Анализ стихотворения фета поэтам.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Образ цветов в лирике

МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная

школа №1 им. » г. Жуков

Научный руководитель: ,

На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.

умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении: Листья облетели в саду и в лесу . Он пишет:

Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…

Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.

В первых двух строчках он использует аллитерацию , звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов: осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.

Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины - они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.

Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста - описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:

Осыпал сад свои вершины

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Лес обнажил своё чело

_ _ _ _/ _ _/ _ _/

Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.

Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.

Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. , используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.
Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

(«Сентябрьская роза»)

Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное - радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза…

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.

При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны - счастливое пробуждение природы (« трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела» ) и предчувствие любви («необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной») . Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в

описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.

Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения:имаем атмосферу весны, "лени берёза"едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,-

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,-
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза - символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:

Если радует утро тебя

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Повторы придают эмоциональную насыщенность:

Если радует ….если веришь…

Хоть на миг….. хоть кого

Эту розу…

Петр Ильич Чайковский сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.

писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

Мотив красоты - ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.

Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика (гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.

Заключение.

Мир цветов - мир красоты.

учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож­денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю­дей на свадьбе и в праздники. И до­ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на­ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное - рядом, и мир прекрасен!

За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)

Список литературы:

Фет дождь - Тула: Приокское книжное издательство,1983г. Фет, поэмы - М.: Художественная литература, 1980г. Григорьев поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г. О поэтике – Литература в школе №8, 2000г.

Приложение.

Фета.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей, весны!

Так дева в первый раз вздыхает,

О чём, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Осенняя роза.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Сентябрьская роза.

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Роза
У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,-

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветания

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, без сомнения, одна из вершин русской поэзии. Изумительно эмоциональный, классик, ученик школы «чистого искусства» воспевал в своих произведениях только то, что считал по-настоящему прекрасным.

Особое место в его творчестве занимала тема природы. Афанасий Фет был явным сторонником пантеизма; он не раз признавался себе, например, в дневниках, что не знает ничего более гармоничного, чем всё, что есть в природе. Даже страшная, стихийная, она остаётся поразительно прекрасной. Ничто, пожалуй, не вдохновляло Фета сильнее, чем всё, что творилось вокруг него. В отличие от Ф.И. Тютчева, этот лирик не ощущал трагического разрыва человека и природы, не считал невозможным возвращение «сына» к стихии-матери.

Поэт со всем присущим ему жизнелюбием воспевал гармонию Вселенной и зачастую вплетал в, казалось бы, простую пейзажную зарисовку сложнейшие философские мотивы. Он размышлял о смысле бытия, о быстротечности жизни и, конечно же, о любви и счастье. Несмотря на то, что судьба поэта оказалась долгой и очень трудной, в своей лирике он предстаёт перед нами как неунывающий оптимист, проповедующий жизнь во всех её проявлениях. Это мажорное настроение он сумеет сохранить до конца своих дней.

Одним из самых известных стихотворений Фета оказывается его «Это утро, радость эта…», написанное в 1881 году. Оно относится к поздним произведениям поэта. Сложно представить, но в последние годы классик всё острее ощущал несовершенство собственной жизни и свою неудовлетворённость ею. Он корил себя за женитьбу на нелюбимой женщине и косвенное участие в гибели Марии Лазич. Несмотря на это, его лирика осталась всё такой же трогательной и чистой, как и прежде.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» посвящено смене времён года и наступлению весны. Кажется, что поэт смотрит в окно и описывает всё, что видит вокруг себя:

«Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…».

Несмотря на то, что стихотворение бессюжетно, оно напоминает не внутренний монолог поэта, не поток его сознания, а быструю смену кадров. Фет нарочно обращается к использованию назывных предложений и приёму синтаксического параллелизма, применённого впервые в его бессмертном «Шёпот, робкое дыханье…», поскольку это обусловлено поэтическим замыслом автора. Классику будто бы не хватает слов, чтобы описать всепобеждающую красоту и прелесть природы, поэтому он не стремится соревноваться с ней в изысканности, а простыми, небрежными штрихами-набросками успевает запечатлеть в вечности некоторые мгновения весны, покоряющей его сердце.

В произведении стремительно охвачен один весенний день с утра до вечера. Каждая строфа символизирует один из временных промежутков, при этом каждый «отрезок» времени окрашен своей прелестью; Фет везде находит особую притягательность. Он, «импрессионист в поэзии», тонко подмечает детали окружающей его природы, и строки, наполненные стремительностью, беспрерывным движением вперёд, оживают в воображении.

В стихотворении нет эпитетов, потому что практически нет и прилагательных. Особую выразительность строкам придают повторы указательных местоимений: этот, эта, эти и т.д. Несмотря на то, что в произведении использованы мотивы, встречающиеся и в ранних фетовских текстах, поэтическая лексика автора не кажется ни бедной, ни банальной, скорее наоборот. Этот эффект обусловлен прежде всего удивительной рифмовкой и размером текста: Фет обращается к четырехстопному хорею, благодаря которому создаётся иллюзия восклицательной интонации. Из каждой третьей строки «выпадает» одна стопа - это сделано нарочно, поскольку такое интонационное оформление стихотворения позволяет обеспечить эффект бьющегося в нетерпении человеческого сердца.

Особого внимания заслуживает последняя строфа. В ней мотив смены дня и ночи приобретает иное звучание - и скрытый, неожиданный смысл. Фет рассказывает не только о красоте весенней ночи, но - о любви. Неспроста весна ассоциируется с безумной юностью, наполненной эмоциями и красками. Так, Афанасий Афанасьевич отмечает символы ночного любовного свидания - «эта ночь без сна». Быть может, что в такие вот ночи сам поэт задумывается о своей единственной в жизни любви, к сожалению, упущенной. Мысли поглощают его целиком и не дают забыться. И поэт заканчивает стихотворение удивительно простой, но притягательной строчкой, становящейся логическим окончанием стихотворения - «Это всё - весна».

Удивительной чертой этого стихотворения А.А. Фета становится потрясающая образность, созданная, в принципе, без использования массы средств художественной выразительности. Особо привлекательна мелодика стихотворения и его параллелизм. Читатель способен прочувствовать, увидеть всё, что описывает поэт - все краски, звуки, запахи. В произведении «Это утро, радость эта…» банальные мотивы приобретают особое звучание; автор не просто изливает собственные переживания на бумагу, но и обращается к читателю, словно предлагая и ему тоже ощутить всю прелесть наступающего времени.

«Если радует утро тебя…» Афанасий Фет

Если радует утро тебя,
Если в пышную веришь примету, -
Хоть на время, на миг полюбя,
Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу, -
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»

Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.

В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.

Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» — символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.

Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.

Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…»

Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.

В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение «Если радует утро тебя…». Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.

Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах «эту вечно душистую розу» - символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.

Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.

Не секрет, что поздняя лирика Афанасия Фета окрашена в мрачные тона и посвящена Марии Лазич – возлюбленной поэта, которая трагически погибла в юности. Тем не менее, среди произведений этого автора, в которых отчетливо прослеживается мотив самоубийства, можно встретить очень светлые и безмятежные стихи. Считается, что в последние годы жизни Фет страдал серьезным нервным расстройством, однако в минуты душевного равновесия ему хотелось жить и дышать полной грудью. Правда, с каждым месяцем такие моменты умиротворения наступали все реже и реже.

В один из них, зимой 1887 года, Фет написал стихотворение “Если радует утро тебя…”. Кому именно оно посвящено, до сих пор неизвестно. Возможно, адресатом была супруга поэта, с которой его связывала нежная дружба. Именно по этой причине автор не претендует на любовь жены, к которой не испытывает ответных чувств, и воспринимает ее как хорошую знакомую, которая, тем не менее, живет в своем собственном мире. Впрочем, не исключено, что стихотворение могло быть посвящено любой другой женщине, включая личного секретаря Фета.

Ключевым образом этого произведения является роза, которую автор просит в подарок у своей невидимой собеседницы. При этом подразумевается, что вместе с цветком она отдаст поэту частичку своей души и немного любви. Это – та малость, в которой нуждается автор, чтобы почувствовать себя если и не счастливым, то хотя бы свободным от тех страданий и угрызений совести, которые он испытывает на протяжении последних десятилетий. Фет не претендует на то, чтобы завоевать сердце своей собеседницы. Ему достаточно лишь получить цветок в подарок, чтобы сохранить его для этой женщины в качестве талисмана и оберега. Именно по этой причине поэт отмечает, что в любой жизненной ситуации, что бы ни произошло с героиней его произведения, она всегда сможет найти в его стихах “эту вечно душистую розу” – символ счастья, грез, любви и мимолетной радости.

Почему именно таким образом автор решил оставить о себе память в душе таинственной незнакомки? Вероятно, Фет испытывает к этой женщине чувство вины и раскаяния, он боится повторения истории с Марией Лазич, считая себя виноватым в ее гибели. Поэтому поэту хочется хоть как-то поддержать свою собеседницу, подарить ей если и не надежду, то хотя бы теплые воспоминания о том периоде жизни, когда утро еще может радовать своей безыскусной красотой, а в сердце живет надежда на взаимную любовь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Евпраксия Николаевна Вревская (девичья фамилия – Вульф) свела знакомство с Пушкиным в юном возрасте. Дело в том, что Михайловское –...
  2. До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать...
  3. В жизни Афанасия Фета было много трагических страниц, о которых поэт не смог забыть до конца своей жизни. В 14...
  4. Смысл ст-я прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают...

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....