Анализ «Песни о Вещем Олеге»: больше, чем в пересказах. Историческая правда и вымысел в «Песне о вещем Олеге

По различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему "вещий"? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» - это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это - могила погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет "Повести временных лет" о смерти славного правителя.

Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания - 1822.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге - коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады - драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:


Идея

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок - он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из "Повести временных лет" свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» - это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами ("тризна") и архаическими оборотами ("ковыль обагришь").

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: "славная глава кургана", "вдохновенный кудесник", "вещий Олег". Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Одним основоположником русской литературы по праву считают опального поэта Александра Пушкина, которые в своих великолепных произведениях старается разбудить чувства человека, пробуждая лишь только его самые лучшие качества. Он помогает человеку понять и разобраться в прошлом и в будущем. Поэт легко и ненавязчиво в своих литературных творениях заставляет забыть все жизненные мелочи и заботы, которые мешают их счастью. В его произведениях читатель сталкивается с особым восприятием современного мира, поэтому до конца понять этот чувственный и эмоциональный порой невозможно.

Пушкин в своих произведениях очень ярко описывает все основные черты русского характера, показывая его лучшие стороны. Основной темой его творчества становится история, прошлое своей родины. Этой теме посвящено пушкинское произведение «Песнь о вещем Олеге». В этом стихотворном творении легко и свободно опальный поэт описывает то историческое событие, которое действительно произошло в определенную эпоху.

Известно, что историческое пушкинское стихотворное произведение было написано в девятнадцатом веке. Точная дата написания - 1822 год. Считается, что это стихотворение отразило смерть великого князя Древней Руси, который был известен и славен своими военными походами, которые обычно очень хорошо оканчивались. О его победах слагались настоящие легенды. Александр Пушкин это историческое событие отразил в своем поэтическом творчестве. По содержанию пушкинского текста вещий Олег, собираясь в поход, решает сразиться с хазарами, чтобы отомстить им. Олег идет со своим войском упорно, чтобы отомстить за то, как они в последний раз напали на его родину, а теперь он также все сжигает на своем пути.

И вот князь Олег вместе со своей дружиной едет по полю, где должна состояться битва. Таков сюжет пушкинского произведения, а вот в исторической летописи Олег совершает свой поход в греческую империю, где в то время была столицей город Царьград. Тогда по приказу князя были вытащены на берег корабли, которые тут же поставили их на колеса, и было решено поднять на них паруса. Такое видение страшит греков и они, видя странные сооружения, которые вдруг заезжают в их город, согласны уже на любые условия, даже выплатить дань.

Несмотря на свое согласие, они пытаются хоть немного изменить ход всей войны, чтобы выиграть ее. А Олегу, чтобы навсегда уничтожить его, преподносят пищу и напитки, которые уже отравлены. Но князь, понимая, что перед ним неприятель, их угощения не принимает и, соответственно, коварный замысел врагов срывается. После этого слава о мудром Олеге принесла ему известность, и вскоре его стали называть Вещий Олег. Он смог не только предугадать попытку отравления, но и смог предвидеть те события, которые произойдут, смог их использовать так, как ему было удобно. Это помогло ему в этой сложной битве одержать желанную победу.

Но автор говорит и о том, что рок преследует его героя, он определяет то, каким будет его будущее. И эта тема занимает особое место в пушкинском произведении. Пушкин говорит о том, что конь под князем смелый, который не боится боя, хорошо понимает своего хозяина. Если нужно, то он будет стоять смирно, даже если стрелы вражеские будут лететь мимо. Но стоит только его господину пришпорить его, то конь помчится быстро по полю. Не боится этот конь ни холода, ни дождливой погоды. И вдруг Олегу предсказывают, что смерть он свою примет от верного коня.

Автор показывает, как начинает его герой сомневаться, пытаясь осознать суровую действительность. Судьба человека занимает в пушкинском стихотворении центральное место. Ведь человек не существует, пользуясь только своим разумом, он живет, поэтому и испытывает и волнения, эмоции и чувства, которые наполняют его жизнь, делает ее более насыщенной и яркой. Поэт говорит своему читателю о том, что человек не может изменить свою судьбу, а она не выбирает своих жертв.

Предсказатели судеб не бояться властных и богатых людей земного мира, так как они подчиняются божественной силе. И волхвам совсем не нужен дар от князей, так как их истина свободна и правдива. Они не могут говорить то, что от них желают услышать. Обычно человек не знает о своей судьбе ничего, это тайное скрывается от каждого. Но волхвы имеют дар предсказания. И один из таких предсказателей решает рассказать судьбу и князю Олегу.

Пушкин берет за основу историю существования князя Олега, его подвиги также подтверждены древними летописаниями. Поэтому получается, что автор показывает историческую правду. С уважением поэт описывает подвиги Олега, показывает он и то, какая сильная личность была в Древней Руси, какой смелый и отважный характер имел князь. Но ведь пушкинское стихотворение об этом человеке - это литературное произведение. Соответственно, автор вводит и образные выражения, когда пытается показать то, что у природы есть свои законы. И это поэт делает при помощи мифологических образов.

О том, какова судьба человека и от чего она зависит, еще задумывались первобытные люди. В это время человек начинал понемногу осознавать, что он сам не в силах изменить своей жизни, а зависел во многом от тех людей, которые его окружали, да от мира природы. Интересную легенду о том, как умер славный князь Олег, прославивший себя военными подвигами, опальный поэт знал с раннего детства, и эта трагическая история в то время очень сильно поразила его. Маленький Пушкин рисовал эту историю в своем воображении.

И только уже используя эту легенду, поэт берет ее за основу и перерабатывает так, чтобы выделить в нем еще и мотив привязанности князя к своему боевому товарищу. Добавляет Пушкин в свой стихотворный сюжет и кудесника, который как раз и предсказывает Олегу его судьбу. Он эту встречу описывает так: из темного и густого леса прямо навстречу князю неожиданно выходит кудесник, который не подвластен людям. Он лишь только подчиняется Перуну, который помогает ему в предсказаниях будущего. Перун весь свой век провел в гаданиях и мольбах.

Вот теперь предсказатель и слуга Перуна сам подъезжает к Олегу. Он предсказывает ему погибель от верного товарища, которого князь проверил в боях. Предсказание сбывается, так как Олег, приблизившись к черепу своего верного коня, умирает. Но погибель приходит от змеи, которая затаилась в черепе коня. А ведь известно, что змея и ее укусы всегда считались признаками смерти, хаоса, это некий символ греха и зла. Судьба человека подвластна лишь только богам. Ничего невозможно изменить в человеческой судьбе, от нее некуда не уйдешь, все уже предопределено.

«Песнь о вещем Олеге» написана Пушкиным в пору своего творческого расцвета, в 1822 году. Над созданием не самого длинного стихотворения поэт работал почти целый год, обращаясь к истории, изложенной в V томе сочинений Карамзина. Именно там пересказывается жизнеописание Олега, князя Киевского, дошедшего до Царьграда и прибившего на врата города свой щит.

Стихотворение впервые увидело свет в 1825 году: оно было напечатано в «Северных Цветах» - альманахе, издаваемом Дельвигом.

Главная тема стихотворения

Основная тема, на которой, собственно, и строится сюжет, - тема предопределенности судьбы и свободы выбора. Это общее понятие имеет множество сложнейших оттенков, которые требуют последовательного изучения.

Главным событием, переломным моментом в жизни вещего Олега является встреча с кудесником, который предрекает ему смерть «от коня своего». Этот эпизод как бы разбивает все существование князя на две части: если раньше он действовал сообразно со своим представлением о мире, занимался обычными государственными делами - например, собирался «отмстить неразумным хазарам», - то сейчас он вынужден считаться с полученной информацией. И Олег принимает решение, которое кажется ему единственно верным: он отказывается от своего верного коня, который был спутником во многих битвах, и пересаживается на другого.

Это яркий эпизод, в котором Пушкин со свойственной ему гениальностью обращает внимание читателя на бесконечное множество значительных мелочей. Образ Олега - это образ человека, которому, несмотря на высокое положение, свойственны совершенно обычные чувства и эмоции. Он не желает преждевременно умирать, но ради самозащиты предпринимает не самые приятные для себя шаги. Он, очевидно, любит своего коня, отдает приказ всячески заботиться о нем, он грустит из-за необходимости расстаться с верным другом, но желание жить - гораздо сильнее.

Предосторожности оказываются излишни: Олег умирает, как и предсказано, «от коня»: змея, выползшая из черепа уже погибшего животного, жалит князя в ногу, и тот погибает.

В этом скрыта тонкая и горькая ирония: предсказание волхва сбывается так или иначе. Знай Олег о том, какая именно смерть ему уготована - как бы вел он себя тогда? Стал бы он отказываться от своего друга? Как изменило его жизнь предсказание волхва (выпрошенное им же самим, к слову - к его собственной беде)? Пушкин оставляет эти вопросы без ответов, предоставляя читателю поразмыслить над ними самостоятельно. При этом, что интересно, князь Олег в тексте назван «вещим» - знающим, способным самостоятельно предугадывать ход событий. Складывается впечатление, что предсказание волхва, которое князь не смог разгадать, является своеобразной иронией злого рока.

Структурный анализ стихотворения

Произведение не зря называется «Песнью». Оно относится к категории баллад — лирических стихотворений, в основе которых — историческая фигура или событие. Для воссоздания соответствующей атмосферы Пушкин использует напевную ритмику амфибрахия со сложным рисунком рифмы (соединение перекрестной и смежной) и масштабные строфы, состоящие из шести стихов. Многочисленные архаизмы усиливают ощущение историчности и акцентируют на ней внимание читателя. Стихотворение характеризуется глубокой эмоциональной насыщенностью.

Множество эпитетов и необычных сравнений создают некую вязкость текста, читатель уже не может пробегать строчки глазами, образы, щедро подпитываемые оригинальными олицетворениями (лукавый кинжал, например), буквально встают перед глазами. Помимо этого, Пушкин пользуется устаревшими синтаксическими конструкциями, варьирует порядок слов.

Вывод

«Песнь о вещем Олеге» - яркое, многогранное произведение. Поэт говорит о предопределенности и о том, возможно ли избежать злого рока, рассуждает о человеческом желании противостоять судьбе и об ошибках, допускаемых на пути к этой цели. Поднятые Пушкиным вопросы о судьбе, о человеческих слабостях, о жертвах во имя своей жизни являются важными, и каждый читатель находит ответы на них самостоятельно.

Основой стихотворения "Песнь о вещем Олеге" Пушкина стал летописный рассказ о судьбе первого князя киевского (правил в 879 - 912-м годах), с которым поэт ознакомился по "Истории Государства Российского" Карамзина.

Пушкин воссоздает событийную канву летописи, однако образная система стихотворения включает в себя большее количество образов, хотя, разумеется, центральными остаются два: образ князя Олега и "мудрого старца", открывшего князю его судьбу. Но большое значение имеют также образы русской дружины, созданный в фольклорных традициях, и коня - этот образ создается через показ того, как кудесник описывает поведение коня в бою, а также через описание отношение Олега к его "товарищу", тех чувств, которые испытывает князь, узнавший о том, что ему суждено "принять смерть" от "коня своего".

Олег показан могучим, храбрым воином, который думает не о себе, а об интересах Родины, его "месть" "неразумным хозарам" является ответом на "буйный набег", она справедлива по самой сути своей. Его отношение к волхву уважительно, он сам подъезжает к нему, просит его "сказать", "что сбудется в жизни со мною", обещая при этом, что любое предсказание он примет как проявление высшей воли. В таком поведении князя проявляется его достоинство, умение ценить другого человека и высшие силы, посланцем которых этот человек является на земле.

"Старец" также ведёт себя с большим достоинством, он чувствует себя сильным потому, что ощущает посланцем "воли небесной": "Волхвы не боятся могучих владык, А княжеским дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык...". Говоря о том, что Олег неуязвим в битве, старец объясняет это не столько несомненным личным мужеством и победами князя ("Победой прославлено имя твое"), сколько опять же высшей волей: "Незримый хранитель могущему дан". И этот же "незримый хранитель" оказывается бессильным перед "жребием", который предначертан князю: "Но примешь ты смерть от коня своего"...

Примечательно, что слова старца восприняты Олегом с недоверием - "Олег усмехнулся", - но ослушаться высшей воли даже князь не может, поэтому он прощается с конем, надеясь таким образом избежать уготовленной ему судьбы. Олег воин, поэтому по полагает, что "смерть от коня своего", - это смерть в бою, когда конь не выручит своего хозяина. Первая часть произведения "Песнь о вещем Олеге" заканчивается сценой трогательного прощания князя с "верным конем", которому теперь предстоит жить вдали от битв и опасностей, ведь Олег приказывает сделать всё так, чтобы конь ни в чем не знал нужды, проявлением такой заботы выражая благодарность ему за верную службу.

Вторая часть стихотворения начинается со сцены пира, на котором князь, "кудри" которого "белы, как снег" (с помощью этого образа автор показывает, что прошло много времени после предсказания) вспоминает о своем "коне ретивом", своем "товарище". Известие о смерти коня вызывает у князя горькое чувство, он винит старца в том, что тот "глупый, безумный старик", сожалеет о том, что поверил его предсказанию, и "хочет увидеть он кости коня".

Увидев "благородные кости" своего "одинокого друга", Олег обращается к ним со словами успокоения и сожаления, но, как выясняется, именно сейчас и наступает время исполниться предсказанию: "Так вот где таится погибель моя! Мне смерию кость угрожала! Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала; Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь"... Развязка наступила тогда, когда смертный, мыслящий земными категориями, не мог ожидать её - но предсказание "мудрого старца" сбылось, поскольку он всего лишь озвучил волю "Перуна" - верховного языческого божества славян.

Стихотворение "Песнь о вещем Олеге", анализ которого мы провели, утверждает незыблемость миропорядка, при котором от самого человека практически ничего не зависит, когда только высшая воля определяет судьбу каждого - от князя до последнего живого существа. Особого рода языческий фатализм, присущая древним славянам вера в судьбу выражены в этом стихотворении, которое очень необычно по жанру ("песнь"), в котором Пушкин-романтик полностью проявил себя.

Майорова Ирина, 201 группа

“Песня о вещем Олеге” В. С. Высотского и “Песнь о вещем Олеге” А. С. Пушкина в сопоставительном аспекте.

Текст В. С. Высоцкого «Песнь о вещем Олеге» сильно отличается от произведения А. С. Пушкина. Первый пишет свою “Песню…” в середине двадцатого века, тогда как А.С. Пушкин написал “Песнь…” в начале девятнадцатого века (различие почти в полтора века). Результатом данной разницы становятся совершенно иные цели и задачи, поставленные авторами. За основу в обоих произведениях берется летописный свод, именующийся “Повестью временных лет”.

А. С. Пушкин стремился угадать “образ мыслей и язык тогдашних времен”, приблизить текст к действительности, сделать его максимально достоверным, тщательно вырисовывая детали. Также автор следует традициям романтизма, о чем говорит пышность повествования.

У В. С. Высоцкого прежде всего, десакрализуется образ волхва. «Кудесник, любимец богов» предстаёт перед слушателем то, как шепелявый старик, то как сборище пьяниц, то в образе одного пьяного старика. Но при этом основная сюжетная мысль остаётся неизменной.

Олег у А. С. Пушкина не только внимательно выслушал слова старца, но и принял их как данность:

Олег усмехнулся; однако чело

И взор омрачилися думой.

Старик у поэта является мудрым и, следуя концепции романтизма, свободным. Волхвы у Пушкина “не боятся могучих владык”, сам старик может покориться лишь богу Перуну. Их язык “правдив, свободен и дружен с небесною волей”. К ним обращаются в минуту жизни трудную и по самым волнующим вопросам.

В песне же В. С. Высоцкого Олег, мало того, что видит в старике не более, чем толпу пьяниц, так еще и слова его воспринимает в штыки, и, пользуясь своей волей без всяких раздумий, расправляется с волхвами с помощью дружины.

У А. С. Пушкина Олег с большим трудом отдаёт коня дружине, при прощании называет его “товарищем и верным слугой”, приказывает заботиться о нем, кормить “отборным зерном” и поить “ключевою водой”.

После смерти коня у А. С. Пушкина, Олег тихо наступает на череп коня, как бы стараясь не повредить останки. Для него данная поездка является, прежде всего, целью проститься со старым и верным другом, а не возможностью убедиться во “лжи” старца. У Высоцкого же князь откровенно глумится: “Олег преспокойно стопу возложил”. То есть проявляет неуважение к своему верному товарищу.

В песне В. С. Высоцкого о расставании Олега с конём совсем ничего не говорится, он упоминается уже в финале в посмертном виде. Собственно конь из песни В. С. Высоцкого исчезает вообще. Конь для древнерусского князя – это верный друг и помощник, и когда умирал воин, то рядом с ним хоронили и его коня. Всего этого, разумеется, мы не находим в “Песне…” В. С. Высоцкого, т. к. преследуются иные цели.

Десакрализации подвергается не только образ волхва, но и князя. Эпитет «вещий», т. е. мудрый становится всего лишь саркастическим определением, которое уже не несёт никакого смысла. Появляются многочисленные сатирические элементы.

Для чего же Высоцкий пишет такую «Песнь…»? Во-первых, поднимается тема социального неравенства: «Шутить не могите с князьями». Волхв у Высоцкого становится на одном уровне с черносошным крестьянином, а у Пушкина волхв уважаем и почитаем самим князем. Вполне возможно, что в образе князя, который «гнёт свою линию так, что никто и не пикнул» есть аллегория на советскую власть. Соответственно, волхвы – это глас народа в песне Высоцкого.

Каждый волхвом покарать норовит, –

А нет бы – послушаться, правда?

Олег бы послушал – еще один щит

Прибил бы к вратам Цареграда.

Этот вывод тоже имеет аллегорический подтекст: неплохо иногда прислушиваться к «гласу народа». Если бы этот вывод был у Пушкина, можно было бы трактовать произведение в контексте романтизма: следует доверять видениям и предсказаниям. Но баллада Пушкина заканчивается поминальной тризной по Олегу:

Ковши круговые,запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Песня Высоцкого же благодаря обилию просторечной лексики (неча, не могите, ишь, кусила и т.д.) становится басней из-за того, что в конце есть нравоучительный вывод. А если это басня, то там обязательно должна быть аллегория, о которой и было сказано выше.

Подводя итоги всему вышесказанному, текст В. С. Высоцкого нельзя назвать пародией, так как он не преследует цель высмеять исходный текст. В. С. Высоцкий использует только сюжет и некоторые «опорные фразы» для того, чтобы, по признанию самого поэта, взглянуть на «Песнь…» с «другого боку».

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....