Что мы знаем о смерти. Почему бы и нет

Людей всегда волновало, что находится «по ту сторону жизни». За последние годы ученым удалось разгадать несколько давних тайн смерти. 42.TUT.BY выбрал пятерку наиболее интересных научных работ, которые описывают разные аспекты гибели организма - от последних снов до «света в конце тоннеля».


Изображение: Eric Ogden / theatlantic.com

Клетки со «счетчиком»

За последние сто лет медицина заметно улучшилась, однако люди не начали доживать до 200 лет. Одна из возможных причин - в пределе Хейфлика - запрограммированной в ДНК максимальной продолжительности «жизни» клеток.

Человеческие клетки всегда переживают не больше 50 - 52 циклов деления. Так происходит из-за сокращения размера теломер - участков ДНК на концах хромосом. В пересчете на годы это дает среднюю продолжительность жизни в 90 - 100, максимум - 120 лет. При достижении этого возраста даже здоровые люди умирают «по естественным причинам».

Этой концепции уже больше 50 лет (а ее создателю Леонарду Хейфлику - 88). Сам ученый в недавнем интервью журналу The Lancet назвал изобретение способов радикального увеличения продолжительности жизни «второй древнейшей профессией, а может, и первой».

Попытки резко сделать жизнь дольше он сравнил с мыслью о возможности пробежать милю за секунду, экстраполировав прогресс после двух тренировок. «Люди отдают огромные деньги, убежденные тем, что кто-то нашел способ сделать их бессмертными <…> Все во Вселенной меняется или стареет со временем, и думать, что вы можете повернуть это вспять - нонсенс».

С возрастом страх смерти исчезает

Чем человек старше, тем меньше он беспокоится от мыслей о смерти. К примеру, исследование интервью 1200 американцев разных рас и социальных положений показало, что в возрасте 45−54 лет смерти боятся около 50% опрошенных, а вот после 70 лет - лишь 26%. Мыслей, связанных со смертью, с возрастом тоже становится меньше.


По вертикали - количество мыслей, связанных со смертью, по горизонтали - возраст опрошенных

Кстати, социальная поддержка близких людей от мрачных мыслей о смерти избавляет - это тоже установленный научно факт. Американский психолог Уильям Чопик считает , что эти закономерности связаны. С возрастом увеличиваются «инвестиции в близкие отношения» - супружество, дружбу, родительство, - которые помогают человеку справляться со страхом.

«Тот факт, что обеспокоенность смертью снижается на протяжении жизни, часто удивлял исследователей, - пишет Чопик. - Современные исследования показывают, что социальная поддержка обеспечивает более низкий уровень тревоги в течение долгого времени. Социальные отношения обеспечивают функцию регулирования эмоций, в том числе тех, что связаны с проявлениями возраста и напоминаниями о собственной смерти».

Кстати, ученые не раз замечали, что люди, напуганные смертью, более религиозны , более консервативны , чаще проявляют националистические предубеждения и вообще чаще поддерживают стереотипы.

Все эти совпадения, по мнению исследователей, подтверждают « теорию управления страхом смерти ». Согласно ей, человек осознает неизбежность смерти и вымещает свой страх в других сферах. Помогают занятия, которые дают «иллюзию бессмертия»: продолжение рода, творчество, наука, а также причисление себя к расе, партии или каким-либо другим группам. Согласно этой теории, именно страху смерти человечество обязано такими явлениями, как культура и религия.



Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Спираль смерти

Упрощенно жизнь любого существа можно разделить на три стадии: развитие, взросление и поздние годы. Однако недавно в эту схему предложили добавить еще один этап, который никого не минует - «спираль смерти».

Эту жизненную стадию заметили несколько лет назад у мушек-дрозофил. Биологи наблюдали за жизненным циклом трех тысяч мушек и пересчитали 4,6 миллионов яиц. Выяснилось, что первый день, в который дрозофила не отложила ни одного яйца - серьезный предвестник скорой смерти.

Другое исследование показало, что перед смертью у насекомых возрастала проходимость брюшка. Ученые считают, что то, что заставляло мух умирать, влияло и на работу их организма - причем, всегда похожим образом.

Этот период получил название «спираль смерти». «Мы считаем, что это часть в основном запрограммированного процесса умирания организма» , - рассказал изданию Live Science Лоренс Мюллер (Laurence Mueller), один из авторов работы, описывающей этот процесс.

У людей «спираль смерти» тоже замечали. Исследование пожилых датчан, которое продлилось семь лет, показало , что те, кто умер в первые два год исследования, были намного слабее, чем те, кто дожил до завершения работы ученых. Слабость опрошенных проявлялась в малой силе хвата руки, неспособности выполнять бытовые задачи - принимать пищу и справлять нужду, - а также низких показателях в интеллектуальных тестах.



Фото: stat8.blog.ru

Сейчас ученые пока не знают наверняка, как именно работает «спираль смерти» у людей, но надеются сократить длительность этого периода. Тот факт, что старческая немощь заложена в генах, дает надежду на то, что от нее можно избавиться через редактирование ДНК. «Даже если мы не повлияем на то, когда вы умрете, мы хотим, чтобы вы были полностью функциональны до самой смерти» , - рассказал Лоренс Мюллер.

Что чувствуют умирающие?

Наверняка ответить на этот вопрос могут только те, кто уже умер. Однако многие из тех, кто пережил клиническую смерть, рассказывали об ощущении полета за пределами своего тела, быстром движении сквозь туннель к свету или видении своих умерших близких.

Пока у ученых недостаточно данных для того, чтобы проверить, правда ли в момент клинической смерти особая сущность совершает «выход из тела». Намеренно такие эксперименты ставить нельзя, а значительная часть современных свидетельств была собрана без соблюдения научных методов.



Иногда пережившие клиническую смерть во время операции в деталях помнят обстановку в помещении. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Зато более детально удалось изучить сны и видения умирающих людей - это сделали в 2012 году ученые из США, опросив 59 пациентов нью-йоркского хосписа, которые умерли в среднем через 15 дней после заполнения анкеты.

88% из них видели сны или видения. 72% видели во сне людей, которые уже скончались - мертвецы появлялись во снах чаще, чем живые. Также многие опрошенные описывали сны, в которых они собирались в путешествие, кто-то заново переживал важные события прошлого.

Видения и сны большинства из них были спокойными и крайне реалистичными и детализированными. Исследователи заметили, что видения с участием умерших в намного чаще характеризовались опрошенными как успокаивающие. Ученые сделали вывод, что видения помогают сгладить страх смерти, а также имеют утешительный и - как это ни парадоксально - жизнеутверждающий эффект.

«Волна смерти»

Биологи несколько раз замечали: когда крысы погибают, на считанные секунды резко вырастает активность их мозга, измеренная при помощи электроэнцефалограммы. Такая активность наблюдается у всех крыс на пороге смерти и превышает активность мозга здоровых грызунов.

Примерно через 30−60 минут после умерщвления в мозге возникали необычайные колебания, продолжались от 5 до 15 секунд, а после сходили на нет. Кроме того, возникал эффект когерентности - электрическая активность разных участков мозга проявлялась согласованно.

Память смертная

Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.

В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. Вот почему древние христиане так часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную; вот почему в молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоустый, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную. Когда современный человек слышит подобное, он обычно реагирует неприятием, отвращением. Означают ли эти слова, что мы должны помнить: смерть, точно дамоклов меч, висит над нами на волоске, праздник жизни может трагически, жестоко окончиться в любой момент? Являются ли они напоминанием при всякой встречающейся нам радости, что она непременно пройдет? Значат ли они, что мы стремимся омрачить свет каждого дня страхом грядущей смерти?

Не таково было ощущение христиан в древности. Они воспринимали смерть как решающий момент, когда окончится время делания на земле, и, значит, надо торопиться; надо спешить совершить на земле все, что в наших силах. А целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было - стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру сил приблизиться к тому, что апостол Павел называет полнотой роста Христова, стать - возможно совершеннее - неискаженным образом Божиим.

Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что “еще есть время”: это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. Годы проходят, мы ничего не делаем, - не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.

Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг - единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент.

Ценность времени

Подумайте, каков был бы каждый момент нашей жизни, если бы мы знали, что он может стать последним, что этот момент нам дан, чтобы достичь какого-то совершенства, что слова, которые мы произносим - последние наши слова, и поэтому должны выражать всю красоту, всю мудрость, все знание, но также и в первую очередь - всю любовь, которой мы научились в течение своей жизни, коротка ли она была или длинна. Как бы мы поступали в наших взаимных отношениях, если бы настоящий миг был единственным в нашем распоряжении и если бы этот миг должен был выразить, воплотить всю нашу любовь и заботу? Мы жили бы с напряженностью и с глубиной, иначе нам недоступными. И мы редко сознаем, что такое настоящий миг. Мы переходим из прошлого в будущее и не переживаем реально и в полноте настоящий момент.

Достоевский в дневнике рассказывает о том, что случилось с ним, когда, приговоренный к смерти, он стоял перед казнью, - как он стоял и смотрел вокруг себя. Как великолепен был свет, и как чудесен воздух, которым он дышал, и как прекрасен мир вокруг, как драгоценен каждый миг, пока он был еще жив, хотя на грани смерти. О, - сказал он в тот миг, - если бы мне даровали жизнь, ни одно мгновение ее я не потерял бы… Жизнь была дарована, - и сколько ее было растеряно!

Если бы мы сознавали это, как бы мы относились друг ко другу, да и к себе самим? Если бы я знал, если бы вы знали, что человек, с которым вы разговариваете, может вот-вот умереть, и что звук вашего голоса, содержание ваших слов, ваши движения, ваше отношение к нему, ваши намерения станут последним, что он воспримет и унесет в вечность - как внимательно, как заботливо, с какой любовью мы бы поступали!.. Опыт показывает, что перед лицом смерти стирается всякая обида, горечь, взаимное отвержение. Смерть слишком велика рядом с тем, что должно бы быть ничтожно даже в масштабе временной жизни.

Таким образом, смерть, мысль о ней, память о ней - как бы единственное, что придает жизни высший смысл. Жить в уровень требований смерти означает жить так, чтобы смерть могла прийти в любой момент и встретить нас на гребне волны, а не на ее спаде, так, чтобы наши последние слова не были пустыми и наше последнее движение не было легкомысленным жестом. Те из нас, кому случилось жить какое-то время с умирающим человеком, с человеком, который осознавал, как и мы, приближение смерти, вероятно, поняли, что присутствие смерти может означать для взаимных отношений. Оно означает, что каждое слово должно содержать все благоговение, всю красоту, всю гармонию и любовь, которые как бы спали в этих отношениях. Оно означает, что нет ничего слишком мелкого, потому что все, как бы ни было оно мало, может быть выражением любви или ее отрицанием.

Личные воспоминания: смерть матери

Но в результате случились две вещи. Одна - то, что ни в какой момент моя мать или я сам не были замурованы в ложь, не должны были играть, не остались без помощи. Никогда мне не требовалось входить в комнату матери с улыбкой, в которой была бы ложь, или с неправдивыми словами. Ни в какой момент нам не пришлось притворяться, будто жизнь побеждает, будто смерть, болезнь отступает, будто положение лучше, чем оно есть на самом деле, когда оба мы знаем, что это неправда. Ни в какой момент мы не были лишены взаимной поддержки. Были моменты, когда моя мать чувствовала, что нуждается в помощи; тогда она звала, я приходил, и мы разговаривали о ее смерти, о моем одиночестве. Она глубоко любила жизнь. За несколько дней до смерти она сказала, что готова была бы страдать еще 150 лет, лишь бы жить. Она любила красоту наступавшей весны; она дорожила нашими отношениями. Она тосковала о нашей разлуке: Oh, for the touch of a vanished hand and the sound of a voice that is still… («Коснуться бы руки, которой не стало, услышать бы звучание голоса…» (Теннисон). Порой, в другие моменты мне была невыносима боль разлуки, тогда я приходил, и мы разговаривали об этом, и мать поддерживала меня и утешала о своей смерти. Наши отношения были глубоки и истинны, в них не было лжи, и поэтому они могли вместить всю правду до глубины.

И кроме того, была еще одна сторона, которую я уже упоминал. Потому что смерть стояла рядом, потому что смерть могла прийти в любой миг, и тогда поздно будет что-либо исправить, - все должно было в любой миг выражать как можно совершеннее и полнее благоговение и любовь, которыми были полны наши отношения. Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется как будто мелким и незначительным. Как ты подашь чашку чаю на подносе, каким движением поправишь подушки за спиной больного, как звучит твой голос, - все это может стать выражением глубины отношений. Если прозвучала ложная нота, если трещина появилась, если что-то не ладно, это должно быть исправлено немедленно, потому что есть несомненная уверенность, что позднее может оказаться слишком поздно. И это опять-таки ставит нас перед лицом правды жизни с такой остротой и ясностью, каких не может дать ничто другое.

Слишком поздно?

Это очень важно, потому что накладывает отпечаток на наше отношение к смерти вообще. Смерть может стать вызовом, позволяющим нам вырастать в полную нашу меру, в постоянном стремлении быть всем тем, чем мы можем быть, - без всякой надежды стать лучшими позднее, если мы не стараемся сегодня поступить, как должно. Опять-таки Достоевский, рассуждая в “Братьях Карамазовых” об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: “Слишком поздно!” Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Поздно произнести слова, которые можно было сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наши отношения. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки.

Я хотел бы проиллюстрировать свои слова, пояснить их примером. Некоторое время назад пришел ко мне человек восьмидесяти с лишним лет. Он искал совета, потому что не мог больше выносить ту муку, в какой жил лет шестьдесят. Во время гражданской войны в России он убил любимую девушку. Они горячо любили друг друга и собирались пожениться, но во время перестрелки она внезапно высунулась, и он нечаянно застрелил ее. И шестьдесят лет он не мог найти покоя. Он не только оборвал жизнь, которая была бесконечно ему дорога, он оборвал жизнь, которая расцветала и была бесконечно дорога для любимой им девушки. Он сказал мне, что молился, просил прощения у Господа, ходил на исповедь, каялся, получал разрешительную молитву и причащался, - делал все, что подсказывало воображение ему и тем, к кому он обращался, но так и не обрел покоя. Охваченный горячим состраданием и сочувствием, я сказал ему: “Вы обращались ко Христу, Которого вы не убивали, к священникам, которым вы не нанесли вреда. Почему вы никогда не подумали обратиться к девушке, которую вы убили?” Он изумился. Разве не Бог дает прощение? Ведь только Он один и может прощать грехи людей на земле… Разумеется, это так. Но я сказал ему, что если девушка, которую он убил, простит его, если она заступится за него, то даже Бог не может пройти мимо ее прощения. Я предложил ему сесть после вечерних молитв и рассказать этой девушке о шестидесяти годах душевных страданий, об опустошенном сердце, о пережитой им муке, попросить ее прощения, а затем попросить также заступиться за него и испросить у Господа покоя его сердцу, если она простила. Он так сделал, и покой пришел… То, что не было совершено на земле, может быть исполнено. То, что не было завершено на земле, может быть исцелено позднее, но ценой, возможно, многолетнего страдания и угрызений совести, слез и томления.

Смерть - отделенность от Бога

Когда мы думаем о смерти, мы не можем думать о ней однозначно, либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии, в Евангелиях, более сложный. Говоря коротко: Бог не создал нас на смерть и на уничтожение. Он создал нас для вечной жизни. Он призвал нас к бессмертию - не только к бессмертию воскресения, но и к бессмертию, которое не знало смерти. Смерть явилась как следствие греха. Она появилась, потому что человек потерял Бога, отвернулся от Него, стал искать путей, где мог бы достичь всего помимо Бога. Человек попробовал сам приобрести то знание, которое могло быть приобретено через приобщенность знанию и мудрости Божиим. Вместо того, чтобы жить в тесном общении с Богом, человек избрал самость, независимость. Один французский пастор в своих писаниях дает, может быть, хороший образ, говоря, что в тот момент, когда человек отвернулся от Бога и стал глядеть в лежащую перед ним бесконечность, Бог исчез для него, и поскольку Бог - единственный источник жизни, человеку ничего не оставалось, кроме как умереть.

Если обратиться к Библии, нас может поразить там нечто относящееся к судьбе человечества. Смерть пришла, но она овладела человечеством не сразу. Какова бы ни была в объективных цифрах продолжительность жизни первых великих библейских поколений, мы видим, что число их дней постепенно сокращается. Есть место в Библии, где говорится, что смерть покорила человечество постепенно. Смерть пришла, хотя еще сохранялась и сила жизни; но от поколения к поколению смертных и греховных людей смерть все укорачивала человеческую жизнь. Так что в смерти есть трагедия. С одной стороны, смерть чудовищна, смерти не должно бы быть. Смерть - следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона. Бесконечность в отлученности от Бога, тысячи и тысячи лет жизни без всякой надежды, что этой разлуке с Богом придет конец - это было бы ужаснее, чем разрушение нашего телесного состава и конец этого порочного круга.

В смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственные врата, позволяющие нам избежать порочного круга бесконечности в отделенности от Бога, от полноты, позволяющие вырваться из тварной бесконечности, в которой нет пространства, чтобы снова стать причастниками Божественной жизни, в конечном итоге - причастниками Божественной природы. Потому апостол Павел мог сказать: Жизнь для меня - Христос, смерть - приобретение, потому что, живя в теле, я отделен от Христа… Потому-то в другом месте он говорит, что для него умереть не означает совлечься себя, сбросить с плеч временную жизнь; для него умереть означает облечься в вечность. Смерть не конец, а начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земле.

Двойственное отношение

В нашем отношении к смерти должны присутствовать обе стороны. Когда умирает человек, мы совершенно законно можем сокрушаться сердцем. Мы с ужасом можем смотреть на то, что грех убил человека, которого мы любим. Мы можем отказываться принять смерть как последнее слово, последнее событие жизни. Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом. С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него (или для нее) началась новая жизнь, - жизнь без ограничений, просторная. И опять-таки мы можем плакать над собой, над нашей потерей, нашим одиночеством, но в то же время мы должны научиться тому, что Ветхий Завет уже прозревает, предсказывает, когда говорит: крепка, как смерть, любовь, - любовь, которая не позволяет померкнуть памяти любимого, любовь, которая дает нам говорить о наших отношениях с любимым не в прошедшем времени: “Я любил его, мы были так близки”, а в настоящем: “Я люблю его; мы так близки”. Так что в смерти есть многосложность, можно даже, быть может, сказать - двойственность; но если мы - собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь. В смерти есть сила жизни, которая достигает и нас.

Если же мы признаем, что наша любовь принадлежит прошлому, это означает, что мы не верим в то, что жизнь усопшего не прекратилась. Но тогда приходится признать, что мы неверующие, безбожники в самом грубом смысле слова, и тогда надо посмотреть на весь вопрос с совершенно другой точки зрения: если Бога нет, если нет вечной жизни, тогда случившаяся смерть не имеет никакого метафизического значения. Это просто природный факт. Победили законы физики и химии, человек вернулся в дление бытия, в круговорот природных элементов - не как личность, а как частица природы. Но в любом случае мы должны честно взглянуть в лицо своей вере или ее отсутствию, занять определенную позицию и поступать соответственно.

Еще личные воспоминания

Трудно, почти невозможно говорить о вопросах жизни и смерти отрешенно. Так что я буду говорить лично, быть может, более лично, чем понравится некоторым из вас. В своей жизни мы встречаемся со смертью в первую очередь не как с темой для размышления (хотя и это случается), а большей частью в результате потери близких - наших собственных или чьих-то еще. Этот косвенный опыт смерти и служит нам основой для последующих размышлений о неизбежности собственной смерти и о том, как мы к ней относимся. Поэтому я начну с нескольких примеров того, как я сам встретился со смертью других людей; быть может, это пояснит вам мое собственное отношение к смерти.

Мое первое воспоминание о смерти относится к очень далекому времени, когда я был в Персии, еще ребенком. Однажды вечером мои родители взяли меня с собой посетить, как тогда было принято, розарий, известный своей красотой. Мы пришли, нас принял хозяин дома и его домочадцы. Нас провели по великолепному саду, предложили угощение и отпустили домой с чувством, что мы получили самое теплое, самое сердечное, ничем не скованное гостеприимство, какое только можно представить. Только на следующий день мы узнали, что пока мы ходили с хозяином дома, любовались его цветами, были приглашены на угощение, были приняты со всей учтивостью Востока, сын хозяина дома, убитый несколько часов назад, лежал в одной из комнат. И это, как ни мал я был, дало мне очень сильное чувство того, что такое жизнь и что такое смерть, и каков долг живых по отношению к живым людям, какие бы ни были обстоятельства.

Второе воспоминание - разговор времен гражданской или конца первой мировой войны между двумя девушками; брат одной, который приходился женихом другой, был убит. Новость дошла до невесты; она пришла к своей подруге, его сестре, и сказала: “Радуйся, твой брат погиб геройски, сражаясь за Родину”. Это опять-таки показало мне величие человеческой души, человеческого мужества, способность противостать не только опасности, страданию, жизни во всем ее многообразии, всей ее сложности, но и смерти в ее голой остроте.

Это опять-таки показало мне меру жизни, показало, чем должна быть жизнь по отношению к смерти: предельным вызовом научиться жить (как отец сказал мне в другой раз) так, чтобы ожидать свою собственную смерть, как юноша ждет невесту, ждать смерть, как ждешь возлюбленную, - ждать, что откроется дверь.

И тогда (и это следует продумать гораздо глубже, чем сумел сделать я, но я это очень остро пережил сердцем на протяжении прошедшей Страстной седмицы), если Христос - дверь, открывающаяся на вечность, Он есть смерть наша. И это можно даже подтвердить отрывком из Послания к Римлянам, который читается при крещении; там говорится, что мы погрузились в смерть Христову, чтобы восстать с Ним. И другим местом Послания, которое говорит, что мы носим в теле своем мертвость Христову. Он - смерть, и Он - сама Жизнь и Воскресение.

Смерть отца

И еще последний образ: смерть моего отца. Он был тихий человек, мало говорил; мы редко общались. На Пасху ему стало нехорошо, он прилег. Я сидел рядом с ним, и впервые в жизни мы говорили с полной открытостью. Не слова наши были значительны, а была открытость ума и сердца. Двери открылись. Молчание было полно той же открытости и глубины, что и слова. А затем настала пора мне уйти. Я попрощался со всеми, кто был в комнате, кроме отца, потому что чувствовал, что, встретившись так, как мы встретились, мы больше не можем разлучиться. Мы не простились. Не было сказано даже “до свидания”, “увидимся”; мы встретились - и это была встреча навсегда. Он умер в ту же ночь. Мне сообщили, что отец умер; я вернулся из госпиталя, где работал; помню, я вошел в его комнату и закрыл за собой дверь. И я ощутил такое качество и глубину молчания, которое вовсе не было просто отсутствием шума, отсутствием звука. Это было сущностное молчание, - молчание, которое французский писатель Жорж Бернанос описал в одном романе как “молчание, которое само - присутствие”. И я услышал собственные слова: “А говорят, что есть смерть… Какая ложь!”

Соприсутствие с умирающим

Бывает умирание иное. Я помню молодого солдата, который оставлял после себя жену, ребенка, ферму. Он мне сказал: “Я сегодня умру. Мне жаль покидать жену, но тут ничего не поделаешь. Но мне так страшно умирать в одиночестве”. Я сказал ему, что этого не произойдет: я буду сидеть с ним, и пока он будет в состоянии, он сможет открывать глаза и видеть, что я здесь, или разговаривать со мной. А потом он сможет взять меня за руку и время от времени пожимать ее, чтобы убедиться, что я здесь. Так мы сидели, и он ушел с миром. Он был избавлен от одиночества при смерти.

С другой стороны, порой Бог посылает человеку одинокую смерть, но это - не оставленность, это одиночество в Божием присутствии, в уверенности, что никто не ворвется безрассудно, драматически, не внесет тоску, страх, отчаяние в душу, которая способна свободно войти в вечность.

Последний мой пример касается молодого человека, которого попросили провести ночь у постели умиравшей пожилой женщины. Она никогда не верила ни во что вне материального мира, и теперь она покидала его. Молодой человек пришел к ней вечером, она уже не отзывалась на внешний мир. Он сел у ее постели и стал молиться; он молился, как мог, и словами молитв, и в молитвенном безмолвии, с чувством благоговения, с состраданием, но и в глубоком недоумении. Что происходило с этой женщиной, вступавшей в мир, который она всегда отрицала, которого никогда не ощутила? Она принадлежала земле - как могла она вступить в небесное? И вот что он пережил, вот что, как ему казалось, он уловил, общаясь с этой старой женщиной через сострадание, в озадаченности. Поначалу умиравшая лежала спокойно. Затем из ее слов, возгласов, ее движений ему стало ясно, что она что-то видит; судя по ее словам, она видела темные существа; у ее постели столпились силы зла, они кишели вокруг нее, утверждая, что она принадлежит им. Они ближе всего к земле, потому что это падшие твари. А затем вдруг она повернулась и сказала, что видит свет, что тьма, теснившая ее со всех сторон, и обступившие ее злые существа постепенно отступают, и она увидела светлые существа. И она воззвала о помиловании. Она сказала: “Я не ваша, но спасите меня!” Еще немного спустя она произнесла: “Я вижу свет”. И с этими словами - “я вижу свет” - она умерла.

Я привожу эти примеры для того, чтобы вы могли понять, почему мое отношение к смерти может показаться предвзятым, почему я вижу в ней славу, а не только скорбь и утрату. Я вижу и скорбь, и утрату. Примеры, которые я вам дал, относятся к внезапной, неожиданной смерти, смерти, которая приходит, как вор в ночи. Обычно так не случается. Но если вам встретится подобный опыт, вы, вероятно, поймете, как можно, хотя в сердце жгучая боль и страдание, вместе с тем радоваться, и каким образом - об этом мы еще поговорим - возможно в службе погребения провозглашать: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения… и почему ранее в этой же службе мы как бы от лица умершего, употребляя слова псалма, говорим: Жива будет душа моя и восхвалит Тя, Господи…

Старение

Чаще, чем с внезапной смертью, мы сталкиваемся с долгой или короткой болезнью, ведущей к умиранию, и со старостью, которая постепенно приводит нас либо к могиле, либо - в зависимости от точки зрения - к освобождению: к последней встрече, к которой каждый из нас, сознательно или нет, стремится и рвется всю свою земную жизнь, - к нашей встрече лицом к Лицу с Живым Богом, с Вечной Жизнью, с приобщенностью Ему. И этот период болезни или нарастающей старости нужно встретить и понять творчески, осмысленно.

Одна из трагедий жизни, которая приносит большие душевные страдания и муки - видеть, как любимый человек страдает, теряет физические и умственные способности, теряет как будто то, что было самое ценное: ясный ум, живую реакцию, отзывчивость на жизнь и т. п. Так часто мы стараемся отстранить это, обойти. Мы закрываем глаза, чтобы не видеть, потому что нам страшно видеть и предвидеть. И в результате смерть приходит и оказывается внезапной, в ней - не только испуг внезапности, о чем я упоминал ранее, но и дополнительный ужас того, что она поражает нас в самую сердцевину нашей уязвимости, потому что боль, страх, ужас росли, нарастали внутри нас, а мы отказывались дать им выход, отказывались сами внутренне созреть. И удар бывает более болезненный, более разрушительный, чем при внезапной смерти, потому что кроме ужаса, кроме горечи потери, с ним приходит все самоукорение, самоосуждение за то, что мы не сделали всего, что можно было сделать, - не сделали из-за того, что это заставило бы нас стать правдивыми, стать честными, не скрывать от самих себя и от стареющего или умирающего человека, что смерть постепенно приоткрывает дверь, что эта дверь однажды широко раскроется, и любимый должен будет войти в нее, даже не оглянувшись.

Каждый раз, когда перед нами встает медленно надвигающаяся утрата близкого человека, очень важно с самого начала смотреть ей в лицо, - и делать это совершенно спокойно, как мы смотрим в лицо человеку, пока он жив и среди нас. Ведь мысли о грядущей смерти противостоит реальность живого присутствия. Мы всегда можем полагаться на это несомненное присутствие и вместе с тем все яснее видеть все стороны идущей на нас потери. Вот это равновесие между убедительностью реальности и хрупкостью мысли и позволяет нам готовить самих себя к смерти людей, которые нам дороги.

Жизнь вечная

Разумеется, такая подготовка, как я уже сказал, влечет за собой отношение к смерти, которое признает, с одной стороны, ее ужас, горе утраты, но вместе с тем сознает, что смерть - дверь, открывающаяся в вечную жизнь. И очень важно снять преграды, не дать страху возвести стену между нами и умирающим. Иначе он осужден на одиночество, оставленность, ему приходится бороться со смертью и всем, что она для него представляет, без всякой поддержки и понимания; эта стена не позволяет и нам сделать все, что мы могли бы сделать, с тем, чтобы не осталось никакой горечи, никакого самоукорения, никакого отчаяния. Нельзя с легкостью сказать человеку: “Знаешь, ты же скоро умрешь…” Для того, чтобы быть в состоянии встретить смерть, надо знать, что ты укоренен в вечности, не только теоретически знать, но опытно быть уверенным, что есть вечная жизнь. Поэтому часто, когда видны первые признаки приближающейся смерти, надо вдумчиво, упорно работать на то, чтобы помочь человеку, который должен войти в ее тайну, открыть, что такое вечная жизнь, в какой мере он уже обладает этой вечной жизнью и насколько уверенность в том, что он обладает вечной жизнью, сводит на нет страх смерти, - не горе разлуки, не горечь о том, что смерть существует, а именно страх. И некоторым людям можно сказать: “Смерть при дверях; пойдем вместе до ее порога; будем вместе возрастать в этот опыт умирания. И войдем вместе в ту меру приобщенности вечности, которая доступна каждому из нас”.

Это я тоже хотел бы пояснить примером. Лет тридцать тому назад в больнице очутился человек, как казалось, с легким заболеванием. Его обследовали и нашли, что у него неоперабельный, неисцелимый рак. Это сказали его сестре и мне, ему не сказали. Я его навестил. Он лежал в постели, крепкий, сильный, полный жизни, и он мне сказал: “Сколько мне надо еще в жизни сделать, и вот, я лежу, и мне даже не могут сказать, сколько это продлится”. Я ему ответил: “Сколько раз вы говорили мне, что мечтаете о возможности остановить время, так, чтобы можно было быть вместо того, чтобы делать. Вы никогда этого не сделали. Бог сделал это за вас. Настало вам время быть”. И перед лицом необходимости быть, в ситуации, которую можно было бы назвать до конца созерцательной, он в недоумении спросил: “Но как это сделать?”

Я указал ему, что болезнь и смерть зависят не только от физических причин, от бактерий и патологии, но также от всего того, что разрушает нашу внутреннюю жизненную силу, от того, что можно назвать отрицательными чувствами и мыслями, от всего, что подрывает внутреннюю силу жизни в нас, не дает жизни свободно изливаться чистым потоком. И я предложил ему разрешить не только внешне, но и внутренне все, что в его взаимоотношениях с людьми, с самим собой, с обстоятельствами жизни было “не то”, начиная с настоящего времени; когда он выправит все в настоящем, идти дальше и дальше в прошлое, примиряясь со всем и со всеми, развязывая всякий узел, вспоминая все зло, примиряясь - через покаяние, через приятие, с благодарностью, со всем, что было в его жизни; а жизнь-то была очень тяжелая. И так, месяц за месяцем, день за днем мы проходили этот путь. Он примирился со всем в своей жизни. И я помню, в самом конце жизни он лежал в постели, слишком слабый, чтобы самому держать ложку, и он мне сказал с сияющим взором: “Мое тело почти умерло, но я никогда не чувствовал себя так интенсивно живым, как теперь”. Он обнаружил, что жизнь зависит не только от тела, что он - не только тело, хотя тело - это он; обнаружил в себе нечто реальное, чего не могла уничтожить смерть тела.

Это очень важный опыт, который я хотел напомнить вам, потому что так мы должны поступать снова и снова, в течение всей жизни, если хотим ощущать силу вечной жизни в самих себе и не страшиться, что бы ни случалось с временной жизнью, которая тоже принадлежит нам.

Из книги «Жизнь. Болезнь. Смерть.»

Является наибольшим у 90% планеты. Оно и неудивительно - смерть ассоциируется для большинства из нас с неизбежным концом, с окончанием жизни и переходом в новое непонятное и пугающее состояние. В этой статье мы поговорим о том, можно ли избавиться от такого страха в принципе, и о том, как перестать бояться смерти.

Оду жизни мы поем

Представьте себе весну. Цветущие деревья, свежая зелень, вернувшиеся с югов птицы. Это время, когда даже самые хмурые пессимисты чувствуют себя готовыми на любые подвиги и подчиняются всеобщему хорошему настроению. Представьте теперь конец ноября. Если вы не живете в теплых краях, то картинка рисуется не самая радужная. Голые деревья, лужи и грязь, слякоть, дожди и ветер. Солнце садится рано, а ночью неуютно и некомфортно. Понятное дело, что в такую погоду настроение, что называется, препаршивое - но в любом случае мы знаем, что пройдет осень, затем наступит снежная зима с кучей праздников, а потом природа вновь оживет и мы будем неподдельно счастливы и рады жизни.

Если бы дело так легко и понятно обстояло с пониманием жизни и смерти! Но не тут то было. Мы не знаем, а неизвестность вселяет в нас ужас. смерти? Прочтите данную статью. Вы получите простые к выполнению рекомендации, которые избавят вас от надуманных страхов.

Что является причиной страха?

Прежде чем ответить на вопрос о том, смерти, разберем из чего он происходит.

1. Человеку свойственно предполагать худшее . Представьте, что близкий человек не приходит домой в положенное время, а трубку не поднимает и на сообщения не отвечает. Девять человек из десяти предположат худшее - случилось что-то плохое, раз он даже ответить на звонок не может.

А когда близкий человек наконец-то появляется и объясняет, что был занят, а телефон "сел", мы выплескиваем на него кучу эмоций. Как он мог заставить нас так переживать и нервничать? Знакомая ситуация? Дело в том, что люди чаще всего предполагают худшее, чтобы потом выдохнуть с облегчением или принять неизбежное уже обреченно и подготовленным. Смерть не исключение. Мы не знаем, что она несет, но уже настроены на самый худший исход.

2. Страх неизвестности. Нас пугает то, чего мы не знаем. В этом виноват наш мозг, а точнее, то, как он работает. Когда мы повторяем одно и то же действие день за днем, в мозге выстраивается устойчивая цепочка нейронных связей. К примеру, вы ходите на работу каждый день одной и той же дорогой. Однажды вам нужно по какой-либо причине пойти другим путем - и вы испытаете дискомфорт, даже если новая дорога короче и удобнее. Дело не в предпочтении, просто таково устройство нашего головного также пугает нас по этой причине - мы не переживали ее, не знаем, что будет дальше, и мозгу это слово чуждо, вызывает отторжение. Даже люди, которые не верят в ад, испытывают дискомфорт, когда слышат о смерти.

3. Представления об аде и рае. Если вы выросли в религиозной семье, то наверняка имеете свое мнение об устройстве загробной жизни. Самые распространенные на сегодняшний день религии обещают рай праведникам и адские муки тем, кто ведет неугодную Богу жизнь. Учитывая современные реалии жизни, очень сложно быть праведным, особенно как того требуют строгие религиозные каноны. В итоге каждый верующий понимает, что, возможно, после смерти он и не увидит врат рая. А кипящие котлы вряд ли вызывают энтузиазм поскорее узнать, что скрывается за порогом смерти.

Не думайте о белой обезьяне

Дальше мы расскажем о нескольких проверенных способах того, как перестать бояться смерти и начать жить. Первый шаг - примите тот факт, что вы смертны. Это неизбежность, и как говорится, никто еще отсюда не уходил живым. Однако, к счастью, мы не знаем, когда случится наш уход.

Это может случится завтра, через месяц или много десятков лет. Стоит ли заранее переживать о том, что случится неизвестно когда? Не боятся смерти, просто приняв факт ее неизбежности - это первый ответ на вопрос о том, как перестать бояться смерти.

Религия не является ответом

Распространенным заблуждением является мысль о том, что религия дарует утешение живущим и избавляет от страха смерти. Конечно, избавляет, но совершенно иррациональным способом. Так как никому в мире неизвестно, что будет после окончания жизни, на то существует множество версий. Религиозные идеи об аде и рае также являются версией, причем популярной, но достоверной ли? Если вы с детства чтите своего Бога (не имеет значения, какую религию вы исповедуете), то вам сложно принять мысль, что ни один священнослужитель не знает, что будет с вами после смерти. Почему? Потому что никто еще не ушел отсюда живым и никто еще оттуда не возвращался.

Ад в нашем воображении рисуется совсем неприветливым местом, а посему смерть может пугать и по этой причине. Мы не призываем вас отказаться от своей веры, но ни одна вера не должна внушать страха. Поэтому есть еще один ответ на вопрос о том, как перестать думать о смерти. Отказаться от убеждения, вас ждет неизбежный выбор между адом и раем!

Нередко люди боятся не столько смерти, сколько того, что может к ней привести - например, болезней. Это такой же бессмысленный страх, как и ужас перед смертью, но с ним можно эффективно бороться. Как известно, в здоровом теле обитает здоровый дух, а значит, как только вы будете ощущать себя здоровым, иррациональные страхи вас оставят. Займитесь спортом, но не через "не хочу", а с удовольствием. Это может быть не столь скучная отбывальщина, сколько любимое занятие - танцы, плавание, поездки на велосипеде. Начните следить за тем, что вы употребляете в пищу, откажитесь от алкоголя или курения. Как только вы ощутите себя уверенно стоящим на ногах, с крепким здоровьем, вы перестанете думать о болезнях, а следовательно, и о смерти.

Живите днем

Есть такое высказывание: "Завтра никогда не наступает. Ждешь вечера, он наступает, но наступает сейчас. Лег спать, проснулся - сейчас. Наступил новый день - и снова сейчас".

Как бы вы ни боялись будущего, в общем смысле слова оно не наступит никогда - вы все время будете находится в моменте "сейчас". Так стоит ли позволять вашим мыслям уносить вас далеко, в то время как вы все время находитесь здесь и сейчас?

Почему бы и нет?

Сейчас модно делать татуировки в форме жизнеутверждающих надписей, и молодежь частенько выбирает латинское выражение "carpe diem". Буквально оно расшифровывается "Живи днём" или "Живи моментом". Не позволяйте негативным мыслям уносить вас из жизни - это ответ на вопрос о том, как перестать бояться смерти.

И в то же время помните о смерти

Исследуя жизнь аутентичных индейских племён, которые живут в Латинской Америке, историки с удивлением обнаружили, что индейцы чтут смерть и помнят о ней ежедневно, едва ли не ежеминутно. Однако это не из-за страха перед ней, а напротив из-за желания жить полно и осознанно. Что это значит?

Как мы уже говорили выше, мысли часто нас уносят из момента сейчас в прошлое или будущее. Мы знаем о смерти, часто боимся её, но на подсознательном уровне не верим в её реальность именно для нас. То есть это что-то, что случится когда-то. Индейцы, напротив, понимают для себя, что смерть может прийти в любой момент, а потому живут с максимальной отдачей именно сейчас.

Как избавиться от страха смерти? Просто помните о ней. Не ожидайте со страхом, а просто держите где-то на подсознании, что она может прийти когда угодно, а значит не нужно откладывать на потом важные дела. Как не бояться смерти? Уделяйте внимание родным и друзьям, своему хобби, займитесь спортом, смените постылую работу, развивайте дело, близкое вам по духу. Занимаясь своей жизнью, вы перестанете думать о смерти со страхом.

Иногда мы беспокоимся не столько о себе, сколько о тех, кто нам дорог. Особенно знакомы такие переживания родителям - стоит любимому чаду задержаться на вечерней прогулке или перестать отвечать на звонки мамы, и в голову лезут самые страшные мысли. Вы можете справиться со своим страхом - если захотите, конечно.

Вы не сможете опекать вашего ребенка вечно, к тому же от ваших переживаний ничего хорошего не происходит. Зато вы страдаете сами, расшатывая свою нервную систему надуманными страхами.

Примите тот факт, что вещи идут своим чередом. Будьте спокойны, не переживайте попусту. И помните, что думать о плохом - любимое занятие головного мозга, но не ваше.

Что такое смерть? Разве может здравомыслящий человек пройти мимо такого вопроса равнодушно и безучастно, когда наше земное существование все еще остается ни кем не разгаданной тайной? С того момента как существует человек, жизнь его начинается колыбелью и заканчивается гробом. Она течет меж двумя непонятными загадками: рождением и смертью. Встречая человека, приходящего в мир, мы спрашиваем самих себя: «откуда и зачем?», а провожая – «почему и куда?».

И действительно, нельзя не задуматься над этими двумя вопросами, если припомнить, что несколько миллиардов человеческих существ, населяющих Землю и наслаждающихся благами жизни, в течение одного только века, все до единого человека, лягут бездыханными трупами в «матушку сыру землю»!

Нельзя также оставаться безучастным к печальному, но неопровержимому факту, что смерть забирает с лица земли несколько десятков миллионов человеческих жизней ежегодно. Ежегодно ложится в землю более одного миллиона тонн человеческого мяса, костей и крови, ложится в землю, как ненужный отброс, чтобы находясь там, разлагаясь на свои первоначальные основные химические элементы.
Вопросы не могут не возбуждать нашего любопытства, если мы начинаем думать о кратковременности и быстротечности нашей земной жизни. Размышляя над этим, царь Давид говорил: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь, я стал говорить языком моим: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот Ты дал мне дни, как пяди, и век мой, как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку: напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то»… (Пс. 38-й).
«Дни как пяди»!

«Пядь» – старорусская мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев: большого и указательного. С такой незначительной частицей пространства сравнил Давид дни нашего земного существования.
Как ограниченна и кратковременна человеческая жизнь даже и в тех случаях, когда он достигает предельной глубокой старости! Моисей жалуется: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие! Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Ты как наводнением уносишь их, они, как сон, – как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает… мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших – 70 лет, а при большей крепости – 80 лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим»… (Пс. 89-й).
И, в действительности, не успев отплыть от одного берега реки жизни, как утлая ладья наша уже готова причалить к противоположному ее берегу. Не кажется ли и нам порой, что мы так долго и старательно готовились к жизни и так коротка оказалась сама жизнь? Большие и длинные сборы на короткий путь!

Наша жизнь коротка,
Словно птицы полет,
И быстрей челнока
Улетает вперед.
Наша жизнь, словно тень,
На земле нам дана
И лишь солнце зайдет
Исчезает она.
Наша жизнь, словно звук,
Как удар молотка,
Как нежданный испуг,
Так она коротка…


Зачастую, мы даже не отдаем себе отчет, до какой степени время нашего пребывания на земле ограничено. «Дней лет наших 70 лет…». Хотя очень многие не доживают до такого возраста. Но, что по сути значат эти 70 лет человеческой жизни, если вычесть из них 1/3 (23 года), которую мы проводим во сне? Из 70 лет останется, таким образом, лишь 47 лет, из которых надо еще вычесть 10 лет безрассудного детства, да 10 лет на ученье… Остается только 27 лет, в течение которых человеку надо войти в труд, вступить в брак, воспитать семью, обеспечить годы старости, познать самого себя, окружающую его Вселенную, примириться с Богом, сформировать Богоугодный характер, оставить после себя какой-то заметный след жизни, определить свое жизненное назначение и вечную свою участь…
Но к сожалению, даже это ничтожно малое количество времени, которое дано человеку, мы тратим порой бесцельно, бессмысленно и безрассудно. Сенека говорил:

«Люди часто жалуются на недостаток времени и не знают, что делать со своим временем. Жизнь проводят в безделье, лени или делании того, что не имеет значения. Мы говорим, что дни нашей жизни не многи, а поступаем так, как если бы этим дням конца не было…».

Увы! Конец наш неминуем придет и, конечно, кажется человеку неожиданным, внезапным и менее всего желанным.
В силу всего выше сказанного, вполне логичным, приемлемым и понятным становится вопрос, заданный многострадальным Иовом: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить ?» (14-я глава). Другими словами: « ?».
«КОГДА УМРЕТ ЧЕЛОВЕК»… Иов не сомневается в том, что человек непременно умрет: «человек умирает и распадается…» (10-й стих). Наличие и власть смерти в мире – неоспоримый факт. Это то единственное, в чем человек может быть абсолютно убежден. Жизнь всех людей и каждого человека в отдельности, кто бы он ни был, обычно заканчивается смертью. «И не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы» – заявляет один из сынов Кореевых (Пс. 48-й). Лев Толстой писал: «Все в мире призрачно, одна смерть реальна …».

Бог сделал смерть человека Божественной необходимостью: «человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9-я глава).
Смерть – самое отвратительное явление в природе, о котором люди как правило не желают вспоминать, отказываются говорить и всячески избегают о ней думать. О! если бы человек смог забыть о смерти или вообще ничего не знать о ней! Но, увы! Нельзя перестать знать то, что знаешь или выбросить из своего сознания мысль о приближающейся смерти.

Мысль о неизбежной смерти отравляет все наши земные радости и прелести жизни: наше благополучие, здоровье, материальную обеспеченность, жизненные достижения, успехи и победы. Человек знает: придет смерть и что от всего этого останется?
Смерть – это то единственное, с чем человек не способен, не может согласиться, примириться, признать ее вполне естественным и нормальным явлением.

Бог – источник Жизни и Он, конечно, не создавал человека для смерти. Не удивительно, поэтому, если в каждом человеческом организме, обычно состоящем из многих миллиардов живых клеточек, каждая такая клеточка протестует против смерти, отчаянно борется со смертью, не покоряется ее требованиям и возмущается ее насилием.
Но, смерть рано или поздно настигает нас и хладнокровно совершает свое жуткое дело наперекор нашему инстинкту самосохранения, нашей логике, воле и здравому смыслу.
Смерть беспощадно и грубо попирает все то, пред чем мы преклонялись в этой жизни: красоту, гений, силу, славу, богатство, власть и т. д. Достигнув ореола своего величия, Наполеон кощунственно воскликнул:
«Тебе, Боже, – небо, а мне – земля!».. Бог не возражал. Не прошло много времени и «великий француз» получил от Бога два «маленьких метра» земли… «Из праха взят и в прах возвратился».

Тело человека – изумительный инструмент, организм, созданный перстами всемогущего и непостижимого Творца. При нормальной своей жизни, тело – воплощение здоровья, силы, стройности, гармоничности, красоты. Но, вот приходит смерть и все в корне изменяется, все прекращается, все останавливается: мышление, воля, чувства, воображение, – все становится безжизненным и тленным.
Смерть неподкупна. Сказано: «время рождаться, и время умирать»… и смерть в точности придерживается положенного срока.
Смерть всех уравнивает: «Увы! мудрый умирает наравне с глупым»… (Еккл. 2-я глава). Смерть уравняла Александра Македонского с погонщиком мулов и мудрого Сократа – с неграмотным рабом.

Смерть забирает у нас обратно все то, что мы приобрели, что дано было нам и чем пользовались мы в земной жизни; так что: человек рождается и умирает с пустыми руками. «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он принесть в руке своей»… (Еккл. 5-я глава).

Жена миллионера Д. П. Моргана, банкира и промышленника в международном масштабе, находясь на смертном одре, приказала прислуге принести ей любимое ее платье. Умирающая захотела еще раз взглянуть на платье, нравившееся ей больше всех остальных, но для любованья платьем не было уже времени. Когда платье было ей принесено, умирающая, в смертном ужасе, едва успела схватиться своей костлявой рукой за край платья и тут же судорожно скончалась. Пока сообщили об этом мужу и начали приготовлять покойницу к погребению, рука схватившая платье в смертной судороге настолько окостенела, что после всех безрезультатных стараний освободить платье из руки миллионерши, пришлось взять ножницы, обрезать платье вокруг пальцев и с этим зажатым лоскутом материи и хоронить ее.

Какая ирония смерти: из всего неисчислимого богатства, которым эта женщина обладала, она унесла с собою в могилу только тот ничтожный кусочек платья, какой остался в ее зажатой ладони.
Человек не может забыть о своей неизбежной смерти еще и потому, что Бог часто напоминает ему об этом. Он освежает нашу память тяжкими, а порой и неизлечимыми болезнями, несчастными случаями, стихийными бедствиями, опасностями, войнами, революциями, землетрясениями, безвыходными жизненными тупиками и множеством других Его способов и возможностей.
Человека не может не интересовать вопрос загробной жизни еще и потому, что все человеческие попытки устранить смерть, оказались напрасными, наивными, смешными.

Помня все доселе сказанное о смерти, нам становится понятным, почему мудрец глубокой древности желал получить ясный ответ на вопрос: «Когда умрет человек, то БУДЕТ ЛИ ОН ОПЯТЬ ЖИТЬ?».
Надо полагать, что впервые такой вопрос возник в уме и в сердце Евы, стоявшей у могилы своего сына Авеля. И, с тех пор, с тою же самой непостижимой таинственностью вопрос этот возникал, возникает и будет возникать у всех нормально мыслящих людей.

Вопрос: «Будет ли он опять жить?» стоит пред каждым из нас сегодня.
На этот вопрос пытались ответить философы и мыслители всех времен, но они лишь облекли его в свои невероятные и замысловатые догадки, не дав человечеству исчерпывающего, авторитетного ответа.
На этот вопрос хотели дать ответ основатели всех древних и современных языческих религий, но и они не только не осветили его, но напротив, только затемнили, извратили и запутали его.
Материалисты-безбожники всех времен и всех оттенков претендовали на обладание точным ответом, но вместо ответа преподнесли нам бесформенное- нагромождение громких, но пустых фраз, лишенных Истины.

Атеистические фанатики и ученые «всезнайки» подтасовали множество гипотез и теорий, намеренно подобрав только то, что было выгодно для их предвзятых выводов и умозаключении и отбросив все им противоречащее, сумели обольстить умы простодушных, несколькими искаженными истинами, до сих пор еще не проверенными и не подтвержденными.
К сожалению, такой завуалированный и загримированный под Истину наглый «научный» обман, вверг несколько подрастающих поколений в бездну духовного мрака и грубого заблуждения.

Материализм в современной науке с его отрицаниями духовной природы человека, привел молодежь к безбожию и огульному отрицанию всего того, что находится выше нашей падшей, порочной, плотской натуры. В результате, характерными чертами нашей эпохи являются неверие, сомнения, отрицание и животное равнодушие человека к тому, что ждет его в загробной жизни. Благодаря такому примитивному мировоззрению, круг идей современного человека и общества и круг его интересов сужен, замкнут и ограничивается лишь пределами его земного существования. Подогретое ненасытной жадностью к наживе, накоплению материально-земных благ и к бесшабашной жизни, наше поколение растеряло все свои возвышенные, нравственные и духовные идеалы и рискует закончить бессмысленностью земного своего существования, или же бестиальным одичанием.

Не странно ли, что в наше время культурный человек сомневается в загробной жизни и бессмертии своей души, якобы по той причине, что не имеет для своей веры солидных доказательств, но тут же с решительностью отказывается от всех предлагаемых ему доказательств? Откровенно говоря, он больше всего страшится разумного, чистосердечного «уверования в Бога» и, конечно, связанного с таким уверованием духовного прозрения и чувства ответственности пред Богом за поработившую его волю безнравственность и пороки. По словам Христа: «он не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы «… (Иоан. 3-я глава). Отсюда, при всей логичности веры и при всех доказательствах бессмертия, современный «интеллектуалист» предпочитает жить в слепом неверии. Парадоксально то, что отказавшись от веры в Бога, он тем не менее верит, но верит не в Бога, а в некое «небытие», обещанное ему атеистическими лжепророками: «Умрешь, похоронят, как не жил на свете»…

Эти лжеучители, лжевожди и лжеспасители человечества привыкли, без всякого на то основания, утверждать, что мир является ареной слепых физико-химических сил, заложенных в материи. (Их не волнует вопрос: кто заложил эти силы в материю?). Они склонны даже верить в бессмертие мертвой материи, из которой, якобы, все живое произошло. Подобную «слепую веру в слепую материю», приходится наблюдать, к сожалению, не только у людей малоразвитых, но и у лиц, претендующих на знание логики и точных наук.
Вследствие такой именно нелогичности и нетребовательности некоторых модернистических ученых, такие слова, как Бог, вечность, душа, бессмертие, чудо и другие, исключены из их «научного» лексикона.

В силу этого печального недомыслия, некоторые поверхностные люди, и в самом деле, верят, что отрицание Бога и загробной жизни основано на разуме и является результатом современного возрастающего знания, строго проверенных фактов, плодом последних открытий науки, достижением передовой мысли, культуры и цивилизации. На самом деле, для такого отрицания никогда не было, нет и не может быть какого-то «разумного» основания. Напротив, отрицание Творца Вселенной всегда совершалось вопреки разуму и люди, способные на такое бесстыдное и кощунственное отрицание названы в Священном Писании «безумцами»: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога!» (Пс. 13-й и 52-й).

Безумец сказал – «в сердце своем»… Следовательно, отрицание безумца исходит не из его разума, а из сердца. Человек отрицает бытие Божие не на основании его умозаключений, а по лукавству своего порочного сердца и по своей враждебности к Богу. Разум или здравый смысл никогда бы не привел безумца к подобному беспочвенному убеждению.

Грешнику выгоднее, чтобы Бога и Его строгих требований морали не было, а поэтому он хочет внушить самому себе и убедить окружающих его людей, что Бога нет. Но, от такого личного самовнушения атеиста, Бог не перестанет существовать. Конечно, каждый безумец может спуститься в глубокий и темный подвал и там проповедовать всем находящимся в подвале, что солнца нет, но такая проповедь отнюдь не будет препятствовать солнцу озарять землю своим блеском и обогревать ее своими светлыми, живительными лучами. Такой проповедник будет правым, в своем утверждении, что «солнца нет» для него и для всех находящихся в подвале, но для всех остальных людей, пользующихся благодатными и благотворными его услугами, доказательства существования солнца будут излишними и даже абсурдными. Таким абсурдом показались мужику слова антирелигиозного пропагандиста, который сказал, что Бога нет. На что мужик ответил: «Бога, говоришь, нет? Давеча Бог был, а теперь куда ж девался-то?».

Невероятные факты

Когда речь заходит о смерти, некоторые люди пытаются избежать разговоров о ней любой ценой, в то время, как другие открыты для обсуждения. Некоторые предпочитают тихо в одиночестве обдумывать свою смерть и спокойно уйти, другие же испытывают необходимость говорить о своей смерти с семьей и друзьями, надеясь, что они будут с ними до конца. Есть даже такие, которые верят в бессмертие и знают, что однажды смерть будет побеждена.

Несомненно, смерть – это таинственная и зачастую запретная тема. Большинство того, что мы, люди, знаем о смерти, основано на опыте других. В самом деле, кажется, будто о смерти мы знаем меньше, чем о диагностике и лечении заболеваний, которые в конечном итоге приводят к ней. Поэтому многие из нас продолжают интересоваться этой темой, ища ответы на неизвестные вопросы.

Однако, то, что нам известно, все же, дает некоторое представление об этом процессе. Базовые знания о смерти смогут помочь семье, родственникам и самому умирающему подготовиться к неизбежному. Человек считается клинически мертвым после того, как останавливается его сердце, но другие системы перестают функционировать раньше сердца, что представляет собой явный признак того, что пациент умирает. Кроме того, очень хорошо, что наши близкие могут слышать и понимать то, что мы говорим вплоть до самого конца.

Ниже говорится о том, что происходит с телом в момент клинической смерти, как семьи и друзья могут интерпретировать сигналы умирающего, а также удастся ли нам раскрыть секрет бессмертия.

Что происходит с телом, когда человек умирает?

В последние недели и дни жизни, все системы человеческого тела закрываются, что приводит к потере контроля над мочевым пузырем и кишечником, понижению температуры тела, приобретению кожей голубоватого оттенка, затрудненному дыханию, волнению и растерянности. У тела осталось очень мало энергии, а это означает, что оно будет спать чаще и принимать меньше пищи и питья. Горло становится очень сухим, что затрудняет процесс проглатывания еды, поэтому не стоит насильно кормить умирающего человека. Если в легких скапливается жидкость, то вы можете слышать так называемый предсмертный хрип.

В чем разница между клинической и биологической смертью?

Клиническая смерть – это момент, когда сердце человека перестает биться, дыхание и кровообращение останавливаются. Человека, который находится в состоянии клинической смерти, еще можно реанимировать и поддерживать жизнь искусственным путем. Биологическая смерть наступает через 4-6 минут после клинической, когда клетки мозга погибают от недостатка кислорода. В данном случае реанимация уже невозможна.

Как следует вести себя друзьям и близким умирающего человека?

У каждого из нас есть предвзятые представления о том, как нужно вести себя с умирающим человеком, и как он должен вести себя благодаря кино и телевидению. Однако не расстраивайтесь, если ваш близкий человек не ведет себя так, как эта делает кинозвезда в сцене со смертью. Каждый человек по-своему "имеет дело со смертью". Некоторые люди хотят попрощаться с определенным человеком, а другие предпочитают умереть в одиночестве. Друзья и семья должны попытаться понять сигналы умирающего и постараться создать те условия, в которых человеку было бы комфортно. Прикосновения могут быть болезненными для умирающего, но слух – это последнее чувство, которое покидает нас, поэтому близким следует разговаривать с ним до самого конца.

Смогут ли люди обрести бессмертие?

Это маловероятно. Даже несмотря на то, что средняя продолжительность жизни значительно возросла с начала прошлого века, она не будет продолжать удваиваться или утраиваться еще на протяжении сотен лет. Некоторые ученые полагают, что существует максимальное количество лет, которые может прожить человек – 125. Тем не менее, футуристы надеются на то, что мы почти нашли лекарство бессмертия. Ученые напряженно работают над созданием таблеток или особого лечения, которое добавит несколько лет к нашей жизни, однако, их поиск осложняет то, что очень трудно провести научный эксперимент, который мог бы продолжаться сотню лет или более.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...