Былины в сказке добрыня и змей. «Былины о Добрыне Никитиче

Страница 1 из 2

Былины о Добрыне Никитиче: Добрыня и Змей

Добрынюшке–то матушка говаривала,
Да и Никитичу–то матушка наказывала:
– Ты не езди–ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую,

Ты не выручай–ка полонов да русскиих,
Не купайся, Добрыня во Пучай–реке,
Та Пучай–река очень свирепая,

А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.
Богатырско его сердце распотелося,
Распотелось сердце, нажаделося –
Он приправил своего добра коня,
Он добра коня да ко Пучай–реке,
Он слезал, Добрыня, со добра коня,
Да снимал Добрыня платье цветное,
Да забрел за струечку за первую,
Да он забрел за струечку за среднюю
И сам говорил да таковы слова:
– Мне, Добрынюшке матушка говаривала,
Мне, Никитичу, маменька и наказывала:
Что не езди–ка далече во чисто поле,
На тую гору па сорочинскую,
Не топчи–ка младыих змеенышей,
А не выручай полонов да русскиих,
И не купайся, Добрыня, во Пучай–реке,
Но Пучай–река очень свирепая,
А середняя–то струйка как огонь сечет!
А Пучай–река – она кротка–смирна,
Она будто лужа–то дождевая!
Не успел Добрыня словца смолвити –
Ветра нет, да тучу нанесло,
Тучи нет, да будто дождь дождит,
А й дождя–то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния –
А как летит Змеище Горынище
О тыех двенадцати о хоботах.
А Добрыня той Змеи не приужахнется.
Говорит Змея ему проклятая:
– Ты теперича, Добрыня, во моих руках!
Захочу – тебя, Добрыня, теперь потоплю,
Захочу – тебя, Добрыня, теперь съем–сожру,
Захочу – тебя, Добрыня, в хобота возьму,
В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!
Припадает Змея как ко быстрой реке,
А Добрынюшка–то плавать он горазд ведь был:
Он нырнет на бережок на тамошний,
Он нырнет на бережок на здешниий.
А нет у Добрынюшки добра коня,
Да нет у Добрыни платьев цветныих –
Только–то лежит один пухов колпак,
Да насыпан тот колпак да земли греческой,
По весу тот колпак да в целых три пуда.
Как ухватил он колпак да земли греческой*,
Он шибнет во Змею да во проклятую –
Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов.
Тут упала–то Змея да во ковыль–траву,
Добрынюшка на ножку он был поверток,
Он скочил на змеиные да груди белые.
На кресте–то у Добрыни был булатный нож –
Он ведь хочет распластать ей груди белые.
А Змея Добрыне ему взмолилася:
– Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай–реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.
Он повыпустил Змею как с–под колен своих –
Поднялась Змея да вверх под облако.
Случилось ей лететь да мимо Киев–града.
Увидала она Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну,
Идучи по улице по широкоей.
Тут припадает Змея да ко сырой земле,
Захватила она Князеву племянницу,
Унесла в нору да во глубокую.
Тогда солнышко Владимир стольно–киевский
А он по три дня да тут былиц кликал**,
А былиц кликал да славных рыцарей:
– Кто бы мог съездить далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Сходить в нору да во глубокую,
А достать мою, князеву, племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну?
Говорил Алешенька Левонтьевич:
– Ах ты, солнышко Владимир стольно–киевский
Ты накинь–ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича
У него ведь со Змеею заповедь положена,
Что ей не летать да на святую Русь,
А ему не ездить далече во чисто поле,
Не топтать–то младыих змеёнышей
Да не выручать полонов да русскиих.
Так возьмет он Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну,
Без бою, без драки–кроволития. –
Тут солнышко Владимир стольно–киевский
Как накинул эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича –
Ему съездить далече во чисто поле
И достать ему Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну.
Он пошел домой, Добрыня, закручинился,
Закручинился Добрыня, запечалился.
Встречает государыня да родна матушка,
Та честна вдова Офимья Александровна:
– Ты эй, рожено мое дитятко,
Молодой Добрыня сын Никитинец!
Ты что с пиру идешь не весел–де?
Знать, что место было ти не по чину,
Знать, чарой на пиру тебя приобнесли
Аль дурак над тобою насмеялся–де?
Говорил Добрыня сын Никитинец:
– Ты эй, государыня да родна матушка,
Ты честна вдова Офимья Александровна!
Место было мне–ка по чину,
Чарой на пиру меня не обнесли,
Да дурак–то надо мной не насмеялся ведь,
А накинул службу да великую
А то солнышко Владимир стольно–киевский,
Что съездить далече во чисто поле,
На тую гору да на высокую,
Мне сходить в нору да во глубокую,
Мне достать–то Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну.
Говорит Добрыне родна матушка,
Честна вдова Офимья Александровна:
– Ложись–ка спать да рано с вечера,
Так утро будет очень мудрое –
Мудренее утро будет оно вечера.
Он вставал по утрушку ранёшенько,
Умывается да он белёшенько,
Снаряжается он хорошохонько.

Добрыня Никитич - храбрый богатырь в русских былинах. Добрыня Никитич - главный герой многих русских былин. Храбрый богатырь служил при войсках князя Владимира.

Он имел жену - самую красивую девушку на Руси Настю, которая была дочерью еще одного известного богатыря Микулы Селяновича. Добрыня Никитич часто исполнял поручения князя, за которые не осмеливались браться другие члены княжеского полка.

Князь Владимир ценил Добрыню Никитича за то, что он никогда не боялся сложностей и вместе со своими друзьями смело проходил те испытания, которые устрашали других. Согласно приданию, богатырь Добрыня Никитич погиб в бою под рекой Калкой, и был похоронен с большими почестями на кургане, который в наши дни имеет название Добрынин курган.

Былины о Добрыне Никите

В древней русской литературе насчитывается около 50 сюжетов, в которых фигурирует Добрыня Никитич. Этот богатырь упоминался также в былинах о других богатырях, в частности, об Илье Муромце и Алеше Поповиче.

О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:

  • 1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»
  • 2. «Добрыня и Змей»
  • 3. «Добрыня и Настя»
  • 4. «Добрыня и Маринка»
  • 5. «Добрыня и Василий Каземирович»
  • 6. «Добрыня и Алеша Попович»
  • 7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем»
  • 8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем змеем, который жил в Новгороде.

Характер и прототипы Добрыни Никитича

Образ Добрыни Никитича в русских былинах изображен очень ярко. Этот богатырь в отличие от других героев своего времени, обладает не только дюжинной физической силой, но и острым умом. Князь Владимир отправлял Никиту Добрыню не только воевать с врагами, но и решать дипломатические вопросы с соседними государствами.

Никита Добрыня был образован и учтив, что помогало ему без кровопролитий защитить интересы своего князя и всей державы. В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое - воеводе.

В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».

Сохранились также исторические факты, что возлюбленная Добрыни, Марина, славилась по русской земле как сильная чародейка. В былине Добрыня Никитич Марина, мы видим девушку - чародейку, которая знает все премудрости древней магии.

О сказке

Русская народная сказка «Добрыня Никитич»

Русские народные сказки о богатырях занимают значительный пласт во всем сказочном фольклоре. Истории о богатырях и их подвигах во многом повторяют более сложный по стилистике жанр былин. В некоторых сказках связь двух жанров очень сильна: в них сохранился тонический слог – специальный стихотворный напев, характерный для былины, особая фразеология и интонации.

В других текстах можно встретить только общую композицию и сюжетные линии, перешедшие в сказку по наследству. Классическая форма былины в них утрачена.

Самыми частыми персонажами сказок, возникших на основе былинного эпоса, являются хорошо знакомые читателю богатыри так называемого киевского цикла: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Это младшие богатыри, которые служили князю Владимиру. Киевскими былины – прародительницы сказок – названы потому, что в них, так или иначе, упоминается город Киев. Его защищают воины, там пируют вместе с князем, там несут службу.

Центральное место в сказке «Добрыня Никитич» занимает одноименный персонаж. Его биография более полно раскрывается в других сказках, в этом же тексте читатель знакомиться с историей женитьбы героя на Анастасии Никулишне: их встреча на дороге, где девушка, выдавая себя за воина, вступила в схватку с богатырем и была побеждена.

Присутствуют в сказке и другие богатыри из этой могучей троицы. Причем Алеша показан с неблаговидной стороны: он обманывает Анастасию Никулишну и берет ее в жены, пока законный муж в отъезде. Илья Муромец в этой истории выступает настоящим миротворцем. Ему удаётся примирить враждующие стороны и избежать кровопролития.

Взаимоотношения персонажей редко являются предметом сказочного повествования в героическом эпосе. Тем ценнее данный образец для читателя.

Героический эпос, представленный в сказках о богатырях, служит проводником в народные массы образов русских витязей, пропагандирует определенную модель поведения. Для читателя герои этих сказок могут послужить примером смелого и сильного человека, который не останавливается перед трудностями и верой и правдой служит своему отечеству.

Читайте сказку «Добрыня Никитич» и другие истории про богатырей на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Вскормила родная матушка Добрынюшку грудью белою, вспоила водой ключевою. Бывало, умоет его, причешет, в постельку уложит и колыбельную песенку споёт:

Спи, родимый мой, усни, Угомон тебя возьми, Когда вырастешь велик, будешь в золоте ходить.

Вот и вырос Добрынюшка молодец молодцом. Раздобыл себе коня быстрого, доспехи богатырские. Случалось, надокучит ему дома сидеть, и поедет он в дикую степь, белый свет поглядеть. Приходилось ему встречаться с врагами-недругами из чужих земель, но те живыми не оставались от его молодецкой руки, от дубинки сорочинской.

Раз едет Добрыня по степи, а навстречу ему богатырь неизвестный.

И говорит богатырь:

Что, Добрыня Никитич, будем биться или мириться?

А мне биться — не жениться. Коли дороги не уступишь — какой между нами может быть мир!

Повернул Добрыня копьё тупым концом и ударил богатыря в грудь. Упал богатырь с коня на сырую землю и лежит недвижимо. Наклонился над ним Добрыня, снял с него шлем, расстегнул латы и видит, что это женщина, красоты неописуемой. Очнулась она и говорит:

— Одолел ты, Добрынюшка, кого не положено. Теперь уж навек наши судьбы связаны. Где про тебя слава пройдёт, там и про меня вспомнят, про Анастасию Никулишну.

Поднял её Добрыня, поцеловал в губы алые и сказал:

— Отныне ты навеки моя жена, а я твой верный муж.

Приняла их родная матушка как сына ненаглядного и дочку любимую. Прожили они в спокойствии год, а может, два. И снова потянуло Добрыню Никитича поездить по глухой степи, посмотреть, что делается на белом свете.

Обнял он родную матушку, попрощался с ласковой женой и говорит ей:

— Ну, дорогая моя супруга, еду я не на день и не на два. Если три года от меня вестей не будет, пойди замуж за кого захочешь. Только не выходи за моего названого брата Алёшу Поповича. Нету у него постоянства в любви, и не будет у тебя с ним счастья.

Она отвечает:

— Час тебе добрый, дорогой мой орёл, погуляй по широкой степи, а я тебя сверх трёх лет ещё три года подожду.

Проходят лета, зимы, летят годы, а от Добрыни — ни слуха, ни весточки. Много женихов сваталось к Анастасии Никулишне, но она всем отказывала.

— Пока не удостоверюсь, что нет в живых моего Добрынюшки, ни за кого не пойду.

И вот на шестой год привозит Алёша Попович известие, будто сам видел кости Добрыни Никитича под ракитовым кустом, ратные доспехи на нём поржавели, а добрый конь бродит по степи без ухода, без хозяйской заботы.

Долго не хотела верить Анастасия Никулишна, что нет больше Добрыни, да уговорил её Алёша, и согласилась она выйти за него замуж.

А Добрыня в это время ездил охранял родную землю, а сколько раз бил супостатов — и счёту нет.

После одного жестокого боя утомился Добрыня, раскинул полотняный шатёр, положил под голову седельце черкасское и уснул богатырским сном. И в это время подбегает к шатру его добрый конь, копытами бьёт, храпит и глазами косит в ту сторону, где живёт мать Добрынюшки с Анастасией Никулишной. Проснулся Добрыня и думает: «Чует моё сердце, дома творится что-то неладное. А то с чего бы тревожиться моему коню!»

Чуть успел Добрыня вскочить на седло, как взвился конь выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Как скок — так семь вёрст. К вечеру подъехал Добрыня к родительскому терему.

А там людей многое множество: готовится великий пир — Анастасия Никулишна выходит замуж за богатыря Алёшу Поповича. На почётном месте сидят сам князь с княгиней, рядом с ними жених и невеста, а там — бояре, купцы и прочие гости. Добрыня потихоньку вошёл, — на скамьях ни единого места нет. Тогда он сел на пороге, вынул гусли-самогуды и таково звонко заиграл, что сам князь со скамьи поднялся.

— Эй, молодой гусляр! За твою чудесную игру я тебе три места даю: одно возле меня, другое напротив меня, третье, где захочешь.

Добрыня сел напротив молодых. А тут как раз Анастасия Никулишна стала гостей вином потчевать.

— Выпейте за упокой души Добрыни Никитича и за здоровье Алёши Поповича!

Подошла очередь к Добрыне. Подаёт ему Анастасия Никулишна чару заморского вина, а как стал он принимать, увидела у него на пальце своё обручальное кольцо.

— Гости дорогие! Вот он, мой супруг желанный. Давайте все выпьем за здоровье Добрыни Никитича!

А сама перешла на другую сторону стола и села рядом с Добрыней.

Тут выхватил Добрыня саблю острую и хотел ударить Алёшу Поповича. Не за то, что тот захотел жениться на его супруге, а за его обман бессовестный.

Но между ними встал славный русский богатырь Илья Муромец, раскинул руки могучие на две сажени и сказал:

— Не честь и не слава добрым молодцам, богатырям русским между собой драться и ратиться. Можно договориться добром и миром. У нас много ещё лютых ворогов, есть с кем насмерть биться.

И согласились с Ильёй князь и весь народ. И такой пошёл пир, что и сейчас ещё про то песни поют и сказки рассказывают.

Основное занятие Добрыни Никитича - защита Руси от внешних врагов. Этот русский богатырь по своей значимости занимает вторую позицию после Ильи Муромца. Вместе с Алешей Поповичем они образуют знаменитую тройку богатырей. Кроме того, былина о Добрыне Никитиче упоминает его как родственника князя. В других сказаниях богатырь зовется племянником Владимира. Из всех богатырей он чаще всех выполняет поручения князя: сосватать Владимиру невесту, провести переговоры с каликами перехожими, проверить похвальбу Дюка. Богатырь Добрыня Никитич отправляется в качестве спутника Василия Казимировича на важное задание - собрать дань в орде.

Откуда богатырь родом?

В некоторых былинах упоминается купеческое происхождение Добрыни Никитича. Родом богатырь из Рязани, является сыном Никиты Романовича. Отец умирает рано, поэтому воспитывает мальчика мать. Она отдает сына на ученье, где обучают «хитрой грамоте». Былина о Добрыне Никитиче постоянно упоминаетего воспитание и знание манер. Богатырь умеет петь, играть на гуслях. Он искусный игрок в шахматы, победить его не может даже знаток этой игры - татарский хан. Качества Добрыни Никитича венчает умение превосходно стрелять: в этом искусстве богатырю нет равных.

Сражение со Змеем Горынычем

В одной из былин упоминается основное занятие Добрыни Никитича в детстве: противостояние змеиному племени. Уже тогда «молоденький Добрынюшко» ездит на коне в поле «малых змеенышей потаптывать». В сказании «Добрыня Никитич и змей» повествуется о главном подвиге богатыря. Перед сражением главный герой отправляется к Печай реке, где обитает Змей Горыныч. Вопреки предостережениям матери, он заходит в речную воду. Как только безоружный Добрыня оказывается на середине реки, появляется Змей. Надвисая в воздухе, Горыныч сыплет дождем и огненными искрами. Отважный герой ныряет в воду и добирается до берега.

Там он вступает в бой со Змеем, в результате которого сокрушает противника. Пав на землю, Горыныч вымаливает пощаду, просит не рубить ему головы. Богатырь решает отпустить побежденного противника. Однако, воспользовавшись добротой Добрыни, коварный Змей пролетает над Киевом, совершая похищение любимой племянницы князя - Забавы Путятишны. Подвиги Добрыни Никитича включают спасение Забавы. По княжескому поручению он направляется в змеиную нору и освобождает девушку.

Крещение Руси как основа сюжета борьбы со Змеем Горынычем

Существует мнение, что в подвиге Добрыни Никитича, описывающем противостояние со змеем, отражено событие Это связано с некоторыми мотивами: купание богатыря в реке, сражение змея с помощью «шапки греческой земли», а как известно, христианство пришло из Греции. В сказании как бы проводится аналогия между действиями Добрыни Никитича и дядей князя, принимавшем участие в крещении Руси.

Другие подвиги Добрыни Никитича

Противостояние богатыря со змеем имеет аналогии с другими сражениями. В роли противников героя выступают и вредоносное существо по образу бабы Яги, и поляницы. Богатырь Добрыня Никитич сражается и против Дуная, Ильи Муромца, Алеши Поповича - воинов своего круга. После боев следует их примирение, что означает образование «крестового братства».

Очень символичен сюжет: Добрыня Никитич и Маринка. Марина Игнатьевна завлекает богатыря к себе в дом, после чего предлагает ему жениться на ней. В ответ на отказ женщина прибегает к помощи своих колдовских чар, в результате чего богатырь оборачивается «гнедым туром». По одной из версий, колдунье все-таки удается женить на себе Добрыню. На помощь богатырю приходит его мать. Однако Маринка не оставляет попыток сделаться женой Добрыни Никитича. Обернувшись птицей, она летит к дому богатыря и снова настаивает на женитьбе, предлагая в обмен вернуть ему человеческий облик. Добрыня соглашается на условия, но лишь для того, чтобы, став снова богатырем, жестоко казнить обольстительницу. По другой версии мать Добрыни превращает Маринку в сороку.

В данном сюжете снова проводится аналогия с мифологизированным образом - Мариной Мнишек. Она также занималась колдовством и вела распутную жизнь. Предания повествуют, что спастись ей тоже удалось, обернувшись сорокой.

Поиск невесты для князя

Так как основное занятие Добрыни Никитича было неразрывно связано с выполнением княжеских поручений, немаловажным является былина о поиске невесты для Владимира. По заявленным качествам подходила Опракса королевишна. Вместе с Дунаем Ивановичем богатырь добывает для князя невесту.

Этот эпизод связан с историческим событием, упоминавшимся в летописи. Согласно ему, Владимир дает указание Добрыне поехать в Полоцк и попросить дочь Рогволода стать женой князя.

Гость на свадьбе своей жены

Стоит также упомянуть известный эпизод сватовства Алеши Поповича к жене богатыря Настасье. Основное занятие Добрыни Никитича - защита киевского народа от внешних врагов. Уезжая на чужбину в поисках противника, Добрыня наказывает своей жене ждать его двенадцать лет. Однако хитрый Алеша Попович вскоре приносит Настасье весть о якобы гибели мужа. В качестве свата, просящего Настасью выйти за Алешу, выступает сам князь. Под давлением Владимира ей ничего не остается, как согласиться на свадьбу. Во время пира появляется Добрыня Никитич, переодетый в скомороха. Попросив разрешения, он начинает игру на гуслях. В этот момент Настасья узнает в загадочном госте своего супруга. Добрыня Никитич расправляется с Алешей за подлый обман. В их ссору вмешивается Илья Муромец. Напоминая обоим, что все они «крестовые братья», он играет роль примирителя между богатырями.

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Образ богатыря - былинного героя

(В. Васнецов " Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем " 1918г )

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация - Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча )

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....