Атомы металлов отдавая внешние электроны. Атомы металлов отдавая внешние электроны превращаются в

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ

Частица не – отрицательная. Она пишется
Слитно Раздельно
1. Со всеми словами, которые не употребляются без не : не истовство, не обходимый, не льзя, не навидящий, не годуя, не победимый, не стерпимый, не смолкаемый. 1. С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями: не читая, не хватает, не видя, не покрашен; а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями: не один, не под силу, не то, не только, едва ли не , вряд ли не , не сегодня, не всегда.
2. С существительными, прилагательными и наречиями на –о , когда с не образуется новое слово (его нередко можно заменить близким по смыслу словом, но без не ): не правда (ложь), не плохой (хороший), не далеко (близко). 2. С существительными, прилагательными, наречиями на –о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.
3. С неопределенными местоимениями, а также и отрицательными без предлога: не сколько рублей, не что интересное, не чем заниматься, не кого послать. 3. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.
4. С полными причастиями без зависимых слов: На столе лежала не прочитанная книга. 4. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.
5. С прилагательными, причастиями и наречиями, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем не продуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно не интересная (скучная) книга, поступить крайне не осторожно (опрометчиво). 5. С прилагательными, причастиями, наречиями, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не : ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не легкое дело, отнюдь не весело.
6. С отрицательными наречиями: не где, не куда, не когда, не откуда, не зачем. 6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: Не рад, не должен, не готов, не горазд; с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безналичных предложениях: не надо, не жаль, не пора.

1. С краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные, написание не подчиняется тем же правилам, что и написание не с полными прилагательными. Капля не велика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала.

Очень часто написание не с краткими прилагательными зависит от смысла: 1) Он не умен (т.е. почти глуп), но: Он не умен (т.е. нельзя сказать, что он глуп, но не отличается большим умом). 2) Он не богат (почти беден), но: Он не богат (он не имеет богатства, но и не является бедным, т.е. это человек среднего достатка).

2. В некоторых глаголах и существительных бывает приставка недо- , обозначающая, что действие совершилось ниже полной нормы: не доедать (есть меньше, чем требуется), не довыполнить (выполнить меньше, чем на 100%) и др.

3. Если прилагательные и наречия на о- связаны противительным союзом но , то частица не обычно пишется слитно: в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно, например: 1) Отец купил не дорогой, но красивый костюм (т.е. и недорогой (дешевый), и красивый костюм). 2) Ученик прочел стихотворение не громко, но выразительно (т.е. и негромко (тихо), и выразительно). Ср.: Отец купил не дорогой, а дешевый костюм (один признак исключает другой, противоположный). Ученик прочел стихотворение не громко, а тихо.

1. Общий запас энергии электронов в атоме характеризует: А. главное квантовое число Б. магнитное квантовое число В. орбитальное квантовое число Г. спиновое

квантовое число
2. Номер периода в периодической системе определяется: А. зарядом ядра атома Б. числом электронов в наружном слое атома В. Числом электронных слоев в атоме Г. числом протонов в ядре
3. Р-элементом является: А. скандий Б. барий В. мышьяк Г. гелий
4. Электронная конфигурация …3d104s2 соответствует элементу: А. кальцию Б. криптону В. цинку Г. кадмию
5. Ряд элементов, расположенных в порядке убывания металлических свойств: А. Al – Ga – Ge Б. Ca – Sr – Ba В. K –Na – Li Г. Mg – Ca – Zn
6. Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p63d104s24p3 образует высший оксид, соответствующий формуле: А. ЭО Б. Э2О3 В. Э2О5 Г. ЭО3
7. Характер гидроксидов в ряду Н3РО4 – Н2SiO3 – Al(OH)3 – Mg(OH)2 изменяется: А. от основного к кислотному Б. от кислотного к амфотерному В. от амфотерного к основному Г. от кислотного к основному
8. Общее число электронов у иона Сr3+ : А. 21 Б. 24 В. 27 Г. 52
9. Наименьший радиус среди приведенных элементов имеет: A. Mg Б. Ca В.Si Г. Cl
10. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома мышьяка равны соответственно: А. 4,6 Б. 2,5 В. 3,7 Г. 4,5
11. Каковы валентные возможности серы? Ответ подтвердите электронными конфигурациями валентных орбиталей.
12. Дайте характеристику элементу №37 по плану: 1. положение в периодической системе 2. строение атома (р, n, e) 3. строение электронной оболочки 4. характер элемента, формулы и характер высшего оксида и гидроксида
13. Решите задачу. Массовая доля водорода в соединении с элементом IV группы равна 25%. Определите этот элемент и напишите формулу его высшего оксида.

1. Четыре электрона находятся во внешнем электронном слое атомов каждого из химических элементов в ряду а) С,Si, Sn в)N,C,S б)O, Cl, I

2. Химическая связь в кристалле оксида кальция

а) ковалентная неполярная в) металлическая

б) ковалентная полярная г) ионная

3.Сумма коэфициентов в уравнении реакции между диоксидом углерода и избытком гидроксида кальция равна

4.Гидроксид калия вступает в реакцию нейтрализации с

а) оксидом серы (VI) в) азотной кислотой

б) сульфатом меди г) хлоридом железа

5.Кислород непосредственно не взаимодействует с

а) хлором в) серой

б) фосфором г) железом

6.Для растворения оксида кальция лучше всего использовать

а) воду в) серную кислоту

б) соляную кислоту г) гидроксид калия

7.Для серной кислоты справедливо высказывание:

а) плотность серной кислоты примерно равна 1г/мл

б) серная кислота- легкоподвижная жидкость

в) растворение кислоты в воде сильно экзотермично

г) серная кислота не действует на цинк и медь

8.В молекулах органических веществ химическая связь преимущественно

а) ионная

б) ковалентная

в) металлическая

г) водородная

9.При добавлении соляной кислоты к порошку соли белого цвета выделяется газ, от которого известковая вода мутнеет. Образованию газа соответствует левая часть краткого ионного уравнения

а) 2H+H2O= в)NH4+OH=

б)Ag+Cl= г)2H+CO=

10. Массовая доля серы в сульфате алюминия равна

а) 28,1% в) 64,0%

б)9.4% г) 32,0%

Отличники помогите с контрольным заданием:

1) При взаимодействии 3,24 г трехвалентного металла с кислотой выделяется 4,03 л водорода (н.у.). Вычислите молярную массу эквивалента, молярную и относительную атомную массы металла.
2) В чем заключается принцип Паули? Может ли быть на каком- нибудь подуровне атома
p⁷ - или d¹² - электронов? Почему? Составьте электронную формулу атома с порядковым номером 22 и укажите его валентные электроны.

Известно, что все простые вещества условно можно разделить на простые вещества-металлы и простые вещества-неметаллы.

МЕТАЛЛЫ, по определению М. В. Ломоносова - это «светлые тела, которые ковать можно». Обычно это ковкие блестящие материалы, обладающие высокой тепло- и электропроводностью. Эти физические и многие химические свойства металлов связаны со способностью их атомов ОТДАВАТЬ электроны.

НЕМЕТАЛЛЫ, напротив, способны ПРИСОЕДИНЯТЬ электроны в химических процессах. Большинство неметаллов проявляют противоположные металлам свойства: не блестят, не проводят электрический ток, не куются. Являясь противоположными по свойствам, металлы и неметаллы легко реагируют друг с другом.

Эта часть Самоучителя посвящена краткому освещению свойств металлов и неметаллов. Описывая свойства элементов, желательно придерживаться следующей логической схемы:

1. Вначале описать строение атома (указать распределение валентных электронов), сделать вывод о принадлежности данного элемента к металлам или неметаллам, определить его валентные состояния (степени окисления) - см. урок 3;

2. Затем описать свойства простого вещества, составив уравнения реакций

  • с кислородом;
  • с водородом;
  • с металлами (для неметаллов) или с неметаллами (для металлов);
  • с водой;
  • с кислотами или со щелочами (там, где это возможно);
  • с растворами солей;

3. Затем нужно описать свойства важнейших соединений (водородных соединений, оксидов, гидроксидов, солей). При этом вначале следует определить характер (кислотный или основной) данного соединения, а затем, вспомнив свойства соединений этого класса, составить необходимые уравнения реакций;

4. И наконец нужно описать качественные реакции на катионы (анионы), содержащие этот элемент, способы получения простого вещества и важнейших соединений этого химического элемента, указать практическое применение изучаемых веществ этого элемента.

Так, если вы определите, что оксид кислотный, то он будет реагировать с водой, основными оксидами, основаниями (см. урок 2.1) и ему будет соответствовать кислотный гидроксид (кислота). При описании свойств этой кислоты также полезно заглядывать в соответствующий раздел: урок 2.2.

Металлы - это простые вещества, атомы которых могут только отдавать электроны. Такая особенность металлов связана с тем, что на внешнем уровне этих атомов мало электронов (чаще всего от 1 до 3) или внешние электроны расположены далеко от ядра . Чем меньше электронов на внешнем уровне атома и чем дальше они расположены от ядра, - тем активнее металл (ярче выражены его металлические свойства).

Задание 8.1. Какой металл активнее:

Назовите химические элементы А, Б, В, Г.

Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Менделеева (ПСМ) разделяет линия, проведённая от бора к астату. Выше этой линии в главных подгруппах находятся неметаллы (см. урок 3). Остальные химические элементы - металлы.

Задание 8.2. Какие из следующих элементов относятся к металлам: кремний, свинец, сурьма, мышьяк, селен, хром, полоний?

Вопрос. Как можно объяснить тот факт, что кремний - неметалл, а свинец - металл, хотя число внешних электронов у них одинаково?

Существенной особенностью атомов металлов является их большой радиус и наличие слабо связанных с ядром валентных электронов. Для таких атомов величина энергии ионизации* невелика.

* ЭНЕРГИЯ ИОНИЗАЦИИ равна работе, затрачиваемой на удаление одного внешнего электрона из атома (на ионизацию атома), находящегося в основном энергетическом состоянии.

Часть валентных электронов металлов, отрываясь от атомов, становятся «свободными». «Свободные» электроны легко перемещаются между атомами и ионами металлов в кристалле, образуя «электронный газ» (рис. 28).

В последующий момент времени любой из «свободных» электронов может притянуться любым катионом, а любой атом металла может отдать электрон и превратиться в ион (эти процессы показаны на рис. 28 пунктирами).

Таким образом, внутреннее строение металла похоже на слоёный пирог, где положительно заряженные «слои» атомов и ионов металла чередуются с электронными «прослойками» и притягиваются к ним. Наилучшей моделью внутреннего строения металла является стопка стеклянных пластинок, смоченных водой: оторвать одну пластинку от другой очень трудно (металлы прочные), а сдвинуть одну пластинку относительно другой очень легко (металлы пластичные) (рис. 29).

Задание 8.3. Сделайте такую «модель» металла и убедитесь в этих свойствах.

Химическая связь, осуществляемая за счёт «свободных» электронов, называется металлической связью .

«Свободные» электроны обеспечивают также такие физические свойства металлов, как электро- и теплопроводность, пластичность (ковкость), а также металлический блеск.

Задание 8.4. Найдите дома металлические предметы.

Выполняя это задание, вы легко найдёте на кухне металлическую посуду: кастрюли, сковородки, вилки, ложки. Из металлов и их сплавов делают станки, самолёты, автомобили, тепловозы, инструменты. Без металлов невозможна современная цивилизация, так как электрические провода также делают из металлов - Cu и Al. Только металлы годятся для получения антенн для радио- и телеприёмников, из металлов делают и лучшие зеркала. При этом чаще используют не чистые металлы, а их смеси (твёрдые растворы) - СПЛАВЫ.

Сплавы

Металлы легко образуют сплавы - материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов (простых веществ), из которых хотя бы один является металлом. Многие металлические сплавы имеют один металл в качестве основы с малыми добавками других компонентов. В принципе, чёткую границу между металлами и сплавами трудно провести, так как даже в самых чистых металлах имеются «следовые» примеси других химических элементов.

Все перечисленные выше предметы - станки, самолёты, автомобили, сковородки, вилки, ложки, ювелирные изделия - делают из сплавов. Металлы-примеси (легирующие компоненты) очень часто изменяют свойства основного металла в лучшую, с точки зрения человека, сторону. Например, и железо и алюминий - довольно мягкие металлы. Но, соединяясь друг с другом или с другими компонентами, они превращаются в сталь, дуралюмин и другие прочные конструкционные материалы. Рассмотрим свойства самых распространённых сплавов.

Сталь - это сплавы железа с углеродом , содержащие последнего до 2 %. В состав легированных сталей входят и другие химические элементы - хром, ванадий, никель. Сталей производится гораздо больше, чем каких-либо других металлов и сплавов, и все виды их возможных применений трудно перечислить. Малоуглеродистая сталь (менее 0,25 % углерода) в больших количествах потребляется в качестве конструкционного материала, а сталь с более высоким содержанием углерода (более 0,55 %) идет на изготовление режущих инструментов: бритвенные лезвия, сверла и др.

Железо составляет основу чугуна . Чугуном называется сплав железа с 2–4 % углерода. Важным компонентом чугуна является также кремний. Из чугуна можно отливать самые разнообразные и очень полезные изделия, например крышки для люков, трубопроводную арматуру, блоки цилиндров двигателей и др.

Бронза - сплав меди , обычно с оловом как основным легирующим компонентом, а также с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка. Оловянные бронзы знали и широко использовали ещё в древности. Большинство античных изделий из бронзы содержат 75–90 % меди и 25–10 % олова, что делает их внешне похожими на золотые, однако они более тугоплавкие. Это очень прочный сплав. Из него делали оружие до тех пор, пока не научились получать железные сплавы. С применением бронзы связана целая эпоха в истории человечества: Бронзовый век.

Латунь - это сплавы меди с Zn, Al, Mg . Это цветные сплавы с невысокой температурой плавления, их легко обрабатывать: резать, сваривать и паять.

Мельхиор - является сплавом меди с никелем , иногда с добавками железа и марганца. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных изделий. Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца).

Дюралюминий , или дюраль - это сплав на основе алюминия с добавлением легирующих элементов - медь, марганец, магний и железо. Он характеризуется своей стальной прочностью и устойчивостью к возможным перегрузкам. Это основной конструкционный материал в авиации и космонавтике.

Химические свойства металлов

Металлы легко отдают электроны, т. е. являются восстановителями . Поэтому они легко реагируют с окислителями.

Вопросы

  1. Какие атомы являются окислителями?
  2. Как называются простые вещества, состоящие из атомов, которые способны принимать электроны?

Таким образом, металлы реагируют с неметаллами. В таких реакциях неметаллы, принимая электроны, приобретают обычно НИЗШУЮ степень окисления.

Рассмотрим пример. Пусть алюминий реагирует с серой:

Вопрос. Какой из этих химических элементов способен только отдавать электроны? Сколько электронов?

Алюминий - металл , имеющий на внешнем уровне 3 электрона (III группа!), поэтому он отдаёт 3 электрона:

Поскольку атом алюминия отдает электроны, атом серы принимает их.

Вопрос. Сколько электронов может принять атом серы до завершения внешнего уровня? Почему?

У атома серы на внешнем уровне 6 электронов (VI группа!), следовательно, этот атом принимает 2 электрона:

Таким образом, полученное соединение имеет состав:

В результате получаем уравнение реакции:

Задание 8.5. Составьте, рассуждая аналогично, уравнения реакций:

  • кальций + хлор (Cl 2);
  • магний + азот (N 2).

Составляя уравнения реакций, помните, что атом металла отдаёт все внешние электроны, а атом неметалла принимает столько электронов, сколько их не хватает до восьми.

Названия полученных в таких реакциях соединений всегда содержат суффикс ИД :

Корень слова в названии происходит от латинского названия неметалла (см. урок 2.4).

Металлы реагируют с растворами кислот (см. урок 2.2). При составлении уравнений подобных реакций и при определении возможности такой реакции следует пользоваться рядом напряжений (рядом активности) металлов:

Металлы, стоящие в этом ряду до водорода , способны вытеснять водород из растворов кислот:

Задание 8.6. Составьте уравнения возможных реакций:

  • магний + серная кислота;
  • никель + соляная кислота;
  • ртуть + соляная кислота.

Все эти металлы в полученных соединениях двухвалентны.

Реакция металла с кислотой возможна, если в результате её получается растворимая соль. Например, магний практически не реагирует с фосфорной кислотой, поскольку его поверхность быстро покрывается слоем нерастворимого фосфата:

Металлы, стоящие после водорода, могут реагировать с некоторыми кислотами, но водород в этих реакциях не выделяется :

Задание 8.7. Какой из металлов - Ва, Mg, Fе, Рb, Сu - может реагировать с раствором серной кислоты? Почему? Составьте уравнения возможных реакций.

Металлы реагируют с водой , если они активнее железа (железо также может реагировать с водой). При этом очень активные металлы (Li – Al ) реагируют с водой при нормальных условиях или при небольшом нагревании по схеме:

где х - валентность металла.

Задание 8.8. Составьте уравнения реакций по этой схеме для К, Nа, Са . Какие ещё металлы могут реагировать с водой подобным образом?

Возникает вопрос: почему алюминий практически не реагирует с водой? Действительно, мы кипятим воду в алюминиевой посуде, - и… ничего! Дело, в том, что поверхность алюминия защищена оксидной пленкой (условно - Al 2 O 3). Если её разрушить, то начнётся реакция алюминия с водой, причём довольно активная. Полезно знать, что эту плёнку разрушают ионы хлора Cl – . А поскольку ионы алюминия небезопасны для здоровья, следует выполнять правило: в алюминиевой посуде нельзя хранить сильно солёные продукты!

Вопрос. Можно ли хранить в алюминиевой посуде кислые щи, компот?

Менее активные металлы, которые стоят в ряду напряжений после алюминия, реагируют с водой в сильно измельчённом состоянии и при сильном нагревании (выше 100 °C) по схеме:

Металлы, менее активные, чем железо, с водой не реагируют!

Металлы реагируют с растворами солей . При этом более активные металлы вытесняют менее активный металл из раствора его соли:

Задание 8.9. Какие из следующих реакций возможны и почему:

  1. серебро + нитрат меди II;
  2. никель + нитрат свинца II;
  3. медь + нитрат ртути II;
  4. цинк + нитрат никеля II.

Составьте уравнения возможных реакций. Для невозможных поясните, почему они невозможны.

Следует отметить (!), что очень активные металлы , которые при нормальных условиях реагируют с водой , не вытесняют другие металлы из растворов их солей, поскольку они реагируют с водой, а не с солью:

А затем полученная щёлочь реагирует с солью:

Поэтому реакция между сульфатом железа и натрием НЕ сопровождается вытеснением менее активного металла:

Коррозия металлов

Коррозия - самопроизвольный процесс окисления металла под действием факторов окружающей среды.

В природе практически не встречается металлов в свободном виде. Исключение составляют только «благородные», самые неактивные металлы, например золото, платина. Все остальные активно окисляются под действием кислорода, воды, кислот и др. Например, ржавчина образуется на любом незащищённом железном изделии именно в присутствии кислорода или воды. При этом окисляется железо:

а восстанавливаются компоненты атмосферной влаги:

В результате образуется гидроксид железа (II ), который, окисляясь, превращается в ржавчину:

Подвергаться коррозии могут и другие металлы, правда, ржавчина на их поверхности не образуется. Так, нет на Земле металла алюминия - самого распространённого металла на планете. Но зато основу многих горных пород и почвы составляет глинозём Al 2 O 3 . Дело в том, что алюминий мгновенно окисляется на воздухе. Коррозия металлов наносит колоссальный ущерб, разрушая различные металлические конструкции.

Чтобы уменьшить потери от коррозии, следует устранить причины, которые её вызывают. В первую очередь, металлические предметы следует изолировать от влаги. Это можно сделать разными способами, например, хранить изделие в сухом месте, что далеко не всегда возможно. Кроме того, можно поверхность предмета покрасить, смазать водоотталкивающим составом, создать искусственную оксидную плёнку. В последнем случае в состав сплава вводят хром, который «любезно» распространяет собственную оксидную плёнку на поверхность всего металла. Сталь становится нержавеющей.

Изделия из нержавеющей стали дороги. Поэтому для защиты от коррозии используют тот факт, что менее активный металл не изменяется, т. е. не участвует в процессе . Поэтому если к сохраняемому изделию приварить более активный металл, то, пока он не разрушится, изделие корродировать не будет. Этот способ защиты называется протекторной защитой.

Выводы

Металлы - это простые вещества, которые всегда являются восстановителями. Восстановительная активность металла убывает в ряду напряжений от лития к золоту. По положению металла в ряду напряжений можно определить, как металл реагирует с растворами кислот, с водой, с растворами солей.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...