Что сейчас на месте помпеи. Помпеи

Главный храм Рима, Собор святого Петра, построен на месте захоронения апостола Петра, распятого в 64 или 67 году нашей эры. Могила святого Петра всегда была очень почитаема последователями Иисуса Христа. Первым римским императором, который повелел возвести над могилой святого Петра храм, стал Константин Великий.

Строительство главного храма католического мира, начавшееся в начале IV столетия, длилось несколько десятилетий и завершилось в 349 году. Надзор за ходом строительства был поручен папе Сильвестру I. Этот храм назвали Константиновой базиликой. Могила Петра быстро стала местом паломничества христиан.

В 846 году Константинова базилика была разграблена арабскими пиратами. Папа Лев IV дает указание окружить ее и прилегающие здания оборонительной стеной. Так и возник прототип папского города-государства, современного Ватикана.

Больше чем за тысячу лет базилика сильно обветшала, и ее реставрация стала считаться неоправданно дорогим проектом. Папа Юлий II в начале ХVI столетия отдает распоряжение о постройке на том же месте новой церкви. Автором нового проекта стал Донато Браманте. Нужно отметить, что строительство нового собора не нашло понимания и поддержки у горожан, а автора проекта стали называть мастером-разрушителем. Строительство же нового храма заняло больше ста лет. Все это время он уточнялся и дополнялся. В разное время строительством собора святого Петра в Риме руководили такие великие мастера как Микеланджело и Рафаэль. Микеланджело, основываясь на идеях предшественников, создал новый план отдельных деталей собора. Но до 1564 года, когда смерть остановила его, он успел возвести только основание купола собора.

Главный храм Рима, Собор святого Петра, фото с воздуха.

Главный фасад.

С начала ХVII столетия строительство возглавил Карло Мадерно. По проекту Мадерно базилика формирует в плане, вместо изначально предполагавшегося греческого, латинский крест. За счет этого храм святого Петра в Риме вмещает 60 тысяч человек.

Главный алтарь в центре храма, под куполом, который спроектирован Микеланджело, поставлен прямо над могилой апостола. Над алтарем возносится спроектированный Лоренцо Бернини огромный балдахин. Он ограждает место, где покоится прах апостола Петра. Для воплощения проекта по указанию Папы Урбана VIII были переплавлены бронзовые балки из портика Пантеона. Сзади, накрытый балдахином трон из дерева и слоновой кости. Ученые уверены, что именно на этом троне и сидел святой Петр в то время, когда был папой Римским.


Статуя апостола Петра находится справа от алтаря и является особо почитаемой реликвией с того времени, как папа Пий IX в середине XIX столетия объявил о пятидесятидневном отпущении грехов за целование стопы святого Петра после исповеди. К нашему времени эта деталь стопы на скульптуре почти стерлась от прикосновений миллионов верующих.

Интерьер главного храма Италии выдержан в стиле барокко. Автором многих деталей является Лоренцо Бернини. Им же спроектирована и просторная площадь перед Собором святого Петра.

Обелиск, что стоит на площади святого Петра, высокая каменная стела ХIII столетия до нашей эры, был привезен из Египта. Почти 1500 лет он простоял в цирке Нерона. И только в 1586 году по указанию папы Сикста V архитектор Доменико Фонтане переносит обелиск на площадь возле собора. И уже Лоренцо Бернини, позднее делает его центром овальной площади.

Собор святого Петра в Риме украшает знаменитая «Пьета» Микеланджело. На облачении божьей матери высечено на латыни: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». «Пьета» — единственное произведение великого итальянца, на котором он оставил свою подпись. Ни до, ни после этого великий художник никогда не подписывал свои работы.

«Пьета» Микеланджело.

В подземелье собора святого Петра в Риме находится могилы 148 умерших пап и могила последнего папы Римского, Иоанна Павла II.

Архитектурный шедевр, собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира уже увидели и, надеемся, еще увидят миллионы паломников и туристов со всего мира.

Видео про Собор святого Петра:

ПС: можно увидеть больше красивых фото.

Собор святого Петра на карте:

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

В I веке нашей эры императором Римского государства являлся Нерон. Его правление ознаменовалось высоким ростом экономики и благосостояния граждан, а также проявлением жестокого нрава. В Риме были воздвигнуты новые жилые районы плебеев, роскошные дворцы для аристократов, бани и цирки. Оставался лишь нетронутым участок земли на высоком холме по другую сторону Тибра. Место использовалось для проведения казней людей, осуждённых по законам античного Рима.

В 64 году Рим охватил разрушительный пожар. Нерон обвинил в этом христиан, которых подверг ужасным гонениям. В это время столицу великой империи посещает некий странник из Иудейской провинции, носивший имя Симон. Он являлся учеником Иисуса, от которого получил прозвище «камень» (по-гречески - петрос). Его стали называть Петром. Последователя Христа обвинили в проповеди новой веры, за что римские власти приговорили апостола к распятию вниз головой. Казнили осужденного на вершине холма, где и предали тело земле. Впоследствии, на месте захоронения христиане установили мемориальную стену.

В IV веке император Константин легализует христиантво. Над могилой Петра была заложена небольшая базилика. В 1500 году храм Константина снесли из-за ветхости стен. Папа Юлий II предпринял возведение новой базилики. Архитектором был назначен Донато Браманте. По его проекту предполагалось воздвигнуть грандиозное здание, увенчанное массивным куполом. Преждевременная кончина архитектора остановила строительство. Последующие зодчие, не смогли окончательно определить внешний вид собора.

В 1546 году строительство базилики возглавил Микеланджело, который хотел воплотить идею Браманте. Храм должен быть представлен в виде греческого равностороннего креста. Вся конструкция собора от подножия до вершины купола должна покоиться на высоком барабане, который окружён стройными колоннами. Пришедшая эпоха барокко оставила свой след в архитектуре храма. Требовалось широкое пространство, способное вместить большое скопление верующих. Было принято решение удлинить неф базилики и пристроить несколько капелл. В 1626 году папа Римский Урбан VIII торжественно освятил собор Святого Петра.

Описание и архитектура

Эллипсовидная площадь, окаймлённая изящными шестнадцатиметровыми колоннами, ведёт к собору Святого Петра. В центральной её части возвышается обелиск, высота которого 240 метров. Грандиозные размеры храма также впечатляют. Его длина составляет 211 метров, а высота купола - 136 метров. Собор может вместить 60 тысяч человек. Центральным элементом конструкции церкви является купол с крестом на вершине. Это массивное произведение архитектурного искусства считается символом Ватикана. Купол с шестнадцатью рёбрами опирается на массивный барабан, украшенный коринфскими колоннами. В полусфере расположены шестнадцать окон.

Фасад собора, построенный в XVII веке архитектором Карлом Модерна, декорирован пилястрами и состоит из двух ярусов с аттиком. В нижней части расположены пять бронзовых ворот, панели которых украшены изображениями ветхозаветных сюжетов. Каждый портал имеет своё название: Врата Добра и Зла, Смерти, Таинств, Филарета и Святые врата. Над ними видны девять окон, три из которых с балконами. Аттик окаймлён балюстрадой и увенчан громадными пятиметровыми статуями Христа и апостолов. По сторонам фасада возвышаются скульптуры Святых Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царства на Небесах, вручённые ему Господом. Апостол Павел держит в руках обнажённый меч.

Интерьер

Залы собора поражают своим богатым убранством и огромными размерами. Стены и потолки украшены барельефами и скульптурами. Двадцатитрёхметровые арочные своды ведут к многочисленным капеллам и драгоценным церковным реликвиям. Собор - место погребения Пап, гробницы которых расположены вдоль нефов. Одним из шедевров, находящийся в соборе святого Петра, является скульптурное произведение Микеланджело - Пьета. Мастер изобразил Деву Марию, плачущую над телом Христа. Женщина держит на коленях Иисуса. Художник подчеркнул неразрывное единение матери с сыном. Ваятель высек фигуры из одной мраморной глыбы. Скульптура защищена пуленепробиваемым стеклом.

В нишах громадных пилястр под куполом установлены статуи, напоминающие о мучениях Христа. Там можно увидеть Святого Лонгина, держащего копьё, которым он пронзил грудь Иисуса. Неподалёку Святая Вероника показывает платок с изображением лика Христа. Рядом высится Святая Елена с массивным крестом. Внутренняя поверхность купола украшена изображениями апостолов с их символами: Марка со львом, Иоанна с орлом, Матвея с ангелом, Луки с волом.

На фризе позолоченная фраза на латыни гласит о напутствии Христа своему ученику Петру. Бронзовое изваяние Святого Петра, сидящего на троне, является высокопочитаемой скульптурой для прихожан. Апостол держит в левой руке ключ, а правая рука поднята в жесте благословения. Стопа Петра немного выдвинута вперёд за основание пьедестала, чтобы проходящие мимо верующие могли её поцеловать.

В соборе находится великолепные мавзолеи ваятеля Бернини, которые обрамлены колоннами и рельефными орнаментами. Одно из надгробий посвящено папе Римскому Урбану VIII, скульптура которого представлена с поднятой правой рукой вверх. Вторую гробницу мастер создал для папы Александра VII. Его скульптурный образ молится в окружении аллегорических статуй молодых дев, символизирующих истину, справедливость, милосердие и благоразумие. Красочный алтарь Преображения Христова производит неизгладимое впечатление. Он состоит из великолепного панно, выполненного по мотивам знаменитого произведения Рафаэля Санти. Картина изображает Иисуса, поднимающегося ввысь, в окружении своих учеников.

В глубине апсиды храма расположено гигантское хранилище, сооружённое для ценных реликвий. Здесь можно увидеть сложную скульптурную композицию. Она представляет собой деревянную кафедру, над которой буквально парит старинный стул. Согласно преданию, на нём сидел апостол Пётр во время своей проповеди. Трон окружён статуями богословов - учителей латинской и греческой церкви. Над кафедрой виден голубь Святого Духа, окружённый ангелами на фоне облаков и солнечных лучей.

В одной из капелл собора покоятся мощи папы Римского Льва I Великого. Над ракой возвышается рельефное изображение из белого мрамора. Панно описывает легендарную сцену, как папа Лев, выйдя навстречу к войску гуннов, с одним только крестом в руках обратил варваров в паническое бегство. Заслуживает особого внимания капелла Святого Себастьяна. Здесь находится картина в обрамлении мраморных пилястр. Панно выполнено по эскизам знаменитого живописца Доминикино. Произведение описывает мученичество римского легионера Себастьяна, которого обвинили в вероисповедании христианства.

Исповедальня (гробница) святого Петра

Главной ценностью собора является гробница великого мученика Петра. В центре храма возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Под ним находится могила апостола, к которой ведут две полукруглые мраморные лестницы. Они спускаются до уровня античной Константиновской базилики, ранее стоявшей на этом месте. В 1939 году здесь начались археологические раскопки, инициированные папой римским Пием XII. В процессе исследования был обнаружен некрополь, в котором найдены останки тела апостола Петра. Сейчас они хранятся в гробнице, именуемой «Исповедальня святого Петра». Алтарь украшает балдахин, выполненный скульптором Бернини в 1624 году. Он установлен на четырёх бронзовых витых колоннах, высота которых составляет 29 метров. На вершине сооружения высятся скульптуры ангелов.

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Описание Собора святого Петра - нетривиальная задача. Главный католический храм мира до недавнего времени был крупнейшим христианским религиозным сооружением. Собор святого Петра находится во владениях государства Ватикан в центре Рима.

История строительства Собора святого Петра

В I в. на этой местности находился Цирк Нерона. Этот печально известный император устраивал в нём не только представления и состязания, но и показательные казни первых христиан. В 67 г. здесь принял смерть самый известный из них - апостол Пётр. Он был распят необычно - вниз головой, поскольку считал себя недостойным быть казнённым подобно Христу. Могила апостола стала объектом тайного поклонения.

После победы христианства в начале IV в. над могилой по велению императора Константина была сооружена большая базилика, в которой в течение 5 веков проходили главные религиозные и светские церемонии. Здесь же происходили захоронения праведников, считавших за честь возможность упокоиться рядом с апостолом.

В IX в. базилику разграбили сарацины, после её попытались реконструировать. В 1506 г. Папа Юлий II распорядился выстроить новый храм, подобного которому в мире не было. Кто построил Собор святого Петра ? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. В проектировании и строительстве сооружения участвовали известные зодчие, сменявшие друг друга.

Первый архитектор - Браманте, спроектировал церковь в форме симметричного (греческого) креста. Продолживший постройку Рафаэль решил ориентироваться на крест с вытянутой стороной (латинский). Идея доминирующего центрального купола принадлежит Микеланджело, а реализовал её Джакомо делла Порта. Заканчивавший строительство Карло Мадерна воздвиг массивный западный фасад, скрывший большую часть купола, который перестал быть доминантой сооружения. Освящение Собора состоялось в 1626 г.

Архитектурные решения

Продолжавшееся более века строительство совпало с переходом от идей Возрождения к архитектурному стилю раннего барокко. Поэтому в архитектуре Собора святого Павла можно найти черты обоих этих стилей.

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов - Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно - в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь - единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине - апостолы Пётр и Павел, а в низу - сцены их мученической смерти. Сверху двери - мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете - знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты - смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Купол

Высота купола Собора святого Петра достигает 138 м снаружи и 119 м изнутри, а диаметр - 42 м. Купол зиждется на четырёх массивных колоннах. По его фризу выложена мозаичная надпись, цитирующая слова Иисуса из Евангелия от Матфея о Петре, Церкви и ключах от Небесного Царства. На внутренней поверхности изображены авторы 4 Евангелий. Рядом с Марком, Иоанном и Лукой - соответственно лев, орёл и вол. Этих апокалиптических животных, согласно Откровению, увидел Иоанн у престола Бога. Рядом с Евангелистом Матфеем нарисован ангел, водящий его рукой.

При понтифике Клименте VIII купол собора был увенчан крестом. На него поместили свинцовые шкатулки с реликвиями. С балкона купольной башенки открывается запоминающаяся римская панорама.

Что находится внутри ватиканского Собора

Внутреннее пространство Собора поражает своими размерами и великолепием. Его длина равна 211,5 м, а площадь - свыше 22 тыс. м 2 . Внутри одновременно могут находиться 55 тыс. чел. Это больше, чем вмещают все другие крупнейшие религиозные сооружения. Не составляет исключения и самая большая в мире новая церковь в Кот-д"Ивуаре, превзошедшая в 1990 г. Собор по высоте и площади, но не по вместимости. На полу центрального нефа есть отметки, указывающие сравнительные размеры других крупных храмов, легко помещающихся внутри.

Ещё 400 тысяч человек могут слушать Папу на одноимённой площади перед Собором, спроектированной великим архитектором и скульптором Джованни Бернини.

Внутри Собора всегда много туристов, но его огромные размеры исключают сутолоку. По его периметру находятся богато декорированные капеллы с гробницами Римских Пап и королевских особ. Их создавали выдающиеся мастера. В первой справа капелле Милосердия - знаменитая мраморная скульптура «Пиета» (Оплакивание Христа), в которой во всю мощь проявился гений молодого Микеланджело. После нападения вандала она экспонируется за толстым защитным стеклом.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Неподалеку установлена бронзовая фигура сидящего св. Петра. Её авторство приписывается флорентийскому скульптору XIII в. Арнольфо ди Камбио. По другим сведениям, статуя была изготовлена ещё в V в. в Сирии. Ступни скульптуры блестят от многочисленных прикосновений загадавших желание.

Среди хранящихся в храме реликвий - мощи св. Иоанна Златоуста, и копьё римского сотника Лонгина, которым был пронзён на кресте Христос. Пятиметровая статуя этого сотника, изготовленная Бернини, стоит в нише одной из колонн. Потрясённый мученической кончиной и воскресением Спасителя, очевидцем которого он стал, Лонгин начал проповедовать христианство, и был казнён за это.

Главный неф Собора завершается алтарным выступом (апсидой) с бронзовой позолоченной кафедрой, созданной в XVII в. Бернини, и считающейся одной из вершин его творчества. Внутри кафедры сокрыт деревянный трон, принадлежавший апостолу Петру. Согласно традиции, место хранения реликвии должно напоминать её форму. Поэтому в центре кафедры находится бронзовый трон с барельефом на тему вручения ключей апостолу.

С двух сторон трона Бернини расположил 4 фигуры Учителей Церкви. Восточные учители Иоанн Златоуст и Афанасий Великий стоят ближе к трону, а Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин с покрытыми западными митрами головами - с внешней стороны. Над кафедрой находится выложенное алебастровыми пластинами витражное окно, в центре которого - сияющий в солнечных лучах голубь - символ Святого Духа. Издали он кажется небольшим, но размах его крыльев - около 3 м.

Кафедра св. Петра - символ власти понтифика. Один из титулов Папы Римского - «Преемник князя апостолов». Счёт римским понтификам начинается от Петра.

Как попасть в Собор святого Петра

Это можно сделать несколькими видами общественного транспорта:

  • на метро линии A до станции Ottaviano;
  • на троллейбусе №19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 32, 49, 62, 81, 590, 271 до среды Via della Conciliazione.

Время работы Собора святого Петра - с 8 до 19 часов в высокий сезон и до 18 - в низкий. Смотровая площадка закрывается на 1 час 15 мин. раньше. Вход в Собор бесплатный, а на площадку - нет. За пеший подъём надо заплатить 6 EUR, и 8 EUR - за пользование лифтом. Сэкономить удастся только физически подготовленным людям, которые смогут подняться более чем на 500 ступенек. Туристы должны иметь в виду, что последняя секция всё сужающихся ступенек в обоих случаях преодолевается самостоятельно. Через завершающие подъём совсем узкие ступеньки приходится почти ползти.

Чтобы минимизировать время на очередь, рекомендуется избегать среды (день богослужения и папской аудиенции) и воскресенья. Прийти лучше к открытию или во второй половине дня. Туристы, завершившие осмотр музеев Ватикана, проходят в Собор без очереди. Правда, человеку трудно справиться с такой огромной эмоциональной нагрузкой.

Посещение Собора святого Петра будет максимально познавательным в рамках экскурсии. За двухчасовую экскурсию нужно будет заплатить 80 EUR.

При посещении действует стандартный для религиозных сооружений дресс-код. Должны быть закрыты плечи, руки и ноги, у женщин - волосы. Мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Туристы проходят через турникет с металлоискателем.

Возле Собора находится ватиканская почта. Отсюда можно отослать открытку со специальной маркой, подтверждающей отправку с территории Ватикана.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....