Выборы Патриарха в Русской Церкви в XX веке

Фигура патриарха Тихона (Беллавина) во многом является знаковой, ключевой в истории Российской в XX веке. В этом смысле его роль трудно переоценить. О том, что был за человек Тихон, патриарх Московский и всея Руси, и чем была отмечена его жизнь, пойдет речь в этой статье.

Рождение и образование

Тихоном будущий глава российского православия был наречен во время монашеского пострига. В миру же его звали Василием. Родился он 19 января 1865 года в одном из сел Псковской губернии. Принадлежа к духовному сословию, Василий вполне естественно начал церковную карьеру с поступления в духовное училище, а после окончания оного продолжил учебу в семинарии. Наконец, окончив семинарский курс, Василий уезжает в Санкт-Петербург, чтобы завершить свое образование в стенах духовной академии.

Это также свидетельствует о провале идеи создания единой Венгерской православной церкви. Глава закрывается обзором переговоров Московского Патриархата с древними православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, которые, как ожидается, будут помогать в планах Сталина преобразовать Московский Патриархат в «Православный Ватикан».

Глава девятая В главе прослеживается адаптация проекта Сталина «Православный Ватикан» к послевоенным мировым реалиям. Это указывает на факторы, побудившие Кремль отказаться от своего амбициозного плана Всемирного конгресса церквей, который охватит все ветви христианства. Это также свидетельствует о провале альтернативной идеи московской церковной иерархии о созыве Восьмого Вселенского Собора всех православных церквей. Наконец, в нем анализируется организация так называемой Всеправославной конференции, на которой присутствовали только православные церкви из так называемых народных демократий. 3.

Возвращение в Псков

Петербургскую академию Василий окончил со степенью кандидата богословия в статусе мирянина. Затем в качестве преподавателя он возвращается обратно в Псков, где становится преподавателем ряда богословских дисциплин и французского языка. Священный сан он не принимает, поскольку остается безбрачным. А неустроенность личной жизни по канонам церкви препятствует человеку стать священнослужителем.

На один день Храм Христа Спасителя, самая высокая золотисто-купольная Православная Церковь в мире, расположенная в столице России, стала эпицентром восточного православного христианства. Как по количеству, так и по качеству делегаций участников праздничный праздник семидесятилетнего, как оказалось, затмил даже такое историческое событие, как собрание Всеправославного Совета, которое состоялось на греческом острове Крит всего за пять месяцев до этого.

Излишне говорить, что этот факт поднимает логический вопрос о том, что объясняет такое беспрецедентное почтение, которое он уделял российскому патриарху своими духовными братьями и коллегами. Причины могут отличаться от церкви, но можно хотя бы утверждать, что отчасти это обусловлено определенным влиянием, которое Русская Православная Церковь властвует над православным миром.


и рукоположение

Вскоре, однако, Василий решается выбрать иной путь - монашество. Постриг был совершен в 1891 году, 14 декабря, в семинарском храме Пскова. Именно тогда Василий был наречен новым именем - Тихон. Минуя традиции, уже на второй день после пострига новоиспеченный инок рукополагается в сан иеродиакона. Но и в этом качестве ему пришлось служить недолго. Уже на следующее епископское служение он был рукоположен в иеромонахи.

В то же время политическая идеология России в значительной степени подпитывается мышлением национальных консервативных интеллектуалов, таких как Александр Дугин, которые считают, что западный «либерализм - это тоталитаризм», и России суждено противостоять ему под знаменем евразийства обоснованных восточными православными ценностями.

Религия, в конце концов, может представлять собой объединяющий фактор, стоящий выше политической и культурной фрагментации бывших спутниковых единоначалий. Несколько раз он называл президента «чудом Бога» и «защитником христианских меньшинств». Почитание эпитетами, обычно относящимися к монахам средневековой эпохи, является очевидной, но отвратительной попыткой угадать мандат высшей должности в страна. Дополнительное финансирование быстро перешло через щедрые пожертвования от российских олигархов-бизнесменов.

Церковная карьера

Из Пскова Тихон был переведен в 1892 году в Холмскую семинарию, где несколько месяцев исполнял обязанности инспектора. Затем в качестве ректора он был направлен в Казанскую семинарию, одновременно с этим получив сан архимандрита. На этой должности Тихон Беллавин пребывал последующие пять лет, пока решением священного Синода не был избран к поставлению в епископское служение.

Следовательно, церковная казна была наполнена чрезмерно сверхурочно. Это средство массовой информации отчаянно набрасывается на западные либеральные ценности, которые, похоже, противоречат ортодоксальной идеологии. В том же духе он явно обвиняет западный мир в подрыве российской государственности. Канал эффективно достигает более 100 миллионов российских православных верующих. Это число составляет около 70% общего населения в России.

Заметно уютная государственно-церковная кабала достигла своего апогея, когда Московскому Патриархату было предоставлено место жительства в стенах Кремля. Фактически, это решение служило восстановлению исторической справедливости. И последнее, но не менее важное: представители как Кремля, так и Церкви регулярно встречаются, чтобы обсудить, как продвигать общие интересы, традицию, которая датируется ее началом еще.

Архиерейское служение

Епископская хиротония отца Тихона прошла в Санкт-Петербурге, в лавре Александра Невского. Первой кафедрой владыки стала Холмско-Варшавская епархия, где Тихон исполнял обязанности викарного архиерея. Следующее крупное назначение было лишь в 1905 году, когда Тихона отправляют в чине архиепископа управлять епархией Северной Америки. Еще через два года он возвращается в Россию, где под в распоряжение отдается Ярославская кафедра. Вслед за этим следует назначение в Литву, и наконец в 1917 году Тихона возводят в сан митрополита и назначают управляющим Московской епархией.

Учитывая пределы церковной доктрины, основанной на каноническом праве, Восточные Православные Церкви четко определили канонические границы, в пределах которых они осуществляют свои полномочия. И часто эти границы не разворачиваются в соответствии с политическими или географическими границами государств. Наступая вслед за кончиной Советского Союза, национальные волны самоопределения стали чересчур резкими, что породило множество внутриэтнических конфликтов, а также затяжные межгосударственные территориальные споры на развалинах некогда могущественной империи.

Избрание патриархом

Следует напомнить, что со времен реформы Петра Великого и вплоть до 1917 года в православной церкви России не было патриарха. Формальным главой церковного института в это время являлся монарх, который делегировал верховную власть обер-прокурору и священному Синоду. В 1917 же году состоялся одним из решений которого стало восстановление патриаршества. По результатам голосования и жребия на это служение был избран митрополит Тихон. Интронизация состоялась 4 декабря 1917 года. С этого времени его официальное титулование стало таким - святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

Когда Россия разжигала пожар, бывшие страны-спутники с самого начала занимались болезненным процессом государственного строительства. Не неожиданно, это развязало репрессированные патриотические настроения и превратило этнические группы гетерогенных обществ в антагонистические отношения друг к другу.

Создание Синода, смоделированного после контролируемых государством синодов лютеранской церкви, было неотъемлемой частью более широкой программы Петра по реформированию светской административной и военной машины России, программы, направленной на повышение эффективности, искоренение злоупотреблений, и, прежде всего, увеличение контроля суверенных властей над доходами.

Патриаршее служение

Не секрет, что патриаршество Тихон получил в непростое для церкви и государства время. Революция и вызванная ею гражданская война раскололи страну пополам. Уже начался процесс гонения на религию, и на православную церковь в том числе. Священнослужителей и активных мирян обвиняли в контрреволюционной деятельности и подвергали жесточайшим преследованиям, казням и пыткам. В одно мгновение церковь, служившая государственной идеологией в течение столетий, потеряла практически весь свой авторитет.

Синоду было поручено управление всеми церковными делами. Правление, называемое Церковным Положением, было написано архиепископом Феофаном Прокоповичем с поправками Петра. Согласно уставу, Синод должен был иметь двенадцать священнослужителей, назначенных царем, хотя на практике их всегда было меньше. Преступник должен был быть должностным лицом, главной обязанностью которого было быть главой Государя, «обеспечить, чтобы Синод выполнял свой долг». Теоретически Синод должен был быть равен его светскому коллеге, Сенат, но на самом деле церковное правительство имело очень небольшую автономию и было твердо подчинено царю.

Поэтому святитель Тихон, патриарх Московский, нес колоссальную ответственность за судьбу верующих и самого церковного института. Он старался всеми силами обеспечить мир, призывая к прекращению репрессий и политики открытого противостояния религии. Однако его увещевания не принимались во внимание, и святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, часто мог только молча наблюдать за жестокостью, которая проявлялась во всей России по отношению к верующим, и особенно духовенству. Закрывались монастыри, храмы и учебные заведения церкви. Многие священники и архиереи были казнены, посажены в тюрьму, отправлены в лагеря или сосланы на окраины страны.

Коллегиальное управление гарантировало суверенному более жесткому контролю над церковью, чем разрешало патриархальное управление, и устранило вызов власти царя, которую представлял патриарх. Самый известный действующий президент Константин Петрович Победоносцев сумел оказывать далеко идущее влияние во время своей прокуратуры.

Павел Корин, преданный православный верующий, произошел от патриархальной семьи палехских иконописцев. Корин помог Нестерову работать над собором, получив возможность встретиться с самыми известными религиозными деятелями в Москве того периода. Он также познакомился с Великой княгиней Елизаветой Федоровной, настоятельницей монастыря, который пять лет спустя попросил его нарисовать свою гробницу в склепе собора и вскоре пригласил его учить живопись своим ученикам-благотворителям. Таким образом, Корин получил свою первую значительную комиссию в качестве независимого художника: Елизавета Федоровна сыграла значительную роль в жизни художника, и до последних дней он с благодарностью вспоминал свою покровительницу.


Первоначально Тихон, патриарх Московский, был настроен против большевистской власти крайне решительно. Так, на заре своего служения в качестве патриарха он выступил с резкой публичной критикой советского управления и даже отлучил его представителей от церкви. В числе прочего Тихон Белавин, патриарх Московский и всея Руси, заявил, что большевистские управленцы творят «дела сатанинские», за которые на них и на их потомство ляжет проклятие в земной жизни, а в загробной - ждет «огонь геенский». Впрочем, такого рода церковная риторика не произвела никакого впечатления на гражданскую власть, большинство представителей которой давно и бесповоротно порвали со всякой религиозностью и эту же безбожную идеологию пытались навязать создаваемому ими государству. Поэтому неудивительно, что на призыв патриарха Тихона отметить первую годовщину Октябрьской революции прекращением насилия и освобождением заключенных власть никак не отреагировала.

По словам его современников, как глава московского епархия Тихон быстро завоевала любовь своей конгрегации. Корин видел Тихона, когда последний, как митрополит Московский, посетил Марфо-Мариинский монастырь. Когда большевики взяли власть, художник не отрекся от своей веры и сильно сочувствовал Русской Церкви в трудные дни. Между тем, новый режим начал преследовать как священнослужителей, так и мирян. Елизавета Федоровна хорошо знала Патриарха Тихона и в своем последнем письме к сестрам монастыря попросила их подготовить для него свою палату и искать духовное руководство Патриарха.

Св. Тихон, патриарх Московский, и обновленческое движение

Одна из инициатив новой власти против религии состояла в инициировании так называемого обновленческого раскола. Делалось это для того, чтобы подорвать церковное единство и разбить верующих на противоборствующие фракции. Это позволяло в последующем минимизировать авторитет духовенства в народе, а следовательно, и свести к минимуму влияние религиозной (нередко политически окрашенной в антисоветские тона) проповеди.

Корин также высоко оценил Патриарха Тихона и попытался посетить все Патриаршие Литургии в Москве. Корин также посетил монастырь и принес посылку Тихону. Чтобы поблагодарить его, Патриарх дал художнику свою фотографию с листом бумаги с надписью на нем: «Я получил его, спасибо, Патриарх Тихон». Корин заверил, что бумага застряла на обратной стороне фотографии в качестве благословения.

Несмотря на неофициальное запрещение на это, как духовенство, так и миряне пришли в монастырь в огромных толпах, чтобы отдать последнее уважение Патриарху. Корин был там в те дни и видел массы людей, стоящих у гроба Патриарха, объединенных потерями, которые они понесли как лично, так и как члены Церкви. Эти сцены очень впечатлили Корина, а его вдова позже написала, как эти события повлияли на Жизнь художника: «ПД был настолько очарован сценами, которые он видел во время похорон Патриарха Тихона, что эти моменты сыграли важную роль в его будущей художественной карьере» 3.

Обновленцы подняли на знамена идеи реформации российской церкви, давно уже витавшие в воздухе русского православия. Однако вместе с реформами чисто религиозными, обрядовыми и доктринальными обновленцы всячески приветствовали перемены политические. Они категорически растождествляли свое с монархической идеей, подчеркивая свою лояльность к советскому режиму, и даже признавали легитимным в какой-то мере террор против других, необновленческих, ветвей отечественного православия. В обновленческое движение влилось множество представителей духовенства и ряд архиереев, отказавшихся признавать над собой власть патриарха Тихона.

Очевидцы напомнили, что по меньшей мере миллион человек пришли в Донской монастырь в дней, предшествующих похоронам Патриарха. Калужская площадь и все улицы, ведущие в монастырь, были настолько переполнены, что там ничего не двигалось. Празднование продолжалось круглосуточно. Священнослужители из разных приходов и монастырей по очереди превращались в место хора. Монахи, одетые в черное, читали и скандировали без пауз. Монашеские монахи-монахи с частично скрытыми лицами оставили свое долговременное уединение и пришли молиться у гроба. 4.

Прасковия Корина писала о тех днях: На похороны приехало огромное множество людей, представлявших старую, неземную Россию. Со всех сторон собрались настоящие монахи и игумены с нарисованными лицами. Блуждающие менестрели, паломники и слепые люди выглядели так, как будто они были с 16-го или 17-го века. Павел Дм провел там много времени, каждый день ходил туда и рисовал эскизы.

В отличие от патриаршей церкви и других расколов обновленцы пользовались поддержкой официальной власти и различными привилегиями. В их распоряжение были отданы многие храмы и другое церковное недвижимое и движимое имущество. Кроме того, репрессивная машина большевиков чаще всего обходила сторонников этого движения стороной, поэтому оно быстро стало массовым в народе и единственно законным с точки зрения светского законодательства.

В день похорон служба началась в семь часов ночи и продолжалась до темноты, и Корин, и Нестеров присутствовали на службе. Двери собора были широко открыты и те, что были впереди в толпе, хотя и не могли получить внутри, все еще слышал литургию; пение дошло еще дальше. Это был случайный, спокойный и ясный. Люди стояли со свечами, некоторые из них плакали, можно было услышать похоронные песнопения. Пошел пожилой монах-монах. Он должен быть окрашен, он не может просто исчезнуть. Это Реквием! 7 Таким образом, художник задумал картину, которая могла бы увековечить русских священнослужителей и мирян, которые, вероятно, вскоре исчезли под новым русским режимом.

Тихон, патриарх Московский, в свою очередь, отказался признать его легитимность со стороны церковных канонов. Внутрицерковный конфликт достиг апогея, когда обновленцы на своем соборе лишили Тихона патриаршества. Разумеется, он этого решения не принял и силу его не признал. Однако с того времени ему предстояло бороться не только с хищническим поведением безбожной власти, но и с раскольниками-единоверцами. Последнее обстоятельство сильно отягощало его положение, поскольку формальные обвинения в его адрес были связаны не с религией, а с политикой: святитель Тихон, патриарх Московский, оказался вдруг символом контрреволюции и царизма.

Его слова выражали чувства многих православных русских, которые видели плохие предзнаменования в современном Мероприятия. Митрополит Трифон воспринял бедствия, постигшие Россию и Церковь как знак приближающегося апокалипсиса, и Корин разделил эту точку зрения. «Там, на похоронах Патриарха, возникла смутная мысль разрисовать этот истекающий мир - мемориальную службу, Реквием, когда-нибудь в будущем», - писала Прасковья Корина. 9 Художник несколько раз менял название картины, так как а также состав этой эпической работы, посвященной смерти Православия под новым режимом.


Арест, заключение и освобождение

На фоне этих событий произошел еще один инцидент, который всколыхнул общественность не только в России, но и за границей. Речь идет об аресте и тюремном заключении, которому подвергся свт Тихон, патриарх Московский. Поводом для этого послужила его резкая критика советской власти, неприятие обновленчества и позиция, занятая им по отношению к процессу изъятия церковных ценностей. Первоначально Тихон, патриарх Московский, был вызван в суд в качестве свидетеля. Но затем он очень быстро оказался сам на скамье подсудимых. В мире это событие вызвало резонанс.

Представители главы многих православных поместных церквей, архиепископ Кентерберийский и другие лица выступили с резкой критикой советской власти в связи с арестом патриарха. Этот показательный процесс должен был ослабить позиции православной церкви перед обновленцами и сломить всякое сопротивление верующих новой власти. Освобождение Тихон мог получить, только написав письмо, в котором должен был публично покаяться за свою антисоветскую деятельность и поддержку контрреволюционных сил, а также выразить свою лояльность по отношении к советскому режиму. И он пошел на этот шаг.

В результате большевики решили две проблемы - нейтрализовали угрозу контрреволюционных действий со стороны тихоновцев и воспрепятствовали дальнейшему развитии обновленчества, поскольку даже полностью лояльная религиозная структура была нежелательна в государстве, идеология которого основывалась на атеизме. Уравновесив силы патриарха Тихона и Высшего церковного управления обновленческого движения, большевики могли рассчитывать, что силы верующих будут направлены на борьбу друг с другом, а не с советской властью, которая, пользуясь таким положением дел, сможет свести религиозный фактор в стране к минимуму, вплоть до полного уничтожения религиозных институтов.

Смерть и канонизация

Последние годы жизни патриарха Тихона были направлены на то, чтобы сохранить легальный статус Российской православной церкви. Для этого он пошел на ряд компромиссов с властями в области политических решений и даже церковных реформ. Его здоровье после заключения было подорвано, современники утверждают, что он сильно постарел. Как сообщает житие Тихона, патриарха Московского, скончался он в день Благовещения, 7 апреля 1925 года, в 23.45. Этому предшествовал период продолжительной болезни. На погребении свт Тихона, патриарха Московского и всея Руси, присутствовало более полусотни архиереев и более пятисот священников. Мирян же было так много, что даже для того, чтобы проститься с ним, многим приходилось стоять в очереди по девять часов. Как святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен в 1989 году на Соборе РПЦ МП.

Восстановление Патриаршества в 1917 году

С 1721 года Русская Православная Церковь управлялась коллегиально. Это был известный Синодальный Период, когда церковью правил Правительствующий Синод во главе с обер-прокрурором. Над Синодом же стоял правящий Монарх, который мог корректировать синодальные решения.
Но уже во второй половине XIX века многим выдающимся людям в России становилось ясно, что необходимо возвращать единоначальное управление церковью. Первым такую мысль высказал выдающийся Богослов, писатель, наставник двух Императоров (Александра Третьего и Николая Второго) обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев. Но по неясным причинам к нему тогда не прислушались.
Вернулся к идее восстановления Патриаршества Государь Страстотерпец Николай II. Он вынашивал идею созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором был бы избран новый Предстоятель.
Одно время, Государь хотел даже стать Патриархом сам. У него была идея отречься от власти в пользу сына Цесаревича Алексея и стать Патриархом и соправителем своего сына.
Тем более, что такой пример в истории был. Далекий предок Государя боярин Феодор Никитич Романов стал Предстоятелем Русской Православной Церкви и соправителем при своем сыне, первом Государе из династии Романовых Михаиле Феодоровиче. Но по ряду причин, эту идею осуществить не удалось..
И вот наступил февраль 1917 года. Монархия пала. Россия погрузилась в омут нестабильности, хаоса и распада.. И в этом хаосе церковь решила сама определить свое будущее.
28 августа 1917 года (нов.стиль) на праздник Успения Божией Матери в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, который должен был определить ее будущее.
Председательствующим на Соборе был избран Митрополит Московский и Коломенский Владыка Тихон. Одним из главных пунктов повестки дня Собора было восстановление Патриаршества.
Но это восстановление было сопряжено с рядом трудностей. В прежние времена Патриархов утверждали Государи, они же предлагали устраивающие их кандидатуры. Сейчас же Монархии не было и нужно было избрать Патриарха самим, составив для этого соответствующий чин.
Тем временем нестабильность в стране нарастала. Демократическое Временное Правительство говорило много хороших слов, но не имело реальной власти. К власти же рвались радикалы. Еще в августе генерал Л.Г.Корнилов с целью спасти страну от приближающейся катастрофы предпринял попытку военного переворота. Попытка эта была подавлена Временным правительством с помощью.. большевиков, левых эсеров и прочих радикалов! Т.е. Временное Правительство само рыло себе могилу!
Наконец 7 ноября 1917 года (нов.стиль) из Петрограда пришли вести о смене власти, сверженни Временного Правительства и приходе к власти большевиков.
В самой Москве начались бои между большевистской Красной Гвардией и частями, стоявшими за Временное Правительство.
Красногвардейцы не стеснялись обстреливать из своих орудий даже Кремль! Совершались такие святотатства, которые не допускали не Наполеон, не поляки не даже монголы! В куполах и стенах древних храмов Кремля зияли пробоины от снарядов!
В этих жутких условиях Собор принял решение восстановить Патриаршество немедленно.
18 ноября 1917 года (нов.стиль) в Храме Христа Спасителя состоялось избрание нового Предстоятеля. Избрание прошло по жребию. Были написаны на бумаге имена трех Архиереев и после молебна старец Зосимовой пустыни Алексий, много лет уже не соприкасавшийся с миром, достал одну из трех бумаг и прочел имя новоизбранного Предстоятеля. Им стал Митрополит Московский и Коломенский Тихон.
4 декабря 1917 года в Праздник Введения Божией Матери во Храм Собор провел интронизацию нового Патриарха. Она прошла в Успенском соборе Московского Кремля.
Большевики, победившие к тому времени уже в Москве, разрешили провести интронизацию, но при этом до минимума сократили число тех, кто мог на ней присутствовать.
Новый Святейший Патриарх был возведен на Патриарший Престол, пустовавший почти 200 лет. Он был благословлен многими реликвиями древних Патриархов.
После интронизации Святейшего Тихона Собор продолжил работать. Был избран новый Священный Синод, ставший теперь церковным "правительством" при Патриархе, был решен ряд хозяйственных вопросов.
Но хаос надвигался. Россия погрузилась в пучину гражданской войны всех против всех.
В этих условиях некоторые Архиереи вынуждены были отбыть в свои Епархии, чтобы быть там вместе со своими братьями и сестрами во Христе.
Но из Епархий начали приходить трагические вести. Так в январе 1918 года из Киева пришла страшная весть. Красногвардейцы убили там Митрополита Киевского Владыку Владимира. По всей России начались расправы над священнослужителями, монахами и монахинями и уничтожение храмов. Был дан печальный старт Богоборческим гонениям..
В то же время жесточайше расправлялись и с мирянами.
Но самое страшное было даже не в этих массовых убийствах. Самое страшное было в том, что новая власть отменяла все прежние нормы морали и нравственности. Теперь предательство, грабеж и даже убийство больше не считались грехом. По отношению к "классовым врагам" можно было делать все, что угодно.. И такое вот разжигание низших инстинктов вполне могло привести к духовной катастрофе. И видя это, Собор в том же январе 1918 года провозгласил анафему большевикам.
Эта анафема не была объявлением войны или разрывом. Это был призыв задуматься и остановиться для тех, кто не потерял веру и совесть.. Но призыв к сожалению не был услышан..
Кровавая вакханалия продолжалась и все услиливалась..
17 июля 1918 года пришла весть о злодейском убиении Царствующей Семьи.. Святейший Патриарх Тихон и члены Собора отслужили панихиду по Царственым мученикам...
В сентябре 1918 года Собор, прозаседавший с некоторыми перерывами год, прекратил свою работу.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....