Cогласованное обособленное определение. Обособленное согласованное определение

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Вне поля нашего внимания останутся очень важные для понимания языковой системы темы "Неполные предложения", "Утвердительные и отрицательные предложения", "Предложения по цели высказывания. Роль порядка слов, интонации и формы сказуемого в предложении". Сейчас акцент делается на непосредственной подготовке к ЕГЭ, но для целостного восприятия языка все, и эти, и другие неразобранные темы очень важны. Речь пойдёт об обособлении второстепенных членов, в частности согласованных определений.

Урок 25. Обособление второстепенных членов. Обособление согласованных одиночных и распространённых определений. Учимся создавать высказывания

Сравним предложения:

1) Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под ногами в берёзовой аллее. (И. Бунин)

2) Листья, свернувшиеся и почерневшие от мороза, шуршат под ногами в берёзовой аллее.

По структуре оба предложения совпадают. Вот составы подлежащего и сказуемого с распространёнными второстепенными членами:

листья (какие?) свернувшиеся и почерневшие от мороза ;

шуршат (где?) под ногами в берёзовой аллее .

Задание. Какие два основных однородных второстепенных члена в группе, входящей в состав подлежащего? Какой частью речи они выражены, какое зависимое слово имеют и как называется этот оборот?

Однако представленные предложения не совпадают по порядку слов - членов предложения, что ведёт к перераспределению логических и интонационных акцентов.

В первом предложении прямой порядок слов, интонация фразы нейтральная, небольшим логическим ударением выделяются подлежащее листья и обстоятельство аллее (проверьте!), никакие знаки препинания при этом не требуются.

Во втором предложении распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоит после подлежащего - определяемого слова. Это положение придаёт определению большую самостоятельность, добавочное сообщение, что в речи показывается логическим и интонационным выделением (проверьте!), а на письме - запятыми.

Менять своё местоположение, как мы знаем, могут любые члены предложения (по авторскому желанию, конечно), но при этом грамматическая основа всегда остаётся грамматическим центром высказывания, даже если на неё и не падает логическая нагрузка. Второстепенные члены предложения, которые при изменённом порядке слов или иных речевых условиях принимают особую логическую нагрузку, а на письме выделяются знаками препинания запятыми или тире, называются обособленными, а само смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения - обособлением.

Чтобы понять суть обособления определений, надо вспомнить:

а) какие второстепенные члены предложения относятся к определениям;

б) какие определения называются согласованными и какими частями речи могут выражаться;

в) какой главный член предложения распространяет определение;

г) какой частью речи выражено определяемое слово и какой вид синтаксической подчинительной связи между определяемым словом и согласованным определением;

д) а также суффиксы причастий

(все ответы есть в разобранных уроках).

Важно также, что определение обычно занимает место рядом с определяемым словом - до или после него, а нейтральное положение согласованного определения при прямом порядке слов - до определяемого слова: дикая собака .

Обособление согласованных определений - и одиночных, и распространённых - зависит прежде всего от местоположения определения по отношению к определяемому слову-предмету, а также от части речи, которой выражено определяемое слово.

Обособляются одиночные согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями, и распространённые, выраженные прилагательными с зависимыми словами и причастными оборотами.

Согласованное определение

Обособляется
1. Если определение, одиночное или распространённое, стоит после определяемого слова - имени существительного (то есть при обратном порядке слов). Например:
1) Шар, красный , оставался ярким пятном на голубом небе.
2) Марина, улыбающаяся , сидела у окна.

3) Балуев, столь сильный своей неотрывностью от жизни , был тускл и сер. (В. Вересаев)
4) Мы услышали глухой шум и увидели Терек, . (А. Пушкин)
Не обособляется
1. Если определение стоит перед определяемым словом - именем существительным, например:
1) Красный шар оставался ярким пятном в голубом небе.
2) Улыбающаяся Марина сидела у окна.
3) Столь сильный своей неотрывностью от жизни Балуев был тускл и сер.
4) Мы услышали глухой шум и увидели разливающийся по разным направлениям Терек.
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, условное и т. д.), например:
1) Сопровождаемый офицером , комендант вошёл в дом. (А. Пушкин)
2. Если распространённое определение стоит до определяемого слова - имени существительного и не имеет добавочного обстоятельственного значения, например:
Сопровождаемый офицером комендант вошёл в дом.
3. Если определение оторвано от определяемого слова имени существительного другими членами предложения, например:
И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота. (М. Шолохов)
3. Если определяемое слово имя существительное без определения не выражает законченного смысла и поэтому нуждается в обязательном распространении, например:
Я боялся услышать для себя вещи довольно неприятные . - Сочетание боялся услышать вещи не имеет смысла без определения.
4. Если определяемое слово личное местоимение, то определение обособляется всегда, независимо от местоположения, например:
Убаюканный сладкими надеж-дами , он крепко спал. (А. Чехов)
Он крепко спал, убаюканный сладкими надеждами.
Он, убаюканный, крепко спал.
Убаюканный, он крепко спал.
4. Если определение относится к определяемому слову -определительному местоимению, то, как правило, оно не обособляется, например:
Все пришедшие на собрание сидели тихо.
Однако при наличии логической паузы возможно обособление:
Все, пришедшие на собрание , сидели тихо.

Обоснование обособления (в порядке следования пунктов).

1. Определение, стоящее до определяемого слова (при обратном порядке слов), несёт особую логическую нагрузку добавочного сообщения, практически приближаясь по значению к ещё одному предложению (придаточному определительному) в составе основного высказывания, и всегда интонируется в речи. Особенно это характерно для распространённого определения, выраженного причастным оборотом, сравните с приведённым примером: Мы услышали глухой шум и увидели Терек, который разливался по разным направлениям .

Сравните изменение интонации и перенос логического ударения с определения на определяемое слово в синонимичных предложениях с прямым порядком слов без обособления во второй колонке.

2. Распространённое определение с обстоятельственным значением, выраженное причастным оборотом, можно заменить обстоятельством - деепричастным оборотом со словом будучи. Например, синонимичное предложение: Будучи сопровождаем офицером, комендант вошёл в дом.

Обстоятельственное значение в основном имеют определения, выраженные страдательными причастиями. Действительные причастия тяготеют к обстоятельственному значению, если стоят перед именами собственными, например: Раньше привлекающий внимание, Митя сейчас ничем особенным не отличался.

3. Определение, как мы знаем, должно находиться рядом с определяемым словом. Чтобы фраза не была построена неправильно, оторванное от определяемого слова определение нужно обособить, таким образом указав на его особую логическую нагрузку.

4. Пребывание определения при личном местоимении только в качестве обособленного объясняется морфологическими свойствами местоимения - указывать на предмет, не называя его. Поскольку определение должно характеризовать определяемое слово со стороны его качества или признака, а у местоимений нет ни того, ни другого, то определение и определяемое слово-местоимение синтаксически несовместимы.

Примечание. В предложениях с нулевой связкой между подлежащим и именной частью составного именного сказуемого к подлежащему в свою очередь может относиться обособленное согласованное определение. В таком случае на письме возникает необходимость постановки перед сказуемым одновременно двух знаков препинания - тире между подлежащим и сказуемым и запятой, закрывающей обособленное определение, например:

Этот забор , окружённый колючей проволокой, - самое неприятное место в городке.

Задание. В сочинении-рецензии есть предложение Автор-публицист использует лексические средства, свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции . В этой фразе смысловой акцент смещён на обособленный причастный оборот, а значит, на "признаки предмета": рецензенту важно показать суть лексических средств, которые использует автор. Переставим оборот до определяемого слова: Автор-публицист использует свойственные художественной литературе и способствующие интересу читателя к занимаемой автором позиции лексические средства . Что - предмет или признаки предмета - выделены во фразе? Какой член предложения в конце фразы и потому занимает ударную позицию? Какая фраза - первая или вторая - более ясная и почему?

Не обособляются прилагательное в полной форме и причастие, если они входят в составное именное сказуемое. В этом случае данные части речи занимают место не рядом с определяемым словом, а после глагола-связки, обозначающего движение или состояние, и составляют с ним смысловое целое, например:

С вечеринки мы ушли довольные .

Суть сообщения - показать не процесс, а состояние субъекта, что подтверждается местоположением прилагательного после глагола, а не рядом с местоимением.

Сравните предложение с другим порядком слов: Довольные , мы ушли с вечеринки . Докажите, руководствуясь материалом урока, что при таком порядке слов прилагательное довольные обязательно будет обособленным определением.

Задание. Прочитайте предложение с обособленным определением. Составьте рядом синонимичное с необособленным определением. Обратите внимание, что при необособленном определении смысловой акцент делается на определяемом существительном (автору важен предмет), а при обособленном - на определении (важны признаки предмета).

Образец. Письмо, написанное мелким почерком, лежало на столе. - Написанное мелким почерком письмо лежало на столе.

1. Стихи молодого поэта, изданные недавно, понравились читателям. 2. Ровной гладью распростёрлось перед нами море, золотистое в лучах солнца. 3. Деревня, ещё спящая в столь ранний час, показалась за поворотом. 4. Люди, изумлённые, стали как вкопанные. 5. Большую пользу принесла старшеклассникам экскурсия, организованная учителем истории. 6. Ветер, холодный и противный, забирался прохожим под пальто.

8 класс Дата:

Тема : Обособленное согласованное определение.

Цели урока :

– вспомнить полученные ранее знания об определении как члене предложения.

– дать понятие об обособленном определении;

– развивать письменную и устную речь учащихся;

– воспитывать эстетические чувства учащихся.

Оборудование : раздаточный материал, учебник, компьютер, проектор, «Памятка для начинающего бизнесмена», бланк «Банковский счет», сигнальные карточки, презентация.

Тип урока : урок-деловая игра.

Ход урока

І. Организационный момент. Сообщение темы, цели и задачи урока

– Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важные вопросы. Конечно же, вы поняли, что урок мы проведем в виде деловой игры, а именно: у нас будет заседание бизнес-клуба.

Уважаемые господа, приветствую вас, новое поколение начинающих бизнесменов, на заседании бизнес-клуба, которое состоится в гостях у компании «Обособленные члены предложения». Прошу вас всех внимательно вести деловые записи, быть честными и порядочными при выставлении заработанных баллов, как того требует этикет бизнесмена. А кто скажет, что такое бизнес? (Любой вид предпринимательской деятельности, который дает прибыль.)

Позвольте познакомить вас с «Памяткой для начинающего бизнесмена». (Обращение к висящему на доске плакату.)

    Досконально и всесторонне изучи дело.

    Воспитывай в себе лучшие человеческие качества: честность, порядочность, аккуратность.

    Расширяй свой собственный кругозор.

    Учись грамотно и дружелюбно общаться, работать энергично, творчески.

– Обратите внимание на банковский счет.

Банковский счет

– Вам необходимо напротив обозначенных в счете должностей записать фамилии, т.е. распределить роли. В банковский счет секретарь вносит баллы, заработанные во время игры, напротив фамилии соответствующего участника. Чтобы начать предпринимательскую деятельность, вам надо заработать как можно больше баллов. А зарабатывать их будете благодаря своим знаниям.

ІІ. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

    Внимание! Внимание! Начинаем «Аукцион знаний». Отвечает тот, кто первым поднимает сигнальную карточку. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы к учащимся:

– Какой член предложения мы называем определением?

– Какие типы определений мы знаем?

    согласованные,

    несогласованные,

    распространенные,

    нераспространенные,

    приложения.

– Что такое обособление?

– Какие члены предложения могут быть обособленными, чем они выражаются?

– Почему главные члены предложения не обособляются?

– Как обособленные члены предложения выделяются на письме и в устной речи?

2. Работа по повторению с использование стратегии «Под прямым углом». Работа рисунком и предложениями. У каждого учащегося 2 листа: первый – с данным ниже рисунком, второй – с дидактическим материалом.

Дидактический материал

    Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)

    Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)

    Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)

    По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)

Задание:

– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.

Вопросы:

– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.

(Определение выделено знаками препинания, обособлено.)

– Сформулируйте задачу, которую нам предстоит решить сегодня на уроке. Запишите вопрос урока в прямоугольник «Вывод» стратегии «Под прямым углом».

(Нам предстоит выяснить, когда определения обособляются ).

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

– Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания при обособлении определений, надо помнить правила. Используя различные типы определений, и обособленные в том числе, вы обогащаете свою речь, она становится выразительной, эмоциональной.

IV . Объявление темы и цели урока

– Запишите в рабочие тетради дату и тему сегодняшнего урока «Обособленное согласованное определение».

V І. Изучение нового материала.

– Чтобы любая компания процветала, нужно пополнять свои запасы. И мы с вами тоже это сделаем.

    Работа с учебником (теория А, Б).

– Закрепим изученную теорию.

    Работа у доски.

Практическая работа.

Запишите под диктовку предложения. Над определяемым словом поставьте значок х, причастный оборот выделите. Стоимоисть 1 задания – 2 балла.

Озорная тропа , выбитая босыми ногами, уходит в пшеницу. Поглощенный своими заботами, я иду по тропинке лесной. Испуганный внезапным появлением людей, тетерев шумно взлетел и растворился в кроне.

Вывод. Определения обособляются, если: 1) стоят после определяемого слова; 2) выражены причастными оборотами; 3) относятся к личному местоимению.

– Секретаря попрошу отметить работу членов компании.

3. Конструирование предложений

– Часто бывает, что компания нуждается в реконструкции. Что это значит? (Замена ). Мы с вами тоже должны этому научиться. Стоимость 1 задания – 2 балла.

Задание (слайд):

Преобразуйте данные предложения в предложения с обособленными определениями. Попутно объясните орфограммы, работу выполняйте по образцу, сделайте вывод.

1) В горящ…й костер мы стали класть тонкие сухие листья.

2) На дне реки были видны шевел…щиеся водор…сли.

3) Я пр…слушался к звукам журчащ…го ручья.

4) Проходившая девушка пок…залась мне знакомой.

какой? какой?

Слышен шум падающей воды. – Слышен шум воды, /падающей сверху/.

Проверка:

1) В костер, горящий ярко, мы стали класть тонкие сухие водоросли.

2) На дне реки были видны водоросли, шевелящиеся от течения.

3) Я прислушался к звукам ручья, тихо журчащего вдали.

4) Девушка, проходившая мимо, показалась мне знакомой.

Вывод. Чтобы определение стало обособленным, нужно его распространить и поставить после определяемого слова.

– Секретарь отмечает работу компании, а мы получаем следующее задание. Для дальнейшего развития компании нужно еще пополнить запасы знаний.

4. Работа с учебником (теория В)

– Какой солдат не мечтает стать генералом? Какой подчиненный не мечтает быть руководителем? А какой ученик не хочет попробовать себя в роли учителя?

5. Игра «Я учитель» (Слайд)

Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка. Стоимость 1 задания – 2 балла.

    Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

    Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна, т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

    Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

    За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

V ІІ. Проверка домашнего задания

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с текстом «На далёком Севере» дома, помимо письменного упражнения, нужно было подготовить развёрнутый ответ об условиях жизни и быте ненцев, опираясь на текст, справочные пособия и Интернет.

– За это задание сотрудник тоже получает баллы (5 баллов).

V ІІІ. Закрепление материала .

– Вам понравился Север? Тогда мы продолжим знакомиться с культурой и бытом северных племен, потому что компания «Обособленного определения» нам это предоставляет.

1. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 434. Выпишите определяемые слова вместе с обособленными определениями. По 1 баллу за каждое словосочетание.

– Рабочий день компании подходит к концу и у нас осталось еще одно задание.

2. Творческое задание (слайд). Работа с репродукцией картины молодой русской художницы Татьяны Юшмановой «Весной на Севере...»

Задание:

Составьте небольшой текст-описание с использованием обособленных согласованных определений. Вознаграждение – 5 баллов!

Можно воспользоваться подсказкой (дикий, весенний, задумчивый, пустой, зеленый, прозрачный) .

Сочинения зачитываются на уроке.

ІХ. Подведение итогов. Оценивание работ учащихся.

1. Тестовое задание на диагностику усвоения темы. (Слайд)

Запишите в тетрадях слово «Тест». Если вы согласны с утверждением, то пишете «Да», если не согласны, то «Нет». Оценивается в 5 баллов.

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…

1) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)

2) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)

3) обособляются определения, стоящие после определяемого существительного? (Да)

4) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)

5) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)

2. Беседа:

– Что вы узнали сегодня нового на уроке?

– Что повторили?

– Что предстоит узнать?

– Что вам больше всего понравилось?

Х. Домашнее задание (слайд).

Выучить теоретический материал занятия 48,49, упражнение 432 (письменно); прочитать текст на с. 263-264, упр.436 (устно).

По желанию: Написать отзыв о заседании бизнес-клуба: свои впечатления и размышления, используя предложения с обособленными определениями.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.

Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .

Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).

Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.

Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.

Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.

1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:

Тропинка, зарастающая травой , вела к реке.
Зарастающая травой тропинка вела к реке.

2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:

Счастливый, он
Он, счастливый, рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами , он рассказал мне о них.
Он, довольный своими успехами , рассказал мне о них.

Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .

У этого правила есть три примечания:

1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:

Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи, туристы решили отказаться от повторного восхождения.

(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)

2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:

Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .

3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Упражнение

    Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).

    Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).

    Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).

    Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).

    Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).

    В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.

    И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).

    Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.

    Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.

    Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.

    Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.

    Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).

    Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).

  1. Может, это была колючка или кончик гвоздя_ вылезшего из войлочной подбивки хомута (Айтматов).
  2. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками_ живот, на верхушке которого еле держалось_ готовое вот-вот окончательно сползти_ одеяло (Кафка).
  3. По светлой заре вычерчивались чёрные верхушки берез_ тонкие, как письмена (Пастернак).
  4. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счет_ довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
  5. Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба_ рождавшаяся при мысли_ что этот человек_ теперь с такою увернностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий_ две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, как собаку, ибо раненый в ногу немного сильнее_ я бы непременно свалился с утёса (Лермонтов).
  6. Смажьте форму жиром, чтобы не заржавела, и уберите кухонный стол, сделайте соус из гидрата оксилития_ разведенного в стакане свежего молока (Виан).
  7. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег, увидел_ лежавший на земле_ халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело (Гессе).
  8. Старший брат моего отца_ умерший в 1813 году_ имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком какому-то знакомому врачу для обучения фельдшерскому искусству (Герцен).
  9. Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной_ любви? (Булгаков).
  10. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот_ громадный, как боров, черный, как сажа или грач… (Булгаков).
  11. Зимний вечер 14 декабря_ густой_ темный_ морозный (Тынянов).
  12. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и_ усеянные редким и низким кустарником_ вились овраги… (Тургенев).
  13. Одна_ черная_ крупная и облезлая_ была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий (Турнье).
  14. Страннее всего происшествия_ случающиеся на Невском проспекте! (Гоголь).
    Доктор Будах_ отмывшийся_ переодетый во все чистое_ тщательно побритый_ выглядел очень внушительно (Стругацкие).

Обособление согласованных

определений и приложений

1. Что такое обособленные члены предложения?

1) Спят леса, лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых ва­ленках, хвойные снежные шубы накинули. Ночь, вьюжная, морозная, длинною кажется. (В. Бианки.)

2) Не переставая, лил дождь, косой и мелкий. (А. Толстой.)

3) В овраге, размытом весенними водами, об­нажились разноцветные пласты глины.

К № 1 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.

1) Лиственные, промерзшие, заиндевевшие, в пуховых ва­ленках леса спят, хвойные снежные шубы накинули. Вьюжная, морозная ночь длинною кажется. (В. Бианки.)

2) Не переставая, лил косой и мелкий дождь. (А. Толстой.)

3) В размытом весенними водами овраге об­нажились разноцветные пласты глины.

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Какие члены предложения бывают обособленными?

1) Холодный ветер резкий и упорный кидает нас и тяжело грести. (И. Бунин.)

2) В воздухе закружилась сухая трава листва сорванная с деревьев и мелкие сучья. (В. Арсеньев.)

3) Созвездия холодные как крупинки льда плавали в воде. (К. Паустовский.)

К № 2 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособленными бывают те члены предложения, которые по значению приближаются к сказуемому. Сказуемое обычно стоит после подлежащего. Определение может приближаться по смыслу к сказуемому, если займет его место, то есть будет стоять после определяемого слова

1) Холодный ветер, |резкий и упорный|, кидает нас, и тяжело грести (однородные согласованные определения в постпозиции по значению близки к сказуемому).

2) В воздухе закружилась сухая трава, листва, |сорванная с деревьев|, и мелкие сучья (согласованное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом).

3) Созвездия, |холодные, как крупинки льда|, плавали в воде (согласованное определение в постпозиции, выраженное сравнительным оборотом, относящимся к прилагательному).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Когда определения и приложения обособляются, когда не обособляются?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Не забывайте, что мы инженеры и химики привыкли думать формулами. (К. Паустовский.)

2) Высокий широкоплечий он обладал сложением.

3) Увлеченные рассказом мы ни­чего не замечали вокруг.

4) Наивный и доверчивый он верил в правди­вость самых невероятных историй.

5) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость ().

6) Мы расходились довольные своим вечером ().

К № 3 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Определения и приложения обособляются, когда они относятся к личному . Не обособляются согласованные определения при личном местоимении: если определение связано по смыслу и с подлежащим – местоимением и со сказуемым (такие определения являются именной частью составного сказуемого):

1) Не забывайте, что мы — |инженеры и химики| — привыкли думать формулами. (К. Паустовский.)

2) |Высокий, широкоплечий|, он обладал атлетическим сложением.

3) |Увлеченные рассказом|, мы ни­чего не замечали вокруг.

4) |Наивный и доверчивый|, он верил в правди­вость самых невероятных историй.

5) Я сидел погружённый в глубокую задумчивость

6) Мы расходились довольные своим вечером

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. При каком условии обособляются любые определения и приложения?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах. (М. Лермонтов.)

2) Да о чем тебе молодцу кручиниться? (М. Лермонтов.)

3) Сумерки но мы дети еще на улице. (Ю. Олеша.)

4) Он даже снился мне этот рояль. (К. Паустов­ский.)

5) Некто стоявший сейчас за дверью пытался напугать нас.

К № 4 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Любые определения и приложения обособляются, если они относятся к личному местоимению.

1) |Грозой оторванный листок|, я вырос в сумрачных стенах, |душой дитя|, |судьбой монах|. (М. Лермонтов.)

2) Да о чем тебе, |молодцу|, кручиниться? (М. Лермонтов.)

3) Сумерки, но мы, |дети|, еще на улице. (Ю. Олеша.)

4) Он даже снился мне, |этот рояль|. (К. Паустов­ский.)

5) Некто стоявший сейчас за дверью пытался напугать нас (согласованное определение относится не к личному местоимению, поэтому не обособляется).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. В большинстве случаев распространённое определение бывает выражено причастным оборотом. Вспомните, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда нет.

2. Спиши, меняя положение определяемого слова. Графически обозначь определяемое слово. Что изменилось в предложении?

1) Кусты голубики, усеянные дымчато-лиловыми ягодами, виднеются между деревьями.

2) Одуванчик — ме­доносное растение — можно встретить повсюду.

3) Сухой бурьян летел по пашням в даль, темную, неприветливую.

4) Я, мнительный по натуре, скис (А. Грин)

К № 5 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова (в постпозиции), выделяется запятыми; а причастный оборот, стоящий перед определяемым словом (в препозиции), не выделяется запятыми. Но, если определяемое слово является личным местоимением, то причастный оборот в препозиции выделяется запятыми.

1) Усеянные дымчато-лиловыми ягодами кусты голубики виднеются между деревьями.

2) Можно встретить повсюду одуванчик — |ме­доносное растение|.

3) Сухой бурьян летел по пашням в темную, неприветливую даль.

При перемене места определяемого существительного – с постпозиции на препозицию – согласованные распространённые определения перестали обособляться.

4) |Мнительный по натуре|, я скис (А. Грин)

При перемене места определяемого личного местоимения – с препозиции на постпозицию – согласованное распространённое определение не перестало обособляться.

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. При каком условии обособляются определения и приложения, относящиеся к существительному?

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Песня журчала как лесной ключ тихая чистая несмолкаемая. (Б. Поле­вой.)

2) На лес озябший и нагой вдруг упадут сырые снегопады. (Л. Татьяничева.)

3) Почти все газели и африканские и азиатские не признают тесноты лесов. (И. Акимушкин.)

4) Девушки бежали по степи, выжженной солнцем и вытоптанной овцами и козами.

К № 6 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Определения и приложения, относящиеся к существительному, обособляются, если они распространены и стоят после этого существительного. Определения при этом ещё должны быть согласованными.

2) Если согласованные определения, выраженные причастными определениями, однородные, то знаки препинания ставятся, как при однородных членах предложения.

1) Песня журчала, |как лесной ключ|, |тихая, чистая, несмолкаемая| (сравнительный оборот относится к сказуемому, однородные определения в постпозиции).

2) На лес, |озябший и нагой|, вдруг упадут сырые снегопады (однородные определения в постпозиции).

3) Почти все газели, |и африканские, и азиатские|, не признают тесноты лесов (однородные определения в постпозиции с повторяющимся союзом и).

4) Девушки бежали по степи, |выжженной солнцем| и |вытоптанной овцами и козами| (однородные согласованные определения, выраженные причастным оборотом).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Его бывалого охотника заинтересовало это явление.

2) Желтая бабочка лимонница сидит на сложив крылья в один лист. (М. Пришвин.)

3) Упрямец во всем Илья Матвеевич оставался упрям­цем и в чтении. (В. Кочетов.)

К № 7 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Его, |бывалого охотника|, заинтересовало это явление (приложение относится к местоимению).

2) Желтая бабочка, |лимонница|, сидит на бруснике, сложив крылья в один лист (приложение уточняет нарицательное существительное).

3) |Упрямец во всем|, Илья Матвеевич оставался упрям­цем и в чтении. (Приложение имеет добавочное обстоятельственное значение причины).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) По вечерам художник встречался со своим новым другом извест­ным археологом занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии.

2) Максим спортсмен-спелеолог рассказывал много интересного о пещерах Кавказа.

К № 8 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного;

3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если:

а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки;

б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) По вечерам художник встречался со своим новым другом, |извест­ным археологом|, |занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии| (приложение стоит после нарицательного существительного; согласованное определение в постпозиции, выраженное причастным оборотом).

2) Максим, |спортсмен-спелеолог|, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа (приложение стоит после имени существительного собственного).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите об особых правилах обособления приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Вдохновение непонятное состояние предел мечтаний художников и поэтов длилось дни недели месяцы.

2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына одним из са­мых поэтических полотен русской живописи.

3) Второй портрет княгини Щербатовой Кипренский написал в мягких и блестящих красках таких же мягких как шелковая ткань накинутая на плечи княгини.

К № 9 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности, например: Ва­лерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к су­ровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уро­женец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение не обособляется, например: Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

2) Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придаётся большее значение и при произнесении они отделяются от определяемого слова более длительной паузой, например: Пришёл июнь – месяц экзаменов.

1) Вдохновение — |непонятное состояние, предел мечтаний художников и поэтов| — длилось дни, недели, месяцы.

2) Снова с прежним волнением Кипренский начал работать над портретом князя Голицына – |одним из са­мых поэтических полотен русской живописи|.

3) Второй портрет – |княгини Щербатовой| – Кипренский написал в мягких и блестящих красках, таких же мягких, как шелковая ткань, |накинутая на плечи княгини| (приложение выделяется с помощью тире, если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определяемого слова большей паузой).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Люди спали перед трудным днем как перед боем – крепко. (В. Шукшин.)

2) Леса шумели справа и слева бушуя как озера. (К. Паустовский.)

3) Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению. (С. Аксаков.)

4) Небо в январе как звездный шатер.

К № 10 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1) Люди спали перед трудным днем, |как перед боем|, – крепко. (оборот с как относится к прилагательному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

2) Леса шумели справа и слева, бушуя, |как озера| (оборот с как относится к глаголу или и выражает сравнение с оттенком обстоятельства образа действия).

3) Сосна, |как дерево смолистое|, с трудом поддается гниению (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности, его можно заменить придаточным предложением).

4) Небо в январе как звездный шатер (оборот входит в состав сказуемого).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите о постановке запятой перед союзом как при обособлении приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Дождь мелкий как изморось продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (А. Фадеев.)

2) Слева по-прежнему шла черная гряда сопок изогнувшись как хребет гигантского зверя. (А. Фадеев.)

3) Словом как листом стелет а делом как иголками колет. (Пословица.)

К № 11 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Приложение с союзом как обособляется в том случае, если имеет оттенок причинности, например: Ва­лерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к су­ровому климату Арктики (ср.: Валерию, так как он был уро­женец юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики). Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение не обособляется, например: Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

1) Дождь мелкий, |как изморось|, продолжал бесшумно ложиться на тайгу. (оборот с как относится к прилагательному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

2) Слева по-прежнему шла черная гряда сопок, изогнувшись, |как хребет гигантского зверя|. (оборот с как относится к глаголу или деепричастию и выражает сравнение с оттенком обстоятельства образа действия).

3) Словом, |как листом|, стелет, а делом, |как иголками|, колет (оборот с как относится к существительному и показывает сходство двух предметов, как можно заменить словом точно).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Зимой тротуар как каток.

2) Избушка эта как говорили построена геологами.

3) Он пролетел как стрела всё расстояние.

4) Его знали как опытного врача. Как опытный врач он сразу определил причину болезни.

К № 12 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению; 2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного; 3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если: а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки; б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) Зимой тротуар как каток (оборот входит в состав сказуемого).

2) Избушка эта, как говорили, построена геологами (союз как включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения с союзом как: как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как нам удалось выяснить, как некоторые думают, а также сочетания как обычно, как теперь, как один, как исключение).

3) Он пролетел как стрела всё расстояние (оборот с как стал устойчивым выражением (как белка в колесе, побледнел как смерть, лететь как стрела, льёт как из ведра, здоров как бык, идёт как по маслу и т. д.).

4) Его знали как опытного врача (оборот с как имеет значение «в качестве»). |Как опытный врач|, он сразу определил причину болезни (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности (его можно заменить придаточным предложением).

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Расскажите основные правила обособления определений и приложений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) В поле работали как взрослые так и дети.

2) Как историк-искусствовед отец знал настоящую цену этой находки.

3) Его знали как опытного ихтиолога.

К № 13 – Ключ

Обособление согласованных

распространённых и нераспространенных

определений и приложений

1. Обособляются запятыми на письме:

1) любые определения и приложения, если они относятся к личному местоимению;

2) согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после (в постпозиции) определяемого существительного;

3) согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Согласованные определения и приложения в препозиции обособляются, если:

а) имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки;

б) отделены от определяемого существительного другими членами предложения.

1) В поле работали как взрослые, так и дети (в двойном союзе как…, так и… запятая ставится перед второй частью союза).

2) |Как историк-искусствовед|, отец знал настоящую цену этой находки (оборот с как является уточняющим приложением с оттенком причинности, его можно заменить придаточным предложением).

3) Его знали как опытного ихтиолога (оборот с как имеет значение «в качестве»).

Обособление несогласованных

определений

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький).

2) После десерта все двинулись к , где, в чёрном платье, с чёрной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гончаров).

3) Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на , производила странное впечатление (Арсеньев).

К № 14 – Ключ

Обособление несогласованных

определений

а) от определяемого (главного) слова;

1) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Горький). Определение, выраженное косвенными падежами существительных (чаще с предлогами). Определения-существительные обособляются, если относятся к личному местоимению.

2) После десерта все двинулись к буфету, где, в чёрном платье, с чёрной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гончаров). Определения-существительные обособляются, если отделены от определяемого слова другими членами предложения.

3) Эта толпа людей, пёстро одетых, с загорелыми лицами и с беличьими хвостиками на головных уборах, производила странное впечатление (Арсеньев). Определения-существительные обособляются, если образуют ряд однородных членов с предшествующим или последующим обособленным согласованным определением.

Обособление несогласованных

определений

1. Расскажите основные правила обособления несогласованных определений.

2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь условия обособления.

1) Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров).

2) Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Гончаров).

3) Мать вышла в сиреневом платье, в кружевах.

К № 15 – Ключ

Обособление несогласованных

определений

1. Обособление несогласованных определений зависит:

а) от части речи определяемого (главного) слова;

б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;

в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);

г) от степени распространения и способа выражения определения.

Однако в целом обособление несогласованных определений менее категорично, нежели обособление согласованных определений. Оно происходит в том случае, если в данном контексте требуется выделить какой-либо признак, усилить выражаемое им значение.

2. 1) Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (Гончаров). Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к имени собственному, поскольку дополняют, уточняют предс тавление о лице или о предмете.

2) Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее (Гончаров). Определения-существительные обычно обособляются, если относятся к существительному, характеризующему лицо по степени родства, занимаемому положению, профессии и т. п. Определение-существительное в этом случае дает дополнительную характеристику лицу. Такое определение чаще является распространённым, то есть содержит зависимые слова. Часто таких определений несколько.

3) Мать вышла в сиреневом платье, в кружевах. При расстановке знаков препинания очень важно правильно определить тип второстепенного члена, выраженного существительным, поскольку это может быть не только определение, но и дополнение, обстоятельство.

Учёт выполнения заданий по теме

Обособление согласованных распространённых

и нераспространенных определений и приложений


























№ карточки

Список класса

Несогласованное определение часто вызывает пунктуационные трудности. Сложность заключается в том, что не всегда его можно легко отличить от согласованного, которое будет отделяться запятой. Сложно найти хороший текст, в котором нет этих членов предложения, ведь их использование обогащает речь. Однако согласованные и несогласованные определения, примеры которых представим ниже, - атрибут только письменной речи.

Второстепенные члены предложения поясняют главные, но могут относиться и к таким же второстепенным. Если они дополняют грамматическую основу, то будут называться второстепенными членами группы подлежащего или сказуемого.

Например:

Высокое, безоблачное небо полностью занимало горизонт.

Подлежащее - небо.Его группа: определения высокое, безоблачное. Сказуемое - занимало.Его группа: дополнение горизонт, обстоятельство полностью.

Определение, дополнение, обстоятельство - это три второстепенных члена предложения. Чтобы определить, какой из них употреблен в предложении, необходимо задать вопрос и определить часть речи. Так, дополнения - это чаще всего существительные или местоимения в косвенных падежах. Определения - прилагательные и близкие им части речи (местоимения, причастия, порядковые числительные, также существительные). Обстоятельства - наречие или деепричастие, а также существительные.

Иногда имеет место многозначность второстепенного члена: он отвечает одновременно на два вопроса. В качестве примера рассмотрим предложение:

Поезд на Омск отправился без задержек.

Второстепенный член на Омск может выступать в роли обстоятельства (поезд (куда?) на Омск) либо в роли определения (поезд (какой?) на Омск).

Еще пример:

Снег лежит на еловых лапах.

Второстепенный член на лапах является одновременно обстоятельством (лежит (где?) на лапах) и дополнением (лежит (на чем?) на лапах).

Что такое определение

Определение - такой второстепенный член предложения, к которому можно задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?», «Чей?»

Выделяют согласованные и несогласованные определения. Градация зависит от того, чем выражен этот член предложения.

Определением может быть прилагательное, существительное, числительное, местоимение, причастие и даже инфинитив. Они распространяют подлежащее, дополнение и обстоятельства.

Например:

Последние листочки висели на замерзших ветках.

Определение последние относится к подлежащему листочки; определение замерзшие относится к дополнению-обстоятельству на ветках.

Иногда эти второстепенные члены предложения могут нести главную смысловую нагрузку подлежащего и быть включены в его состав.

Например:

Деревенский житель не любит выбираться в душный город.

Здесь весьма интересна роль определения деревенский, без которого подлежащее житель не имело бы смысла. Именно поэтому оно будет входить в состав главного члена предложения. Таким образом, в данном примере подлежащее - деревенский житель.

Смысловые функции определений

И согласованные, и несогласованные определения могут выражать следующие значения:

  1. Качество предмета (красивое платье, интересная книга).
  2. Качество действия (открывшаяся дверь, думающий ученик).
  3. Место (лесной пожар - пожар в лесу).
  4. Время (декабрьские праздники - праздники в декабре).
  5. Отношение к другому предмету (глиняная ваза - ваза из глины).
  6. Принадлежность (материнское сердце - сердце матери).

Согласованное определение

Определения согласованные могут выступать следующими частями речи:

  • Именем прилагательным (детская игрушка, глубокое озеро).
  • Местоимением (твоя машина, некоторое количество).
  • Причастием (мяукающий котенок, развевающийся флаг).
  • Числительным (восемнадцатый боец, первый ученик).

Между этим определением и словом, к которому оно относится, существует согласование в роде, числе и падеже.

Наша величественная история исчисляется двадцатью столетиями.

Здесь представлены следующие согласованные определения:

· история(чья?)наша - местоимение;

· история (какая?) величественная - прилагательное;

· столетиями (сколькими?) двадцатью - числительное.

Как правило, согласованное определение в предложении находится перед словом, к которому относится.

Определение несогласованное

Другой, более выразительный вид - несогласованное определение. Им могут быть следующие части речи:

1. Имена существительные с предлогом или без него.

2. Прилагательные в сравнительной степени.

3. Глагол-инфинитив.

Разберем предложение с несогласованным определением:

Встреча с одноклассниками состоится в пятницу.

Встреча (какая?) с одноклассниками. Несогласованное определение с одноклассниками выражено существительным с предлогом.

Следующий пример:

Я не встречала человека приветливее тебя.

Несогласованное определение выражено сравнительной степенью имени прилагательного: человека (какого?) приветливее.

Разберем предложение, где определение выражено инфинитивом:

У меня была прекрасная возможность приходить на берег моря каждое утро.

Была возможность (какая?) приходить - это несогласованное определение.

Примеры предложений, рассмотренных выше, позволяют сделать вывод, что этот тип определений чаще всего находится после слова, к которому относится.

Как отличить согласованное определение от несогласованного

Чтобы не запутаться в том, какое определение в предложении, можно действовать по алгоритму:

  1. Выяснить, какой частью речи является определение.
  2. Посмотреть на тип связи между определением и словом, к которому оно относится (согласование - согласованное определение, управление и примыкание - несогласованное определение). Примеры: мяукающий котенок - связь согласование, определение мяукающий - согласованное; шкатулка из дерева - связь управление, определение из дерева несогласованное.
  3. Обратить внимание, на каком месте по отношению к главному слову стоит определение. Перед главным словом чаще всего стоит согласованное, а после - несогласованное определение. Примеры: встреча (какая?) с инвесторами - определение несогласованное, стоит после главного слова; глубокий овраг - определение согласованное, стоит после главного слова.
  4. Если определение выражено устойчивым сочетанием или фразеологическим оборотом, оно наверняка будет несогласованным: она была (какая?) ни рыба ни мясо. Фразеологизм ни рыба ни мясо выступает в роли несогласованного определения.

Поможет отличить согласованные и несогласованные определения таблица.

Параметр

Согласованное

Несогласованное

Чем выражено

1. Прилагательное.

2. Местоимение.

3. Причастие.

4. Числительное.

1. Существительное с предлогом или без.

2. Инфинитив.

3. Наречие.

4. Прилагательное в сравнительной степени.

5. Местоимение.

6. Неделимое сочетание, фразеологизм.

Вид связи

Согласование в роде, числе и падеже

1. Управление.

2. Примыкание.

Положение

Перед главным словом

После главного слова

Понятие обособления

Часто возникают ситуации, когда в предложении встречаются обособленные согласованные и несогласованные определения, требующие выделения соответствующими знаками препинания (запятыми или тире). Обособление всегда подразумевает два одинаковых пунктуационных знака, его не следует путать, например, с запятыми при однородных членах, где употребляются одиночные запятые. Кроме того, использование двух разных знаков при обособлении - грубая ошибка, которая говорит о непонимании этого языкового явления.

Выделение запятыми согласованных определений - явление более частое по сравнению с обособлением несогласованных. Чтобы определиться в необходимости постановки запятой, необходимо обратить внимание на два аспекта:

  • Положение обособленного определения по отношению к определяемому слову.
  • Чем выражены члены предложения, участвующие в обособлении (собственно определение и определяемое слово): история (какая?) величественная - прилагательное; столетиями (сколькими?) двадцатью - числительное.

Обособление согласованных определений

Если согласованное определение находится после определяемого слова, его нужно выделять запятыми, если:

  1. Оно является причастным оборотом. Например: Корзина грибов, собранная накануне, стояла в погребе. Здесь обособленное определение собранная накануне является причастным оборотом, который находится после определяемого слова корзина.
  2. Оно представляет собой прилагательным с зависимыми словами. Например: Через стекло, кристально чистое, было видно все, что происходит во дворе. Здесь определение кристально чистое представляет собой прилагательное (чистое) и зависимое от него слово (кристально). Требуется поставить запятые, потому что находится данный оборот после слова стекло, определяемого.
  3. Обязательно обособляются определения в случае, если перед определяемым словом стоит еще одно определение. К примеру: Осенние деньки, яркие и солнечные, скоро сошли на нет. Определение осенние находится перед определяемым словом деньки, соответственно, определение яркие и солнечные обязательно нужно выделить запятыми.
  4. Определения нераспространенные, находятся в предложении после определяемого слова. К примеру: Южная ночь, черная и теплая, была полна таинственных звуков. Определение черная и теплая представляет собой два нераспространенных прилагательных, соединенных союзом и. Может быть и такой вариант: Южная ночь, черная, теплая, была полна таинственных звуков. В данном примере союз и отсутствует, но определение все равно обособляется.

В последнем случае необходимо быть внимательнее, потому что бывают ситуации, когда определение тесно связано по смыслу с тем словом, к которому относится, поэтому выделять его запятыми не требуется. Например:

В стране далекой от родного дома как-то по-особенному чувствуется одиночество.

Определение далекой от родного дома не следует выделять запятыми, потому что без него смысл предложения непонятен.

Обособление согласованного определения, находящегося перед определяемым словом, необходимо, если оно имеет значения причины или уступки. Например:

Измученные тяжелым переходом, туристы были рады разбить лагерь.

В данном случае определение измученные долгим переходом обособляется, потому что употреблено в значении причины: так как туристы были измучены тяжелым переходом, они были рады разбить лагерь. Еще пример:

Еще не озеленившиеся, деревья нарядны и праздничны.

Здесь у определения еще не озеленившиеся значение уступки: невзирая на то, что деревья еще не озеленились, они нарядны и праздничны.

Обособление несогласованных определений

Обособленные несогласованные определения - явление достаточно редкое. Обычно они составляют пару с согласованными. Таким образом, обособленные несогласованные определения обычно употребляются после определяемого слова и связаны с согласованными связью согласование.

Например:

Это пальто, новое, в рубчик, очень шло Наташе.

В данном примере несогласованное определение в рубчик связано с согласованным новое, поэтому его необходимо обособить.

Приведем еще одно предложение с обособленным несогласованным определением:

Совершенно случайно мы встретили Андрея, в пыли, уставшего.

В данном случае несогласованное определение в пыли связано с согласованным уставшего, поэтому требуется поставить запятые.

Необязательно выделять запятыми случаи, когда перед согласованным находятся обособленные несогласованные определения. Примеры:

Издалека мы увидели матросов в отглаженной форме, счастливых и довольных.

В данном случае можно не обособлять несогласованное определение в отглаженной форме, потому что после него находятся согласованные: счастливых, довольных.

В классической литературе можно встретить как необособленные, так и обособленные несогласованные определения. Примеры:

Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним. (Тургенев И. С.) и Три солдата в шинелях, с ружьями на плечо шли в ногу на смену к ротному ящику (Толстой Л. Н.).

В предложении из произведения Тургенева несогласованное определение в дорожных серебряных шандалах обособлено, а предложении такой же конструкции Толстого - нет. В последнем нет знаков препинания при определениях в шинелях, с ружьями.

Как правило, не обособляются несогласованные определения, относящиеся к группе сказуемого. Посмотрим на последний пример: шли (как? в чем?) с ружьями, в шинелях.

Приложение как особый вид определения

Особый вид определения - приложение. Оно всегда выражено именем существительным. Следует отличать приложения и несогласованные определения. Последние связаны с определяемым словом с помощью управления, в то время как между приложением и главным словом - согласование.

Для примера сравним два предложения:

1. Вы, как главный инженер, должны курировать этот проект.

2. Эта женщина в белом халате наводила на ребят ропот.

В первом случае перед нами приложение инженер. Докажем это, просклоняв главное и определение слова. Вы инженер - вас инженера - вам инженеру - вами инженером и т. д. Между словами отчетливо видна связь согласование, соответственно, перед нами приложение. Попробуем сделать то же самое с определением из второго предложения. Женщина в белом халате - женщины в белом халате - женщине в белом халате. Связь - управление, поэтому здесь наблюдаем несогласованное определение.

Кроме того, приложение просто по-другому называет предмет, в то время как несогласованное определение - какой-то его признак.

Обособление приложений

Одиночное приложение, как правило, пишется через дефис: сестра-хозяйка, лорд-командир. В определенных случаях приложение будет обособляться. Разберем их.

Обособляется приложение, которое относится к личному местоимению. Примеры:

1. Ей ли, отличнице, заботиться о контрольной.

Здесь приложение отличнице относится к местоимению ей.

2. Вот она, причина.

Обособляем приложение причина, потому что оно относится к местоимению она.

Обособляется распространенное приложение, если оно расположено после определяемого слова. Примеры:

1. Отважный капитан, гроза морей, легко проходил любые рифы.

Приложение гроза морей - распространенное (гроза (чего?) морей), поэтому требуется выделить его запятыми.

2. Девочка, всеобщая любимица, получила самый лучший подарок.

Приложение всеобщая любимица употреблено после определяемого слова девочка.

Обособляются приложения со значением причины, уступки, уточнения (при нем есть союз как). Пример:

Вы, как инвестор, можете контролировать работу служащих.- Вы можете контролировать работу подчиненных, потому что являетесь инвестором (значение причины).

Здесь нужно быть внимательным, потому что приложение с союзом как в значении «в качестве» не обособляется. Например:

Как школьная дисциплина математика хорошо развивает логическое мышление. - В качестве школьной дисциплины математика хорошо развивает логическое мышление. Обособление не нужно.

Если обособленное приложение находится в конце предложения - оно может выделяться при помощи тире. Например:

Похожи между собой и остальные сестры - Елизавета и Софья.

Приложение Елизавета и Софья стоит в конце предложения, поэтому отделяется тире.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....