущение, что он истинен;
- из утверждения делаются выводы, последний из которых абсурден;
- фиксируется логический закон, согласно которого из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие;
- фиксируется связь между абсурдность вывода и ложностью основного тезиса.
Умелое владение этими техниками существенно повышает интеллектуальный потенциал участников работы, делает анализ более глубоким, а выводы более содержательными и обоснованными.

Эффективное мышление – это умение приходить к логически обоснованным, полезным и правильным умозаключениям; способность ставить цели и выстраивать алгоритмы их достижения; дар отсеивать реальную информацию от иллюзий, которые психика подбрасывает каждому человеку. Эффективное мышление – довольно многогранное понятие, которое, в сущности, не нуждается в представлении. Все понимают, что оно включает в себя такие качества как скорость, объективность, результативность и неординарность. Но вот как добиться этой эффективности? Дается ли данная способность природой, является ли она талантом, воспитывается в детстве или развивается с помощью тренировки? Конечно, во многом предпосылки к развитию «соображалки» заложены в генах и родительском воспитании. Но формирование эффективного мышления может происходить и в зрелом возрасте – для этого необходимо лишь сознательно подходить к процессу «думания» и улучшать свои результаты с помощью занятий и упражнений.

Но для начала давайте разберемся с вопросом, что мешает большинству людей мыслить быстро и качественно.

Главные враги эффективности в мышлении – это привычки думать определенным образом. Мысль скользит по накатанной дороге, ведь так думали наши родители или друзья, так думало человечество на протяжении десятилетий. И мы так думали, и ничего плохого, вроде бы, не происходило – а значит, наш способ мышления вполне нормален и годится для жизни. И правда – он годится для среднестатистической жизни человека, живущего от зарплаты до зарплаты. Но не имеет ничего общего с эффективностью мышления, помогающей реализовывать в жизнь далеко идущие планы или совершать открытия. Чтобы вырваться из трясины стандартного мышления и перейти к эффективному, необходимо избавиться от ряда шаблонов.

1. Боязнь перемен

Это свойство психики присуще практически всем людям и человечеству в целом. К любому новому веянию, будь то научная мысль, творческий прорыв или техническое нововведение, изначально относятся с подозрением, поднимают на смех или порицают. К примеру, паровоз пытались создать многие изобретатели, но все они наталкивались на скептическое отношение общества. Идею называли нелепой фантазией, паровую машину – исчадием ада, а путешествия по железной дороге считали слишком опасными. Ведь при огромной скорости 40 километров в час пассажиры не смогут дышать, у них начнутся судороги, галлюцинации, они будут сходить с ума и умирать прямо в вагонетках! Это сейчас вы улыбаетесь, читая эти строки, а в 18-19-м веке, когда паровоз медленно пробивал себе путь к массовому использованию, это были серьезные аргументы.

Таким же образом высмеивали идею фотографии, телевидения и полетов на луну. Ну а о судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея, думаю, знают все.

Что движет этими людьми, так рьяно сопротивляющимися новому? Лень и страх. Лень – потому что каждое нововведение вызывает трудоемкий процесс реформирования многих сфер жизни, включая способ мышления, о котором мы сегодня говорим. Новшества тянут за собой цепочку неизбежных изменений, под которые волей-неволей придется подстраиваться – а это трудно и не всегда приятно. Страх – потому что не каждый способен пройти через эти изменения. Люди боятся, что они не смогут этого сделать, боятся провала и позора, им страшно оказаться на задворках цивилизации, не сумев приспособиться к ее развитию. Поэтому они старательно тормозят это развитие.

Избавьтесь от страха и лени, научитесь, как минимум, рассматривать новинки с беспристрастной позиции, не цепляясь за привычные стереотипы. Конечно, не все новое хорошо – не стоит тут же бросаться в объятия новизны. Но и бояться ее не нужно.

2. Соблюдение правил

Само по себе оно не является плохим – есть полезные правила, сохраняющие нашу жизнь, здоровье, помогающие нам понимать друг друга и контролировать общественные взаимосвязи. Есть грамматические правила, ПДД, законы – их соблюдение облегчает нашу жизнь, а эксперименты на этой почве не сулят ничего хорошего.

Но существуют и правила, которые можно назвать спорными – правила морали, общественные традиции, религиозные догмы. Они заложены в нас в качестве моделей мышления и поведения; отступая от них, мы демонстрируем нонконформизм. Для творческих людей и изобретателей он является символом поиска, для ханжей и снобов – качеством отщепенцев и изгоев. Да, нонконформисты всегда были белыми воронами, но именно они делают открытия в науке и творчестве, изменяют жизнь людей к лучшему, помогая избавляться от устаревших и бесполезных моделей и традиций.

Конформизм вытекает из трусости, боязни пойти наперекор обществу и оказаться «психом-одиночкой». Мы начинаем подчиняться общим правилам, чтобы сберечь существующее положение. Но тем самым мы лишаем себя возможности творчески мыслить и видеть решения в нестандартных ситуациях. Печально, что часто нас подталкивают к этому самые близкие люди, переживающие о нашем благополучии – родители, друзья, учителя. Нас учат не высовываться и жить по правилам, тем самым лишая нашу личность той индивидуальности, которая заложена в нее природой.

Лучший способ избавиться от слепого следования правилам – не оглядываться на мнение окружающих, а жить своим умом. Как говорила мама: «А если все пойдут прыгать с крыши – ты тоже пойдешь?»

3. Самообман

Многие люди обманывают себя, хотя, казалось бы, это невозможно. Алкоголики и курильщики уверены, что могут бросить в любой момент, полные люди убеждены в том, что мало едят. Бездельники обвиняют в своих неудачах окружающих, а в низкой зарплате - начальство.

Соль самообмана заключается в том, что человек меняет свое мышление в зависимости от ситуации. Он думает так, как ему выгоднее думать, забывая при этом старые договоренности и собственные решения, принятые ранее.

Часто самообман становится инерционным эффектом от обмана окружающих. Некто притворяется, что сведущ в какой-то сфере, создает определенную иллюзию, улучшенный образ для других, и со временем сам начинает верить в этот образ.

Как не попасть в ловушку самообмана? Помните, что первое принятое решение обычно верно – оно исходит исключительно из нашей логики, личной морали и совести. Когда мы включаемся в процесс и сталкиваемся с трудностями, начинают работать такие негативные черты характера, как лень, зависть или жадность. Эти эмоции заставляют принимать новые решения, выгодные темным сторонам нашего эго. Поэтому для того, чтобы не сбивать самого себя с толку, нужно научиться очищать мышление от этих нашептываний.

4. Во имя спасения образа

В каждом человеке на уровне подсознания заложена необходимость сохранять положительный образ, созданный им для самого себя и окружающих. Совершая ошибки или какие-то неприглядные поступки, он старается сделать все, чтобы уберечь свой имидж от разрушения, а репутацию – от пятен. И самое интересное, что он будет обманывать в первую очередь себя, а следом – остальных.

Наиболее распространенный способ сохранения своего положительного образа – оправдание. Оправдывают свои действия внешними факторами все, начиная от маленького ребенка, который разбил вазу, и заканчивая убийцей. «Я был вынужден, у меня не было другого выхода, я не мог поступить иначе, так получилось», - стандартный набор оправданий, сопровождающийся пространственными пояснениями обстоятельств.

Еще один сценарий при спасении образа – это подгон фактов. Этим грешат СМИ – преследуя определенную цель, они выбирают факты, подтверждающие их теорию, и отбрасывают те, что опровергают ее. Правда, они делают это сознательно, в то время как среднестатистические обыватели подгоняют факты под свои теории неосознанно. Обычно это делается задним числом, когда дело сделано – остается только создать грамотное объяснение своих поступков. По сути, это то же оправдание.

Подсознательное побуждение в любых спорных ситуациях – отрицать свою причастность и искать факты, подтверждающие невиновность. Это побуждение проистекает исключительно из страха, что наше эго будет повержено и унижено. Как вы понимаете, такой подход лишен конструктивности. Нужно учиться честно оценивать свою роль в развитии событий, быть объективным в суждениях относительно своей вины или невиновности и не преувеличивать важности внешних факторов.

5. «Своя рубашка ближе к телу»

У каждого из нас есть интересное свойство психики – мы всегда считаем свое лучшим, чем чужое. Свои друзья – хорошие, чужие – безответственные хулиганы. Свои дети умные и любимые, чужие им и в подметки не годятся. Говорят, что на соседском лугу и трава зеленее – но это далеко не всегда так. Во многих ситуациях мы по-разному оцениваем два абсолютно одинаковых объекта только потому, что один из них имеет к нам непосредственное отношение.

Лучше всего этот эффект прослеживается в войнах и междоусобицах. Воины своей армии – «герои-освободители», противника – «оккупанты и убийцы». Свои «вынуждены принимать меры», чужие – «бесчинствуют». В СССР даже существовало два разных понятия: разведчик и шпион. Первым гордо назвали агентов советских спецслужб, а вторым, брезгливо – иностранцев и перебежчиков.

Люди склонны разделять всех на «мы» и «они», считая других людей худшими. Отсюда проистекает расизм, мужской шовинизм, нездоровый феминизм, непонимание между людьми разных возрастов, сословий и материального положения. Да, во многом мы отличаемся, но подобное разделение отдаляет людей друг от друга так, будто они – с разных планет.

Этот эффект заставляет нас субъективно относиться к поступкам, достижениям и предложениям разных людей, зависимо от личных симпатий. Вы можете носиться с воплощением нелепой идеи человека, в которого влюблены, отбрасывая предложения толковых специалистов; можете вложить деньги в провальный проект приятеля, отказав в инвестициях хорошему стартапу. Чтобы уметь выбирать лучшее, необходимо научиться ставить друзей и незнакомых в один ряд, руководствуясь исключительно оценкой качества самого предложения или достижения.

6. Стереотипы

Все мы знаем, что стереотипы – это плохо. Сразу же вспоминаются крылатые «все бабы дуры» и «все мужики козлы».

Но дело обстоит немного иначе. В действительности стереотип – это продукт индукции, когда мы делаем обобщающий вывод, исходя из множественных повторяющихся предпосылок. Мозг автоматически формирует стереотипы, чтобы не сочинять каждый раз новые алгоритмы реакций – попав в похожую ситуацию, он вспомнит о такой же, и среагирует так же. Проблема в том, что не все стереотипы соответствуют истине. А если быть точнее – у каждого стереотипа есть слабое место. И исходит оно из простого логического правила, говорящего, что истинность индуктивного умозаключения никогда не составляет 100%. Кроме того, стереотипы имеют свойство устаревать.

Например, узнав от разных знакомых, что в каком-то магазине обвешивают и продают несвежие продукты, вы придете к выводу, что в этот магазин лучше не ходить, и будете правы. Может, там обвешивают не каждый раз, и не все продукты несвежие, но лучше ведь перестраховаться. Но вот у магазина меняется руководство, внедряется новая политика, увольняются недобросовестные сотрудники. Те люди, которые не слышали об этом магазине, сделают там покупку и создадут новый стереотип – они будут советовать магазин знакомым и ходить в него сами. Вы же будете продолжать обходить его стороной, следуя устаревшему стереотипу, который может сохраняться в течение многих лет после изменения условий.

В общем, мысль ясна – не стоит делать тотальных обобщений и слепо доверять им, не нужно идти на поводу у общественных стереотипов, ведь они могли давно устареть, и даже созданные собственноручно стереотипы зачастую могут сыграть плохую шутку со своим создателем.

Учимся мыслить эффективно

Итак, мы поговорили о том, чего не нужно делать. Теперь давайте обратим свои взоры в сторону методик, способных помочь развить быстрое и эффективное мышление.

Начнем с того, что мышление пересекается со множеством неразрывно связанных компонентов, каждый из которых нужно систематически развивать – это интуиция, логика, творческое начало и фантазия, память, концентрация и интеллект.

Эффективный способ мышления невозможно развить, к примеру, без определенной базы знаний, внимательности, умения анализировать и сопоставлять факты, способности к запоминанию сложной информации и многих других полезных вещей. Это как язык – чтобы разговаривать на нем, недостаточно выучить слова – нужно знать грамматику, пунктуацию, стилистику, идиоматические сочетания и еще очень много чего. Давайте рассмотрим по отдельности все компоненты, формирующие быстрое и эффективное мышление.

Поскольку наш сайт посвящен саморазвитию, здесь имеется уже немало материала о развитии важных составляющих умственной деятельности. Чтобы не повторяться и не писать слишком большую статью, мы просто сделаем отсылки к этим статьям.

1. Логическое мышление

Эффективно мыслить, не опираясь при этом на основные логические законы, мы просто не способны. Успешные люди обладают строгим логическим мышлением, помогающим приходить к неожиданным и в то же время верным выводам, используя очевидные предпосылки, доступные каждому. Пока человек с хромающей логикой будет смотреть на факты и не понимать, в чем дело, - логик все упорядочит, разложит по полочкам, выстроит красивую и четкую логическую последовательность. Эта разница показана на примерах Гастингса и Эркюля Пуаро в произведениях Агаты Кристи, доктора Ватсона и Шерлока Холмса у Конан Дойля.

Умение логически мыслить – наука и искусство одновременно. Такой талант не дается природой, а вырабатывается в течение жизни. Хорошо об этом написано в статье «Развитие логического мышления » - данный раздел довольно обширен, поэтому не будем углубляться, а перейдем к следующему.

2. Творческое мышление

Эффективное мышление предполагает наличие творческого, ведь именно оно помогает нам избавиться от стереотипности, банальности, узости восприятия. Человек может сколько угодно читать книги и пересказывать энциклопедию наизусть, но пока он не умеет выходить за границы известного, он будет думать чужими мыслями – не более того.

Творческое мышление, или как его еще называют, креативность, обязательно для любого, кто создает свой собственный продукт, а не копирует чужие – будь то интеллектуальное творчество или промышленные изобретения. Эффективно мыслить мы сможем лишь тогда, когда наше воображение пустится в бесконечное путешествие, подбрасывая нам все новые идеи.

Больше информации вы сможете найти в статьях «Развитие креативности », «Воображение. Насколько оно важно? », «Конвергентное и дивергентное мышление ». Обратитесь к этим материалам, чтобы больше узнать о воображении, творчестве и изобретательности.

3. Стратегическое мышление

Тактика и стратегия – военные понятия, перекочевавшие в повседневную жизнь. Планирование и организация любой деятельности подразумевают стратегические задатки. Стратег должен уметь держать в голове планируемые и уже совершенные действия, предвидеть шаги противника и другие не зависящие от него внешние факторы, предполагать все возможные результаты своих действий и способы реагирования на эти результаты. Ему необходимо обладать хорошей памятью, аналитическим умом и даром предвидения. Чтобы развить мышление стратега, научитесь играть в шахматы и пошаговые стратегии вроде «Героев».

Хорошо развитые логическое, творческое и стратегическое мышление как раз и являются основой для эффективного. Но есть и вспомогательные компоненты, без которых невозможно обойтись.

4. Память, внимательность, концентрация

Это – интеллектуальные инструменты. А все мы знаем, что затупленные или ржавые инструменты никогда не станут хорошими помощниками в развитии. Тот, кто плохо запоминает информацию, не сможет ею оперировать. Тот, кто пропускает детали, не сумеет сложить воедино картину событий. Тот, кто не способен сконцентрироваться на мыслительной задаче, будет выполнять ее долго, отвлекаясь на всякую ерунду. Какая уж тут эффективность?

Все эти инструменты должны находиться в состоянии постоянной готовности, их необходимо тренировать и использовать. Здесь как в спорте – пока спортсмен занимается, он силен, быстр и ловок. Но стоит ему бросить – через некоторое время мышцы становятся дряблыми и слабыми. Вернувшись к занятиям, он через некоторое время восстановит форму и снова будет таким же сильным. С инструментами мышления – та же история. Тренируйте их, чтобы всегда быть в умственном тонусе.

5. Интуиция и эмоции

Казалось бы, причем здесь эти иррациональные и неподконтрольные свойства человеческой души? Очень даже причем. Начнем с того, что не такие уж они иррациональные, и не такие уж неподконтрольные.

Интуиция является подсознательным обращением к имеющемуся опыту – пользуясь ее помощью, мы оперируем незначительными деталями, ускользающими от сознания. Не зря существует такой термин, как профессиональное чутье – опытный специалист порой не может подробно объяснить, почему выбрал именно этот путь решения задачи. Но его выбор почти всегда ведет к положительному результату.

Эмоциональный интеллект – также не из области фантастики. Он существует наравне с рациональными мышлением, обладая меньшей точностью, но большими объемом и оперативностью.

Оба эти явления способны как помогать, так и мешать эффективному мышлению – все дело в том, как их настроить и в какой степени полагаться на них. И, конечно, их нужно учиться контролировать.

Для более глубокого ознакомления советуем почитать статьи «Эмоциональное и рациональное мышление в процессе принятия решений », «Развитие эмоционального интеллекта » и «Интуиция и ее роль в принятии решений ».

6. Очистка мысленного пространства от хлама

Какими бы мы ни были умными, творческими и образованными, если у нас в голове хаос, наше мышление не будет эффективным. Чтобы сделать голову ясной, нужно идти по двум путям – очищения информационного поля и успокоения мыслей. Наше общество перегружено огромным потоком информации, причем не всегда качественной – даже не стоит пытаться переварить ее всю. Уметь фильтровать информацию очень важно – подробнее об этом можно узнать из статьи «Причины информационной перегрузки и методы борьбы с ней ».

Когда мысли скачут с одной на другую, вы нервничаете, а мозг паникует и судорожно смешивает полезные операции с бесполезными – совсем не до эффективности. Тем, чей мысленный поток похож на бурную горную реку, будет полезна статья «Техника медитации Стива Джобса », где хорошо описаны способы умиротворения своего мышления.

В любой деятельности за теорией всегда следует практика. Ведь много умных слов – это, конечно, хорошо, но конкретные рекомендации по воплощению всей этой информации в жизнь просто необходимы. Каждая техника эффективного мышления затрагивает одну из вышеперечисленных сфер умственной деятельности человека – память, логику, внимательность; помогает в решении определенных задач:

  • «Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению »;
  • «Метод «Оператор РВС»: вечность и доля секунды на выполнение задачи »;
  • «Метод запоминания Цицерона »;
  • «Метод синектики »;
  • «Метод фокальных объектов »;
  • «Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно ».

P.S.: В этой обширной статье не затрагивалось такое понятие как интеллект – не оттого, что он был несправедливо забыт, а оттого, что во многих определениях интеллект и есть мышление. Существует и более широкое понятие интеллекта – как способности человека к умственной и психической деятельности, в которую входят мышление, память, восприятие, воображение, ощущение и т.д. Этих качеств немало, поэтому были упомянуты лишь те, что имеют непосредственное отношение к эффективности мышления. Хороший инструмент улучшения своих умственных возможностей описан в статье «Развитие интеллектуальных способностей ».

Мы постарались максимально раскрыть понятие и суть эффективного мышления, хотя, как вы понимаете, это не так уж просто ввиду масштабности явления. Но надеемся, что эта статья помогла вам проникнуть за завесу тайн мысли и разгадать самые важные ее секреты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Напишу этот пост, чтобы начать новую рабочую неделю в спокойном и здравом (я надеюсь) уме, и не возвращаться больше к этой теме. Разве что за новыми цитатами:)

Итак, «Гарри Поттер и Принципы Рационального Мышления». Автор: Элиезер Юдковский
Английский вариант , Русский перевод – . Доступны как чтение по главам, так и большинство известных форматов, которые можно загрузить в киндл.

Также даю ссылку на русскоязычную версию сайта LessWrong (под этим псевдонимом Юдковского главы книги были впервые опубликованны). Сайт публикует материалы, посвященные развитию рациональности человека и преодолению когнитивных искажений, включая переводные статьи с англоязычного сайта, а также с других, близких по теме.

Честно сказать, я немного в замешательстве, потому что не знаю, как точно описать эту.. книгу. Если бы не сюжет, ее вполне можно было бы отправить на полку популярной научной литературы, что-то вроде «принципы рационального мышления, которыми почти все мы все пренебрегаем, потому что на самом деле не хотим знать правду о реальности вокруг нас, а хотим выдумывать о ней истории». Если кратко, берем весьма начитанного подростка-логика, который считает себя ученым, и поэтому думает соответственно. Запихиваем в знакомый (нам) и незнакомый (ему) магический мир. И смотрим, что из этого получится. Ничего страшного, просто эксперимент… Результат.. не то чтобы превосходит ожидания, но благодаря таланту автора вызывает то понимающую улыбку, то смех (порой слегка истеричный), то аплодисменты особенно удачно высказанным мыслям, то глубокое сочувствие, то боль от того, насколько близка ситуация к реальной.

Вы Герой. Вам дан Квест. Правила неизвестны. Кто играет – неизвестно. Вы находите подсказки, магические артефакты и людей, которые направляют вас в нужном направлении. У вас есть как тайные доброжелатели, так и недруги. Темные персонажи либо врут, либо их советы – палка о двух концах. У вас одна попытка. Ходы переигрывать нельзя. В начале игры у вас 100 очков. Как вы думаете, где вы оказались?

Мне очень жаль, если вам больно. Мне жаль, если вам страшно. Мне жаль, если с каким-то из встретившихся вам фактов ваш мир рухнет. Вам придется через это пройти. Если вы хотите изменить мир, вам придется узнать о нем правду . Предложить новую теорию и построить новую модель. Которая тоже рухнет, и уже в следующей главе.

Я не знаю, хотел ли автор действительно написать историю о столкновении научной картины мира и "духовных практик". Скорее всего, мой заинтересованный ум ее просто туда вчитал. Но если даже и так, то отсылка очень хороша и эмоции вызывает соответствующие.

Стиль. Мне показалось, что автор использует каждую главу как канву, чтобы приоткрыть суть одной из теорий. Это могут быть принципы постановки экспериментов, принципы рациональности, такие как «Почему вы верите в то, во что верите?», теории манипуляций, "ошибка подтверждения", "убежденность в убеждениях", временные парадоксы, графитовые нанотрубки и даже базовые положения генетики:) По ходу книги объясняемые теории усложняются. Главы часто и называются соответствующе. По сути, это учебник по рациональному мышлению "для чайников" :) Тому, кто знаком со многим из написанного, очень приятно вспомнить, каково это – получить в подарок от книги умного героя (наконец-то!).

Причем благодаря сюжету, весьма правдоподобно измененным персонажам и эмоциональному накалу (многие сцены автору определенно удались!), все это выглядит совсем не так занудно, как могло бы. У автора отличное чувство юмора, и он в правильных пропорциях сочетает его с уместным пафосом (не сентиментальным, но и не наигранным).

Кроме науки, автор с удовольствием вводит то туда, то сюда отсылки ко множеству других произведений. Часто они явные, такие как отсылки к Звездным Войнам, ВК или Игре Эндера, а порой завуалированны отдельными фразами или сюжетными поворотами. Лично меня автор покорил Шариками Рупо и товарищем Бестером, обучающим Гарри основам телепатической защиты, хе-хе!

Я ведь говорила о чувстве юмора? Этот фанфик – еще и отличный стеб. Автор с видимым удовольствием прошелся по Таинственной Темной Стороне, оптимистичному мышлению (чего стоит одна только фраза «С каждым днем я становлюсь все Светлее и Светлее» или план «Как не стать Темным Лордом». Правда, Гарри сочинил свой в 11 лет, а я – в 32, дополнив и переписав некоторые положения в 36:)), вопросам феминизма, современной политике и… да чего там только не было. Я еще не все уловила. Прошелся, надо сказать, хорошо .

К сожалению, у этой «радости рационального ума» есть и другая сторона, прямо вытекающая из первой. Автор порой чересчур уж пускается в умствования и забывает о сюжете, изощренные планы становятся все более изощренными, а эмоции – все более блеклыми. И поэтому я совсем не уверена, что дочитаю книгу до конца. Но если воспринимать ее не как отдельную историю, а как попытку вышивки мыслей автора по канве известного почти всем мира, то… можно неплохо провести пару вечеров. А разве не в этом предназначение Книги?

Иррациональное и рациональное мышление представляют собой противоположные способы познания. Ум человека базируется на рациональном познании. Иррациональность дает ему безграничные возможности. Надо их только заметить и поймать.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Методы рационального мышления

Данные методы основаны на использовании логических приемов обработки информации:

  • Анализ - мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры.
  • Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии.
  • Сравнение - установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные свойства предметов и объектов, как качественные, так и количественные характеристики.
  • Обобщение - мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам.
  • Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных деталей.

Важно! Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, один без другого не имеет смысла.

На базе логических приемов мышления осуществляются самые разнообразные процессы. Они успешно применяются как в академических исследованиях и экспериментах, так и в сфере простых житейских дел.

Иррациональное мышление: что это такое

Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

  • чувства;
  • впечатления;
  • мистические переживания;
  • душевное состояние.

Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция:
    • представляет собой форму непосредственного знания,
    • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:
    • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
    • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:
    • является специфической формой психологической активности человека,
    • создает новый образ, ситуацию, возможное будущее с использованием прошлого опыта.

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

Важно! Истоки иррационального кроются в глубинных слоях мышления, в неизведанной области бессознательного. Отсюда основные опасности на этом пути: подмена действительного желаемым и запуск неконтролируемых панических состояний.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

Гармония противоположностей

Психологи уверены, что люди могут без проблем существовать в социуме, пользуясь любым типом мышления.

Рациональная и иррациональная составляющие есть две стороны одной медали. Наше однобокое мировоззрение часто разводит их по противоположным полюсам, в то время как они должны дополнять и обогащать друг друга.

Благодаря взаимодействию этих противоположных начал развивается способность человека находить верный путь в сфере разнообразного опыта постижения неизвестного.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...