Древний китай является. Древний Китай: периодизация истории и культуры

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


Первая китайская цивилизация сформировалась в бассейне реки Хуанхэ (Желтой реки), где почти 500 лет правила династия Шан (Инь), пока около 1057 года до н.э. ее не были завоеваны племенем Чжоу, установившим правление династии Чжоу. Первые земледельцы Северного Китая выращивали просо, а также разводили рогатый скот и свиней. Они, возможно, жили в ямах, вырытых в земле и покрытых соломенной крышей. Знатный китайцы времен династии Чжоу ездили на боевых колесницах. Колесница не имела сиденья, в ней можно было только стоять.

Письменность

Древнейшие китайские письмена вырезали на костях животных. Это были записи гадательных текстов, которые считали посланиями богов.

Погребения

Недавно китайцы вскрыли гробницы правителей династии Шан, найденные около города Аньяна. Они нашли там скелеты лошадей и возниц вместе с колесницами. Правители династии Шан считали, что их предками были боги. В таких бронзовых сосудах они приносили им в дар мясо и вино. Многие китайцы до сих пор почитают своих далеких предков. Такие украшения из нефрита нашивали на одежду утершего, а подобные декоративные кинжалы помещали в гробницы знатных и богатых китайцев.

Европейские клады

На этих рисунках показаны некоторые образцы искусства людей, населявших Европу в древние времена. Такие вырезанные на скалах рисунки были найдены на территории Швеции и Норвегии. Они часто изображают ладьи с плывущим по небосклону солнцем. Этот бронзовый шлем - из местечка Виксо в Дании. Его, возможно, никогда не использовали в настоящей битве, потому что он слишком тяжел и громоздок. Это бронзовая модель колесницы, везущей . Ее бросили в болото на территории нынешней Дании в качестве приношения богам. В Европе были очень искусные мастера, работавшие по

Исследуя политическую систему любого государства, следует обратить внимание на ее истоки, ведь в ходе исторической эволюции цивилизации социальные связи между людьми все усложнялись. Формировались новые потребности и интересы, менялось природную и социальную среду, внутренние и внешние условия существования политически организованных народов. И именно в политической системе, прежде всего, появлялись механизмы адаптации общества к окружающей среде, что менялось, то есть она выступала гарантом стабильного социума.

На сегодня нечетко освещены особенности развития традиционной политической системы Китая. Нам кажется, что раскрытие этапов исторического формирования политической системы, в частности через институциональный и идеологический компоненты будет способствовать пониманию феномена КНР.

В зависимости от определенного исторического периода, народа, типа его культуры, господствующей элиты или доминирующей идеологии менялись как методы, так и «лозунги» политической модернизации: покорение варваров; цивилизаторская миссия; деколонизация и развитие суверенного государства; «христианизация язычников»; «исламизация неверных»; экспорт «мировой революции», демократизация политики и либерализация экономики, ремиссия рыночных отношений и другие

История государственного управления, особенно в эпоху Древнего Востока, когда возник этот институт, а также был заложен фундамент государственной службы в современном понимании этого слова, и до этого времени является недостаточно изученной. Это касается и Древнего Китая, где в бассейне реки Хуанхэ, а позже и Янцзы в II-i тыс. до н. э. сформировалась древнекитайская цивилизация с ее религиозно-философскими учениями (конфуцианство, легізм, даосизм).

Первые ростки государственного управления и элементы государственной службы возникли в Древнем Китае еще в период зарождения первой государства Шан-Инь (XVIII-XII вв. до н. э.). На базе племенного вождівства постепенно формируется наследственная царская власть (ванов), которому подчинялись правители земель (цари земель) . В государстве Шан-Инь местные правители имели неограниченные права в их владениях. Однако в эпоху Шан-Инь централизованного государственного аппарата фактически не существовало, а государство представляла собой союз китайских племен. Власть вана ограничивалась советом знати и народным собранием. В XII в. до н. э. государство Шан-Инь завоевали племена Чжоу. На протяжении XII-VIII вв. до н. э. на территории Китая существовало государство Западное Чжоу, а в VIII-VII вв. до н. э. - Восточное. В это время формируются 5 высших титулов знати - гун, хоу, бо, цзь, нань, которые имели 5 уровней земельных владений за службу - 4 внешних и 1 внутренний. Внешними владениями управляли князья, внутренними - сановники .

В период расцвета Западного Чжоу (Х-ІХ вв. до н. э.) постепенно формируется иерархическое построение власти, когда одни чиновники подчинялись другим. Сановники (шаньку), находившихся при ване, возглавляли администрацию, войско. На землях вана действовали так называемые «смотрящие земель», что имели местные ведомства и следили за развитием хозяйства правителя. В этот период при дворе вана создается канцелярия во главе с начальником. Отдельное ведомство занималось сбором налогов. Самой низкой звеном административно-территориального деления Китая, объединявшей по 5 и 10 сел, руководили специальные чиновники, назначенные ваном.

В IV в. до н. э. в большинстве царствах, на которые распался Древний Китай, проводятся реформы, благодаря которым богат простонародье получил доступ к власти. При дворах правителей ведущая роль в управлении государством принадлежала профессиональным администраторам, которые получали жалование за государственную службу. Во многих царствах были образованы административные округа, куда со стороны правителей назначались доверенные чиновники. Постепенно в Китае формируется бюрократический административный аппарат.

В течение V-IV вв. до н. э. в Древнем Китае возникают основные религиозно-философские течения, видное место в учениях которых занимало государственное управление и государственная служба. Важное место среди них принадлежало конфуцианству и легизма. Так, в V в. до н. э. Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 гг. до н. э.) сформулировал философско-этическую систему конфуцианство, которое в течение нескольких следующих тысячелетий стало официальной имперской идеологией и заложило основы построения системы государственного управления и государственной службы в Древнем Китае. Политические идеи Конфуция направлены на достижение внутренней связи между верхами и низами общества и стабилизации управления. Регулирование политических отношений по нормам добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов .

Ученик Конфуция Мэн-Цзы (372-289 гг. до н. э.) сформулировал 12 принципов успешного государственного управления: подчинение людей не силой, а благотворительностью; недопущения разврата; уважение к мудрым; снижения таможенных пошлин, налогов и сборов; невідволікання народа от дел его; завоевание сердец подданных; любовь к народу; уважение к уважительным; сохранение доброй природы человека; побуждение народа к добру; поиск утраченного сознанием; справедливость. В общем конфуцианцы отстаивали учение о гуманное правление и право наследственных аристократических родов на политическое господство .

С критикой конфуцианства выступили легисты (законники). Они разработали собственное учение о технике реализации власти, основанную на жесткой системе административных распоряжений. Легистского идеология, кроме построения тоталитарного государства на основе слепого выполнения законов, круговой поруки, доносов, тотального шпионажа за населением, отстаивала интересы государственных служащих в условиях политического всевластия родовой аристократии. Провозгласив примат закона над морально-этическими нормами, они охрану законности возложили на чиновников которых рекомендовали вербовать не обязательно из профессионалов, но чтобы государственные служащие были слепо преданы законам.

Император У-Ди при построении системы государственного управления соединил конфуцианство с легізмом, придумал оригинальную систему подбора кадров административного аппарата, которая заключалась в том, что претендент на должность государственного служащего должен заручиться рекомендациями местного начальства и сдать конкурсный экзамен. ; За императора У-ди огромная держава делилась на 13 округов, включавших области. В начале i в. до н. э. государство насчитывала 83 области, которыми руководил огромный аппарат государственных служащих, который был построен на сложной иерархической системе.

В целом можно проследить, что государственная власть Древнего Китая находилась на полюсных позициях от слабой централизации, наличия напіввасальних княжеств к ярко выраженной формы тоталитаризма с высоким уровнем центаралізаціії государственной власти (правления императора Цинь-Шихуанди).

В Древнем Китае впервые сформировались религиозно-философские течения (конфуцианство, даосизм, легізм), видное место в учениях которых занимало государственное управление и государственная служба. Самым влиятельным среди них стало конфуцианство, особенно развилось в Средние века и уделяло моральным качествам государственных служащих и построении административной иерархии или ненайбільшої внимания. Наконец, в Древнем Китае впервые были введены государственные экзамены, сдав которые чиновники могли продвигаться по служебной карьере. Кроме того, была сформирована система подготовки и переподготовки государственных служащих, с целью чего была создана специальная Академия, а развитая иероглифическое письмо, созданная древними китайцами, только способствовала дальнейшему развитию системы государственного управления и государственной службы.

Ярким этапом развития политической системы Китая предстает аграрная, бюрократически-авторитарная. Китай, являясь своеобразным центром азиатского мира, являл собой средоточие тех ценностей, которые определили своеобразие процессов индустриализации в таких странах, как Япония, Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Правителям китайской династии Цин не удалось достичь в XIX в. быстрого экономического роста страны, но фундаментальные конфуцианские ценности Китая групповые обязанности, целеустремленность, самоотречение, знания, долгосрочное планирование, несомненно, оказали определяющее влияние на его экономическое и политическое развитие в нашу эпоху глобальных политических трансформаций. Аграрный, бюрократически-авторитарный режим Китая распался лишь в конце ХІХ - начале ХХ ст., когда Китай пережил иностранные вторжения и потерпел поражение в мировой войне. Националистический военный режим Чан Кайши импонировал главным образом консервативной земельной аристократии, военачальникам, биржевым спекулянтам, банкирам и местным элитам. Однако его падение объясняется не огромным количеством ресурсов, а тем, как они были использованы. Свергнута власть была основана на личном правлении, а не на прочно организованных и функционирующих институтах политической системы, население было отчуждено от принятия политических решений, поэтому, наконец, состоялась деінституціоналізація правительственных учреждений. «Политический паралич» привел к ослаблению легитимности власти чанкайшістів в Китае и способствовал свержению бюрократически-авторитарного режима, где государство осуществляло строгий контроль за социальными группами; материальные интересы и моральные (в том числе политические) ценности резко отделялись одни от других. Стоит отметить, что государственная политика Китая опиралась на семью которая воспитывала лояльное отношение к государству, политическая элита характеризовалась замкнутостью и иерархичностью, большое влияние имели династии, феодалы, ученые-конфуцианцы[ 8, с.105-106].

Уместно отметить, что идеологическое направление конфуцианства является перспективным и в настоящее время. Так, по свидетельству А. Тойнби, следы конфуцианской системы, насчитывающей более двух тысяч лет, обнаруживаются и в жизни послереволюционного Китая.

Следовательно, значительную роль для становления политической системы Китая имели религиозно-философские учения, которые задействовались в государственном управлении, культ харизматического правителя, глубокое почитание традиций и обычаев предков.

Во II тысячелетии до н. э., далеко к востоку от древнейших цивилизаций Передней Азии и Индии, складывается рабовладельческое общество и возникает первое рабовладельческое государство в Северном Китае. Это имело огромное значение для истории народов, населявших как Китай, так и другие страны Дальнего Востока. К этому времени восходят древнейшие предания китайского народа, начатки его иероглифической письменности, рост и распространение влияния его высокой культуры. С этого времени берёт своё начало многовековая история великого китайского народа.

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Русское название «Китай» заимствовано у среднеазиатских народов, которые дали стране это наименование по имени китаев (народа монгольского происхождения), владевших в Х-XII вв. н. э. северной частью Китая. Западноевропейские и ближневосточные названия Китая восходят к слову «Чин», таджикско-персидскому обозначению названия страны. Это название происходит от наименования древнекитайского царства Цинь, распространившего свою власть на большую часть Китая в III в. до н. э.

Сами китайцы называли свою страну по-разному, чаще всего по имени царствовавших династий, например: Щан, Чжоу, Цинь, Хань и т. д. С древних времён было распространено также название «Чжун го» («Срединное государство»), которое сохранилось до настоящего времени. Другое китайское название страны-«Хуа» («Цветущая») или «Чжун хуа» («Срединная цветущая»); ныне оно входит в состав наименования Китайской Народной Республики.

Природа и население

По географическим и экономическим особенностям современный Китай обычно делят на две части: западную и восточную. Территория Западного Китая представляет собой обширное плоскогорье с такими мощными горными системами, как Гималаи, Куньлунь и Тянь-Шань. Высочайшие в мире горные хребты Гималаев, имеющие местами высоту более 8 км над уровнем моря, образуют как бы барьер между Китаем и Индией.

Восточный Китай не имеет таких мощных горных систем, как Западный; значительную часть территории здесь составляют низменности, приморские равнины, к ним примыкают горы средней высоты и плато.

В Восточном Китае более благоприятные природные условия, чем в Западном, значительно мягче климат, разнообразнее растительность и т. п. Все эти условия способствовали тому, что именно в этой части Китая зародилась древнейшая земледельческая культура, появились первые очаги китайской цивилизации, раньше, чем в других частях страны, возникло государство.

Китай обладает значительной речной сетью, но все крупные реки находятся в восточной части страны. Главные реки Китая текут с запада на восток. Долины рек - самые плодородные и наиболее населённые области страны. Древнее население Китая сосредоточивалось в речных долинах. Бассейн главной реки Северного Китая - Хуанхэ, протяжённость которой составляет более 4 тыс. км, был центром древнейшей китайской цивилизации. Хуанхэ - бурная река. Она неоднократно меняла своё русло, затопляла огромные пространства земли, принося большие бедствия населению. Самой большой рекой Китая является Янцзыцзян, имеющая протяжённость свыше 5 тыс. км, её бассейн - Центральный Китай. Крупнейшей рекой Южного Китая является многоводная Сицзян (около 2 тыс. км).

Недра Китая изобилуют полезными ископаемыми. Реки, озёра и моря богаты рыбой. В древности обшинрые территории в Катае были покрыты лесами.

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года - лето приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длинная холодная зима и короткое знойное лето.

Население Китая в древности не было однородным. Собственно китайские племена, носившие, согласно указаниям более поздних литературных источников, названия ся, шан, чжоу и др., уже в очень ранние времена занимали значительную часть Восточного, Северного и Северо-Западного Китая. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам различные племена сино-тибетской группы языков. Запад, север и северо-восток Китая заселяли преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской групп языков.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были области среднего и нижнего течения реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь преобладала плодородная наносная (аллювиальная) почва, образовавшаяся главным образом из речного ила. Плодородная почва и умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

В менее выгодном положении находились древние племена, заселявшие район лёссовых почв, которые занимают огромное пространство в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс, представляющий собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними муссонами с горных возвышенностей, содержит питательные вещества (органические остатки и легкорастворимые щёлочи), которые позволяют обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает сравнительно мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. В силу отмеченных выше условий у племён, населявших в древние времена лёссовое плато, земледелие было менее развито, чем в районе нижнего течения Хуанхэ.

Разложение первобытно-общинного строя

По данным китайских литературных источников можно сделать вывод о сохранении в Китае в III тысячелетии до н. э. пережитков материнского рода. Это видно из того, что древние источники, сообщая о происхождении первых родоначальников племен шан, чжоу и цинь, не говорят об их отцах, а приводят лишь имена матерей, счет родства вёлся тогда по материнской линии. Известно, что при материнском роде (матриархате) сыновья не могли наследовать отцу, так как они принадлежали к другому роду, именно к роду матери. Согласно данным Сыма Цяня, автора «Исторических записок» 1(«Исторические записки» («Ши цзи»), состоящие из 130 глав, представляют собой первую по времени в Китае сводную историю страны, охватывающую период от легендарной древности до I в. до н. э. Сыма Цянь (II-1 вв. до н. э.), автор этого труда, использовал источники, доступные в его время и утраченные впоследствии. «Исторические записки» освещают большой круг вопросов: внутриполитические события, внешние связи Китая в древние времена, экономический строй страны (главным образом II-1 вв. до н. э.), культурное развитие и др.), легендарные правители Яо и Шунь перед смертью избирали себе преемников не из числа своих сыновей.

«Исторические записки» доносят до нас воспоминания о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета старейшин могли быть освобождены от своих обязанностей. Из преданий, приводимых литературными источниками, можно сделать вывод, что в конце III тысячелетия выборное начало было заменено наследственным правом: племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, передававшаяся от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала в дальнейшем носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существует, хотя его права ограничиваются, а его решения становятся необязательными для наследственных вождей племени.

Данные археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что во II тысячелетии, когда в Китае появляется бронза, происходит разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к классовому, рабовладельческому обществу.

Источники не дают возможности проследить весь процесс разложения родового строя и перехода к классовому обществу в Китае; они сообщают об этом лишь отрывочные данные. По ним можно сделать вывод, что ещё в недрах родового общества появляется рабство. Пленных, захваченных во время войн между отдельными племенами и родами, использовали в качестве рабочей силы, превращали в рабов. Этот процесс происходил на базе дальнейшего развития производительных сил, появления частной собственности на средства производства и продукты труда, на основе роста имущественного неравенства и проходил в непрерывной борьбе как внутри племён, .населявших Китай в древнейшее время, так и между племенами. На основании китайских литературных источников можно предполагать, что борьба внутри племён сопровождалась борьбой родовых старейшин против вождей племён.

К концу III тысячелетия, как можно предположить на основании древних преданий, решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого государства в истории Китая. О племени ся наука не располагает достоверными археологическими данными. О нём мы можем судить лишь по некоторым данным литературных источников.

Создание государства Шан(Инь)

Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.

К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.

Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.

Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.

Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи - вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV-XII вв. до н. э.

На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.

Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Орудия труда. Сельское хозяйство.

Материалы археологических раскопок дают известное представление о развитии производительных сил в период Шан (Инь). Прежде всего широкое распространение получают изделия из бронзы, но одновременно ещё сохраняют большое значение каменные и костяные орудия.

При раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь), обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые орудия труда: топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. Если учесть, что в доиньский период сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие -из камня и кости, то следует сделать вывод, что в период Шан (Инь) был достигнут большой прогресс в развитии производительных сил. Об этом же свидетельствует и большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, в частности сосудов, богатая роспись на них.

Хотя в жизни населения древнего Китая в этот период попрежнему сохраняли значение примитивные формы хозяйства - рыболовство и частично охота, однако они уже не играли решающей роли. Их вытесняли скотоводство и земледелие, причём последнее стало играть основную роль.

Для обозначения различного рода понятий, связанных с земледелием, в надписях на костях применяется ряд знаков, означающих: «поле», «колодец», «пашня», «межа», «пшенипа», «просо» и др. Знак «поле» (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника.

Главными зерновыми культурами в Северном Китае были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ. Надписи на костях свидетельствуют о наличии в период Шан (Инь) садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были в почёте у иньцев Их духам даже совершали жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), платье и т. д.

О дальнейшем развитии земледелия свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, повидимому примитивное и ещё в небольших размерах. Этот вывод подсказывают как древние предания, сообщающие о зачатках искусственного орошения ещё в доиньский период, так и надписи на костях. В последних встречается ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, являвшиеся как бы оросительными каналами.

В земледелии применялись уже и металлические орудия. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в окрестностях Лояна и близ Аньяна медные лопаты. Интерпретация ряда знаков в надписях на костях даёт возможность предположить, что иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков, «у», изображал вола, стоящего сбоку земледельческого орудия. Другой знак, «ли» (плуг, пахать), в своём составе также имеет вола, а иногда, но редко-лошадь. В гадательных надписях встречаются также сочетания двух иероглифов, обозначающих плуг и быка.

Согласно китайским преданиям, в глубокой древности существовала так называемая «спаренная вспашка», когда два человека пахали вместе. Это давало больше эффекта при разрыхлении земли. Понятие «спаренная вспашка» имело и более широкий смысл: оно означало соединение усилий двух и более человек при обработке земли, т. е. коллективную обработку поля.

Охота и рыболовство теперь уже не играли основной роли в хозяйстве иньцев, однако продолжали сохранять существенное значение. Об этом свидетельствуют многие надписи на костях.

В иньском обществе значительное место занимало скотоводство. Об этом свидетельствует количество животных, приносившихся в жертву духам. Иногда оно числе и белая каолиновая. В эту пору уже существовал гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Мы уже говорили о развитии в иньские времена шелководства. Об изготовлении шёлковых тканей и развитии ткацкого дела свидетельствует существованитаких иероглифов, которые обозначали понятия «шёлковая нить», «одежда», «платок» и др.

Существование различных отраслей ремесла и особых мастерских, а также высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своём развитии.

Развитие обмена.

С появлением разделения труда между земледелием и ремеслом и ростом избыточных продуктов сельского хозяйства и изделий ремесла получает развитие обмен. Археологические находки позволяют сделать вывод о существовании экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна - яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза. Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее- бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, повидимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

Классовый характер иньского общества.

Остатки жилищ и погребений указывают на значительное имущественное расслоение. В то время как бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Погребения также отражают классовую дифференциацию. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских парей были найдены трупы с отрубленными головами. Есть основания предполагать, что иногда рабов хоронили и живыми.

До сравнительно недавнего времени учёные единодушно считали иньское общество доклассовым, отмечая при этом, что к концу его существования (XII в. до н. э.) произошло разложение первобытно-общинных отношений и совершился переход к рабовладельческому строю. Однако дальнейшие исследования по расшифровке иньских надписей на костях и археологические раскопки, произведённые китайскими учёными за последние годы, позволили сделать другой вывод, а именно: иньское общество было классовым, рабовладельческим обществом. Но установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя данные археологических раскопок, отражающие классовые отношения, и относятся к периоду после перенесения столицы царём Пань Гэном в Шан, т. е. к XIV в. до н. э., можно предположить, что классовое общество возникло ещё до этого времени. В течение длительного времени этот строй, разумеется, сохранял значительные пережитки первобытно-общинных отношений.

Наиболее достоверным литературным памятником, данные которого об иньцах проливают свет и на период, предшествовавший созданию династии Шан, является глава «Основные записи об Инь» из «Исторических записок» Сыма Цяня. Характерно, что приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, Чэн Тан, обращаясь к чжухоу (военачальникам) и к населению, говорил: «Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады». Так мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...