Деструктивное поведение рядом с вами: ЧТО делать. Деструктивное поведение человека

Современные психологические, юридические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые, порицаемые формы личностной активности посредством термина деструктивное поведение . Деструктивное поведение рассматривается как форма личностной активности, направленная на разрушение функционирующих социальных структур. Указанная деятельность может носить целенаправленный характер либо быть психологической реакцией на любую личностную или социальную конструкцию.

Особенности деструктивного поведения

Деструктивное поведение базируется на ценностной, характерологической, регуляторной и мотивационно-смысловой сферах личности. Деструкция в отношении других – это одновременно способ обозначения, обнаружения собственной структурированности, которая может быть идентичной остальным представителям социума либо принципиально отличной от них.

Определение 1

Деструктивное поведение, таким образом, представляет собой форму поведения личности, направленную на разрушение внешних структур при одновременном процессе моделирования собственных поведенческих паттернов; дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия субъекта с окружающей социально-природной средой, опосредованный индивидуальными характеристиками личности, имеющий форму реакций или поступков.

Поступок предполагает целенаправленную, осознанную форму активности, тогда как реакция характеризуется импульсивностью, необдуманностью.

Деструктивный характер активности личности проявляется в психологических состояниях, ситуационных реакциях, отклоняющихся от норм, а также в форме развития личности, приводящей к дезадаптации в социуме. Другими словами, деструктивность представляет собой отрицательное отношение личности к самой себе и окружающим.

Определенная доля деструктивности свойственна всем людям, главные отличия заключаются в выборе объекта, на который она направлена: на свое внутреннее состояние или на окружающую социально-природную среду.

Цели деструктивного поведения

Целями деструкции, направленной на внешнюю среду, могут быть следующие:

  • физическое уничтожение другого (индивидуальное или массовое);
  • разрушение системы социальных отношений или социума в целом: террористические акты, государственные перевороты, революции и пр.;
  • разрушение неодушевленных предметов, произведений искусства (вандализм), а также окружающей природной среды.

Формы деструктивного поведения

Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:

  • противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
  • административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
  • индивидуально-целевое, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным;
  • групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
  • виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
  • имитационное поведение, камуфлирующие истинные интересы,

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение - поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Формы

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое - созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная - к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная - это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:

  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности
  • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война)
  • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм)
  • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).
К аутодеструкции относятся:
  • суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности
  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость)
  • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности.
При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. «Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий». Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей цели и мотивационно не санкционирует ее. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.
Не менее интересна точка зрения заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.
Деструктивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

По моему сейчас такое поведение встречается всё чаще и чаще...

Такие понятия как стали известны человечеству со времени развития психологии и выведения ее в раздел науки. Конструктивное поведение направленно на решение конфликтных ситуаций путем сохранения мира и дружелюбной обстановки, а деструктивное — основная причина возникновения жизненных проблем, недопонимания, отсутствия любви и счастья.

Причины и следствия

Деструктивное поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым нормам и направленное на неприятие каких-либо альтернативных точек зрения. Оно может привести не только к возникновению социальных проблем у человека, но и к нарушениям физического здоровья.

Деструктивное поведение человека имеет две основных формы:

  • Делинквентная форма представляет собой цепь поступков, которые противоречат правовым нормам, принятым в обществе (семейно-бытовые конфликты, ДТП, несоблюдения дисциплины, грубые проступки);
  • Девиантная форма представляет собой поведение, которое противоречит нравственным общественным нормам (алкоголизм, наркомания, склонность к суициду).

Все формы деструктивного поведения представляют собой некую защитную реакцию на окружающий мир, однако имеют связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связаны с детскими переживаниями. В группе риска находятся дети, которым не хватает родительского внимания и поддержки, и дети, у которых есть родительская любовь, но нет поддержки в нужный момент. Причины деструктивного поведения могут таиться и в наследственности. Люди, в семьях которых были случаи психологического расстройства родных, нуждаются в большем внимании и заботе со стороны окружающих.

Но кроме генов и детских переживаний существует целый ряд других причин проявления деструктивного поведения:

  • Психическое здоровье, состояние которого может меняться на протяжении жизни в зависимости от наличия раздражающих факторов.
  • Физическое здоровье, которое может резко и бесповоротно ухудшиться. Таким образом, человек не видит смысла в дальнейшем соблюдении каких-либо правил.
  • Неудачи в профессиональной сфере, когда человек ощущает свою неполноценность, неспособность отвечать определенным требованиям, когда происходит разрушение его репутации и самооценки, или когда он испытывает на себе несправедливость наказания или предвзятое отношение.
  • Материально-бытовые трудности.
  • Алкогольное или наркотическое опьянение, которое относится к специфическим факторам.

Методы профилактики

Профилактика деструктивного поведения гораздо эффективнее его лечения, потому что лечение предполагает постановку на психиатрический учет. Если же совсем не обращать внимания на эту проблему, то дети дошкольного возраста могут нанести себе травмы или покалечиться, деструктивное поведение подростков может привести к суициду, а взрослый человек может и себя покалечить, и другим навредить.

Все виды деструктивного поведения основываются на нервных расстройствах, как было сказано ранее, поэтому и профилактические мероприятия носят общий характер. Их можно использовать как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.

В первую очередь, при возникновении конфликтной ситуации необходимо сделать паузу и осознать возможные последствия деструктивного поведения и принимаемых решений. Также пациенту следует понять, что именно он приобретает, отказываясь от привычной манеры поведения.

Деструктивное поведение, определение которого базируется на отсутствии внимания и поддержки, можно предотвратить таким же способом. Поддерживая человека, укрепляя его решимость, поощряя его за успехи, давая полезные советы и помогая извлекать уроки из неудач, можно научить его подходить к решению конфликтов и проблем конструктивно.

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...