Дмитрий Владимирович Веневитинов: биография. Дмитрий Владимирович Веневитинов

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (1805, Москва - 1827) - русский поэт романтического направления, переводчик,
прозаик и философ.

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 сентября 1805 г. в Москве, в старинной и богатой дворянской семье. Веневитинов прожил короткую, стремительную жизнь. Для воспитания будущего поэта были приглашены лучшие учителя, раскрывшие перед ним ясный, гармоничный, величественный мир античности и тайны древних языков. Знал Веневитинов и современные европейские языки: французский, немецкий, английский, итальянский. Отечественную словесность ему преподавал А. Ф. Мерзляков - известный в то время теоретик, критик и поэт, автор песни "Среди долины ровныя...". Музыку - композитор и пианист Геништа. Живопись - художник Лаперш... То, чего не успели или не смогли дать Веневитинову учителя, восполнило самообразование: с семнадцати лет он посещал в качестве вольнослушателя лекции в Московском университете. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.

Полнота знания о культуре минувшего стала почвой для самостоятельного творчества; к 1824 году, когда Веневитинов поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел и вошел в круг "архивных юношей" (выражение Пушкина), он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург , поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел.
При въезде в Петербург поэт, и без того не отличавшийся здоровьем, был по недоразумению арестован, допрошен и день-два продержан на сырой гауптвахте. В дальнейшем он, при всей увлеченности новой службой в Азиатском департаменте, страдал от гнилого северного климата. Зимой 1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов. Сообщить ему страшную весть выпало А. С. Хомякову. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти...

Поэт умер 15 марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве . На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В его ранних стихах запечатлен путь, обычный для начинающего поэта тех лет. От дружеских посланий ("К друзьям", "К друзьям на Новый год"), пронизанных привычными мотивами "служения муз", поклонения свободе и радости, "занятий сладостных и мирных", он легко переходит к поэме "Песнь Кольмы" (1824), скроенной по образцу шотландских "Поэм Оссиана" (автором их был гениальный мистификатор XVIII века Дж. Макферсон). Рядом с шотландским эпосом - и русская старина ("Евпраксия"), и кристаллически-строгая западноевропейская форма сонета...

Ко времени создания "Сонетов" (1825) окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта Дмитрия Веневитинова. Это мир, где слово освобождено от груза конкретности, а события жизни действительной перенесены в пространство человеческой мысли. Элегический словарь, достаточно традиционный, преобразуется, наполняясь философским смыслом.

Веневитинов создает и несколько оригинальных философских сочинений в прозе, среди которых выделяется диалог "Анаксагор", где по воле автора собеседниками оказываются жившие в разные эпохи древнегреческие философы Анаксагор и Платон. Молодому поэту неважно, когда жили "настоящие" Платон и Анаксагор и могли ли они обмениваться суждениями. Главное, что оба они любили мудрость больше всех земных наслаждений и что в седой древности их волновал тот же вопрос о возможности торжества гармонического "золотого века", который в XIX столетии занимает и любомудра Веневитинова.

К 1823 году в Москве образовался кружок любителей мудрости - любомудров, куда, помимо Веневитинова, вошли прозаик В. Ф. Одоевский, критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Эти молодые тогда писатели бросили вызов философским вкусам эпохи. Они обратили свой умственный взор на труды мыслителей "Германии туманной" - Шеллинга, Фихте, отчасти Канта. Формально кружок распался в 1825 году, но духовное единство продолжало еще какое-то время сохраняться.

На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин . Он создал стихотворение "Три ключа", явственно перекликающееся своими размышлениями о трех эпохах человеческой жизни с веневитиновскими "Три розы" (1826), "Три участи" (1826 или 1827). Пушкин даже стал инициатором издания журнала любомудров "Московский вестник" (Веневитинов автор его программы). Но "поэту действительности" была чужда некоторая умозрительность, свойственная Веневитинову, который так обращался "К любителю музыки" (1826 или 1827):

Когда б ты знал, что эти звуки,
Когда бы тайный их язык
Ты чувством пламенным проник,-
...Тогда б ты не желал блеснуть
Личиной страсти принужденной,
Но ты б в углу, уединенный,
Таил вселюбящую грудь.
Ты б тайно слезы проливал
И к ним горячие объятья,
Как друг вселенной, простирал.

Все характерно в этом стихотворении. И желание не просто переживать строй музыки, но знать ее "тайный язык". И стилизованное под "немецкий синтаксис" строение фразы: "в углу... Таил вселюбящую грудь". И выражение "друг вселенной", гораздо более "туманное" и романтически всеобщее, чем пришедшее в русский культурный обиход из Франции "друг человечества"... Ведь даже драматическое чувство безответной любви к княгине Зинаиде Волконской - хозяйке одного из лучших литературных салонов Москвы,- становясь темой лирики, обретало у Веневитинова возвышенное и философическое звучание ("Элегия", "К моему перстню", оба - 1826 или 1827).

На зыбком фундаменте этого очень выразительного сочетания драматизма ощущений и ясности мысли покоится веневитиновское представление о роли художника в мире, о его небесном призвании и положении в земном обществе. Не случайно поэт, блистательно переведший фрагмент "Фауста" И.-В. Гете, выбрал для вольного перевода и две другие сцены гениального немецкого писателя, ставшие одним из лучших поэтических его переложений. Первая сцена - "Земная участь художника" (1826 или 1827) - показывает утро из жизни прекрасного живописца, вынужденного ради пропитания писать портрет "толстой, дурной собою кокетки" и лишь урывками между заказными работами имеющего возможность трудиться над изображением Венеры-Урании. Муза утешает отчаявшегося мастера: "Тебя живой восторг, художник, награждает. ...И честью ты богат, хотя ты и не знатен". Знакомые по литературе романтизма конфликты гения и толпы, праведности и богатства, творчества и хлеба насущного. Здесь они обретают завершенное, классически точное воплощение. Но вот проходят годы и годы, и разворачиваются события, показанные в сцене "Апофеоза Художника". Юный ученик копирует в галерее картину, когда вносят сюда купленное на деньги князя-мецената полотно, изображающее Венеру-Уранию. "Потолок открывается. Муза, держа художника за руку, является на облаке". Но великий живописец при этом почему-то не радуется; напротив, он с горечью вопрошает:

Пусть славят все мои творенья!
Но в жизни славу знал ли я?
Скажи, небесная моя,
Что мне теперь за утешенье,
Что златом платят за меня?

И, разрушая романтический стереотип, взывает к Музе, "указывая на ученика": "Венок ему на небе уготовь, Но здесь подай сосуд очарованья, Без яда, слез, без примеси страданья!"

Сам Веневитинов не знал бедности, не был обойден славой, но жизнь внесла в эти его строки очень личный и непоправимо трагический подтекст.

Из жизни ушел двадцатидвухлетний юноша, прекрасный собою, подававший надежды, заявивший о себе на самых разных поприщах. Элегические формулы его поэзии наполнились вдруг зловещим смыслом прорицанья: "Сбылись пророчества поэта, И друг в слезах с началом лета Его могилу посетил. Как знал он жизнь! как мало жил!" Смысл этот был "закреплен" многочисленными эпитафиями и стихотворными откликами на смерть поэта (Дельвиг и Туманский, Хомяков и 3. Волконская, Лермонтов и Кольцов...). Так родилась и окончательно оформилась легенда о гениальном юноше-певце Дмитрии Веневитинове, легенда, которая стала не менее значимым фактом истории русской культуры, нежели его замечательные стихи.

1805 - 1827

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14(26).09.1805-15(27).03.1827) родился в г. Москве в Кривоколенном переулке, в дворянско-аристократической семье. Отец - Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814) - отставной гвардейский прапорщик Преображенского полка, умер, когда Дмитрию было всего 9 лет. Мать - Анна Николаевна, урожденная княжна Оболенская (1782-1841) - троюродная тетка Александра Сергеевича Пушкина. Дом, в котором родился Дмитрий, сохранился до сих пор. Он стоит недалеко от Мясницкой улицы, на первом повороте переулка. На нём есть мемориальная доска, которая гласит, что в этом доме у Веневитиновых А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова».
Д. В. Веневитинов получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Непосредственное образование Дмитрия было доверено преподавателям Московского университета: учёному-материалисту, медику Иустину Егоровичу Дядьковскому; математику П. С. Щепкину; поэту, переводчику, литературному критику Алексею Федоровичу Мерзлякову; композитору, дирижёру, пианисту Иосифу Иосифовичу Гениште; художнику Лапершу. К 14 годам Дмитрий читал в подлиннике Вергилия, Горация, Гомера, Эсхила, переводил их на русский, в совершенстве владел французским, немецким, английским и изучал итальянский язык.
Первое из дошедших до наших дней стихотворение Веневитинова датировано 1821 г. Оно называется «К друзьям» и является ответом на «Послание Веневитиновым» А. С. Хомякова, адресованное Дмитрию и Алексею.
В 1822 г. шестнадцатилетний Дмитрий поступает в Московский университет вольнослушателем и посещает лекции сразу на всех 4-х отделениях: нравственно-политическом, словесном, физико-математическом и медицинском, получая поистине энциклопедические знания. В университете он сформировался как романтический поэт со свойственным ему стилем. Большое влияние на Д. В. Веневитинова в формировании его интереса к философии и глубокого её изучения оказал профессор М. Г. Павлов (уроженец г. Ельца, закончил Воронежскую духовную семинарию). Именно Павлов обратил Веневитинова к серьезному изучению классика немецкой философии - Шеллинга. Романтический характер миросозерцания Веневитинова нашёл выражение в философском познании жизни.
В ноябре 1823 г. Д. В. Веневитинов окончил университет и поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов.
В 1823 г. в Москве был организован Литературно-философский кружок «Общество любомудрия» (1823-1825). В кружок, помимо председателя В. Ф. Одоевского и секретаря Д. В. Веневитинова, вошли критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Члены кружка изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, а впоследствии сыграли заметную роль в разработке русской философской мысли и литературы. На собраниях общества Веневитинов читал отрывки из своей философской прозы: «Скульптура, живопись и музыка», «Утро, полдень, вечер и ночь», «Беседы Платона с Александром». На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Участники кружка печатались преимущественно в журнале «Вестник Европы» и альманахе «Мнемозина», а после роспуска общества большинство из них объединились вокруг созданного по совету А. С. Пушкина и по программе Д. В. Веневитинова журнала «Московский вестник», который выходил с начала 1827 г.
Столичная жизнь Веневитинова чередовалась с поездками в провинцию. У Веневитиновых были довольно многочисленные владения в Воронежском и Землянском уездах Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде». После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в Новоживотинное. Имением руководил управляющий, не сумевший справедливо и честно вести дела с крестьянами. В конце лета 1824 г. Дмитрий вместе с братом Алексеем вынуждены были поехать в своё воронежское имение Новоживотинное, чтобы уладить проблемы в делах управления. Путь в имение лежал через Воронеж, где братья остановились на два дня и встретились с родственниками и знакомыми. О своём пребывании в Воронеже Дмитрий писал матери, сообщая о визите к воронежскому губернатору Н. И. Кривцову. Николай Иванович был участником Бородинского сражения, родным братом декабриста Сергея Ивановича Кривцова, а также близким знакомым , Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского и . Веневитинов также нанёс визиты предводителю дворянства, прокурору и председателю гражданской палаты. У поэта была возможность увидеть Воронеж, погулять по его главной улице - Большой Дворянской. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи.
Поездка в воронежские владения многому научила поэта, помогла увидеть реальную жизнь крестьянской России. Восторг от красоты донской природы, привёл к размышлениям о причастности к нескончаемому чуду жизни и философскому восприятию бытия. По возвращению из Воронежской губернии у Веневитинова появятся философские новеллы и стихи о природе.
К 1825 г. окончательно сложился неповторимый литературный мир поэта. К 1825 г. относится и первое выступление Веневитинова в печати как литературного критика. В журнале «Сын Отечества» был опубликован его «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Пушкину очень понравилась эта статья, а также отзывы Веневитинова о второй главе «Евгения Онегина» и отрывке из «Бориса Годунова».
Важным событием в жизни Д. В. Веневитинова стало знакомство его с Зинаидой Волконской, незаурядной женщиной, хозяйкой одного из самых блестящих московских литературных салонов. Веневитинов любил её сильной, без расчёта на взаимность, поэтической любовью, символом которой стал знаменитый перстень княгини, найденный в своё время при раскопках Геркуланума и Помпеи. Волконская подарила его поэту при отъезде Дмитрия Владимировича в Петербург. Веневитинов прикрепил перстень к часам, в виде брелока, объявив, что наденет его только перед женитьбой или смертью. Этому событию в его жизни посвящено стихотворение « », которое вполне можно назвать пророческим. Поэтическое предсказание Веневитинова сбылось. В 1930 г. могила Веневитинова, в связи с закрытием кладбища при бывшем Симоновом монастыре, была перенесена на Новодевичье кладбище. При эксгумации праха перстень был вынут и сейчас, как реликвия, хранится в Государственном литературном музее в Москве.
В ноябре 1826 г. Веневитинов уехал из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург Веневитинов был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов, среди которых он имел немало друзей. Арест оказал на поэта пагубное влияние: кроме тяжёлого нравственного впечатления, пребывание в сыром и холодном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. В дальнейшем он, при всей увлечённости новой службой в Азиатском департаменте, страдал от северного климата.
Петербургский период жизни Веневитинова наполнен напряжённой деятельностью и высоким творческим подъёмом. К этому времени о Веневитинове можно говорить уже как о сложившемся, зрелом поэте, способном не только находить оригинальные темы, но и оригинально выражать их, создавая свой неповторимый стиль философской лирики. Стихотворения, относящиеся к последнему году его жизни, отличаются совершенством формы и глубиной содержания, являясь вершиной его лирики. Это своеобразный цикл, состоящий из 6 стихотворений: « », « », «Поэт», «Жертвоприношение», «Утешение», «Послание к Рожалину». Блестящи и его переводы из «Эгмонта» и «Фауста» Гёте. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
В Петербурге Дмитрий начал писать роман в прозе «Владимир Паренский». К сожалению, произведение не было окончено, отрывки из романа были опубликованы в 1831 г., уже после смерти автора. Поэту не пришлось осуществить многих своих намерений…
В начале марта 1827 г. Веневитинов сильно простудился, болезнь остановить не удалось. Поэт умер 15 (27) марта 1827 г., не дожив до 22 лет.
Веневитинову посвящены стихи и .
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание поэта, В. Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
В 1994 г. на окраине Коминтерновского района г. Воронежа есть Веневитиновская улица.

В 2005 г. воронежцы отметили 200-летие со дня рождения поэта. В честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории был открыт памятник поэту.

Фрагмент выставки в ВОУНБ имени И. С. Никитина

Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / под ред. Б. В. Смиренского; авт. вступ. ст. Д. Д. Благой. - М. ; Л. : ACADEMIA, 1934. - с.
. Веневитинов Д. В С глаголом неба на земле: Стихотворения. Поэмы и драмы в стихах. Проза. Статьи. Современники о Д. В. Веневитинове / сост.: Р. В. Андреева, Л. Ф. Попова; науч. ред., вступ. ст., коммент. Б. Т. Удодова. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозем. края, 2003. - 351, с., л. ил.
. Веневитинов Д. В. Спокойно дни мои цвели в долине жизни... : Стихотворения. Письма из деревни / Д. В. Веневитинов. - Москва: Белый город, 2013. - 175 с. : ил.

***
. Осокин В. Н. Перстень Веневитинова: этюды о художниках и писателях. - М. : Сов. Россия, 1969. - 123 с.
. Литературная критика 1800-1820-х годов / авт. вступ. ст., сост., примеч. и подгот. текста Л. Г. Фризмана. - М. : Худож. лит., 1980. - 343 с., л. ил.
. Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая...»: о жизни и творчестве Дм. Веневитинова. - Саратов: Заволжье, 1992. - 280 с.
. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж, 2007. - С. 116-120.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж, 2009. - С. 91.

http://www.azlib.ru/w/wenewitinow_d_w/

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи . Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых . Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным .

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке , где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Дорер - отставной французский офицер, греческому - грек Бейля (Байло), живописи - художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков , а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа . Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке - гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет , где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией . В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова , И. И. Давыдова , М. Г. Павлова и Лодера . В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши » - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе - сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия », куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев , В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев . Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник ».

Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. В 1930 -е гг, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище , 2 уч. 13 ряд. Прах же матери и брата Д. В. Веневитинова Алексея перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Издания

  • «Сочинения Д. В. В.» (1829),
  • «Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862
  • «Стихотворения Веневитинова» (1884)
  • Веневитинов Д. В. «Полное собрание сочинений» М.-Л., 1934.

Библиография

  • Кошелев А. И., Литературные записки. - Берлин, 1884.
  • Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. - СПБ., 1888-1899 (см. по указателю при последнем XXII т.).
  • Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. - СПБ., 1901.
  • Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. - Казань, 1901.
  • Котляревский Н., Старинные портреты. - СПБ., 1907.
  • Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. - СПБ., 1910.
  • Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. - M., 1913.
  • Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». - № 1. - 1914.
  • Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». - I. - П., 1921.
  • Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. - Л., 1924.
  • Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в. - М. - Л., 1959.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М. - Л., 1962.
  • Каменский З. А. Московский кружок любомудров. - М., 1980. - 327 с.
  • Новичихин Е.Г. "Счастлив, кто прожил, как он...": Вступит. статья //Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта. - Воронеж:Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - С. 5-12.

«Проживи Веневитинов хотя десятью годами более – он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу…».
Н. Г. Чернышевский

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14 (26) сентября 1805 – 15 (27) марта 1827) – русский поэт, переводчик, прозаик.

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в Москве. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным.

Веневитинов получил классическое домашнее образование, в 1822-1824 гг. как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, в 1824 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов. Веневитинов был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики.

В ноябре 1826 года Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Пребывание вдали от родных и друзей угнетало поэта. Кроме того, Веневитинов сильно простудился, что привело к ранней смерти 15 (27) марта 1827 года, по-видимому, от тяжёлой пневмонии. Тело было отправлено в Москву. Похоронили Веневитинова 2 апреля 1827 года на кладбище Симонова монастыря в Москве. На похоронах были Пушкин, Мицкевич и другие друзья поэта.

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Его романтическая поэзия насыщена философскими мотивами. Многие стихи посвящены высокому назначению поэзии и поэта, культу дружбы: «Поэт» (1826), «Поэт и друг» (1827). Он посвящал стихи друзьям, близким людям, возлюбленной Зинаиде Волконской: «К моей богине» (1826), «Элегия» (1827), «Завещание» (1826).

Веневитинов завещал в час кончины надеть ему на палец перстень – подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. В 1930-е годы, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Веневитинов был не только поэтом, но и переводчиком, прозаиком, писал литературно-критические статьи, переводил произведения Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте и других. Также он был известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик.

Имя Дмитрия Веневитинова тесно связано с нашим краем. У Веневитиновых были владения в Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде» – в Новоживотинном. После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в имение. Но в августе – сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем Дмитрий Веневитинов посетил Воронеж и свое воронежское имение. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи. Сейчас здесь расположен памятник федерального значения – Музей-усадьба Д. В. Веневитинова.

В 1994 году в окраинной зоне Коминтерновского района Воронежа была образована новая улица – Веневитинская. В 2005 году в честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова был открыт памятник поэту.

Произведения Д. В. Веневитинова

Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / Д. В. Веневитинов; под ред. А. П. Пятковского. – Санкт-Петербург: Типография О. И. Бакста, 1862. – 264 с.

Полное собрание сочинений поэта, изданное в 1862 году в петербургской типографии Бакста под редакцией А. П. Пятковского, содержит также портрет автора, факсимиле и статьи о его жизни и сочинениях.

Веневитинов Д. В. Стихотворения / Д. В. Веневитинов. – Москва: Советская Россия, 1982. – 174 с. – (Поэтическая Россия).

Веневитинов Д. В. Стихотворения. Поэмы. Драмы / Д. В. Веневитинов. – Москва: Художественная литература, 1976. – 128 с.

В книги поэта вошли его избранные произведения.

Веневитинов Д. В. Стихотворения // Антология русской поэзии. – URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Venevitinov/ .

Поэты пушкинской поры: избранные стихотворения. – Москва; Ленинград: Детгиз, 1949. – 286 c. – (Школьная библиотека).

В сборник вошли избранные стихи шестнадцати наиболее крупных поэтов пушкинской поры, в том числе Дмитрия Веневитинова.

Русская поэзия первой половины XIX века. – Москва: Слово, 2001. – 765 с. – (Пушкинская библиотека).

В книге представлено творчество пятидесяти шести поэтов самых разных направлений, в том числе и Дмитрия Веневитинова (с. 379–389).

Литература о жизни и творчестве Д. В. Веневитинова

Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. – 432 с.

В книге воронежских ученых представлены биографии дворянских родов Воронежской губернии, живших на территории края до 1917 года. Веневитиновы и Станкевичи, Раевские и Тулиновы, Потаповы и Сомовы… Поэты и просветители, фабриканты и военные. Среди иллюстраций можно найти рисунки брата поэта Дмитрия Веневитинова Алексея Владимировича, запечатлевшего в середине XIX века виды села Новоживотинное.

Будаков В. В. Поэт-философ Дмитрий Веневитинов / В. В. Будаков // Воронеж: Русский провинциальный журнал. – Воронеж, 2003. – Спец. вып. : День славянской письменности и культуры. – С. 118.

Будаков В. В. «Рано умереть, но жить…» (Дмитрий Веневитинов) / В. В. Будаков // Подвижники русского слова / В. В. Будаков. – Воронеж, 2007. – С. 110–116.

Книга «Подвижники русского слова» – лирические очерки о писателях и поэтах, жизнью и творчеством породненных с черноземным краем, среднерусской полосой. Один из очерков посвящен Дмитрию Веневитинову.

Веневитинов Дмитрий Владимирович // Литературная карта Воронежской области. – URL: http://lk.vrnlib.ru/?p=persons&id=66 .

Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта / [вступ. ст. Е. Г. Новичихина]. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. – 215 с.

Имя поэта тесно связано с Воронежским краем: четыре помещичьи усадьбы рода Веневитиновых находились в Рамони – на живописных донских берегах. Мир дворянской усадьбы удалось сохранить только в селе Новоживотинное. В этой книге предлагается не только знакомство с биографическими материалами и творчеством замечательного поэта, критика, философа. Читатель впервые сможет заглянуть во все четыре усадьбы, узнать их историю и современное бытование, пройтись по залам дома-музея Д. Веневитинова.

Жихарев В. В плену «царицы муз и красоты»: (Дмитрий Веневитинов и Миньято Риччи) / В. Жихарев // Подъем. – Воронеж, 2012. – № 12. – С. 218–223.

Очерк Виталия Жихарева привносит новые детали в историю любви двадцатилетнего русского поэта Дмитрия Веневитинова к Зинаиде Волконской, которая, в свою очередь, была увлечена итальянским камерным певцом графом Миньято Риччи.

Ласунский О. Г. Веневитинов Дмитрий Владимирович / О. Г. Ласунский // Воронежская энциклопедия: [в 2 томах] / [гл. ред. М. Д. Карпачев]. – Воронеж, 2008. – Т. 1. – С. 126.

Мордовченко Н. И. Веневитинов и поэты-любомудры / Н. И. Мордовченко // История русской литературы: в 10 т. – Москва; Ленинград, 1953. – Т. 6: Литература 1820--1830-х годов. – С. 448–459. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il6/il6-4482.htm .

Статья на сайте Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» рассказывает о литературно-философском кружке «Общество любомудрия» (1823–1825 гг.). Веневитинов принимал активное участие в организации и работе кружка. Члены кружка занимались изучением немецкой идеалистической философии.

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. – http://muzeinikitin.vzh.ru/muzej-usadba-d-venevitinova .

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова // Литературная карта Воронежской области. – URL: http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=4 .

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова, открытый в 1994 году, – памятник федерального значения, одна из немногих сохранившихся в России дворянских усадеб XVIII века. Музей расположен в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области. В его экспозиции – убранство залов знатной дворянской усадьбы XIX века и всё, связанное с родом Веневитиновых. Музей включает в себя двухэтажный особняк (1760-1770 гг.), флигель (1887 г.), парковую зону с прудом. В 2005 году на территории усадьбы был открыт памятник поэту.

Новичихин Е. Новоживотинное / Е. Новичихина. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 114 с. – (Земля Воронежская. Энциклопедия городов и сел).

Книга рассказывает о селе Воронежской области, берущем свое начало во второй половине XVII века. С историей этого села тесно связана судьба поэта Дмитрия Веневитинова.

Поэт и философ Дмитрий Веневитинов // Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края. – Воронеж, 2014. – С. 147–148.

Статья из сборника, рассказывающего об этнокультурных особенностях нашего края, о жизни и традициях наших предков, о людях, связанных с воронежской землёй.

Удодов Б. Дмитрий Владимирович Веневитинов / Б. Удодов // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. – Воронеж, 2007. – С. 116–120.

Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая…» / М. А. Чернышев. – Саратов: Заволжье, 1992. – 280 с.

Книга рассказывает о жизни и творчестве известного поэта XIX века Дмитрия Веневитинова.

1805 - 1827

Страна: Россия

Веневитинов Дмитрий Владимирович - поэт. Родился 14 сентября 1805 г., умер 15 марта 1827 г. Происходя из старинной дворянской семьи, Веневитинов вырос в самых благоприятных условиях, пользуясь заботливым попечением умной и образованной матери. Из его наставников особенное влияние оказал на Веневитинова умный и просвещенный француз-эльзасец Дорер, хорошо ознакомивший его с французской и римской литературой. Греческому языку Веневитинов учился у грека Байло, издателя греческих классиков. Веневитинов рано ознакомился с древнеклассическим миром; отсюда изящная гармоничность его душевного строя, ясно отразившаяся в неразрывной связи между его поэтическим вдохновением и его философским мышлением; современники называли его «поэтом мысли". Он обладал также способностью к живописи и значительным музыкальным талантом. В студенты он не поступал, а слушал лекции некоторых университетских профессоров. Особенно интересовали его курсы А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, М.Г. Павлова и профессора анатомии Лодера. Последние три пытались связать преподавание своего предмета с господствовавшей тогда на западе философской системой Шеллинга и, несомненно, много способствовали умственному развитию Веневитинова в духе шеллингианства. Мерзляков оказывал благотворное влияние на университетскую молодежь устроенными им общедоступными педагогическими беседами; здесь Веневитинов скоро привлек к себе общее внимание ясным и глубоким умом и замечательной диалектикой. Эти качества он проявлял и в кружке студентов, центром которого был Н.М. Рожалин; молодые люди занимались философскими прениями и читали собственные сочинения на разные отвлеченные темы. В 1825 г. Веневитинов определился в московский архив коллегии иностранных дел. Легкая служба оставляла много свободного времени. Из вышеупомянутого кружка образовалось довольно многочисленное литературное общество, а пятеро из его членов составили более интимное тайное «общество любомудрия", с целью исключительного занятия философией, преимущественно немецкой; но оно было ими же самими закрыто, вследствие опасений, возбужденных событием 14 декабря, к которому оказались прикосновенными знакомые их и родственники. К числу небольших работ, читавшихся на собраниях общества, принадлежат прозаические наброски Веневитинова: «Скульптура, живопись и музыка", «Утро, полдень, вечер и ночь", «Беседы Платона с Александром", представляющие (последнее - даже и по самой форме) удачное подражание диалогам Платона, как по развитию мыслей, так и по поэтическому тону. У членов общества явилось желание иметь свой печатный орган. Сначала предполагалось выпустить в свет альманах (альманахи тогда были в моде); но Пушкин, приехавший в начале сентября 1826 г. в Москву, посоветовал кружку основать ежемесячный журнал. Веневитинов, находившийся в дальнем родстве с Пушкиным и уже известный ему по статье о первой песне «Евгения Онегина", изложил программу задуманного периодического издания, озаглавив ее: «Несколько мыслей в план журнала". Вскоре было приступлено к изданию «Московского Вестника", в духе веневитиновской программы, по которой основная задача русского периодического журнала заключалась «в создании у нас научной эстетической критики на началах немецкой умозрительной философии и в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств". Журнал выходил с начала 1827 г., под наблюдением коллективной редакции и под официальной ответственностью М.П. Погодина. Веневитинов к этому времени уже перешел на службу из Москвы в Петербург, в канцелярию иностранной коллегии. Этому способствовала платонически обожаемая Веневитиновым княгиня Зинаида Александровна Волконская. Уезжая из Москвы в конце октября, Веневитинов взял с собой спутником, по просьбе той же Волконской, француза Воше, который только что проводил в Сибирь княгиню Е.И. Трубецкую, последовавшую туда за своим мужем-декабристом. При въезде в Петербург Веневитинов и Воше были арестованы вследствие крайней подозрительности полиции ко всем, имевшим хотя бы малейшее отношение к участникам заговора 14 декабря. Трехдневный арест оказал на Веневитинова пагубное влияние: кроме тяжелого нравственного впечатления, пребывание в сыром и неопрятном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. Он скучал по Москве, где оставались любимая им семья, княгиня Волконская, его товарищи по литературному обществу и по затеянному сообща журналу, заботы о котором Веневитинова горячо высказываются в сохранившихся его письмах к Погодину и другим. Неудовлетворенность своим положением побуждала его помышлять о скорейшем отъезде на службу в Персию. До отъезда из Москвы Веневитинов с жаром отдавался изучению немецких философов: Шеллинга, Фихте, Окена, а также и творений Платона, которые читал в подлиннике (об этих его занятиях свидетельствует небольшая работа, исполненная им для княжны Александры Трубецкой: «Письмо о философии", замечательная по платоновски стройному изложению и безукоризненной ясности мыслей). Веневитинов, по-видимому, всего больше времени посвящал поэтическому творчеству. Это видно как из количества его вообще немногочисленных стихотворений, приходящихся на петербургский период его жизни, так и из достигнутого в них совершенства формы и глубины содержания. В начале марта, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился, и вскоре его не стало. На его могильном памятнике в Симоновом монастыре, в Москве, вырезан его знаменательный стих «Как знал он жизнь, как мало жил!". Он знал жизнь не из опыта, а благодаря тому, что умел глубоко проникнуть в ее внутренний смысл своею рано созревшей мыслью. «Поэт» является для Веневитинова предметом своего рода культа, выразившегося в его лучших как по искренности тона, так и по прелести формы стихотворениях: «Поэт", «Жертвоприношение", «Утешение", «Я чувствую, во мне горит...", «Поэт и друг» и «Последние стихи". Необыкновенным изяществом стиха и выразительным языком отличается его рифмованный перевод знаменитого монолога «Фауста в пещере"; превосходно переведены также из Гете «Земная участь» и «Апофеоз художника". Не считая названных переводов, число стихотворений Веневитинова не превышает 38. Принадлежащие к первому периоду его творчества, то есть написанные до переселения в Петербург, не отличаются той безукоризненностью формы, какую представляют перечисленные выше, могущие в этом отношении померяться со стихами Пушкина. Но стихотворения обоих периодов одинаково характеризуются искренностью чувства и отсутствием изысканности как в мыслях, так и в выражениях. В некоторых из них сказалось пессимистическое настроение, под влиянием которого начат был и оставшийся недописанным роман в прозе. В общем, однако, в поэзии Веневитинова господствуют светлый взгляд на жизнь и вера в судьбы человечества. Созерцательно-философское направление поэзии Веневитинова заставляет многих писавших о нем предполагать, что он скоро оставил бы стихотворство и предался бы разработке философии. Яркий отпечаток философского склада мыслей лежит на его замечательных критических статьях, в которых он эстетическим пониманием далеко опередил своих современников. Кроме издания «Сочинения Д. В. В.» (1829), вышло «Полное собрание сочинений Д.В. Веневитинова", под редакцией А.В. Пятковского (СПб., 1882), с его же статьей о жизни, о сочинениях Веневитинова, и отдельно «Стихотворения Веневитинова» (1884), в «Дешевой Библиотеке". - См. Барсуков «Жизнь и труды М.П. Погодина» (т. II, СПб., 1888); Н. Колюпанов «И.А. Кошелев» (т. I, ч. 2, СПб., 1889) и статьи Михаила Веневитинова в «Историческом Вестнике» (т. XVII, 1884) и в «Русском Архиве» (1885, I, стр. 313 - 31). И. Болдаков.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...