Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды. Ф.Беллинсгаузен — первооткрыватель Антарктиды Фаддей фаддеевич беллинсгаузен антарктида

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта летом 1819 года. Первым судно командовал Фаддей Беллинсгаузен, вторым — Михаил Лазарев. Оба они к тому моменту уже зарекомендовали себя как опытные моряки: Лазарев, например, с командой корабля «Сувоворов» добирался до Сиднея, а Беллинсгаузен участвовал в кругосветном плавании. Теперь перед ними стояла сложная задача — наконец южный материк, о существовании которого географы того времени лишь догадывались.

Предположения о том, что у южного полюса должен находиться большой кусок земли, начали появляться у моряков ещё в XVI веке. Впрочем, вплоть до начала века XIX считалось, что доказать его существование фактически невозможно из-за невероятно сложных погодных условий. «Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», — писал флорентийский путешественник Америго Веспуччи, предположительно оказавшийся на острове Южная Георгия, который лежит в полутора тысячах километров от Антарктиды. Вторая причина, по которой долгое время никто не пытался достичь Атлантиды, заключается в том, что эту землю — для того времени весьма закономерно — считали практически бесполезной.

«Восток» и «Мирный» перед отплытием в Кронштадте. (infourok.ru)

Тем не менее, определенные попытки исследовать материк всё-таки предпринимались: англичане, например, направляли к Южному полярному кругу экспедицию во главе с Джеймсом Куком. Его корабли, уходя все дальше на юг, столкнулись с непроходимым ледовым покровом, из-за чего были вынуждены развернуться. Кук тогда решил, что никакого материка в тех землях попросту не существует.

В России идею об исследовании Южного полярного круга в первую очередь продвигал известный путешественник и мореплаватель Иван Крузенштерн. Есть даже данные о том, что Крузенштерн сам хотел возглавить экспедицию, однако всё-таки отказался от этого, ссылаясь на свой преклонный возраст и проблемы со здоровьем. В правительстве идея первой антарктической экспедиции понравилась ответственным министрам: в спешке — нельзя было допустить, чтобы другие страны опередили российских моряков — началась подготовка к плаванию.


Команда корабля рассматривает айсберг. (klin-demianovo.ru)

Корабли «Восток» и «Мирный», которые получили в распоряжение Лазарев и Беллинсгаузен, не были предназначены для плавания во льдах. Хоть это и были относительно новые судна, команды постоянно сталкивались с протечками и поломками корпуса. Экипаж сформировали исключительно из добровольцев — их, к слову, нашлось немало, около 200 человек. Также на борт взяли профессора университета, художника и иеромонаха.

Задачу экспедиции сформулировали очень коротко и точно: мореплавателям предписывалось «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть». «Восток» и «Мирный», проследовав через Портсмут и Рио-де-Жанейро, достигли острова Южная Георгия — он лежит на расстоянии двух тысяч километров к востоку от аргентинского побережья. Команда занялась исследованием и сделала опись берега, открыв подспудно ещё одни небольшой остров — его впоследствии назвали в честь мореплавателя, одного из лейтенантов корабля «Мирный» Михаила Анненкова. Вообще члены экспедиции взяли за правило называть открываемые острова в честь своих товарищей: таким образом ещё несколько встреченных вулканических островов получили названия по фамилиям офицеров корабля «Восток».


Военные шлюпы «Восток» и «Мирный» у побережья Антарктиды.(rgo.ru)

«В сей бесплодной стране скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи», — писал своему товарищу Михаил Лазарев. Экспедиция, действительно, затягивалась, а климатические условия становились всё более пугающими. Небольшие деревянные судна прокладывали путь — зачастую в кромешной тьме или тумане — через гигантские айсберги и льдины. В конце января 1820 года мореплаватели всё-таки достигли берегов Антарктиды, в следующем месяце смогли подойти к ним практически вплотную, однако высадиться так и не получилось. Из-за нехватки провизии и заканчивающихся дров экспедиция решила добраться до Австралии, чтобы пополнить все запасы.

После передышки в Сиднее команда вновь отправилась покорять берега южного материка: подплывая к нему, экспедиция неожиданно наткнулась на американский бот — люди на нём занимались тем, что охотились на морских котиков. Команда «Востока» и «Мирного» нанесла на карту множество новых островов: их называли либо в честь битв недавно минувшей Отечественной войны 1812 год, либо в честь правителей Российской империи — так, например, появился остров Петра I и земля Александра I.


Корабли «Восток» и «Мирный» в открытом море. (topwar.ru)

Поскольку мореплаватели так и не смогли высадиться на берег и провести полноценные исследования, то ни Беллинсгаузен, ни Лазарев не отчитывались о том, что обнаружили материк. Хотя это, безусловно, было именно так. Описание всего путешествия, которое длилось 751 день и заставило команду преодолеть почти 100 тысяч километров, подтолкнуло исследователей вплотную заняться изучением Антарктиды. Первая антарктическая экспедиция привела к тому, что со временем шестой континент из белого пятна на карте превратился в арену политических баталий — сегодня территориальные притязания на Антарктиду, помимо России, выдвигают США, Чили, Аргентина, Австралия, Норвегия, Великобритания и другие страны.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц)

Шрифт:

100% +

Фаддей Беллинсгаузен
На шлюпах «Восток» и «Мирный» к Южному полюсу. Первая русская антарктическая экспедиция

© Беллинсгаузен Ф. Ф., 2017

© ООО «ТД Алгоритм», 2017

Шведе Е. Е. Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг

Первые три десятилетия XIX в. ознаменовались многочисленными русскими кругосветными экспедициями, большая часть которых была вызвана наличием русских владений на Алеутских островах, Аляске и граничащих с ней побережьях Северной Америки.

Эти кругосветные путешествия сопровождались крупнейшими географическими открытиями на Тихом океане, поставившими нашу Родину на первое место среди всех других государств в области тихоокеанских исследований того времени океанографической науки вообще. Уже во время первых семи русских кругосветных плаваний – И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Нева» и «Надежда» (1803–1806), В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (1807–1809), М. П. Лазарева на корабле «Суворов» (1813–1816), О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (1815–1818), Л. А. Гагемейстера на корабле «Кутузов» (1816–1819), 3. И. Понафидина на корабле «Суворов» (1816–1818) и В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817–1819) – были исследованы обширные районы Тихого океана и сделаны многочисленные открытия новых островов.

Однако оставались еще совершенно неизученными ни русскими, ни иностранными экспедициями обширные пространства трех океанов (Тихого, Индийского и Атлантического) к югу от Южного полярного круга, в то время объединявшиеся под общим наименованием Южного Ледовитого океана, а также самая юго-восточная часть Тихого океана.

Многие иностранные экспедиции XVIII в. стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка Антарктиды, легендарные сведения о существовании которого были распространены в географической науке еще с древних времен. Открытию южного материка в значительной мере было посвящено и второе кругосветное плавание (1772–1775) английского мореплавателя капитана Джемса Кука. Именно мнение Кука, доказывавшего в отчете о своем втором плавании, что Антарктиды или не существует, или что ее достичь вообще невозможно, служило причиною отказа от дальнейших попыток открыть шестую часть света, почти полвека вплоть до отправления русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева.

Кук, решительно отрицая наличие южного материка, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».1
Кук Д. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. Государственное издательство географической литературы, Москва, 1948 г., стр. 33.

Он считал, что положил конец дальнейшим поискам южного материка, являвшегося у географов того времени излюбленной темой для рассуждений. В своем послесловии Кук говорит: «Если бы мы открыли материк, мы безусловно в большей степени смогли удовлетворить любопытство многих. Но мы надеемся, что то обстоятельство, что мы его не нашли после всех наших настойчивых исследований, оставит меньше возможности для будущих умозрений (спекуляций) относительно неведомых миров, еще подлежащих открытию».2
Cooks II Voyage, II, 1777, стр. 292.

Подчеркнув успешность экспедиции во многих других отношениях, Кук заканчивает свой труд следующими словами: «уже одного этого будет довольно, чтобы во мнении благожелательных людей считать наше путешествие замечательным, особенно после того, как диспуты о южном континенте перестанут привлекать к себе внимание философов и вызывать у них разногласия».3
Там же, стр. 293.

Таким образом, роковая ошибка Кука имела своим следствием то, что в конце XVIII и в начале XIX в. господствовало убеждение, что Антарктиды вообще не существует, а все районы, окружавшие Южный полюс, представлялись тогда на карте «белым» пятном. В таких условиях была задумана первая русская антарктическая экспедиция.

Подготовка к экспедиции

Составление плана экспедиции. Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени – Головнина, Крузенштерна и Коцебу.

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И. Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де-Траверсе (Головнин в то время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка», из которого он вернулся уже после ухода антарктической экспедиции из Кронштадта).

В письме своем от 7 декабря 1818 г., первом по времени документе, касающемся данной экспедиции, Крузенштерн, в ответ на сообщение о намеченной посылке русских кораблей к южному и северному полюсам, просит у Траверсе разрешения представить свои соображения об организации такой экспедиции.4
ЦГАВМФ, Личный фонд И. И. Траверсе, дело 114, лист 3.

После этого морской министр поручил составление записок об организации экспедиции как Крузенштерну, так и целому ряду других компетентных лиц, в том числе представителю старшего поколения русских мореплавателей – знаменитому гидрографу вице-адмиралу Гавриле Андреевичу Сарычеву.5
ЦГАВМФ, Сборный фонд, дело 476, листы 11–14.

Среди архивных документов имеется также записка «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции»,6
Там же, листы 6–10.

Не имеющая подписи, но, судя по ссылкам на опыт только что вернувшегося из кругосветного плавания брига «Рюрик» (пришел в Петербург 3 августа 1818 г.), принадлежащая перу командира последнего – лейтенанту О. Е. Коцебу. По некоторым данным можно полагать, что записка Коцебу является наиболее ранней из всех, и она предусматривает посылку из России только двух кораблей, причем разделение их намечалось у Гавайских островов, откуда один из кораблей должен был пересечь Тихий океан на запад – к Берингову проливу, второй – на восток, с целью попытаться приблизиться к Южному полюсу.

31 марта 1819 г. Крузенштерн послал морскому министру из Ревеля свою обширную записку на 14 страницах при сопроводительном письме.7
ЦГАВМФ, фонд И. И. Траверсе, дело 114, листы 6–21 (записка написана на русском языке, сопроводительное письмо – на французском).

В письме Крузенштерн заявляет, что при его «страсти» к подобного рода путешествиям, он сам просил бы поставить его во главе экспедиции, однако этому препятствует серьезная болезнь глаз, и что он готов составить для будущего начальника экспедиции подробную инструкцию.

В своей записке Крузенштерн касается двух экспедиций – к Северному и к Южному полюсам, причем каждая из них включает по два корабля. Особенное внимание он, однако, уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели – изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». Это свое замечание Крузенштерн заключает следующими словами, полными патриотизма и любви к Родине и стремления к ее приоритету: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Поэтому Крузенштерн торопил с организацией этой экспедиции, считал «сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предначинаемы были… Путешествие, единственно предпринятое к обогащению познаний, имеет, конечно, увенчаться признательностью и удивлением потомства». Однако он все же «после строгого обдумывания» предлагает перенести начало экспедиции на следующий год, для более тщательной подготовки ее. Морской министр остался неудовлетворенным целым рядом предложений Крузенштерна, в частности относительно отсрочки экспедиции на год и раздельного выхода обеих экспедиций из Кронштадта (министр настаивал на совместном следовании всех четырех кораблей до определенного пункта и последующего их разделения по маршрутам).

Правительство всячески торопило с организацией экспедиции и форсировало ее выход из Кронштадта. В своей записке Крузенштерн намечал и начальников обеих «дивизий», направляемых к Южному и Северному полюсам. Наиболее подходящим начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в Антарктике, Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, но последний, как уже указывалось, находился в то время в кругосветном плавании; начальником «второй дивизии», шедшей в Арктику, он намечал О. Е. Коцебу, своим плаванием в северных широтах на «Рюрике» доказавшем свои выдающиеся качества мореплавателя и ученого моряка. Ввиду отсутствия Головнина, Крузенштерн предлагал взамен назначить своего бывшего соплавателя капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовавшего тогда одним из фрегатов на Черном море. По этому поводу Крузенштерн писал: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».8
ЦГАВМФ, фонд И. И. Траверсе, дело 114, лист 21.

Правительство, однако, не последовало этому совету, и начальником первой дивизии был назначен ближайший помощник Крузенштерна по кругосветной экспедиции на корабле «Надежда» – капитан-командор М. И. Ратманов, а начальником второй – капитан-лейтенант М. Н. Васильев. Ратманов, незадолго до своего назначения потерпевший кораблекрушение у мыса Скагена при возвращении из Испании, находился в Копенгагене, и здоровье его было в расстроенном состоянии. Он просил по этому случаю не посылать его в дальнее плавание и, в свою очередь, выдвинул кандидатуру Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Выбор кораблей. Как уже отмечалось, по желанию правительства обе экспедиции снаряжались в весьма спешном порядке, ввиду чего в состав их были включены не специально построенные для плавания во льдах парусные корабли, а находившиеся в постройке шлюпы, предназначавшиеся для отправления в обычные кругосветные плавания. Первая дивизия состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», вторая из шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный».

В отношении однотипного с «Востоком» шлюпа «Камчатка» В. М. Головнин пишет:9
Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Камчатка» в 1817, 1818 и 1819 годах», изд. 1822 г. (далее – Первое издание)

«Морское ведомство определило нарочно построить для предназначенного путешествия военное судно по фрегатскому расположению, с некоторыми только переменами, кои были необходимы по роду службы, судну сему предстоящей»; в другом месте он говорит, что «величиною сей шлюп равнялся посредственному фрегату».10
Объяснение термина «шлюп» – см. в конце книги, в кратком морском словаре. «Посредственный» – средних размеров.

М. П. Лазарев в письме к своему другу и бывшему соплавателю А. А. Шестакову отмечает, что «Восток» был построен по плану прежних фрегатов «Кастор» и «Поллукс» (постройки 1807 г.), но с тою разницею, что на нем верхняя палуба была сплошная, без разрезных шкафутов. Лазарев считал, что «судно сие вовсе неудобное к такому предприятию по малой вместительности своей и тесноте как для офицеров, так и для команды».11
Письмо М. П. Лазарева к А. А. Шестакову от 24 сентября 1821 г. (из Кронштадта в город Красный Смоленской губернии).

Шлюп «Восток» (как и целая серия однотипных шлюпов «Камчатка», «Открытие», «Аполлон») был построен корабельным инженером В. Стоке (англичанином на русской службе) и на практике оказался мало удачным. Беллинсгаузен сетует на то, что морской министр признал выбор этого шлюпа удачным только потому, что однотипный шлюп «Камчатка» уже находился в кругосветном плавании с В. М. Головниным, между тем как последний в уже цитированном своем труде жалуется на не вполне удовлетворительные мореходные качества своего шлюпа. Беллинсгаузен неоднократно останавливается на целом ряде конструктивных недостатков шлюпа «Восток» (излишняя высота рангоута, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа) и прямо обвиняет Стоке в наличии этих недостатков. Так, по поводу неисправности румпеля он пишет: «неблагонадежность румпеля доказывает нерадение корабельного мастера, который, забыв священные обязанности службы и человечества, подвергал нас гибели».12
Первое издание. т. I, стр. 214.

В другом месте, по поводу недостаточной высоты комингсов люков на верхней палубе, он бросает Стоке обвинение в отрыве от практики. «Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве».13
Там же, стр. 334.

Шлюп «Восток» был построен из сырого соснового леса и не имел никаких особых скреплений, кроме обыкновенных; подводная часть была скреплена и снаружи обшита медью, причем эти работы были выполнены уже в Кронштадте русским корабельным мастером Амосовым. Корпус шлюпа «Восток» оказался слишком слабым для плавания во льдах и в условиях непрерывной штормовой погоды, и его приходилось неоднократно подкреплять, перегружать все тяжести в трюм, ставить дополнительные крепления и уменьшать площадь парусности. Несмотря на это, к концу плавания «Восток» сделался так слаб, «что дальнейшие покушения к зюйду казались почти невозможными. Беспрестанное отливание воды изнуряло людей чрезвычайно… Гниль показалась в разных местах, притом и полученные от льдов толчки принудили капитана Беллинсгаузена оставить поиски слишком месяцем прежде и думать о возвращении».14
Письмо М. П. Лазарева к А. А. Шестакову от 24 сентября 1821 г.

«Шлюп имел сильное движение, вадервельсовые пазы, при каждом наклонении с боку на бок, чувствительно раздавались» – пишет Беллинсгаузен 1 декабря 1820 г.15
Первое издание, т. II, стр. 188.

Шлюп даже не имел дополнительной («фальшивой») наружной обшивки («Восток» имел только одну обшивку и незаделанные промежутки шпангоутов в подводной части),16
Первое издание, т. II, стр. 210.

Чего требовал при подготовке к экспедиции М. П. Лазарев, наблюдавший за снаряжением обоих шлюпов ввиду того, что назначение Беллинсгаузена состоялось лишь за 42 дня до выхода экспедиции из Кронштадта.

Несмотря на такие неудовлетворительные конструктивные и мореходные качества шлюпа, русские военные моряки с честью выполнили сложное задание и полностью завершили обход всего антарктического водного пространства. Беллинсгаузену неоднократно приходилось раздумывать над вопросом, следует ли на столь поврежденном корабле все снова и снова форсировать ледяные поля, но каждый раз он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам»17
Первое издание, т. II, стр. 157.

И неуклонно и твердо вел свои корабли к намеченной цели.

Зато прекрасные мореходные качества показал второй шлюп – «Мирный», построенный русским корабельным мастером Колодкиным в Лодейном поле. Вероятно, проект этого корабля был составлен замечательным русским корабельным инженером И. В. Курепановым, который строил в Лодейном поле однотипный шлюп «Благонамеренный» (всего построил за свою службу 8 парусных линейных кораблей, 5 фрегатов и много мелких судов); Колодкин был только исполнителем этого проекта. Шлюп «Мирный» имел значительно меньшие размеры, и первоначально числился в списках флота в качестве транспорта «Ладога». Он был несколько перестроен, чтобы придать ему внешний вид военного корабля. Кроме того, командир его, прекрасный практик морского дела лейтенант М. П. Лазарев, приложил много стараний в подготовительный период перед отправлением в дальнее плавание, чтобы улучшить мореходные качества этого шлюпа (он был снабжен второй обшивкой, сосновый руль был заменен дубовым, были поставлены добавочные крепления корпуса, такелаж был заменен более прочным и т. д.), построенного, правда, из хорошего соснового леса с железным креплением, но рассчитанного для плавания в Балтийском море. М. П. Лазарев дает положительную оценку своему шлюпу: однотипные «Мирный» и «Благонамеренный», по его словам, «оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою: один лишь недостаток против «Востока» и «Открытия» был ход», и далее: «своим же шлюпом я был очень доволен», и «стоя в Рио-де-Жанейро, капитан Беллинсгаузен почел за нужное для скрепления «Востока» прибавить ещё 18 книц и стандерсов; «Мирный» же ничем не жаловался».18
Все цитаты из письма М. П. Лазарева к А. А. Шестакову, от 24 сентября 1821 г.

И Беллинсгаузен и Лазарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных корабля, значительно друг от друга отличающиеся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по поводу переименования транспорта «Ладога» в шлюп «Мирный»: «не взирая на сие переименование, каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство в ходу с шлюпом «Восток», следовательно, какое будет затруднение оставаться им в соединении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании».19
Первое издание, т. I, стр. 4.

Лазарев выражается более резко: «для чего посланы были суда, которые должны всегда держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходу, что один должен беспрестанно нести все лисели и через то натруждать рангоут, пока сопутник его несет паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю тебе самому отгадать, а я не знаю».20
Цитированное письмо М. П. Лазарева к А. А. Шестакову.

А загадка разрешалась малой морской опытностью тогдашнего морского министра Траверсе, приведшего сначала Черноморский флот, которым он командовал, а затем и весь русский флот к упадку по сравнению с предшествующим блестящим периодом Ушакова и Сенявина, и последующим, не менее славным, периодом Лазарева, Нахимова и Корнилова.


Шлюп «Восток». Рис. художника М. Семенова, выполненный на основание исторических и архивных материалов.


Шлюп «Мирный». Рис. художника М. Семенова, выполненный на основание исторических и архивных материалов


Лишь благодаря изумительному морскому искусству М. П. Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за все время плавания, несмотря на исключительно плохие условия видимости в антарктических водах, темные ночи и непрерывные штормы. Беллинсгаузен, представляя еще в пути из Порт-Жаксона командира «Мирного» к награждению, особенно подчеркивал именно это неоценимое качество М. П. Лазарева.

Комплектование экспедиции личным составом

Еще И. Ф. Крузенштерн писал о подборе личного состава для первой русской кругосветной экспедиции:21
Крузенштерн И. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1806 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», изд. 1809 г., стр. 19.

«Мне советовали принять несколько и иностранных матросов; но я, зная преимущественные свойства Российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласился. На обоих кораблях, кроме ученых Горнера, Тилезиуса и Либанда, в путешествии нашем ни одного иностранца не было». На кораблях же Беллинсгаузена и Лазарева вообще не было ни одного иностранца. Это обстоятельство подчеркивает участник экспедиции профессор Казанского университета Симонов, который в своем слове, произнесенном на торжественном заседании в этом университете в июле 1822 г., заявил, что все офицеры были русские, и, хотя некоторые из них носили иностранные фамилии, но «будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут быть названы иностранцами».22
Слово о успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света и особенно в Южном Ледовитом море, в 1819, 1820 и 1821 годах. Изд. 1822 г.

Правда, по приглашению русского правительства на корабли Беллинсгаузена, при стоянке их в Копенгагене, должны были прибыть два немецких ученых, но в последний момент, очевидно испугавшись предстоявших трудностей, они от участия в экспедиции отказались. По этому поводу Беллинсгаузен высказывается следующим образом: «В продолжении всего путешествия мы всегда сожалели, что не позволено было идти с нами двум студентам по части Естественной истории, из русских, которые сего желали, а предпочтены им неизвестные иностранцы».23
Первое издание, т. I, стр. 47.

Все участники экспедиции, как офицеры, так и матросы, являлись добровольцами. Ф. Ф. Беллинсгаузен получил назначение начальником первой дивизии и поднял на шлюпе «Восток» свой брейд-вымпел почти в самый последний момент, незадолго до ухода в плавание. Поэтому он не смог по своему желанию подобрать офицерский состав и взял с собою из Черного моря лишь своего бывшего помощника на фрегате «Флора» – капитан-лейтенанта И. И. Завадовского, а прочие офицеры уже были назначены на «Восток» по рекомендации различных начальствующих лиц. М. П. Лазарев, вступивший в командование шлюпом «Мирный» несколько ранее, находился в лучших условиях и имел возможность более тщательно подобрать своих помощников, причем некоторые из них настолько с ним сплавались, что были приглашены участвовать в его третьем кругосветном плавании на фрегате «Крейсер» с 1822 по 1825 г. (лейтенант Анненков и мичман Куприянов, а Анненков – и на корабле «Азов»).

Краткие биографические данные об участниках экспедиции

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен .24
Использованы следующие источники: Общий морской список, ч. VI, изд. 1892 г.; Русский биографический словарь, т. II, изд. 1900 г.; Полный послужной список адмирала Беллинсгаузена, 1850 (ЦГАВМФ); М. А. Лялина. Русские путешественники-исследователи. Русские мореплаватели арктические и кругосветные, изд. 1892 г.; жизнеописание адмирала Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, «Северная пчела», 1853 г., № 92; некролог в журнале «Морской сборник», 1853 г., № 7.

Начальник экспедиции и командир шлюпа «Восток» Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен родился в 1779 г. на острове Эзель (ныне остров Хиума, входящий в состав Эстонской ССР). близ города Куресааре (Аренсбург). Часть своего детства он провел в этом городе, часть – в доме своих родителей, в его окрестностях. Он с раннего детства мечтал быть моряком и всегда говорил о себе: «Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». Его мечте суждено было исполниться; с юности до преклонных лет и самой своей смерти он почти ежегодно находился в море. В десятилетнем возрасте он поступил кадетом в Морской корпус, находившийся тогда в Кронштадте; в 1795 г. был произведен в гардемарины, а в 1797 г. – в первый офицерский чин мичмана. Еще будучи гардемарином, он совершил плавание к берегам Англии, а затем, вплоть до 1803 г., находясь на различных судах Ревельской эскадры, плавал по Балтийскому морю. Успехами в науках и по службе Беллинсгаузен обратил на себя внимание командующего флотом вице-адмирала Ханыкова, который рекомендовал его к назначению на корабль «Надежда», находившийся под командованием И. Ф. Крузенштерна, для участия в первой русской кругосветной экспедиции. В «Предуведомлении» к описанию своего кругосветного плавания Крузенштерн дает следующую оценку Беллинсгаузену: «Все почти карты рисованы сим последним искусным офицером, который в то же время являет в себе способность хорошего гидрографа; он же составил и генеральную карту». В центральном Военно-морском музее хранится целый атлас с многочисленными подлинными картами молодого Беллинсгаузена. Способности гидрографа и штурмана Ф. Ф. Беллинсгаузен выказывал неоднократно и впоследствии.


Адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгазузен (по литографии У. Штейбаха, относящийся примерно к 1835 г.)


После возвращения из кругосветного плавания в 1806 г., в чине капитан-лейтенанта, Беллинсгаузен плавал в течение 13 лет в должности командира на различных фрегатах сначала на Балтийском море, а с 1810 г. – на Черном море, где принимал участие в боевых действиях у Кавказского побережья. На Черном море он уделял большое внимание гидрографическим вопросам и много содействовал составлению и исправлению карт.25
См. статью историка Ал. Соколова «Гидрографические труды капитана (впоследствие адмирала) Ф. Ф. Беллинсгаузена на Черном море», журнал «Морской сборник», 1855 г., № 6.

В 1819 г., командуя фрегатом «Флора», он получил ответственное поручение командующего флотом: определить географическое положение всех приметных мест и мысов. Однако это поручение ему выполнить не пришлось ввиду срочного вызова морским министром в Петербург для нового назначения. 23 мая 1819 г. капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен вступил в командование шлюпом «Восток» и одновременно принял начальство над антарктической экспедицией. Ему в это время было 40 лет, и он находился в полном расцвете своих сил и способностей. Служба в молодые годы под командованием опытного старого моряка адмирала Ханыкова, участие в первом русском кругосветном плавании под руководством И. Ф. Крузенштерна, наконец, 13-летнее самостоятельное командование кораблями выработали основные деловые и личные особенности Беллинсгаузена. Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии «не называл его иначе, как искусным, неустрашимым моряком», но к этому не мог не прибавить, что он был «отличный, теплой души человек».26
Нордман Ф. По поводу предложения поставить в Кронштадте памятник адмиралу Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену, газета «Кронштадский вестник», 1868 г., № 48, 28 апреля.

Такая высокая оценка, исходившая из строгих уст одного из крупнейших русских флотоводцев – М. П. Лазарева, многого стоит. Свою гуманность Беллинсгаузен проявлял неоднократно: в жестокий век аракчеевщины он за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, а впоследствии, занимая высокие должности, всегда проявлял большую заботу к нуждам рядового состава. С М. П. Лазаревым его связывали сердечные, дружественные отношения, и за весь период совместного плавания, насколько известно, лишь один раз между начальником экспедиции и его ближайшим помощником возникли разногласия: несмотря на исключительную собственную смелость и опытность, М. П. Лазарев считал, что Беллинсгаузен слишком рискует, маневрируя большими ходами между ледяными полями в условиях плохой видимости. В своих замечаниях о плавании, к сожалению, до нас не дошедших, М. П. Лазарев говорил: «хотя мы смотрели с величайшим тщанием вперед, но идти в пасмурную ночь по 8 миль в час казалось мне не совсем благоразумно».27
Первое издание, т. 1, стр. 212.

На это замечание Беллинсгаузен отвечает: «Я согласен с сим мнением лейтенанта Лазарева и не весьма был равнодушен в продолжение таких ночей, но помышлял не только о настоящем, а располагал действия так, чтобы иметь желаемый успех в предприятиях наших и не остаться во льдах во время наступающего равноденствия».28
Равноденствие связано с сильными штормами.

Вернувшись из исключительно удачного плавания прославленным открывателем новых земель и самой таинственной Антарктиды, Ф. Ф. Беллинсгаузен первое время, по-видимому, занимался обработкою своих замечаний, шханечных журналов и воспоминаний своих соплавателей, так как в это время он занимал различные береговые должности, что было для него необычно; в конце 1824 г. он представил Адмиралтейскому департаменту описание своего путешествия с приложением карт и рисунков. Однако, как уже указывалось в предисловии, несмотря на исключительный интерес к этому труду и ходатайство Морского штаба об его издании, он тогда не был напечатан. Можно думать, что восстание декабристов настолько испугало и отвлекло в то время Николая I и все высшее морское начальство, что все другие вопросы были на время отложены (издание состоялось лишь через 10 лет после возвращения экспедиции, в 1831 г.).

Вся дальнейшая служба Беллинсгаузена (в отличие от других знаменитых мореплавателей, как, например, Крузенштерна, Головнина и Литке, посвятивших себя более научной деятельности и береговой службе) протекала в почти непрерывных плаваниях, строевой и боевой службе и на высших командных должностях. Это был настоящий строевой командир. В 1826–1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море; в 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», – и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г., уже вице-адмиралом, Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно крейсирует с нею в Балтийском море.

В 1839 г. он назначается на высший строевой пост в Балтийском море – главным командиром Кронштадтского порта и Кронштадтским военным губернатором. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время летних плаваний, и вплоть до самой своей смерти (в возрасте 73 лет, в 1852 г.) Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки подведомственного ему флота.

Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя Балтийскую твердыню к отпору нашествия западноевропейской коалиции, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге – в Севастополе. Беллинсгаузен усердно тренировал свой флот и для улучшения качества артиллерийской стрельбы разработал и вычислил специальные таблицы, изданные под названием «О прицеливании артиллерийских орудий на море».29
Изданы Ученым комитетом Морского министерства в 1839 г.

Как уже отмечалось, Беллинсгаузен был прекрасным моряком и до конца дней своих умело тренировал своих командиров в маневрировании и эволюциях. Современники, участвовавшие в этих эволюциях, давали ему аттестацию «мастер своего дела», а присутствовавший на морских маневрах 1846 г. шведский адмирал Норденшельд воскликнул: «Я держу пари с кем угодно, что этих эволюций не сделает ни единый флот в Европе».30

К чести старого адмирала нужно сказать, что он высоко ценил смелость и инициативу молодых командиров, и когда в 1833 г. во время осеннего плавания в устье Финского залива в бурную ненастную ночь командир фрегата «Паллада», будущий знаменитый флотоводец П. С. Нахимов, поднял своему адмиралу сигнал «Флот идет к опасности», последний беспрекословно изменил курс всей кильватерной колонны, благодаря чему эскадра была спасена от аварии на камнях.31
За исключением головного линейного корабля, выскочившего на камни.

Ф. Ф. Беллинсгаузен всю жизнь интересовался географическими вопросами, читал все описания кругосветных плаваний и переносил на свою карту все новые открытия. Его имя значится среди первых избранных действительных членов Русского Географического общества, причем рекомендацию для приема в члены ему дали адмиралы Ракорд и Врангель.32
Дело № 3 архива Географического общества Союза ССР «Об избрании новых членов», 1845 г.

Конечно, Беллинсгаузену не хватало таланта и широты масштабов, свойственных М. П. Лазареву; он не являлся флотоводцем в полном смысле этого слова и не создал на Балтике такой прославленной морской школы с целою плеядою знаменитых моряков (Нахимов, Корнилов, Истомин, Бутаков и др.), как Лазарев на Черном море, но он оставил заметный след в истории русского флота и высоко поднял мировой авторитет русских мореплавателей и русской океанографической и гидрографической науки своим замечательным плаванием к Южному полюсу.

В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много заботы о подъеме культурного уровня морских офицеров, в частности он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени – Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту многим обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.

Характерны для Беллинсгаузена его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем; в Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города. Особенно много им сделано было для улучшения питания матросов. Он добился увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха».33
Газета «Кронштадтский вестник», 1868 г., № 48.

В 1870 г. Ф. Ф. Беллинсгаузену был установлен памятник в Кронштадте.34
Памятник выполнен скульптором И. Н. Шредером и архитектором И. Л. Монигетти. Беллинсгаузен на памятнике изображен во весь рост, опирающийся на земной глобус.


Михаил Петрович Лазарев .35
Использованные материалы: Общий морской список, т. VII, изд. 1893 г.; Русский биографический словарь, изд. 1914 г.; Подлинный послужной список адмирала Лазарева, 1860 г.; П. Ф. Морозов, К. И. Никульченков «Адмирал Лазарев», журнал «Морской Сборник», 1946, № 6; Письма М. П. Лазарева к А. А. Шестакову, рукопись.

Ближайшим помощником капитана Беллинсгаузена по экспедиции и командиром шлюпа «Мирный» был лейтенант Михаил Петрович Лазарев, впоследствии знаменитый флотоводец и создатель целой морской школы. М. П. Лазарев родился в 1788 г. в семье небогатого владимирского дворянина. Имея около 10 лет от роду, Лазарев был отдан в Морской корпус, и в 1803 г. произведен в гардемарины.36
Почти одновременно в Морском корпусе учились его братья Андрей и Алексей, также совершившие кругосветные плавания; первый из них умер вице-адмиралом, второй – контр-адмиралом.

В числе наиболее способных выпускников корпуса он был в 1804 г. командирован на суда английского флота для практического изучения военно-морского дела. На английском флоте Лазарев пробыл четыре года, непрерывно находясь в плавании в Вест-Индии и на Атлантическом океане, и участвовал в боевых действиях против французов. За это время он был (в 1805 г.) произведен в первый офицерский чин мичмана. В Россию Лазарев вернулся, имея большой практический и боевой опыт; однако, в отличие от некоторых других русских морских офицеров, также проплававших на английских судах, он не стал слепым поклонником иностранщины, а навсегда остался подлинным русским патриотом, и в дальнейшей своей службе всегда боролся против оказания предпочтения иностранцам, служившим тогда в большом числе в русском флоте, – немцам и грекам. Как опытному моряку, Лазареву уже в 1813 г. вверили в командование корабль Русско-американской компании «Суворов», на котором он, 25-летним молодым человеком, совершил самостоятельно четырехлетнее кругосветное плавание – следующее по счету в русском флоте после кругосветных экспедиций Крузенштерна – Лисянского и Головнина. Вот как расценивался в то время Лазарев его современниками: «Все отдавали полную справедливость отличным знаниям лейтенанта Лазарева по морской части; он считался одним из первых офицеров в нашем флоте, и был действительно таков, обладая в высокой степени всеми нужными для этого качествами».37
«Южный полюс», из записок бывшего морского офицера, изд 1853 г. (анонимная брошюра, написанная П. М. Новосильским, плававшем на шлюпе «Мирный» в чине мичмана).

Естественно, что на лейтенанта М. П. Лазарева пал выбор при назначении командира второго шлюпа в ответственную антарктическую экспедицию 1819–1821 гг. Выбор этот оказался чрезвычайно удачным. Благодаря высокому мореходному искусству Лазарева оба шлюпа смогли, ни разу не расставаясь (за исключением отдельного плавания Лазарева, совершенного по приказанию начальника экспедиции), столь блестяще закончить это труднейшее плавание. Беллинсгаузен высоко ценил своего ближайшего помощника и сотоварища: в своей книге он неоднократно подчеркивает его исключительное искусство в управлении под парусами, что давало возможность тихоходному шлюпу «Мирный» все время следовать совместно с более быстроходным шлюпом «Восток». Когда же оба шлюпа следовали в Порт-Жаксон различными маршрутами, то Лазарев пришел в этот порт всего лишь через неделю после прибытия туда Беллинсгаузена. Качества командира и воспитателя молодых офицеров в это плавание ярко проявлялись Лазаревым, о чем образно повествует мичман П. М. Новосильский, которому командир пришел на помощь при сложном маневрировании среди плавающих льдов: «каждая секунда приближала нас к страшно мелькавшей из-за тумана ледяной громаде… В эту самую минуту вошел на палубу М. П. Лазарев. В одно мгновение я объяснил начальнику, в чем дело, и спрашивал приказания. – Постойте! – сказал он хладнокровно. – Как теперь смотрю на Михаила Петровича: он осуществлял тогда в полной мере идеал морского офицера, обладавшего всеми совершенствами! С полной самоуверенностью, быстро взглянул он вперед… взор его, казалось, прорезывал туман и пасмурность… – Спускайтесь! – сказал он спокойно».38
В цитированной брошюре «Южный полюс».

Кто из путешественников открыл Антарктиду? Ответ вы узнаете из этой статьи. Достоверное, окончательное ее открытие произошло в 1820 году. Именно этим годом начинается история Антарктиды. Сначала люди могли только предполагать, что этот материк существует.

Антарктида - наиболее высокий на Земле континент. Более 2 тыс. метров составляет средняя высота поверхности над уровнем моря Антарктиды. Четырех тысяч метров достигает она в центре материка.

Прежде чем рассказать о том, кто из путешественников открыл Антарктиду, скажем пару слов о мореплавателях, которые вплотную приблизились к этому великому открытию.

Первые догадки о существовании материка

У участников экспедиции, осуществленной Португалией в 1501-1502 годах, возникли первые догадки. принял участие в этом плавании. Этот флорентийский путешественник, благодаря весьма причудливому стечению различных обстоятельств, дал свое имя названию двух огромных материков. Однако вышеупомянутой экспедиции не удалось продвинуться дальше о. Южная Геогрия, который находится довольно далеко от Антарктиды. Веспуччи свидетельствовал о том, что холод был настолько силен, что путешественники не могли его переносить.

Издавна манила людей Антарктида. Путешественники предполагали, что здесь находится огромный материк. Джеймс Кук проник раньше других в антарктические воды. Он развенчал существовавший миф о том, что здесь расположена Неведомая Южная Земля огромных размеров. Однако этот мореплаватель вынужден был лишь предполагать, что возле полюса может находиться континент. Он считал, что его наличие доказывает множество ледяных островов, а также плавающих льдов.

Лазарев и Беллинсгаузен

Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Навсегда были вписаны два имени в историю Это Ф.Ф. Беллинсгаузен (годы жизни - 1778-1852) и М.П. Лазарев (1788-1851).

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен появился на свет в 1778 году. Он родился на расположенном в острове Сааремаа, принадлежащим сегодня Эстонии. Учился мореплаватель в Морском кадетском корпусе.

Беллинсгаузен мечтал с раннего детства о морских просторах. Он писал, что родился среди моря, поэтому, как рыба без воды, не может жить без него. Фаддей Фаддеевич в 1803-1806 годах принял участие в путешествии (первом кругосветном, совершенном русскими моряками) на корабле "Надежда", руководил которым Иван Крузенштерн.

Лазарев был на 10 лет моложе. Он совершил 3 за свою жизнь. Мореплаватель участвовал в 1827 году в Наваринском морском сражении, после чего в течение почти двадцати лет был командиром Черноморского флота. Среди учеников его были такие выдающиеся флотоводцы России, как Владимир Истомин, Павел Нахимов, Владимир Корнилов.

"Восток" и "Мирный"

Лазарева и Беллинсгаузена судьба свела в 1819 году. Тогда Морское министерство хотело снарядить экспедицию к Южному полушарию. Нелегкое путешествие предстояло осуществить двум кораблям, хорошо оборудованным. Командиром шлюпа "Восток" был назначен Беллинсгаузен. Лазарев руководил "Мирным". В честь этих кораблей много десятилетий спустя названы будут первые антарктические станции СССР.

Первые открытия

Экспедиция в 1819 году, 16 июля, начала плавание. Кратко следующим образом формулировалась ее цель: открытия вблизи Антарктического полюса. Предписывалось мореплавателям исследовать Землю Сандвича (сегодня это Южные которые некогда были обнаружены Куком), а также Южную Георгию, после чего изыскания продолжать до отдаленной широты, которую только можно будет достигнуть.

Удача сопутствовала "Мирному" и "Востоку". Был описан подробно остров Южная Георгия. Мореплаватели установили, что Земля Сандвича является целым архипелагом. Островом Кука Беллинсгаузен назвал самый большой остров этого архипелага. Оказались выполнены первые предписания полученной инструкции.

Открытие Антарктиды

На горизонте уже виднелись ледяные просторы. Корабли продолжили путь вдоль их кромки с запада на восток. В 1820 году, 27 января, экспедиция пересекла Южный полярный круг. А уже на следующий день ее участники вплотную подошли к Антарктическому материку, его ледяному барьеру. Лишь более чем 100 лет спустя эти места посетили вновь. На сей раз это были норвежские исследователи Антарктиды. Они дали им название Берег Принцессы Марты.

Беллинсгаузен 28 января записал в своем дневнике, что, продолжив двигаться на юг, экспедиция обнаружила в полдень льды, которые сквозь шедший снег представлялись в виде белых облаков. Мореплаватели, пройдя на юго-восток еще две мили, оказались уже "в сплошных льдах". Огромное поле, усеянное буграми, простиралось вокруг. Так Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев.

В условиях намного лучшей видимости находился корабль Лазарева. Капитан судна наблюдал "лед чрезвычайной высоты", который простирался до горизонта. Он и был частью ледяного щита, который покрывал Антарктиду. А 28 января этого же года вошло в историю как дата, когда Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктический материк. Еще дважды (2 и 17 февраля) "Мирный" и "Восток" подходили близко к берегам Антарктиды. Согласно инструкции, следовало отыскать "неизвестные земли". Однако даже наиболее решительные из составителей этого документа не могли предвидеть такого успешного выполнения задания.

Повторное плавание к Антарктиде

Приближалась зима в Южном полушарии. Корабли, сместившись к северу, бороздили в умеренных и тропических широтах воды Тихого океана. Так прошел год. Затем "Мирный" и "Восток", командовали которыми Беллинсгаузен и Лазарев, направились к Антарктиде вновь. Они пересекали трижды Южный полярный круг.

Остров Петра I

Глазам путешественников в 1821 году, 22 января, предстал неизвестный остров. Он был назван Беллинсгаузеном островом 28 января, то есть ровно год с момента открытия Антарктиды, в солнечную, безоблачную погоду экипажи наблюдали гористый берег, который простирался за пределы видимости к югу.

Земля Александра I

Впервые на географических картах возникла Земля Александра I. Никаких сомнений больше не оставалось: Антарктида - это не просто ледяной массив, а настоящий материк. Беллинсгаузен, впрочем, не упоминал ни разу об открытии материка. Дело было отнюдь не в ложной скромности. Мореплаватель понимал, что можно делать окончательные выводы, лишь проведя необходимые исследования на берегу Антарктиды. Ни об очертаниях, ни о размерах континента он не мог составить даже приблизительного представления. Многие десятилетия ушли на исследавания.

Исследование Южных Шетлендских островов

Завершая "одиссею", мореплаватели исследовали подробно Южные Шетлендские острова. Прежде о них было известно только то, что В. Смит, англичанин, их наблюдал в 1818 году. Острова эти были нанесены на карту и описаны. В Отечественной войне 1812 года участвовали многие спутники Лазарева и Беллинсгаузена. Поэтому отдельные острова в память об ее сражениях получили следующие названия: Ватерлоо, Лейпциг, Березина, Смоленск, Малоярославец, Бородино. Однако в дальнейшем английские мореплаватели их переименовали, что представляется не совсем справедливым. На Ватерлоо, между прочим (Кинг-Джордж - современное его название), основана была в 1968 году наиболее северная научная станция СССР в Антарктиде под названием "Беллинсгаузен".

Возвращение в Кронштадт

В 1821 году, в конце января, Фаддей Фаддеевич направил на север корабли, изрядно потрепанные плаванием во льдах и штормами. 751 день продолжалось плавание русских кораблей. Протяженность путешествия составила примерно 100 тысяч километров (то есть столько, сколько получится, если обогнуть по экватору Землю два с четвертью раза). На карту были нанесены 29 новых островов. Так было положено начало освоения и изучения Антарктиды.

Вслед за русскими

Итак, Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели из России. Спустя две недели после того, как в 1820 году, 16 января, русская экспедиция, возглавляемая Лазаревым и Беллинсгаузеном, подошла к Антарктиде, Эдуард Бранцфильд, который двигался от Южных Шотландских островов к югу, увидел покрытый снегом высокий берег. Он был назван этим мореплавателем Землей Тринити (то есть Троицей). Исследователи Антарктиды увидели также две вершины гор. Это был Антарктический полуостров, северный его выступ, вытянувшийся на 1200 км в направлении Южной Америки. На Земле нет другого такого же длинного и узкого полуострова.

Антарктиду впервые после русских увидели моряки фирмы "Эндерби", двух зверобойных судов Англии, которые совершали под началом Джона Биско кругосветное путешествие. В 1831 году, в конце февраля, к гористой земле подошли эти суда. Она была принята ими за остров. Впоследствии земля эта определена была как выступ Восточной Антарктиды. Появились на карте названия гора Биско (самая высокая вершина на ней) и Земля Эндерби. Так Антарктиду открыл мореплаватель Джон Биско.

Этот путешественник в следующем году совершает еще одно открытие. Он встречает за несколько островов небольшой величины, за которыми находились горы Земли Грейама (так была названа им эта суша), которая продолжала Землю Александра I на восток. Собственным именем этого мореплавателя была названа цепочка небольших островов, хотя открытые им земли также считали долгое время после островами.

В последующее десятилетие плавания в Южном океане были открыты еще два-три "берега". Однако путешественники ни к одному из них не подходили.

В истории изучения Антарктиды особое место занимает экспедиция французов, возглавил которую Ж.С. Дюмон-Дюрвиль. В 1838 году, в январе, два его корабля ("Зеле" и "Астролябия") шли в Тихий океан из Атлантического, с юга огибая Америку. Исследователь ушел в поисках воды, свободной ото льда, далеко на юг, приблизившись к Антарктическому полуострову, северной его оконечности, которая была названа этим мореплавателем Землей Луи-Филиппа. Дюмон-Дюрвиль, выйдя в Тихий океан, свои суда направил в тропические воды. Однако от Тасмании затем повернул на юг и встретил на широте полярного круга ледяной берег, названный Землей Адели по имени своей жены. Это произошло в 1840 году, 20 января. Французы в этот же день высадились на остров. Можно сказать, что люди впервые в этот день вступили на землю Антарктиды, хотя это был все еще не материк, а только остров возле него.

Прочитав статью, вы узнали, в каком году открыли Антарктиду. Лишь в 1956 году, 5 января, на берег этого материка вступили первые российские исследователи. Это произошло, таким образом, через 136 лет после того, как Антарктида была открыта экспедицией, которую возглавляли мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен.

Вошло в историю как день открытия шестого континента — Антарктиды. Честь ее открытия принадлежит русской кругосветной военно-морской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

В начале XIX века корабли русского флота совершили ряд кругосветных путешествий. Эти экспедиции обогатили мировую науку крупнейшими географическими открытиями, в особенности в Тихом океане. Однако огромные пространства Южного полушария все еще оставались на карте "белым пятном". Не выяснен был вопрос и о существовании Южного материка.

В конце января 1820 года моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север.

Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов. Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена.

27 января 1820 года корабли пересекли Южный полярный круг. 28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: "Продолжая путь на юг, в полдень в широте 69°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков".

Пройдя еще две мили на юго-восток, экспедиция оказалась в "сплошных льдах"; вокруг простиралось "ледяное поле, усеянное буграми".

Корабль Лазарева находился в условиях гораздо лучшей видимости. В своем дневнике он записал: "Встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение". Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды.

Русские путешественники подошли менее чем на три километра к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.

В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

После довольно продолжительного плавания по Южному полярному океану корабли пришли к восточному берегу Австралии. В середине апреля шлюп "Восток" бросил якорь в австралийской гавани Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп "Мирный".

Так закончился первый период изысканий.

В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.

Возвратившись в Порт-Джексон, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60° ю. ш.

22 января 1821 года глазам путешественников предстал неизвестный остров. Беллинсгаузен назвал его островом Петра I — "высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота".

28 января 1821 года в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости. Беллинсгаузен записал: "В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор". Эту сушу Беллинсгаузен назвал Землей Александра I. Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не "материк льда", как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий "земной" материк.

Завершая свою "одиссею", экспедиция подробно обследовала Южные Шетлендские острова, о которых прежде было известно лишь то, что англичанин Вильям Смит наблюдал их в 1818 году. Острова были описаны и нанесены на карту. Многие спутники Беллинсгаузена участвовали в Отечественной войне 1812 года. Поэтому в память об ее сражениях отдельные острова получили соответствующие названия: Бородино, Малоярославец, Смоленск, Березина, Лейпциг, Ватерлоо. Однако впоследствии они были переименованы английскими мореплавателями.

В феврале 1821 года, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.

Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль науки в то время только зарождалась. Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Антарктида - это континент, который находится на самом юге нашей планеты. Центр его совпадает (примерно) с южным географическим полюсом. Океаны, омывающие Антарктиду: Тихий, Индийский и Атлантический. Сливаясь, они образуют

Несмотря на суровые климатические условия, фауна этого материка все-таки существует. Сегодня обитатели Антарктиды - это более 70 видов беспозвоночных. Также здесь гнездятся четыре вида пингвинов. Еще в глубокой древности встречались обитатели Антарктиды. Это доказывают останки динозавров, найденные здесь. На этой земле даже родился человек (это произошло впервые в 1978 году).

История до экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева

После высказывания Джеймса Кука о том, что земли, находящиеся за Южным полярным кругом, недоступны, более 50-ти лет ни один мореплаватель не захотел опровергнуть на практике мнение такого крупного авторитета. Впрочем, следует отметить, что в 1800-10 гг. в Тихом океане, его субантарктической полосе, английские моряки обнаружили небольшие земли. В 1800 году Генри Уотерхауз нашел здесь о-ва Антиподов, в 1806 Абрахам Бристоу открыл о-ва Окленд, а в 1810 году Фредерик Хесселбро натолкнулся на о. Кэмпбелл.

Открытие Новой Шетландии У. Смитом

Уильям Смит, еще один капитан из Англии, шедший с грузом в Вальпараисо на бриге "Уильямс", был отброшен штормом у мыса Горн на юг. В 1819 году, 19 февраля, он два раза видел землю, расположенную далее к югу, и принял ее за оконечность Южного материка. У. Смит возвратился домой в июне, и рассказы его об этой находке очень заинтересовали зверобоев. Второй раз он отправился в Вальпараисо в сентябре 1819 года и двинулся из любопытства к "своей" земле. Он 2 дня обследовал побережье, после чего вступил во владение ей, названной позже Новой Шетландией.

Идея организовать русскую экспедицию

Сарычев, Коцебу и Крузенштерн выступили инициаторами русской экспедиции, цель которой состояла в поисках Южного материка. одобрил их предложение в феврале 1819 года. Однако выяснилось, что времени у мореплавателей осталось очень мало: отплытие планировалась летом этого же года. Из-за спешки в состав экспедиции были включены разнотипные суда - переоборудованный в шлюп транспорт "Мирный" и шлюп "Восток". Оба корабля к плаванию в тяжелых условиях полярных широт не были приспособлены. Их командирами стали Беллинсгаузен и Лазарев.

Биография Беллинсгаузена

Фаддей Беллинсгаузен родился на (ныне - Сааремаа, Эстония) 18 августа 1779 года. Общение с моряками, близость моря с раннего детства способствовали тому, что мальчик полюбил флот. В возрасте 10 лет его отдали в Морской корпус. Беллинсгаузен, будучи гардемарином, совершил плавание в Англию. В 1797 году он окончил корпус и служил в чине мичмана на кораблях Ревельской эскадры, плававших в Балтийском море.

Фаддей Беллинсгаузен в 1803-06 годы принимал участие в плавании Крузенштерна и Лисянского, что послужило для него отличной школой. Моряк по возвращении на родину продолжил свою службу в Балтийском флоте, а затем, в 1810 году, был переведен в Черноморский флот. Здесь он командовал сначала фрегатом "Минерва", а затем "Флора". Большая работа была проделана за годы службы на Черном море по уточнению морских карт в районе Кавказского побережья. Беллинсгаузен также осуществил ряд Он точно определил координаты важнейших пунктов побережья. К руководству экспедицией, таким образом, он пришел уже опытным моряком, ученым и исследователем.

Кто такой М. П. Лазарев?

Под стать ему был и его помощник, командовавший "Мирным", - Лазарев Михаил Петрович. Это был опытный, образованный моряк, впоследствии ставший прославленным флотоводцем и основателем Лазаревской морской школы. Лазарев Михаил Петрович родился в 1788 году, 3 ноября, во Владимирской губернии. В 1803 году он окончил Морской корпус, а затем в течение 5-ти лет плавал в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Лазарев по возвращении на родину продолжил службу на корабле "Всеволод". Он был участником боев против англо-шведского флота. Во время Отечественной войны Лазарев служил на "Фениксе", участвовал в высадке десанта в Данциге.

По предложению совместной российско-американской компании в сентябре 1813 года он стал командиром корабля "Суворов", на котором совершил первое свое кругосветное путешествие к берегам Аляски. Во время этого плавания он показал себя решительным и искусным морским офицером, а также смелым исследователем.

Подготовка к экспедиции

Долгое время была вакантной должность капитана "Востока" и начальника экспедиции. Только за месяц до выхода в открытое моря на нее был утвержден Ф.Ф. Беллинсгаузен. Поэтому работы по набору экипажей двух этих кораблей (порядка 190 человек), а также обеспечению их необходимым для долгого путешествия и переоборудованию в шлюп "Мирного" легли на плечи командира этого корабля, М.П. Лазарева. Главная задача экспедиции была обозначена как чисто научная. "Мирный" и "Восток" отличались не только своими размерами. "Мирный" был удобнее и в одном лишь проигрывал "Востоку" - в скорости хода.

Первые открытия

Оба корабля 4 июля 1819 года вышли из Кронштадта. Так началась экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева. Моряки достигли о. Южной Георгии в декабре. Они 2 дня осуществляли опись юго-западного берега этого острова и открыли еще один, который был назван в честь Анненкова, лейтенанта "Мирного". После этого, взяв курс на юго-восток, корабли открыли 22 и 23 декабря 3 небольших острова вулканического происхождения (Маркиза де Траверсе).

Затем, двигаясь к юго-востоку, мореплаватели Антарктиды достигли открытой Д. Куком "Земли Сандвича". Это, как оказалось, архипелаг. При ясной погоде, редкой в этих местах, 3 января 1820 года русские подошли вплотную к Южному Туле - наиболее близкому к полюсу участку суши, открытому Куком. Они обнаружили, что "земля" эта состоит из 3-х скалистых островов, покрытых вечным льдом и снегом.

Первое пересечение Южного полярного круга

Русские, обходя тяжелые льды с востока, 15 января 1820 года впервые пересекли Южный полярный круг. На другой день они встретили на своем пути ледники Антарктиды. Они достигали огромной высоты и простирались за горизонт. Участники экспедиции продолжили двигаться к востоку, однако всегда встречали этот материк. В этот день была решена проблема, которую Д. Кук считал неразрешимой: русские подошли к северо-восточному выступу "ледяного континента" менее чем на 3 км. Через 110 лет льды Антарктиды усмотрели норвежские китобои. Они назвали этот материк Берегом Принцессы Марты.

Еще несколько приближений к материку и обнаружение шельфового ледника

"Восток" и "Мирный", пытаясь обойти непроходимые льды с востока, еще 3 раза пересекали в это лето полярный круг. Они хотели пройти ближе к полюсу, однако не могли продвинуться дальше, чем в первый раз. Много раз кораблям угрожала опасность. Внезапно ясный день сменялся мрачным, шел снег, крепчал ветер, и горизонта становилось практически не видно. В этом районе был обнаружен шельфовый ледник, названный в 1960 году в честь Лазарева. Он был нанесен на карту, правда, намного севернее его нынешнего положения. Тем не менее ошибки здесь нет: как теперь установлено, шельфовые ледники Антарктиды отступают к югу.

Плавание в Индийском океане и стоянка в Сиднее

Кончилось короткое антарктическое лето. В 1820 году, в начале марта, "Мирный" и "Восток" разлучились по договоренности для того, чтобы лучше осмотреть 50-е широты Индийского океана в юго-восточной части. Они встретились в апреле в Сиднее и простояли здесь месяц. Беллинсгаузен и Лазарев в июле обследовали архипелаг Туамоту, обнаружили здесь ряд обитаемых атоллов, которые не были нанесены на карты, и назвали их в честь русских государственных деятелей, флотоводцев и полководцев.

Дальнейшие открытия

К. Торсон высадился впервые на атоллах Грейга и Моллера. А находящиеся на западе и в центре Туамоту были названы Беллинсгаузеном о-вами Россиян. На северо-западе на карте появился остров Лазарева. Корабли оттуда отправились к Таити. 1 августа к северу от него они обнаружили о. Восток, а 19 августа на обратном пути к Сиднею обнаружили к юго-востоку от Фиджи еще несколько островов, включая о-ва Симонова и Михайлова.

Новый штурм материка

В ноябре 1820 года, после стоянки в Порт-Джэксоне, экспедиция отправилась к "льдинному материку" и выдержала в середине декабря сильную бурю. Шлюпы еще трижды пересекали полярный круг. Дважды они близко к материку не подходили, однако в третий раз увидели явные признаки земли. В 1821 году, 10 января, экспедиция продвинулась на юг, однако была вынуждена вновь отступить перед возникшим ледяным барьером. Русские, повернув на восток, увидели через несколько часов берег. Остров, покрытый снегом, был назван в честь Петра I.

Открытие Берега Александра I

15 января при ясной погоде первооткрыватели Антарктиды увидели землю на юге. С "Мирного" открылся высокий мыс, соединенный с цепью невысоких гор узким перешейком, а с "Востока" виднелся гористый берег. Беллинсгаузен его назвал "Берегом Александра I". Пробиться к нему из-за сплошного льда, к сожалению, не удалось. Беллинсгаузен вновь повернул к югу и вышел в обнаружив здесь Новую Шетландию, открытую У. Смитом. Первооткрыватели Антарктиды исследовали ее и обнаружили, что она представляет собой цепь островов, которые простираются почти на 600 км в восточном направлении. Некоторые Южные были названы в память о сражениях с Наполеоном.

Итоги экспедиции

30 января было обнаружено, что "Востоку" требуется капитальный ремонт, и было решено повернуть на север. В 1821 году, 24 июля, шлюпы возвратились в Кронштадт после путешествия длиной в 751 день. За это время первооткрыватели Антарктиды находились под парусами 527 дней, а 122 из них - южнее 60° ю. ш.

По географическим результатам совершенная экспедиция стала величайшей в 19 веке и первой в истории русской антарктической экспедицией. Была обнаружена новая часть света, названная позже Антарктидой. К ее берегам 9 раз подходили русские моряки, а четырежды приближались на расстояние 3-15 км. Первооткрыватели Антарктиды впервые охарактеризовали примыкающие к "ледяному континенту" крупные акватории, классифицировали и описали льды материка, а также в общих чертах указали верную характеристику его климата. 28 объектов было нанесено на карту Антарктики, и все они получили русские названия. В тропиках и в высоких южных широтах открыто было 29 островов.

Последние материалы раздела:

Интервью с дмитрием мыльниковым
Интервью с дмитрием мыльниковым

19 июля вернулась наша группа, которая ездила в Геленджик к дольменам. Во время этой поездки, произошли события, которые в настоящее время...

Интересные высказывания четырех самых примечательных полководцев Гай Юлий Цезарь
Интересные высказывания четырех самых примечательных полководцев Гай Юлий Цезарь

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте...

Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение
Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

Первые исследователи кислорода заметили, что в его атмосфере легче дышится. Они предсказывали широкое применение этого живительного газа в медицине...