Что предшествовало смерти тараса бульбы. Как погибли Тарас Бульба и его сын Остап? Сочинение Три смерти в повести Тарас Бульба

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению


Повесть Н.В.Гоголя – это поле битвы. Гибнут атаманы, автор восхищается их крепостью характеров, сравнивает с былинными богатырями.

Героическая смерть Тараса Бульбы – не так страшна, как казнь сына Остапа, но величественна, хотя бесчеловечна.

Символизм смерти

Тарас возвращается поднять люльку для табака, не хочет он, чтобы его вещь досталась ляхам. Верная спутница битв не может попасть в руки врагов, и атаман оказывается в плену. Есть доля трагизма в участи атамана, но в этом реальность жизни. Часто необдуманный поступок, нелепость приводят к трагедии.

Поляки стремятся сделать казнь ненавистного им атамана унизительной. Они надеются, что его смерть станет устрашающей для товарищей, но горько просчитываются. Сами того не осознавая, враги приравнивают Тараса к Христу. Ляхи распяли могучего Бульбу на дереве. В восприятии читателя возникает дуб, крепкое как казак дерево. Оно сопротивляется огню, как и сам герой. Схожесть с религией, за которую борется Тарас, неоспорима. Враги своими руками возводят атамана в ранг святых. Ведет себя казак как Христос. Спокойно стоит в огне. Он как будто не чувствует боли и проникновения пламени в тело. Ему мешает только дым, который не дает видеть, как далеко уплывают его товарищи, чтобы окрепнуть и вернуться отомстить за него. Пламя – символ страсти, вечности, порыва вверх к небу. Истинный русский богатырь не сломлен. Он подсказывает товарищам, как им спастись и избежать гибели и плена.

Мощь духа

Тарас сгорает на костре спокойно, красиво. Создается ощущение, что он счастлив. Враги упустили запорожцев, не смогли уничтожить Русь. Огонь очищает душу храброго казака, успокаивает ее. Крепкий атаман принимает смерть достойно. Он успевает сказать товарищам слова поддержки, а врагам передать весь свой гнев. Пророчество пугает поляков. Страх поселяется в сердцах тех, кто вершит суд над казаком.

Автор проводит параллель с другой смертью – братом панночки. Безрассудно бросается тот за казаками с обрыва, но не рассчитывает силы, разбивается о камни. Не такая смерть у Тараса, в ней - до последнего дыхания есть смысл и стремление помочь, проявить себя.

Покой и необычайный мир предстает после смерти Тараса. Природа, как и казачья душа, горда и красива: речное зеркало, крики лебедей, гордый гоголь, кулики и казаки несли вдаль славу об атамане.


Слова «Я тебя породил, я тебя и убью» стали крылатой фразой. Она выражает отношение к человеку, не выполнившему того, к чему его готовили. Значение слов стало шире того эпизода, где они прозвучали.

Описание смерти Андрия из повести «Тарас Бульба» нельзя толковать однозначно. Сцена сложная и трудная для одной точной характеристики.

Гибель влюбленного

Андрий – мужчина с чувственной душой. Он богат духовно, умеет в отличие от большинства казаков любить женщину. Младший Бульба предан своей мечте и красавице-панночке. Любовь не знает границ. В данном случае, о, по которым живет Запорожская Сечь. Он предан своим товарищам до осознания, что его чувство взаимно. Молодой казак попадает в ситуацию, где нужно выбирать: остаться преданным высокому чувству долга, которое не закрепилось еще в душе, или выбрать яркие эмоциональные ощущения счастья с любимой. Андрий отрекается от казачества. В красивых, но чужих одеждах он появляется в стане врагов.

Законы Сечи

Строгие правила жизни Запорожья относят предательство к бесславным поступкам, за которые возможен только один вид наказания – смертная казнь. Кто вершит ее в отношении Андрия? Отец. Страшно представить, что творится в душах героев. Тарас, видя, как гарцует с шашкой сын, переступает через отцовские чувства. Он понимает, что сам обязан покарать предателя. Андрий, видя отца, бледнее, трясется от страха. Возможно, это и не страх. Это ощущение безвыходности, страшного итога своей жизни.

Красота смерти

Андрий принимает смерть от руки Тараса покорно. Здесь видно: он настоящий казак. Красавец не просит о пощаде, не кричит, не бросается на колени, - он шепчет имя возлюбленной и умирает с ним на устах. Андрий остается верен своему выбору. Тарас любуется сыном. В его внешнем виде нет злобы, остервенения, с которыми он воюет с врагами. Нет ощущения чувства злобы. Жаль героев: отца, теряющего свое потомство, которое так радовало, сына, влюбленного и покорного.

В чем заключается величие Тараса?

(В том, что он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе.)

Опишите, как выглядит Тарас в момент, когда казаки не слышат его слов, в момент, когда он видит уплывающих запорожцев.

Что вы можете сказать заключительных словах повести: «А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву.:. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»?

(Смерть Тараса не была напрасной.)

Что говорили про своего атамана, плывшие по Днестру казаки? Почему?

(Память о Тарасе, подобно памяти о героях эпоса, живет в народе.)

IV. Обсуждение домашнего сочинения.

Возможные темы:

«Три смерти», «Запорожская Сечь», «Остап и Андрий».

Домашнее задание.

Написать сочинение по обсужденным темам (желательно разделить класс на 2 группы и каждая группа раскрывает свою тему).

Информация для учителя

Программой А. Г. Кутузова предусмотрено более глубокое изучение повести «Тарас Бульба». Ниже приводится материал, который позволит преподавателю (за счет дополнительных уроков или сокращения другого материала) раскрыть тему более подробно.

Примерное планирование уроков по изучению повести «Тарас Бульба» 1 .

Давая методические рекомендации к изучению «Тараса Бульбы», Г. А. Гуковский указывал на то, что нужно осознать повесть как единое целое, а не сумму отдельных образов-характеристик. Очень часто при изучении повести все внимание учащихся сосредоточено на трех основных образах - Тараса, Остапа и Андрия, раскрытию характеров которых посвящено все основное время анализа произведения. Конечно, эти герои занимают центральное место в образной системе, сюжете произведения, о них много пишет автор, но если рассматривать эти персонажи вне основной идеи автора, то многое в произведении (в том числе и характеры) останется не до конца понятым. Важно помочь учащимся осознать повесть как единое идейно-художественное целое. Именно историко-героический и романтический аспекты определяют разговор о повести Гоголя.

1-й урок. Вступительное слово учителя. История создания повести. Историческая основа и народнопоэтические истоки повести. Роль исторического фона в повествовании, элементы беллетристики.

Выявление первоначального восприятия. Начало работы над первой главой повести.

Так как Гоголь в повести обращается к прошлому, важно понять, в каких отношениях находятся «Тарас Бульба» и исторические повести, такие, как «Капитанская дочка» и др. Показывает ли это произведение подлинную картину исторической жизни людей определенной эпохи?

В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «У меня не было влечения к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, от того, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной. Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным».

В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит в старину, когда - с абсолютной уверенностью сказать нельзя. Время, изображенное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: ХV-ХVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, то есть Гоголь не ставил перед собой цели достоверно рассказать о конкретных исторических событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исторический фон достаточно условен. Это связано с тем, что Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. Гоголь рисует и идеальное, справедливое общественное устройство - Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Описанию Сечи отведено значительное место на страницах произведения. Один из уроков, посвященных изучению повести, обязательно отведен изучению быта и нравов Запорожской Сечи (вторая, третья, четвертая главы). Рисуя устройство Сечи, Гоголь обращает внимание на то, что это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. По мнению Гоголя, только такой уклад жизни, такие обстоятельства могут создать сильных и могучих людей, какими были Тарас, Остап и другие запорожцы. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Возникает вопрос: была ли настоящая Сечь такой, какой ее описывает Гоголь, или это больше утопия? Конечно, Сечь в повести - это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.

2-й урок. Анализ первой и второй глав. Первое знакомство с героями повести. Встреча отца с сыновьями. Бытописание семьи Тараса. Роль ин терьера, художественной детали в создании национального и исторического колорита и создании характеров. Сопоставление двух братьев - Остапа и Андрия: разница характеров, поведения во время приезда в родительский дом, во время учебы в бурсе. Описание степи как выражение авторского лирического чувства, эмоционально-художественный подтекст повести. Мастерство Гоголя в изображении природы. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

Сюжет «Тараса Бульбы» образуется линиями Тараса и двух его сыновей - Остапа и Андрия. Путь Остапа - это путь верного воина Сечи, а судьба Андрия - судьба изменившего ей ради страсти. Оба брата сравниваются на протяжении всего повествования: их внешний облик, характеры, поведение в различных жизненных ситуациях. Учащиеся работают над сравнительной характеристикой Остапа и Андрия, рассматривая следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остап и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погибли братья?

Андрий привлекателен своей красотой, страстью, он более нежен с матерью, более чувствителен к прекрасному. Но страсть к женщине усиливает в нем индивидуалистические начала, заставляя изменить товарищам, братству Сечи, Отчизне.

В ходе изучения повести учитель работает над эпизодом, обращает внимание на художественные средства и приемы, используемые автором: пейзаж, интерьер, гипербола, художественная деталь.

В первую главу повести Гоголь вводит великолепное описание степи, которое занимает важное место в повествовании. В связи с ним учащиеся вспоминают, что такое пейзаж и какую роль он играет в художественном произведении. Как описывает Гоголь степь? На что обращает внимание, рассказывая о ней? Как помогает увидеть богатство ее красок? С какими событиями связан пейзаж?

Текст насыщен художественными деталями. К художественной детали относятся подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а так жеста, действия, речи: Деталь помогает уточнить, понять авторский замысел. На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали: «Светлица была убрана во вкусе того бранного времени...» Учитель помогает ученикам увидеть, как с помощью деталей интерьера автор воссоздает облик эпохи и характер героя.

Автор использует также такой прием, как гипербола. Писатель прибегает к ней для усиления впечатления, для заострения образа. Это важный способ передачи авторской мысли, построения сюжета, образной системы. Найдите в тексте повести гиперболы. Какую важную функцию они выполняют? «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»; «...запорожец, как лев, растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли»; «шаровары шириною с Черное море».

После второго урока можно дать задание составить сюжетные линии Остапа и Андрия и ответить на вопросы, какая их них наиболее динамична, в какой из них больше важны события.

3-й урок . Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи. Политическое и экономическое устройство Сечи. Воплощение в ней мечты Гоголя о справедливом, вольном обществе.

Каково первое представление о Сечи? Какой рисует ее Гоголь?

Обратимся к общественному устройству Сечи ее правам и обычаям. Здесь нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных окон. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды, рабства. «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников». Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачье го общества: «...гетьманы, избранные из среды самих же Козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирается (сцена избрания нового кошевого: кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения «поклонился очень низко и скрылся в толпе», в четвертой главе он говорит «я слуга вашей воли... Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа - глас Божий»). Народ избирает правителей, защищающих их интересы. Таков Тарас, который, будучи полковником, защищает права народа, таков выбранный командиром Остап.

При описании Сечи звучит и тема плодотворного труда свободных людей. Эта тема звучала и прозвучит еще не раз в различных произведениях, рисующих устройство утопического общества будущего. Каким показан народ Сечи в труде? В какой момент все запорожцы дружно принимаются за работу?

Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш посылал к черту и ремесло и лавку, бил горшки в доме. И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».

Воинская служба в Сечи - это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Не случайно Тарас, почти не дав отдохнуть сыновьям после приезда, отправляет их в Сечь, а они с готовностью соглашаются. Это зов сердца, а не принуждение. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа: Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно это общество рождает героические характеры.

4-й урок. Отец и сыновья. Конфликт Тараса и Андрия. Его романтическая трактовка. Различие жизненных позиций Тараса, Остапа и Андрия. Романтические элементы в истории персонажей. Продолжение сравнительной характеристики братьев.

5-й урок. Романтическая героика и пафос повести. Тарас и Остап как героические и эпические характеры. Авторский идеал, воплощенный в людях и жизни Запорожской Сечи.

Сильные и могучие характеры повести - это следствие уклада жизни, сформировавшей эти характеры. Тарас - сын своего времени, и его дикость и необузданность - результат дикости этой эпохи («тяжелый ХV век», «полудикий век», «тогдашний грубый век»). Черты дикой эпохи не раз встречаются в повести: жестокость запорожцев во время боя и захвата городов, страшные муки, которым они подвергают врагов, среди которых женщины в дети. Обращает на себя внимание грубость Тараса к жене, не имеющей права голоса в своей семье, разнузданность поведения в доме: «...начал колотить и швырять горшки и фляжки».

Но Бульба одновременно велик, велик как человек Сечи, защищающий свободу и независимость своего народа. Велик и Остап, и другие запорожцы - Кукубенко, Товкач, Мосий Шило. Им так же свойственны пороки времени. Еще в конце второй главы Гоголь пишет, что Сечь умела «только гулять и палить из ружей». Не отказывались казаки и от выпивки. «Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак, где мрачно-искаженными чертами веселия забывается человек: это был тесный круг школьных товарищей». Веселость и разгульность рождены широтой души, ощущением вольности в товарищества. Самое главное, что появляется в обществе равных, - чувство товарищества. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища...» - так говорит старый Касьян Бовдюг.

Центральным монологом повести является речь Тараса о товариществе перед последней битвой под Дубно (девятая глава). В этой речи проявляются и патриотические чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в правоте своего дела. Восклицательные интонации передают глубину волнения героя.

Чувство коллективизма делает героев «Тараса Бульбы» сильными. Современней человек, живущий сам по себе, своими личными интересами, оторванный от других, слаб, а герои Гоголя сильны, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

Запорожцам в повести противопоставлено польское панство. Докажите, что не все полячество осуждается Гоголем. Найдите в тексте подтверждение этой мысли. Как рисуются в сражениях польские воины? Они рисуются как достойные соперники, как доблестные витязи, проявляющие мужество и храбрость. Какие средства использует писатель в сцене схватки польского рыцаря с Кукубенко (сравнения, эпическая анафора, инверсия, эпитеты)? Осуждает ли Гоголь польскую панну, возлюбленную Андрия? Прочитайте, как автор описывает ее. Она воплощает собой красоту, страсть, любовь, и никакого осуждения по отношению к ней нет.

Противопоставление запорожцев польскому панству проявляется уже в описании их внешнего вида. Гоголь изображает поляков кричащими, пестрыми красками: «...медные шапки сияли, как солнце, оперенные белыми, как лебедь, перьями. На других были легкие шапочки, розовые и голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые золотом и просто выложенные шкурками; у тех сабли и оружья в дорогих оправах, за которые дорого приплачивали паны, - много было всяких других убранств...» Как меняется Андрий, попав в польскую среду? Как меняется его внешний облик? У него появляется «медная шапка», «дорогой шарф на руке...». В польской среде подчеркнута сословная разобщенность: господа - слуги. Примечательно, что вся иерархическая пестрота - ремесленники, шляхта, паны - иронически венчается образом сокола, находящегося над всеми ними.

Сравните описание поляков и запорожцев, в которых писатель подчеркивает простоту, строгость, объединенность общей идеей, чувством народного блага. В чем смысл подобного противопоставления? Единство Сечи противопоставлено разобщенности, внутренней разлаженности современного Гоголю общества.

6-й урок. Обобщающий урок. Тематика и проблематика повести.

7-й урок. Традиции героической эпики прошлых веков в повести «Тарас Бульба».

В хорошо подготовленном классе можно предложить более сложные поисковые задачи, связанные с межтекстовым сопоставительным анализом, с вопросом о традициях героической эпики прошлых веков в повести Гоголя.

Работа строится следующим образом. Учитель предлагает ученикам несколько отрывков: фрагменты из «Илиады» Гомера (например, бой Гектора с Диомедом), фрагменты боя из «Песни о Роланде», отрывок из русской былины (например, из былины об Илье Муромце и Калине-царе). При выборе отрывков учитель опирается на сходство языковых формул, сходство некоторых сюжетных ситуаций (спор и поединок между героями, гибель одного из них). Из повести «Тарас Бульба» можно предложить эпизод боя из седьмой главы. Учащимся предлагается найти общее в этих отрывках: в сюжете, развитии действия, конфликте (противоборство сторон), в поступках и идеалах героев, в языковых формулах, художественных приемах, используемых автором (гипербола и др.), в авторских идеалах. Далее ученики вместе с учителем пытаются разрешить вопрос о том, почему возникает это общее, и вместе приходят к пониманию того, что любое литературное произведение создается на фундаменте глубоких литературных, культурных, философских, эстетических традиций и что каждый писатель стремится в своем творчестве воссоздать идеал эпохи, воплощающий различные духовные, нравственные ценности.

Завершая размышления о повести, возвратимся к мысли Г. А. Гуковского о том, что можно и должно вести изучение повести не путем вырывания из общего повествования отдельных персонажей и их характеристик, не путем повторения сюжета с наивно-психологическими объяснениями поступков героев, которые приводят к тому, что перед учениками предстает раздробленное на части, а не целое, единое, яркое произведение, а путем осмысления идейной основы произведения через уяснение смысла ряда элементов текста.

«Тарас Бульба»

Героический пафос характерен для главы IX. Высокими чувствами проникнут и речь Тараса. Непроста и ее композиция. Речь его - свидетельство мудрости, мужества и страстной убежденности в Правоте своего дела. Слово Тараса находит горячий отклик в душйх молодых и старых. Нее они, старые и молодые, объединяются общим чувством любви к родине и единым стремлением ее защищать. Поэтому так и тронула их речь Тараса, дошла до самого сердца. В связи с этим предлагается выделить обращения («Панове», «товарищи», «братцы») и подумать, как лучше их произнести, какой должна быть интонация речи Тараса в тот или иной ее момент, а затем проследить, как выражаются переживания умудренных жизнью казаков и как описывает Гоголь волнение молодых. Это поможет найти верный тон чтения, его окраску и интонацию.

«Все взяли басурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!» Особая значительность должна прозвучать в следующих строках: горькое время, трудное время, когда решается судьба родины и народа. С этим же чувством они прочтут и слова: «Вот на чем стоим», «Нет уз святее товарищества». Некоторые попробуют прочитать эту фразу громче, силой голоса подчеркнув ее значительность. Другие постараются выделить ее замедленным темпом чтения, особой значительностью тона. Третьи будут выделять одно какое-то слово: «Нет уз святее товарищества», «Нет уз святее товарищества» и т. д. Здесь трудно выбрать единственно правильное решение. Задача словесника и заключается в том, чтобы помочь ученикам выделить эту главную, центральную фразу в речи Тараса.

Есть в этой речи и презрение, с которым Тарас говорит о врагах и их прихвостнях, и особая гордость, когда он говорит о родине или произносит слово «человек» («Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек»). И все эти чувства передаются в чтении, к которому готовятся Читатели самостоятельно.

Самостоятельно готовятся они и к чтению описания боя, предварительно выбрав его из IX главы и прочитав в лицах, включая и автора как одного из главных лиц этой главы, что и поможет передать ее трагизм, ее высокую патетику. Героична в ней не только изображаемая эпоха, героичны и события, действующие лица, Их чувства и поступки. В свой последний час думают они не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь: «Поникнул он (Балабан) теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: «Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..»

Страстный, возволнованный тон повествования, непосредственное обращение Гоголя к читателям создают приподнятое и тревожное настроение, вызывают глубокое сочувствие казакам, восхищение их подвигами. Непосредственно к читателям обращается Гоголь и тогда, когда рассказывает о присланном сыновьям Тараса благословении их матери, когда свершилось предательство Андрия и погибал в страшных муках Тарас Бульба.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса. «А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно.

его момент. Завершается чтение по лицам не только рассказами о Тарасе-полководце, но и беседой. Это заставляет нас осмыслить прочитанное, готовя ответ на вопросы о том, какие чувства объединяют запорожцев и в чем проявляется их самоотверженность, а также подумать и об особенностях изображения этой батальной картины. Главное в ней - не только приподнятый тон, эмоциональность повествования, авторские обращения к героям и читателю, но и гиперболизация в изображении силы казаков, их подвигов, врага и самой битвы: «Там, где прошли незамайновцы,- так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!» Обращение Гоголя к приемам народного творчества в изображении боя не только дает представление о силе и храбрости казаков, похожих на Илью Муромца, Добрыню и многих других богатырей, но и помогает выразить народную точку зрения на происходящие события, передать патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины.

выше ставит родство по духу, чем по крови. Поэтому так потрясен был Тарас, когда увидел Андрия, возглавлявшего вражеский отряд. И первые его слова, непосредственно обращенные к сыну, были о том, что Андрий убивает своих товарищей: «Как?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Целесообразно предложить учащимся подумать и над тем, почему Андрий при виде отца не бежал, не прятался, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Покорность Андрия вызвана признанием своей вины, пониманием того, что его предательство-преступление, заслуживающее суда и страшной казни. Сознавая это, он все же не раскаивался в сделанном. Любовь к девушке убила все другие чувства в его душе. Поэтому перед смертью он произносит имя не родины, как все запорожцы, а любимой.

увидел отрицательных черт в характере сына, его неустойчивости, излишней горячности. И как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

Не менее важно передать и авторское отношение к происходящему, которое выражается в метко найденном слове, характеризующем Андрия («он был и мертвый прекрасен», «мужественное лицо», «чудная красота», «витязь всех бойчее, всех красивее»), в развернутых сравнениях Андрия с поведением провинившегося школьника, покорного ребенка (а умирающий Апдрий сравнивается с подрезанным серпом хлебным колосом). Даже сравнение с молодым борзым псом не унижает Андрия. Явное сочувствие, сожаление и горечь сливаются в каждом слове, выражаются и в интонации повествования, что заставляет и нас взглянуть на Андрия глазами автора, задуматься о долге, чести, личном и общественном, сопоставить авторские чувства с чувствами Тараса и Остапа, сформировавшимися в суровую эпоху, в трудное и бранное время.

В последних главах повести (X, XI, XII) описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г, Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Чтобы Читатели восприняли всю глубину страданий Тараса, обращаем внимание их на то, как описывает Гоголь пробуждение Тараса. Сравнив Тараса в главе I повести с тем, каким Гоголь рисует его в главе X, устанавливаем, как переменился он, как изменилось и выражение его лица: «... три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превратился под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс, каким Гоголь рисует его в главе II. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!» И дальше читаем: «Он уходил в луга, степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег».

на своем веку, поражались его жестокости: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».

частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа. «У этого человека,- писал Белинский,- была идея, которою он жил и для которой он жил... он не пережил ее, он умер вместе с нею». В этом - трагедия и величие Тараса Бульбы.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....