Что такое перифраза в русском языке определение. Значение слова перифраз

Перифразы делятся на:

  • общеязыковые (понятные большинству, популярные в какой-то период времени),
  • индивидуально-авторские.

К общеупотребимым и всем понятным перифразам относятся иносказательные наименование льва – «царь зверей», детей – «цветы жизни», телевизора – «голубой экран».

Одним из ярких примеров перифразы, понятной многим, являются такие названия Санкт-Петербурга, как «Город на Неве», «Северная Венеция», «Северная столица» или «Северная пальмира». А в качестве индивидуально-авторского можно назвать троп «Петра творенье» Александра Пушкина («Люблю тебя, Петра творенье»).

Особенность построения перифразы.

Признак, по которому создается перифраза, должен быть присущ определяемому предмету или явлению, понятным многим людям. Этот троп дает возможность автору подчеркнуть одну сторону описываемого, убрав остальное на задний план. Например, осень в стихах Пушкина превратилась в «унылую пору» и «очей очарованье».

Особенностью перифразы является её смысловое (семантическое) единство. То есть такие высказывания и фразы нельзя разбить или изменить в них слово. Таким образом, троп становится фразеологически связанным словосочетанием, понятным большинству носителей языка.

Часто встречающиеся в СМИ и устной речи перифразы:

  • корабль пустыни – верблюд;
  • чёрное золото – нефть;
  • канцелярская крыса – чиновник;
  • второй хлеб – картофель;
  • вечный город – Рим;
  • третий Рим – Москва.
  • голубая планета – Земля;

Роль тропа в речи.

Употребление перифразы в художественных текстах, публицистических материалах и выступлениях ораторов позволяет усилить выразительность высказывания, сделать его более ярким, запоминающимся, броским.

Примеры перифраза.

Примеры из художественной литературы.

Перифраз является изобразительно-выразительным средством речи, поэтому используется в художественных произведениях, причём любого рода: в эпосе, лирике и драме.

Александр Пушкин называл Вильяма Шекспира «творцом Макбета», а Джорджа Байрона – «певцом Гяура и Жуана».

Михаил Лермонтов в знаменитом некрологе «Смерть поэта», написанном на гибель Александра Пушкина, использовал массу иносказаний, ни разу не назвав коллегу по перу именем или фамилией: «поэт – невольник чести», «дивный гений» и «торжественный венок».


Перифраз (иногда ещё пишут: парафраз) довольно близок по форме к метонимии. Перифраз – это косвенное упоминание предмета путём его описания . Например, не луна – а ночное светило . Если в метонимии мы заменяем слово на другое слово, исходя из причинно-следственной связи, то здесь такой связи не прослеживается. В перифразе имеет место оценочность, субъективность. Например, говоря, что Пушкин – «солнце русской поэзии », мы выражаем определённое отношение к великому поэту. Перифраз – это всегда описательный оборот.

В парафразе название предметов и людей заменяется характеристикой их существенных признаков . Например, в произведениях классицистов, сентименталистов и ранних реалистов в повествованиях от первого лица «я» часто заменялось описательным оборотом «пишущий эти строки». Вместо «лев» уместно написать «царь зверей» (потому что он самый сильный), вместо «заснуть» – «погрузиться в сон», вместо «авторучка» – «самопищущее перо»…

Наличие перифразов делает речь слегка напыщенной, витиеватой. Это необходимо учитывать, если вы решите использовать их в стихотворении. Особенно уместны перифразы в речи персонажей и для стилизации . Ну, и конечно, чтобы избежать повтора слов.

Есть логические перифразы (по структуре они ближе к метонимии), например, «автор «Мастера и Маргариты» вместо «Булгаков», и образные перифразы , например, «невольник чести» вместо «Пушкин» (перифраз принадлежит Лермонтову).


Кстати, логическими перифразами удобно пользоваться при оценке творчества автора. Чтобы не употреблять всё время «Пушкин», Виссарион Белинский в цикле статей о «Евгении Онегина» время от времени писал: «Автор «Евгения Онегина». Этот же приём могут взять себе на вооружение школьники, которые делают анализы лирических произведений.

Разновидностью парафраза является эвфемизм . Эвфемизмами мы называем такие нейтральные слова и обороты, которые заменяют собой сниженную или жаргонную лексику, либо нейтральные слова с особой семантикой, когда хотят смягчить эффект . Например, вместо «высморкаться» говорят: «почистить нос», а вместо в принципе нейтрального «умер» применяют более «щадящий» эвфемизм: «скончался», «ушёл в мир иной».

Перифраз, или Перифраза [греч. perifrasis] – синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Различают несколько типов перифраза:

I. Как фигура грамматическая:

А) свойство предмета берется как управляющее слово, название же предмета берется как слово управляемое: «Поэт бывало тешил ханов стихов гремучим жемчугом » (перифраз слова «стихами»);
б) глагол заменяется существительным, образованным от той же основы с другим (вспомогательным) глаголом: «совершается обмен» вместо «обменивается».

II. Как фигура стилистическая:

В) название предмета заменяется описательным выражением, являющимся развернутым тропом (метафорой, метонимией и т. п.): «пришли мне, выражаясь языком Делиля, витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки , т. е. штопор» (письмо Пушкина к брату).

Вот примеры перифраз: "люди в белых халатах"(врачи), "рыжая плутовка"(лиса), "царь зверей"(лев), "голубой экран"(телевизор), "ночное светило"(луна).

Наиболее употребительными перифразы были в то время, когда строго относились к отбору лексики и простые слова считались непоэтическими. Особенно развито было использование перифраз в период позднего классицизма в XVIII веке и удержалось в начале XIX века. Перифразы часто встречаются у М.Ломоносова:

Искусство, коим был прославлен Апеллес,
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики…
(«Письмо о пользе стекла», 1752).

Здесь два первых стиха представляют собой перифраз , который имеет значение «живопись» .

«Перифраз» или «перифраза» – интересное явление в русском языке. Оно относится к категории тропов – устойчивых сочетаний художественной речи, используемых семантически неделимо и повсеместно. Эта статья поможет нам разобраться с тем, что такое перифраза.

Вконтакте

Перифраза – термин, пришедший из Древней Греции, в переводе означает: «пери» – вокруг, «фразо» – говорю . То есть «говорить около» – описывать объект или явление с помощью ассоциированных слов с элементами иносказания, с обозначением признаков или особенностей. То есть если давать перифразе определение, то можно сказать, что этот термин подразумевает перефразирование и особое истолковывание.

Примеры

Иносказательное повествование украшает русский язык, делает его более образным, интересным и ярким. Произнести слово «лиса» не то же самое, что «хитрая бестия», хотя оба варианта обозначают один объект. Перифраз позволяет добавить к характеристике кого-либо или чего-либо яркости и собственного отношения говорящего.

Человек, употребляющий перифразу, добавляет в описание объекта или явления целый спектр признаков, характеризующих его по-особому. Причём для любого человека эти моменты будут узнаваемыми. Например: «корабль пустыни» – верблюд, «голубая планета» – Земля, «братья наши меньшие» – животный мир, «Город на Неве» – Санкт-Петербург.

Мы в своей речи часто прибегаем к иносказательным перифразам, сами того не замечая . Приведем примеры:

  • «Уехал в Белокаменную» (в Москву).
  • «Добывать чёрное золото» (нефть).
  • «Исключите из пищи белую смерть» (сахар).
  • «Наступает унылая пора» (осень).

Какие бывают перифразы

Перифразы в русском языке делятся на две категории: общеязыковые и авторские . Первые используются повсюду в виде иносказаний для объектов, известных всем: «царь зверей», «голубой экран».

Авторские перифразы принадлежат писателям и поэтам, которые однажды их употребили и словосочетания стали устойчивыми оборотами речи: «Петра творенье», «зеркало русской революции». Перифразы узнаваемы и все образованные люди, носители родного языка, понимают, что или кто имеется в виду.

Перифразы разделяются ещё на две категории: логические и образные . У первых прослеживается чёткая связь описательных свойств: «пернатые друзья», «хитрая рыжая морда». Во второй категории образные перифразы (их относят к тропам) имеют ассоциативную структуру связи описательных характеристик. Так можно сказать про человека: «Плюшкин» (скупой, алчный), «она ест, как Дюймовочка» (очень мало).

Как рождается выражение

При создании перифразы за основу берётся смысл, заключённый в объекте, событии, явлении. Он описывается с помощью других слов, одного или нескольких. Все термины, использованные в перифразе, должны быть понятны большинству.

Создать перифразу можно самим . Возьмём для примера слово «стол». Его смысловой ряд достаточно разнообразен: объект, на который ставятся предметы кухонной утвари; сидя за ним, люди едят пищу; на его поверхности можно писать и т. д. Поэтому ограничимся понятием «обеденный стол»:

  1. Предмет для установки на него посуды, из которой принимают пищу люди (обычное логическое описание).
  2. Опора для обеденных пиров (образное описание, поэтическое).
  3. Четвероногий друг, собирающий вокруг себя семью (метафорическое, образное).

Для того чтобы подобные перифразы стали известны всем, надо их популяризовать – писать книги, статьи, блоги. Великим писателям и поэтам – классикам – в силу их известности широкому кругу читателей, легко удавалось создавать подобные тропы.

Перифразы в поэзии

В XVIII-XIX веках «дурным тоном» считалось употребление в литературных текстах простых значений. Их следовало менять на более пафосные и торжественные. Это придавало красоты текстам.

Самым известным «иносказателем» в русской поэзии является . С его пера «слетело» немало устойчивых оборотов речи, которыми мы пользуемся очень часто. Слова об осени: «унылая пора», «очей очарованье» узнаваемы каждым. Поэт передал ощущение грусти и увядания так удачно, что перифразы «прижились» в языке.

Пушкинский «друг степей» навечно узнаваем читателем – речь идёт о калмыке.

Самого Пушкина назвал «невольником чести» в произведении «Поэту» М.Ю. Лермонтов . В свою очередь, Лермонтова часто называют «автор «Героя нашего времени».

Интересный пример перифраза природного явления – закат солнца явил миру Ф.И. Тютчев . Он в своём стихотворении написал о раскалённом шаре, который с «главы» скатила Земля. Возникает картина необыкновенной красоты при таком описании!

Перифразы в творчестве

Очень часто писатели пользовались приёмом создания перифраз, примеры из художественной литературы мы приводим в этой статье. Иногда в произведениях писателей такой приём сложно отделить от эвфемизма.

Эвфемизмом в русском языке называет явление подмены одного понятия другим . Определение однозначно указывает на необходимость взаимозамещения слов. Как правило, этим способом «нейтрализуются» неблагозвучные термины. Так, писатели могли сказать о человеке, который часто сморкался: «Он то и дело прикладывал к лицу свой платок и осторожно собирал в него содержимое, вытекающее из носа». Такой текст звучит более благородно, не так ли?

Примеры «корректных замен»:

  • воняет – дурно пахнет;
  • он подлец – у него сложный характер;
  • проститутка – женщина лёгкого поведения;
  • убийца – душегуб;
  • изнасиловать – лишить чести, и другие.

У А.С. Пушкина есть множество перифраз: «почила вечным сном» – умерла, «утро года» – весна, «Ромулов род» – жители Рима.

А. Твардовский назвал улей – «Городок пчелиный», а земля у него – «подлунный мир».

Популярные литературные перифразы имеют тенденцию превращаться со временем во фразеологизмы – устойчивые и семантические неделимые обороты речи .

Перифразы в истории и рекламе

Так случилось, что устойчивые словоформы хорошо «прижились» в истории, став знаковыми и узнаваемыми всеми. «Отец народов» – И. Сталин, «Колумб российской науки» – М. Ломоносов, «Зеркало русской революции» – Л. Толстой. Художественная литература закрепила эти образные понятия – в советское время писатели активно пропагандировали социалистические тропы: «ум, честь и совесть эпохи», «вождь пролетариата» и другие.

Помимо исторических персоналий перифразами обозначаются и временные события или состояние политической ситуации: «оттепель», «железный занавес», «холодная война» и другие. Предложение: «рухнул железный занавес» понимает каждый, кто жил в пору распада СССР.

Интересным объектом нынешней истории является реклама, так как она очень активно использует образные художественные приёмы. Цель рекламы – усилить впечатление и побудить к покупке товара или услуги. Чаще всего перифраз реклама использует в переносном смысле. Например, некий медицинский продукт она называет «мотором для желудка». Характеристика товара идёт в обход логики, работает на интуитивном уровне, рождая в голове покупателя соответствующие тематике рекламы образы.

ПЕРИФРАЗ

- (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки: "Северная Венеция" (Санкт-Петербург), "царь зверей" (лев). П. бывают образные (носящие метафорический характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов, например: "город на Неве" - Петербург). К тропам принадлежат только образные П. В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например, вместо А.С. Пушкин - "автор "Евгения Онегина"", "великий русский поэт"). В стихотворении "Смерть поэта" М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван "невольником чести", "дивным гением", а в известном некрологе - "солнцем русской поэзии" - это образные П., тропы. П. - один из ведущих тропов в символистской поэзии начала ХХ века.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРИФРАЗ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРИФРАЗ в Литературной энциклопедии:
    [греч. per?frasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. Школьная и классическая стилистика …
  • ПЕРИФРАЗ в Большом энциклопедическом словаре:
    (перифраза) (от греч. periphrasis - иносказание) троп, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: …
  • ПЕРИФРАЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    перифраза (от греч. periphrasis - описательное выражение, иносказание), 1) в стилистике и поэтике: троп, описательно выражающий одно понятие с …
  • ПЕРИФРАЗ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕРИФРАЗ в Энциклопедическом словарике:
    (перифраза) (от греческого periphrasis - иносказание), вид тропа, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо …
  • ПЕРИФРАЗ в Энциклопедическом словаре:
    ПЕРИФРА3, -а, м. и ПЕРИФРАЗА, -ы, ж. (спец.). Выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова, напр. "пишущий эти строки" …
  • ПЕРИФРАЗ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЕРИФР́АЗ, перифраза (от греч. реriphrasis - иносказание), троп, замена прямого названия описат. выражением, в к-ром указаны признаки не названного …
  • ПЕРИФРАЗ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    перифра"з, перифра"зы, перифра"за, перифра"зов, перифра"зу, перифра"зам, перифра"з, перифра"зы, перифра"зом, перифра"зами, перифра"зе, …
  • ПЕРИФРАЗ в Новом словаре иностранных слов:
    (перифраза) (гр. periphrasis окольная речь) оборот речи, вид тропа, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания, напр, …
  • ПЕРИФРАЗ в словаре Синонимов русского языка:
    перифраза, …
  • ПЕРИФРАЗ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. см. …
  • ПЕРИФРАЗ в Словаре русского языка Лопатина:
    перифр`аз, -а и перифр`аза, …
  • ПЕРИФРАЗ в Орфографическом словаре:
    перифр`аз, -а и перифр`аза, …
  • ПЕРИФРАЗ в Словаре русского языка Ожегова:
    выражение, описательно передающее смысл другого выражения или слова, например "пишущий эти строки" вместо "я" в авторской …
  • ПЕРИФРАЗ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (перифраза) (от греч. periphrasis - иносказание), троп, замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета: …
  • ПЕРИФРАЗ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    перифраза, м., и (чаще) ПЕРИФРАЗА, перифразы, ж. (греч. periphrasis) (лит. и муз.). То же, что …
  • ПЕРИФРАЗ в Толковом словаре Ефремовой:
    перифраз м. см. …
  • ПЕРИФРАЗ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м.; - …
  • ПЕРИФРАЗ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. ; = …
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Ареопагит (I в.), епископ Афинский, священномученик. Память 4 января (70 ап.), 3 …
περίφρασις - «описательное выражение», «иносказание»: περί - «вокруг», «около» и φράσις - «высказывание») - непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета » вместо «Земля», «однорукий бандит » вместо «игральный автомат» и т. п.

Классификации перифразов

Хотя некоторые исследователи рассматривают перифраз как вид тропа , не все согласны с этой позицией. По мнению И. Б. Голуб , к тропам следует относить только образные перифразы, носящие метафорический характер, в то время как перифразы необразные (другие авторы называют их «логическими»), в которых сохраняется прямое значение образующих их слов, не являются тропами. Например, из двух перифразов, обозначающих А. С. Пушкина - «солнце русской поэзии » и «автор „Евгения Онегина“ » - лишь первый является образным.

Указанное деление близко к разделению перифразов по способу образования на метафорические и метонимические . Критерием разделения является использование одного или нескольких слов, составляющих перифраз, в переносном значении. Сравнивая два устоявшихся перифраза - «канцелярская крыса » (чиновник) и «труженик моря » (рыбак), - можно увидеть, что лишь первый из них относится к метафорическим, так как слово «крыса» употреблено в переносном смысле, в то время как во втором оба существительных используются в их основном значении.

По частотности употребления перифразы можно разделить на индивидуально-авторские и общеязыковые , прочно вошедшие в лексикон, такие, например, как «слабый пол », «братья наши меньшие », «люди в белых халатах », «страна восходящего солнца », «третий Рим ». В ряде случаев можно проследить литературные корни общеязыковых перифразов. Так, благодаря А. С. Пушкину в русский язык вошли такие перифразы, как «медный всадн ик» (памятник Петру I на Сенатской площади), «адмиралтейская игла » (шпиль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге), «полудержавный властелин » (А. Д. Меншиков) и др.

По наличию или отсутствию в тексте перифразируемого слова перифразы разделяют на зависимые и самостоятельные . Так, в строках А. С. Пушкина «Меж тем в лазурных небесах плывет луна, царица нощи» перифраз «царица ночи » поясняется основным словом «луна». Зачастую зависимый перифраз требует обязательного раскрытия: заголовок статьи «Московский режиссёр ответил на критику в свой адрес» не дает понимания, о ком именно идет речь - для этого требуется расшифровка перифраза в тексте. Самостоятельные перифразы, не имеющие подобных пояснений, требуют от читателя или слушателя интеллектуальных усилий и определенного кругозора. Например, использованный в стихотворении Г. Р. Державина «Мой истукан» перифраз «искусство Праксителя » может быть правильно понят лишь в том случае, когда читатель знает, что Пракситель был древнегреческим скульптором, а значит, автор имеет в виду скульптуру, искусство ваяния.

Применение перифразов

Перифразы в литературной речи служат средством художественной выразительности. Наиболее употребительными они были в XVIII - начале XIX вв., когда простые слова считались непоэтическими. Так, многочисленные перифразы использует в своих стихах М. В. Ломоносов: «прекрасное светило » (Солнце), «гремящие перуны » (молнии), «тезоименны Дед и Вну к» (Иван III и Иван IV) и др. В стихотворении «Перед гробницею святой» А. С. Пушкин ни разу не называет имени М. И. Кутузова, но описывает его в развернутом перифразе:

Под ними спит сей властелин ,

Сей идол северных дружин ,

Маститый страж страны державной ,

Смиритель всех ее врагов ,

Сей остальной из стаи славной

Екатерининских орлов.

А. С. Пушкин. "Перед гробницею святой". 1831

В аффективной речи (ораторской, разговорной) перифраз служит для усиления воздействия высказывания на адресата: «хватит языком трепать !» (вместо «болтать»), «посмотрите, что утверждают завравшиеся писаки » (журналисты).

Как в художественной, так и в деловой речи перифразы позволяют избежать повторений. Например, в тексте научной рецензии: «Работа И. Иванова оставляет хорошее впечатление. Молодой учёный сумел показать… Автор работы утверждает…».

Поскольку перифразы, как правило, концентрируются на каком-либо одном признаке, в них может содержаться оценка обозначаемого объекта. Так, в журнальной статье о животных слово лев может быть заменено нейтральным перифразом («представитель семейства кошачьих »), негативным («безжалостный африканский хищник ») или позитивным («властитель саванны », «царь зверей », «величественное животное »). Таким образом, перифразы могут нести как мелиоративную (восхваляющую, положительно-оценочную), так и пейоративную (отрицательно-оценочную) функции . Это свойство перифразов активно применяется в публицистике, общественно-политической речи.

В официально-деловой речи перифразы могут употребляться для того, чтобы избежать прямого именования объекта, события или придать ему нейтральный характер: «полиция пресекла беспорядки », «по заявлению приняты соответствующие меры ».

Кроме того, перифразы могут выступать в роли эвфемизма : «выставить себя в худшем свете » (опозориться), «облегчить себе нос » (высморкаться) или же дисфемизма : «набить брюхо » (поесть), «воротить морду » (отказываться).

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...