Бонифаций 8 папа римский. Бонифаций VIII и тамплиеры

Бонифаций VIII и тамплиеры

История и судьба Бонифация VIII, в миру Бенедетто Каэтаии из Ананьи (1230- 1294), тесно связаны с тамплиерами.

Разногласия с французской монархией, начавшиеся через год после его избрания на Папский престол (булла Clericis laicis, запрещавшая всем духовным лицам делать какие бы то ни было дарения мирянам без папского разрешения), еще больше обострились в 1301 г. Бонифаций попытался заставить короля Франции Филиппа IV Красивого выпустить из тюрьмы епископа Памьерского, обвиненного в государственной измене. В своей булле Ausculta fili («Внемли Сыну») он даже потребовал от короля дать отчет римскому синоду в своих деяниях. Филипп разрешил публикацию буллы, по в извращенном виде, сопроводив ее своим ответом, в котором, в частности, говорилось: «Филипп – Бонифацию, без всякого приветствия. Извольте, Ваша глупость, принять к сведению, что мы не намерены подчиняться кому бы то ни было в вопросах светской власти… А кто хотел бы думать иначе – глупец». Бонифаций не позволил себя запугать: в 1302 г. он объявил об отлучении от церкви Филиппа и обнародовал буллу Unam Sanctam, в которой он требовал для наследника Петра, хранителя и радетеля о вечном здравии всех душ, права Церкви вмешиваться и диктовать законы светской власти.

Бонифаций VIII. Вот тезис из буллы Unam Sanctam, который Филипп Красивый расценил как провокацию: «Духовный меч и меч материальный – оба находятся во власти Церкви: за второй нужно браться ради Церкви, а первый берет в рукисама Церковь. Этот вложен в руки священнослужителей, а первый – в руки короля и воинов, но под руководством священника. Таким образом, необходимо, чтобы один из этих мечей подчинялся другому, а светская власть подчинялась духовной».

Данте дал Бонифацию VIII безапелляционно отрицательную оценку: несмотря на то, что во время написания Ада (Божественная комедия) папа был еще жив, поэт определил ему место среди торговавших церковными должностями, которых в наказание закапывали в землю головой вниз. Данте, не видящий грешника, мог спутать папу Николая III, наказанного таким образом, с Бонифацием, прибытия которого он ожидает (гравюра Гюстава Доре к XIX песни Ада).

Король Франции Филипп Красивый (миниатюра XII в.)

Французская монархия находилась в трудном положении: она потерпела поражение в ходе успешного восстания горожан и буржуа во Фландрии против олигархии, поддерживаемой французами. Король несколько раз был вынужден обесценивать национальные деньги (кажется, он прибегал даже к чеканке фальшивых монет) и под большие проценты брать займы у тамплиеров. Однако, несмотря на это, он не оставил без внимания выпад Бонифация и направил в Ананьи, где находился папа, карательную экспедиции во главе с Гильомом Могаре, своим верным сановником. Целью экспедиции было пленение папы и доставка его под арестом во Францию. Здесь Церковный собор, но уже под руководством короля, устроил бы над ним процесс. Этому плану не суждено было осуществиться, поскольку Бонифаций был освобожден своими сторонниками еще тогда, когда он находился в Италии, однако несколько недель спустя он умер.

Преемник Бонифация VIII, Бенедикт XI, отменил все отданные им распоряжения, направленные против Филиппа Красивого, по, подчиняясь требованиям канонического права, отлучил от Церкви участников нападения в Ананьи. Когда он умер менее чем через девять месяцев после своего избрания, внутренние распри в Коллегии кардиналов привели к смуте, продолжавшейся одиннадцать месяцев, в течение которой Папский престол оставался вакантным, а вопрос с захватом в Ананьи не получил своего окончательного решения.

Наконец был избран новый папа Климент V, гасконец, человек слабохарактерный, абсолютно готовый подчиняться воле и амбициям Филиппа Красивого. Воспользовавшись этим, французский король решил раз и навсегда покончить с последствиями событий в Ананьи, поручив все тому же Гильому Ногаре организовать процесс против покойного Бонифация VIII, обвинив его в ереси, неверии, симонии и занятиях черной магией (вплоть до регулярных сношений с демоническими существами) и защите колдунов.

Бонифаций VIII

Фото с сайта http://monarchy.nm.ru/

Бонифаций VIII. (Бенедетто Каэтани), 1294.ХII.24 - 1303.Х.11

Бонифаций VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов.

Бонифаций VIII (Bonifacius), в миру - Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), - римский папа с 1294 года, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политического господства над светской властью Бонифаций VIII использовал теорию о "двух мечах" (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII "Unam sanctam", 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредственной зависимости от папы. Реакционные притязания Бонифация VIII мешали складыванию централизованных государств в Европе. В столкновении с французским королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с издания Бонифацием VIII буллы "Clericis laicos" (1296), Бонифаций VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от французских королей в период так называемого Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300 год).

Я. Я. Лернер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Бонифаций VIII, Папа Римский (Bonifacius Octavus). Мирское имя: Бенедетто Каэтани. Происхождение: Ананьи (Италия). Годы жизни: ок. 1235 - 11 октября 1303. Годы понтификата: 24 декабря 1294 - 11 октября 1303. Отец: Роффредо Каэтани. Мать: Эмилия Патрассо.

Бенедетто Каэтани происходил из знатного испанского семейства, перебравшегося в Италию. Его предки первоначально поселились в Гаэте (от названия этого города произошла их фамилия), а затем в Ананьи. Бенедетто изучал каноническое и гражданское право в Тоди, Сполето и Париже. Примерно в 1265 г. он вошел в свиту кардинала Оттобуоно Фиески (Адриана V), но сам начал служить в курии лишь с 1276 г. в качестве адвоката консистории и апостольского нотариуса. За короткое время Каэтани приобрел в курии значительное влияние. В 1281 г. Мартин IV сделал его кардинал-дьяконом, а десять лет спустя Николай IV - кардинал-священником свв. Сильвестра и Мартина в Монти.
После смерти Николая IV папой неожиданно был избран праведный, но простодушный и неопытный в делах монах-отшельник Пьетро да Морроне. Несколько месяцев спустя он понял, что бремя папской власти для него слишком тяжело и 13 декабря 1294 г. отказался от тиары. Кардинал Каэтани как крупнейший знаток церковного права признал за папой право на отречение. Девять дней спустя он сам был избран папой, взяв имя Бонифаций VIII.
Первым делом Бонифаций отменил все постановления предшественника, включая привилегии и назначения на должности, который Целестин V по простоте душевной раздавал щедрой рукой. После этого папа поспешил покинуть негостеприимный Неаполь и перебрался в Рим, где 23 января 1295 г. состоялись церемонии посвящения и коронации. Опасаясь, что противники смогут использовать бывшего папу в корыстных целях, Бонифаций приказал найти и арестовать старика, после чего заточил в замке Фумоне, где Пьетро да Морроне умер через несколько месяцев. Несомненно, условия содержания старца были крайне суровыми, однако слухи о том, что он был убит по приказу Бонифация, не соответствуют действительности.
Заняв Святой Престол, Бонифаций первым делом занялся сицилийской проблемой. На корону островного королевства претендовали Карл II Неаполитанский, наследник Анжуйской династии, и Хайме II Арагонский, женатый на Констанции Гогенштауфен. Унаследовав арагонскую корону, в 1291 г. Хайме согласился уступить Сицилию Карлу в обмен на дочь Бланку и 70 тысяч фунтов серебра в качестве приданного. 21 июня 1295 г. папа как сеньор Сицилии ратифицировал это соглашение, однако сицилийцы, помня о тираническом правлении Карла Анжуйского, отказались принимать короля-француза и предложили трон Федериго, младшему брату Хайме. В 1296 г. он был коронован в Палермо. После неудачной попытки отговорить Федериго от трона, Бонифаций отлучил его от церкви и наложил на остров интердикт. Наказание, однако, не произвело на Федериго никакого впечатления, и Бонифацию пришлось применить против него силу. Хайме как капитан-генерал церкви был вынужден воевать против собственного брата. В 1302 г. при посредничестве Карла Валуа был заключен мир. Папа признал Федериго королем Сицилии и вассалом Святого Престола при условии, что после его смерти корона перейдет к Карлу Неаполитанскому.
Не меньшую озабоченность у Бонифация вызывало положение на севере Италии, где шла ожесточенная война между двумя республиками, Венецией и Генуей. Папе был нужен мир между двумя могущественными морскими державами для организации крестового похода. Однако его попытки достичь перемирия в 1296 г. закончились неудачей. Впрочем, через три года война прекратилась сама собой ввиду полного истощения сторон.
Еще хуже обстояли жена во Флоренции, раздираемой гражданской войной между двумя партиями, "бьянки" ("белыми", гибеллинами) и "нери" ("черными", гвельфами). Бессильный решить спор миром, папа призвал на помощь Карла Валуа, которого сделал капитан-генералом церкви и назначил губернатором Тосканы. 1 ноября 1301 г. Карл вошел в город, но начал действовать не как миротворец, а как безжалостный разрушитель, за пять месяцев правления изгнав из Флоренции главарей обеих партий.
События на севере и юге Италии развивались на фоне внутриримских проблем. Бонифаций отчаянно боролся с кардиналами Джакопо и Пьетро Колонна, присвоивших огромные семейные богатства в ущерб остальным наследникам. Кроме того, дядя и племянник поддерживали отношения с арагонцами во время сицилийского конфликта. 4 мая 1297 г. Бонифаций вызвал кардиналов к себе и потребовал вернуть золото и серебро, украденное Стефано Колонна у племянника папы Пьетро Каэтани, выдать грабителя папскому правосудию и сдать папскому войску семейные крепости в Палестрине. После того как кардиналы Колонна отказались выполнять два последних условия, папа специальной буллой лишил их сана. В ответ кардиналы выпустили манифест, в котором объявили избрание Бонифация незаконным и потребовали созыва нового конклава. Разгневанный папа отлучил смутьянов от церкви, и они были вынуждены укрыться в своих родовых имениях. Бонифаций начал подготовку к войне. Командование войском он поручил Ландольфо Колонна, брату Джакопо. К сентябрю 1298 г. последняя цитадель мятежников, Палестрина, была взята. Бывшие кардиналы были доставлены в Риети в простых рясах, с веревкой на шее, и, валяясь в ногах у Бонифация, вымаливали у него прощение. Папа помиловал бунтовщиков, но отказался вернуть их состояние. Крепость в Палестрине была разрушена, а земля на ее месте перепахана и посыпана солью. Позже там возник новый город Читта-Папале. Неугомонные Колонна вскоре подняли новое восстание, с легкостью подавленное папой. На это раз он отлучил мятежников от церкви, а остатки их имущества конфисковал и раздал родственникам, обиженным при дележе наследства. Одна часть представителей разгромленной партии была вынуждена бежать во Францию, а другая укрылась на Сицилии.
Политическое влияние Бонифация распространялось далеко за пределы Апеннинского полуострова. После смерти короля Рудольфа в Германии в 1291 г. возник кризис престолонаследия. Его сын Альбрехт провозгласил себя королем, но князья остановили свой выбор на Адольфе Нассау. Оба претендента искали поддержки Святого Престола, однако Бонифаций долгое время сохранял нейтралитет. Лишь после того как в битве при Гелльхейме в 1302 г. Альбрехт разбил противника, папа одобрил его выбор. Альбрехт пообещал не назначать своих священников в Тоскане и Ломбардии и поклялся защищать римскую церковь против ее врагов. Бонифаций отстаивал право Шотландии на независимость, для чего направил соответствующее послание Эдуарду I Английскому . Однако тот отказался признавать папский сюзеренитет над Шотландией.
Еще более серьезный конфликт возник у Бонифация с Филиппом IV Французским . Тот вел войну с Англией за счет дополнительных поборов с церкви. В прошлом папы часто санкционировали такие поборы, при условии, что деньги пойдут на подготовку к крестовым походам, но в этот раз они тратились на чисто светскую войну. В 1296 г. Бонифаций издал буллу, запрещающую светским князьям собирать дополнительные налоги с духовенства без санкции Апостольского престола. В ответ разгневанный Филипп запретил вывоз из королевства золота, драгоценностей, оружия и продовольствия. Эти меры резко ударили по папскому престолу, получавшему основную часть доходов именно из Франции. Испуганный Бонифаций в течение 1297 г. всячески пытался задобрить Филиппа, дав священникам право делать добровольные пожертвования на нужды государства и канонизировав короля Людовика IX . Вскоре Филипп отменил запрет, а в 1298 г. при посредничестве папы заключил двухлетнее перемирие с Англией. Однако он продолжил финансовое притеснение церкви и беззастенчиво пользовался королевской привилегией права сбора доходов с епархий. К тому же он приютил у себя беглых мятежников Колонна, подстрекавших его к свержению папы.
В 1300 г. Бонифаций запланировал пышно отметить юбилей Римской церкви. Празднества начались торжественным богослужением 29 июня в день свв. Петра и Павла. В Рим явились 200 тысяч паломников изо всех стран Европы и даже из Азии. Для облегчения их передвижения пришлось прорубить новые ворота в стене Города Льва. Однако среди паломников не было ни одного принца крови. Примерно к этому времени относятся сведения о добавлении второй короны к папской тиаре.
В 1302 г. Бонифаций направил Филиппу буллу "Unam sanctam", в которой четко сформулировал доктрину папизма. Вот основные ее положения: "Есть лишь одна истинная Церковь, и нет спасения вне ее, подобно тому как у тела Христова была лишь одна голова… Главой церкви является папа римский… У церкви есть два меча - духовный и материальный, но оба они - во власти церкви. Вторым следует пользоваться для блага церкви, первым же пользуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот - в руке королей и рыцарей, но в подчинении церкви и слушается ее приказа… Во власти должна быть иерархия, и духовная власть должны быть выше светской; первая имеет право устанавливать вторую и судить ее, а тот кто сопротивляется духовной власти, тот сопротивляется Богу… Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения." Филипп вежливо отклонил претензии папы на господство. В ответ Бонифаций отлучил Филиппа от церкви и послал легата Жана Лемуана с приказом всем французским прелатам в течение трех месяцев явиться в Рим. Тем временем Филипп созвал в Париже Генеральные штаты, первый французский парламент. На заседании 12 марта 1303 г. Гийом де Ногаре обратился к королю с призывом "защитить Святую Церковь от узурпатора, взяточника, грабителя и еретика Бонифация". Филипп приказал схватить Лемуана и 13 июня созвал епископов на съезд, на котором торжественно выдвинул против Бонифация обвинения из 29 пунктов, среди которых были ересь, симония, безнравственность, идолопоклонство, чародейство, потеря Святой Земли и убийство Целестина V. В августе 1303 г. в общественной консистории в Ананьи Бонифаций торжественно поклялся, что не совершал ни одного из преступлений, в которых его обвинили. Он отстранил от должностей архиепископов и епископов, поддержавших Филиппа, лишил Парижский университет права предоставлять ученые степени по богословию, каноническому и гражданскому праву и пригрозил Филиппу самыми страшными карами, если тот не раскается. Однако у Филиппа созрел план по силовому решению проблемы. Начиная с апреля 1303 г. Ногаре и Скьярра Колонна собрали в Тоскане армию из двух тысяч наемников. Рано утром 7 сентября войско под французскими знаменами с криками "Да здравствуют король Франции и Колонна!" неожиданно захватило Ананьи. При помощи сообщников заговорщики проникли в папский дворец. Вооруженные солдаты заполнили зал, где сидели папа и пять кардиналов. Остальная часть войска грабила дворец и уничтожала архивы. Бонифаций был спокоен. Он встал с престола в полном епископском облачении, с крестом и ключами св. Петра в руках и заявил Ногаре, что готов умереть во благо веры и церкви. Однако французы не применили к папе никакого насилия, но продержали его три дня во дворце, всячески оскорбляя и унижая. Вскоре жители Ананьи устыдились того, что в их городе может случиться великий позор - смерть папы от рук захватчиков. Они изгнали французов и препоручили Бонифация заботам кардинала Орсини, который отвез убитого горем понтифика в Рим. Перед отъездом папа даже простил нескольких мародеров. Однако нанесенное ему оскорбление было столь тяжело, что Бонифаций занемог, впал в меланхолию и через месяц умер от лихорадки.

папа Римский (понтификат 1294-1303). Правовед, один из защитников папской теократии. Происходил из влиятельной и богатой семьи. Закончил факультет права в Болонском университете, затем продолжил учебу в Париже. В 1260 г. стал каноником. По возвращении в Рим был назначен адвокатом и нотариусом при Римской курии, ему поручались важные дипломатические миссии во Франции (1264), в Англии (1265). Вскоре стал заметной фигурой в Римской курии: в 1281 г. папа Мартин IV возвел его в кардинала-диакона, в 1291 г. папа Николай IV - в кардинала-пресвитера. В это же время назначенный папским легатом, он принимал участие в урегулировании конфликта внутри Парижского университета, в переговорах между Францией и Англией, способствовал примирению Франции с королем Альфонсо III Арагонским . После отречения папы Римского Целестина V был избран на папский престол (в Неаполе) при поддержке короля Карла II Анжуйского . Однако частью духовенства законность этих выборов была поставлена под сомнение. В ответ по приказу Бонифация был заключен в тюрьму Целестин V, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Поскольку эти его действия вызвали недовольство влиятельного семейства Колонна, папа объявил представителям этого семейства войну, отлучил их от Церкви, конфисковал имущество и разрушил их оплот - Палестрину. Своей главной целью он считал утверждение папской теократии в противовес формирующимся национальным государствам. Пытался осуществить идеи пап Григория VII и Иннокентия III . С этой целью он окружил себя знатью, ввел пышный этикет в курии, всеми силами стараясь вернуть папскому престолу прежнее величие. Желая утвердить верховенство папы, признал избрание германского короля Альбрехта I Габсбурга Австрийского (1298) при условии его отказа от императорских прав в пользу папства. Для демонстрации величия папской власти и пополнения казны им было введено празднование юбилейного года («Annus sanctus») и установлено, что подобные юбилейные годы будут отмечаться каждые 100 лет (булла «Antiquorum habet fide» от 22 февраля 1300). С небывалой пышностью был отпразднован «святой» 1300 г. при стечении тысяч паломников в Рим, перед которыми на торжествах папа появлялся поочередно в одеянии понтифика и императора. Его бескомпромиссная и жесткая позиция спровоцировала конфликт с Францией, где формировалась сильная королевская власть. Поводом для конфликта явился чрезвычайный налог, введенный в 1296 г. французским королем Филиппом IV Красивым в связи с начавшейся войной с Англией. На этот раз обложению было подвергнуто и духовенство, часть которого обратилась за защитой к папе. Бонифаций буллой «Clericis laicos» от 24 февраля 1296 г. объявил о недопустимости для светской власти облагать налогами духовенство, к тому же без согласия папы Римского. В ответ Филипп IV запретил вывоз из страны денег, что резко ударило по поступлениям в папскую казну. Буллой «Ineffabilis amor» (от 20 сентября 1296) папа открыто заявил о превосходстве духовной власти над светской. Однако обе стороны не были готовы к продолжению конфликта, и тогда он закончился взаимным компромиссом. Король Франции снял запрет на вывоз из страны денег, а Бонифаций в серии булл («Romana Mater Ecclesia» от 7 февраля, «Ab olim» от 27 июля, «Etsi de statu» от 31 июля 1297) признал обязанность духовенства платить за держания земель королевского домена, за выкуп короля или его детей из плена, а королю давал право облагать духовенство налогами для защиты королевства от внешней угрозы. Возобновление конфликта было спровоцировано действиями папского легата Бернара Сессе, епископа Памье, посланного во Францию для разбирательства жалоб духовенства на действия короля. Миссия его была расценена как подстрекательская, к тому же личность легата, выходца из Лангедока и противника включения этого региона в состав Франции, вызывала подозрения. Весной 1301 г. он был арестован, имущество его конфисковано, а к папе был отправлен Пьер Флот с целью добиться снятия с легата неприкосновенности для начала судебного расследования. Однако папа, не признавая судебной власти мирян над клириками, потребовал освобождения Сессе. В итоге папой была объявлена открытая война королю Франции: буллой «Ausculta fili» от 5 декабря 1301 г., отменившей право собирать налоги с духовенства на войну, папа обратился к прелатам, капитулам и докторам всех факультетов с требованием собрать в Риме в день Всех святых (1 ноября 1302) Собор Церкви Франции для защиты свобод духовенства, реформ в королевстве и вразумления короля. Однако во Франции большинство поддержало действия короля. На созванном специально по этому вопросу собрании представителей 3 сословий королевства - Генеральных штатах - 10 апреля 1302 г. при воздержавшемся духовенстве рыцари и горожане высказались в пользу короля. Последний вновь запретил вывоз денег из страны, а распределение церковных бенефициев в королевстве сохранилось в ведении чиновников. В ответ Бонифаций пригрозил всем, кто не приедет в Рим, санкциями, а королю Франции - отлучением от Церкви. Несмотря на запрет короля более половины прелатов (39 французских епископов) прибыли на Собор. Итогом его явилась булла «Unam Sanctam» от 18 декабря 1302 г., где в предельно законченной форме была сформулирована теория папской супрематии. Опираясь на учение о «двух мечах», папа построил теорию о соединении в руках Церкви как единой главы власти духовной и светской, о подчинении и подсудности ей, викарию Бога, всякой власти на земле. В ответ Франция перешла к наступательной политике: на собрании Генеральных штатов 12 марта 1303 г. легист Гийом де Ногаре обвинил Бонифация в ереси, симонии, непотизме и призвал защитить католическую Церковь от недостойного папы Римского путем созыва Вселенского Собора для его смещения. После долгих переговоров перед угрозой отлучения короля Франции и наложения интердикта на королевство новое собрание представителей 3 сословий 13 июля 1303 г. одобрило позицию королевской власти и присоединилось к призыву о созыве Вселенского Собора. В стране за это решение отдали голоса свыше 700 прелатов, капитулов, баронов и городских коммун. Внутри католической Церкви против папы выступали также спиритуалы, осуждавшие роскошь папской курии и его вмешательство в мирские дела, за что подвергались с его стороны гонениям. С целью сообщить Бонифацию о созываемом Вселенском Соборе Гийом де Ногаре прибыл в Ананью, родовое поместье семьи Каэтани, где находился в то время папа, готовивший коалицию против Франции. Он запретил французским университетам присваивать ученые степени, капитулам - выбирать своих глав, освободил подданных королевства от клятвы королю. Город перешел в руки противников Бонифация, замок был окружен войсками сторонников Колонна, и в ночь с 6 на 7 сентября 1303 г. ворота замка были взломаны. Папа, встретивший своих противников в торжественном облачении понтифика, был подвергнут оскорблениям и угрозам смерти (легенда приписывает Ш. Колонне пощечину, нанесенную в сердцах папе). После освобождения Бонифаций поехал в Рим, но, опасаясь отравления, ничего не ел; от полученной на почве нервного расстройства лихорадки он через месяц умер. Поражение папы в столкновении с королем Франции имело последствиями т. н. Авиньонское пленение пап, схизму в католической Церкви (папскую схизму) и Соборное движение. Бонифаций был покровителем науки и искусств. Он пригласил в Рим художника Джотто , основал римский университет Сапиенца. Под его руководством была проведена работа по кодификации и унификации канонического права «Liber Sextus», результатом которой стал новый сборник канонов, вошедший в «Corpus juris canonici».

Переписка с монгольскими ханами была только эпизодом в сложной дипломатической деятельности Филиппа IV, в правление которого были заложены основы всей дальнейшей французской дипломатии. Царствование Филиппа IV отмечено большим количеством переговоров, которые имели целью либо предотвращение войн, либо прекращение их, либо, наконец, территориальные приобретения. Все это содействовало развитию и усовершенствованию французской дипломатии. Дипломатия стала играть весьма важную роль, подготовляя выгодные союзы и вызывая к жизни мощные коалиции. Раньше дипломатические сношения с иностранными государствами сводились к редким и кратковременным миссиям. Переговоры велись большей частью устно. Лишь при Филиппе заведены были письменные дипломатические сношения, и посольства стали более частым явлением. Представителями дипломатических миссий по-прежнему оставались капелланы и духовники короля; при составлении договора присутствовали нотариусы, формулировавшие его содержание в ясной письменной форме, свидетельствовавшие подписи и пр. Договоры составлялись обычно на латинском языке, переговоры же обыкновенно происходили на французском. Начали уточняться и принимать более устойчивый характер и внешние формы переговоров.

Дипломатическим путем были разрешены сицилийский и арагонский вопросы, которые достались в наследие Филиппу IV от его отца Филиппа III Смелого. Любопытно, что для улаживания их был даже созван в 1291 г. в Тарасконе настоящий международный конгресс - вроде конгрессов нового времени, на котором присутствовали представители паны, французского, английского, неаполитанского и арагонского королей, и где обсуждались общеевропейские дела.

Далеко не так мирно протекали другие начинания Филиппа IV, царствование которого было одним из наиболее бурных в истории французской монархии.

Крупнейшим событием правления Филиппа IV, раскрывшим его дипломатические таланты и упорство в достижении поставленных целей, было столкновение короля с папой Бонифацием VIII. 76-летний Бонифаций, избранный в 1294 г. папой, был выучеником римской курии, посвященным во все важнейшие интриги папского двора, при котором он успел пройти весьма разнообразную карьеру и основательно разбогатеть. Этот надменный старик известен был своей неиссякаемой энергией и необоримым упрямством, которых не укротили и годы. Петрарка писал о нем, что он не знал «владыки более неумолимого, которого трудно сокрушить оружием, а склонить смирением или лестью невозможно». В лице Бонифация VIII папство в последний раз перед тем как впасть в ничтожество, обычно называемое «вавилонским пленением пап», померялось силами с окрепшей королевской властью и потерпело в этой борьбе решительное поражение.


Конфликт Филиппа с Бонифацием начался из-за чрезвычайных налогов на французское духовенство. Эти налоги взимались для целей крестового похода, но Филипп пользовался ими по своему усмотрению. Последовала грозная булла Бонифация: под угрозой отлучения она запрещала светским государям взимать какие бы то ни было чрезвычайные налоги с духовенства, а духовенству уплачивать что-либо без папского разрешения. В ответ на это Филипп прибег к решительному средству: он запретил вывоз серебра и золота из Франции, лишив тем самым римскую курию каких-либо поступлений от французского духовенства. Папа, очутившийся в это время в крайне трудном положении в Италии, вынужден был пойти на уступки. Кое-как конфликт был на время улажен, но вскоре он разгорелся с еще большей силой из-за притязаний Бонифация на верховенство папской власти. Последовала искусная кампания против папы, организованная знаменитыми легистами, ближайшими советниками Филиппа, - Флотом, Ногарэ, Дюбуа. Были пущены в ход фальшивки: вымышленные папские буллы и вымышленные же ответы на них короля. Были созваны впервые в истории Франции Генеральные штаты, которые одобрили линию поведения короля. Вслед за этим эмиссары Филиппа с большими денежными суммами и векселями отправились в Италию; там с помощью золота и других средств против папы был составлен форменный заговор, к которому были привлечены самые могущественные враги Бонифация. Заговорщики проникли в папский дворец в Ананьи, где подвергли папу тяжким оскорблениям. Надломленный этой катастрофой, Бонифаций вскоре умер. Так была бита последняя ставка папства в борьбе с королевской властью. Правление следующего папы было кратковременным. В 1305 г. был избран папой архиепископ бордоский, считавшийся врагом Филиппа, но бывший с ним давно в тайном соглашении. Через несколько лет новый папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон (на границе Франции). Здесь авиньонские папы вскоре подпали целиком под влияние политики французских королей, став их подручными.

В своей продолжительной войне с Фландрией Филипп старался играть на той внутренней борьбе, которая происходила во фландрских городах: там стремившаяся к власти цеховая верхушка объединилась с фландрским графом, между тем как стоявший у власти патрициат вступил в союз с французским королем. Наиболее драматическим моментом в войне Филиппа с Фландрией было восстание фландрских цехов, вспыхнувшее в таких промышленных городах, как Брюгге, Гент и Ипр, против французского владычества. В знаменитой «битве шпор» при Куртре цеховые ополчения фландрских городов нанесли жестокое поражение французским рыцарям. Вся Фландрия была очищена от французов. Но вскоре Филипп предпринял новый поход во Фландрию. В конце концов, ему удалось в результате не столько военных действий, сколько ловких дипломатических маневров навязать фламандцам в 1305 г. тяжелый мир: под видом залога за свои военные издержки Филипп присоединил к Франции ряд фландрских городов.

К концу правления Филиппа Франция стала самой могущественной державой в Европе: папская власть была унижена; Германская империя утратила всякое влияние; ее князья находились на жаловании - одни у Филиппа, другие у английского короля; члены Канетингской династии правили в Неаполе, в Наварре. Французская дипломатия играла выдающуюся роль почти во всех международных столкновениях того времени.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....