Алексеев с практикум по экологии. Практикум по общей экологии

«Экологический практикум»

Лабораторный лист станции «Трофическая»

Трофический тип связей в сообществе основан на пищевых взаимоотношениях

1. Пищевая цепь- ряд передачи энергии по пищевой цепи от растения к последующим звеньям.

Цепи питания бывают : выедания - начинаются с растений, или их производных(плодов, соков, семян, листьев, коры, древесины, корней). Число звеньев-4.Стрелка ставится от жертвы к хищнику.

Пример: Иголка сосны - непарный шелкопряд - серая жаба-коршун

Разложения - цепи, начинающиеся с растительного опада, отмерших частей растений, экскрементов животных, трупов. Число звеньев:3-4.

Труп ежа-личинки мясной мухи - красноперка

2. Пищевые сети - всевозможные пищевые цепи данного биоценоза, с учетом, что каждый вид - многояден, и он служит пищей многим организмам

3. Составьте по 2 цепи питания: разложения и выедания для данной территории

Лабораторный лист станции «Фабрическая»

Фабрический тип связей основан на основе создания живыми организмами сооружений для улучшения жизнеобеспечения вида.

1 .Типы сооружений зависят : -от жизненной формы вида животного: роющие, ползающие, летающие, бегающие, прыгающие, порхающие

От места обитания: крона дерева, нора, дупло, открытое пространство, лесная подстилка;

От характера строительного материала

2. Назвать животных, обитающих на данной территории, указав тип жилища (гнездо, нора, дупло, муравейник), материал послуживший для постройки жилища, местообитание животного(лесная подстилка, листва, крона дерева, среди густого подлеска)

Лабораторный лист станции « Топическая»

1.Топический тип связи – место обитания животного в биоценозе(сообществе)- , ярус, занимаемый данным животным

Форический тип связи - преобразование организмом места обитания в процессе жизнедеятельности (ограничение роста растений, регуляция размещения насекомых, активирование всходов - копытень, фиалки, земляника – муравьями, перенос семян и плодов, расселение насекомых, грибов, уничтожение насекомых-вредителей, больных животных, рыхление почвы, регуляция водостока и увлажненности почвы, утилизация отмершего)

2. Раскрыть значимость видов растений и животных, обитающих на данной территории в природе и для человека. Указать степень преобразования окружающей среды данными видами, ярус, занимаемый данным животным.

Лабораторный лист станции «Литомониторинг»

Литомонитоинг - отслеживание состояния почвенного покрова

1. Механический состав почвы: глинистая - состоит из мелких частиц, легко склеиваемых между собой, плохо пропускают воду, воздух, долго удерживают влагу, не накапливает гумус; легкий суглинок -содержит крупные частицы песка, легко пропускает воду, воздух, плохо удерживает влагу, слабо накапливает гумус; средний суглинок - содержит мелкие частицы песка, способен накапливать гумус(перегнившие части), хорошо удерживает и пропускает воду и воздух; песчаная - состоит из крупных частиц песка, хорошо пропускает воду, воздух, плохо удерживает воду, не накапливает гумус; супесчаная- содержит мелкие частицы песка, хорошо пропускает воду, воздух, слабо удерживает влагу, слабо накапливает гумус.

2.Определить состав почвы: скатайте шар из пробы почвы, раскатайте из него жгут (если не удается - почва песчаная , если жгут рассыпается - супесчаная ), согните жгут в кольцо (если не удается - суглинистая , если кольцо образовалось - глинистая )

3. На листе белой бумаги проведите пробу «Жирности мазка»- размажьте пятно грязевой массой из образца почвы. Жирность мазка показывает содержание гумуса - чем интенсивнее мазок- тем богаче почва перегноем.

4.Определите степень плодородия почвы биоиндикационным методом: а) высокие, ярко зеленые листья растений, богатый видовой состав, густота покрова почвы – указывают на высокое содержание питательных веществ в почве.

5. На плодородных почвах произрастают: крапива, иван-чай, сныть, чистотел, кислица, валериана, чина луговая. На низкоплодородных почвах произрастают: мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, белоус, ситник нитевидный.

Безразличны к плодородию : лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная.

Лабораторный лист станции « Гидрология»

Гидрология- наука о водной оболочке планеты.

1.Определите температуру воды: опустив термометр в водоем на 2-3 минуты

2.а)Определить запах воды,учитывая, что запахи бывают: Ароматический(цветочный), болотный(илистый, тенистый), гнилостный (сточной воды), древесный(мокрой щепы), землистый (прелый, свежевспаханной земли, глины), плесневый(застойный, затхлый), рыбный, сероводородный(тухлых яиц), травянистый(скошенной травы, сена), неопределенный.

Б)Интенсивность запаха-0-никакой, 1-очнь слабый, 2-слабый, 3-заметный, 4-отчетливый, 5-очень сильный

3. Определите цвет воды-напротив прозрачной, бесцветной емкости поставьте белый лист бумаги, укажите цвет воды

4.Определите прозрачность водоема, для этого опустите диск, закрепленный на стержне в водоем.

Биоиндикация водоемов по водорослям (альгоиндикация)

1. В водоеме водоросли поселяются в трех зонах : 1) толща воды(планктон), здесь поселяются одноклеточные организмы: хламидомонады, кишечницы, хлореллы;

2)на дне водоема (бентос) поселяются нитчатые водоросли спирогиры, кладофоры(остающиеся виде «тряпок»

3)на поверхности погруженных в воду предметов (перифитон)-хлопья и оборванные нити, поднятые со дна.

2. Рассмотрите водоем в трех зонах, выделив одноклеточных, хорошо видимых в сосуде воды на свету, нитчатых многоклеточных водорослей прикрепленных ко дну .

3. Оценка загрязненности воды производится исходя из количественного состава водорослей и их обилия по 5-бальной шкале .

В олигосапробной зоне водоросли редко встречаются, но разнообразны, в бета мезосапробной зоне - естественного загрязнения индикатором биологической чистоты является кладофора. Альфа олигосапробная зона имеет очаги загрязнения в водоемах, например - места сброса городской канализации, здесь в изобилии представлены одноклеточные водоросли, хорошо различимые при наличии теневых образований, легко заметны в прозрачной емкости. В застойных местах встречаются скопления хлореллы, представленной «цветущими шапками зеленой ваты». Полисапробная зона представляет массовое зарастание водоема водорослями.

Лабораторный лист станции « Гидромониторинг»

Гидромониторинг - система отслеживания состояния воды в водоеме.

Биоиндикаторы - организмы, обитающие в данной среде при необходимых, специфичных условиях существования.

1. Определить класс качества воды по наличию биоиндикаторов чистоты водоема по индексу Майера

Индекс Майера

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

Личинки комаров-звонцов

Нимфы поденок

Речной рак

Пиявки

Личинки ручейников

Личинки стрекоз

Водяной ослик

Личинки вислокрылок

Личинки комаров-долгоножек

Прудовики

Двустворчатые моллюски

Моллюски-катушки

Личинки мошки

Моллюски-живородки

Малощетинковые черви

Нужно отметить, какие из приведённых в таблице индикаторных групп обнаружены в пробах. Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы необходимо умножить на три, количество групп из второго раздела - на два, а из третьего - на один. Получившиеся цифры складывают. Значение суммы и характеризует степень загрязнённости водоёма. Если сумма более 22 - вода относится к первому классу качества. Значения суммы от 17 до 21 говорят о втором классе качества (как и в первом случае, водоём будет охарактеризован как олигосапробный). От 11 до 16 баллов - третий класс качества (бета-мезосапробная зона). Все значения меньше 11 характеризуют водоём как грязный (альфа-мезосапробный или же полисапробный).

Лабораторный лист станции « Атмосфера»

Атмосфера - оболочка Земли, отражает состояние воздуха.

1.Лишайники- самые чувствительные организмы к загрязнению среды.Они способны долгое время пребывать в сухом, обезвоженном состоянии. Лишайники бывают: накипные(самые устойчивые), кустистые, листоватые. Чем больше разновидностей и площадь покрытия лишайников, тем лучше состояние среды, полное отсутствие лишайников-воздушный бассейн сильно загрязнен.Мхи- занимают второе место по степени устойчивости к загрязнению. Наиболее устойчивыми являются мхи, покрывающие почвенный покров, поселяющиеся на крышах строений, заборов, стен сооружений. Самыми чувствительными к загрязнению являются кустистые мхи. Определить состояние воздушного бассейна с помощью мхово-лишайникового покрова. 2.Определить загрязнение воздуха по состоянию побегов сосны. Самыми чувствительными являются иголки сосны- в незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои здорова, лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной среде появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Лабораторный лист станции « Антропогенная»

Антропогенное воздействие- воздействие в результате прямого и косвенного воздействия человека на окружающую среду.

1.Определить степень нарушения древостоя, жизненность растений, возраст деревьев.

2. Шкала визуальной оценки древостоя по внешним признакам

Баллы

Характеристика состояния

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

Ослабленные деревья. Крона слабо ажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьях на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками.

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).

2. На основе таблицы определите деградацию лесной экосистемы

Степень деградации лесных экосистем

3 . Оценку обилия травянистых растений производят большей частью глазомерно по шестибалльной шкале. Балл 6 – растения данного вида образуют фон, т.е. надземные части смыкаются; балл 5 – растения встречаются очень обильно; балл 4 – обильно; балл 3 – довольно обильно; балл 2 – в небольшом количестве (рассеяно); балл 1 – в очень малом количестве (единично). По довольно широко используемой шкале Друде обилие обозначается специальными терминами: Sociales (Soc), Copiosae (Cop 3 , Cop 2 , Cop 1 ), Sparsae (Sp), Solitariae (So), Unicum (Un), которые в основном соответствуют баллам приведенной выше шестибальной системы.

4. Определение жизненности растений

Жизненность видов охватывает реакции видов растений на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности применяется трехбалльная шкала.

I - жизненность хорошая (полная) - растение в фитоценозе нормально цветет и плодоносит (есть особи всех возрастных групп), взрослые особи достигают нормальных для данного вида размеров.

II - жизненность удовлетворительная (угнетено) - растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей, семенное размножение при этом невозможно.

III - жизненность неудовлетворительная (сильно угнетено) - растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых растений (ветвлении, форме листьев и т. д.); семенное размножение отсутствует (нет цветущих и плодоносящих побегов).

5. Определение возраста деревьев

1. Чтобы определить возраст дерева, его нужно измерить при помощи мерной ленты окружность ствола на высоте 1м над землей и разделить полученную величину на 2,5, полученное число будет соответствовать примерному возрасту дерева

Лабораторный лист станции « Рекреационная»

«Рекреация» - зона отдыха. «Рекреационное воздействие» - воздействие на природное окружение отдыхающими.

Экологическая оценка территории

Признаки

баллы

Признаки

баллы

Наличие мусора на территории

Отсутствие видового разнообразия травянистых растений

Наличие несанкционированных тропинок

Отсутствие цветовой гаммы

Ожоговые пятна от костров на газонах

Отсутствие ярусности среди древесных растений и цветочных культур (на клумбах)

Неравномерный травянистый покров на газонах

Деревья затеняют окна

Сухие ветви на деревьях и кустарниках

На территории есть мусорные свалки

Отсутствие планировки в произрастании культур

Наличие необрезанных сучьев на деревьях, необорудованных пней

Нет оградных барьеров

Наличие ям, рытвин

Наличие сорняков

Отсутствие птиц на территории

Почва на клумбах уплотнена

Наличие больных деревьев и кустарников(грибы-трутовики, чага, повреждение древесными вредителями- короедами, молью, тлей)

Отсутствие видового разнообразия древесных растений

Отсутствие муравьев, мало дождевых червей

18-20 баллов- экологическое состояние пришкольной территории неблагополучное

17-15- критическое состояние

9-5- удовлетворительное состояние

0-4- хорошее состояние

2. Дать оценку загрязнения прибрежной зоны.

Санитарная зона вдоль рек Санитарная зона озер:

Расстояние

От истока

Ширина водоохраной зоны

До10км

15м

До50км

100м

До100км

200м

До200км

300м

До500км

400м

Более 500км

500м

Площадь

водной

Поверхности

Ширина

Водоохраной

Зоны

До 2км 2

300м

Более2км 2

500м

Загрязненность прибрежных рекреационных территорий

Признаки антропогенного воздействия

Оценка в баллах

да

нет

1 .Бытовое загрязнение :

  • Наличие «плавуна» в русле и пойме реки, срубленных деревьев, наносов на дне
  • Свалки антропогенного характера в пределах санзоны
  • Наличие стихийных пляжей в пределах санитарной зоны
  • Наличие туристических стоянок в пределах санзоны
  • Наличие кострищ в пределах санзоны
  • Остатки пищевых отходов в пределах санзоны

2. Химическое загрязнение :

  • Наличие на склонах с/х полей выше по течению
  • Наличие стоков бытовых и промышленных вод
  • Наличие автодорог в пределах санитарной зоны

Радужные масляные пятна на поверхности воды

  • Азотные и фосфорные соли за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей)

3. Биологическое загрязнение:

  • Выпас КРС в пределах санитарной зоны
  • Расположение скотных дворов и летних ферм выше по течению и на склонах
  • Наличие туалетов в пределах санитарной зоны
  • Наличие сине-зеленых водорослей
  • Наличие хлореллы (цветение воды)
  • Наличие ряски в водоеме
  • Отсутствие водомерок на поверхности

Итого

Степень загрязненности: Очень сильная – 17-19б; сильная – 12-16б; средняя – 6-11б; слабая – 1-5б.

Лабораторный лист станции «Гербологическая»

Гербология- наука о перерабоке мусора.

Нельзя сжигать полимерные материалы, придорожную листву, - выделяется токсичные газы, один из них - диоксин, обладающий высокой канцерогенностью(вызывает злокачественный рост клеток), обладает способностью накапливаться в организме.

1.Убрать замусоренный участок, с последующей утилизацией мусора, основанной на творчестве, научности, экологичности.

Источники информаций и иллюстраций:

1.Алексеев С.В., Груздева Н.В.Практикум по экологии.- М.: АО МДС,1996.-192c.

2.Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар-Рандеву, 2000.

3.Боголюбов А.С. Методы экологического мониторинга/ Методич.пособие по полевой экологии.- М.: Экосистема, 2004.

4. Бобровская Е.В. Материалы эколого-краеведческой экспедиции «Мы познаем Алтай», г. Рубцовск

5.Зверев А.Т.Экология.-М.: Оникс 21 век-Дом педагогики, 2002.

6. Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология.- М.: Дрофа, 1996.

7.Опарин Р.В. как организовать экологические исследования.-Горно-Алтайск, 2002.

10. http://www.asu.ru/ ds/redbook

11.http://www.asu.ru/research/garden


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Л.М. Смоленская, С.Ю. Рыбина

Экология

Лабораторный практикум

Белгород

УДК 628.3 ББК 38.761.2 С 51

Р е ц е н з е н т ы:

Кандидат технических наук, старший преподаватель ФГА ОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ») С.Н. Дудина

Кандидат химических наук, профессор Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова И. В. Тикунова

Смоленская, Л.М. Экология: лабораторный практикум /

С 51 Л. М. Смоленская, С. Ю. Рыбина.– Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. – 91 с.

В лабораторном практикуме представлены лабораторные работы, позволяющие оценить качество окружающей среды и выявить влияние антропогенного фактора на состояние экологических систем.

Лабораторных практикум предназначен для всех специальностей и направлений подготовки, изучающих дисциплину «Экология».

УДК 628.3 ББК 38.761.2

© Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2013

Введение

Экология как интегрированная наука изучает всесторонние взаимодействия организмов с окружающей средой и вызывает все возрастающий интерес по причине ее тесной связи с важнейшими проблемами современного мира: угрозой истощения природных ресурсов, загрязнения и отравления среды промышленными отходами, разрушением естественных сообществ.

Рационально расходовать минеральные ресурсы, сберечь и защитить растительный и животный мир, сохранить и улучшить среду обитания – важнейшие задачи, стоящие перед человечеством.

В современном обществе под влиянием средств массовой информации, экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже – как само это состояние (отсюда такие выражения как «плохая экология» того или иного района, «экологически чистые» продукты или товары). Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий.

Экология как наука основана на разных разделах биологии и связана с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.

Данный лабораторный практикум охватывает основные разделы экологии, позволяет студентам ориентироваться в вопросах живого облика биосферы, который тесно связан с неживым.

В лабораторном практикуме дисциплины «Экология» к каждой лабораторной работе приводится теоретическое обоснование, а также даны контрольные вопросы для самостоятельной проверки усвоения теоретического материала.

Лабораторная работа № 1

Определение содержания нитратов в растительных объектах

Цель работы: углубить представления о миграции азота в биосфере, определить содержание нитратного азота в растениях.

Теоретическое обоснование

Движение азота представляет собой достаточно сложный процесс, так как включает в себя газообразную и минеральную фазу. В газообразной форме молекулярный азот (N2 ) довольно инертен, его содержание в атмосфере составляет 78%. При всей огромной значимости азота для жизнедеятельности живых организмов они не могут непосредственно потреблять этот газ из атмосферы, растения усваивают ионы аммония (NH4 + ) или нитрата (NO3 - ). Для того чтобы азот преобразовался в эти формы, необходимо участие некоторых бактерий или синезеленых водорослей (цианобактерий). Процесс превращения газообразного азота (N2 ) в аммонийную форму носит название азотфиксации. Важнейшую роль среди азотфиксирующих микроорганизмов играют бактерии из родаRhizobium, которые образуют симбиотические связи с бобовыми растениями. Азотфиксирующие бактерии, создавая форму азота, которая усваивается растениями, за счет симбиотического взаимодействия позволяют накапливаться азоту в наземных и подземных частях растений. Сами азотфиксирующие микроорганизмы, среди которых есть виды, синтезирующие сложные протеины, отмирая, обогащают почву органическим азотом (рис. 1).

Рис. 1. Круговорот азота в биосфере

В природе есть также микроорганизмы, которые обладают симбиотическими связями не только с бобовыми, но и с другими растениями. В водной среде и на переувлажненных почвах азотфиксацию осуществляют сине-зеленые водоросли (способные одновременно и к фотосинтезу).

Азот после потребления его растениями участвует в синтезе протеинов, которые, сосредоточиваясь в листьях растений, затем обеспечивают азотное питание фитофагов. Мертвые организмы и отходы жизнедеятельности (экскременты) являются средой обитания и служат пищей для сапрофагов, которые постепенно разлагают органические азотосодержащие соединения до неорганических. Конечным звеном в этой цепи оказываются аммонифицирующие организмы, образующие аммиак (NH 3 ), который, может быть вовлечен в цикл нитрификации.Nitrosomonas окисляют аммиак в нитриты, аNitrobacter окисляют нитриты в нитраты и таким образом круговорот азота может быть продолжен. Параллельно происходит постоянное возвращение азота в атмосферу за счет деятельности бактерий – денитрификатов, способных разлагать нитраты и в азот (N 2 ). Денитрификация происходит только в анаэробных условиях, когда бактерии используют нитрат как окислитель, заменяющий кислород в реакциях окисления органических веществ. Сам нитрат при этом восстанавливается до молекулярного азота. Если израсходованы нитрат-ионы, то для окислительных процессов используется кислород сульфат-ионов:

SO2- , hg

(СH2 O) n (NH2 ) m 4 →CO2 + H2 O+ H2 S+ NH3

HNO3

NH3 →N2

Кроме указанных процессов азотфиксации в природной среде возможно образование оксидов азота при электрических грозовых разрядах. Эти оксиды затем в виде селитры или азотной кислоты при смешивании с атмосферными осадками попадают в почву. Имеет место и фотохимическая фиксация азота.

В последнее время применение удобрений, увеличение объемов производств, сопровождающихся образованием азотсодержащих отходов, и другие причины привели к тому, что в почвах, воде, и как следствие – в живых организмах накапливается избыточное количество нитратов. Легкорастворимые нитраты при выпадении большого количества осадков вымываются в глубокие горизонты и могут проникать в грунтовые воды. Накопленные в почве нитраты интенсивно всасываются растениями, что приводит к избыточному содержанию нитратов и в растительных тканях.

ленного из нитрата, служит причиной образования метгемоглобина, в котором кислород прочно связан с гемоглобином, что снижает способность эритроцитов переносить кислород. Повышенное содержание нитратов в водных объектах вызывает бурный рост фитопланктона, приводящий к эвтрофикации водоемов.

Оборудование и реактивы: иономер И 160 МИ; электроды хлорсеребряный и нитратселективный; гомогенизатор; 0,1 н раствор КNO3 ; 1% раствор алюмокалиевых квасцов.

Порядок выполнения работы

Пробу растительного материала в количестве 0,25-0,5 кг сначала отмыть и просушить фильтровальной бумагой, а затем измельчить. 20 г пробы взвесить с точностью до первого десятичного знака и поместить в стакан гомогенизатора. Прилить в стакан 100 мл 1 % раствора алюмокалиевых квасцов и гомогенизировать смесь в течение 1-2 мин.

Погрузить в гомогенизированную массу электроды и определить содержание нитратов в исследуемых растительных тканях, мг/кг.

Полученные значения сравнить с санитарно-гигиеническими нормами содержания нитратов в растительных продуктах (табл. 1) и сделать вывод о содержании нитратов в растениях и почвах в месте произрастания растений, а также оценить безопасный уровень потребления анализируемого растительного объекта.

Таблица 1

Санитарно-гигиенические нормы и допустимые уровни нитратов в растительных продуктах

Допустимые уров-

Допустимые уров-

Картофель

Редис, редька

Морковь ранняя

Свекла столовая

Баклажаны

Лук репчатый

Перец сладкий

Зеленый горошек

Помидоры

Капуста ранняя

Виноград

Требования к отчету

В отчете представить краткое описание работы; результаты анализа растительных объектов; вывод о соответствии содержания нитратов в растительной ткани допустимым уровням.

Задания для самоподготовки

1. Биогенные элементы, их характеристики.

2. Способы фиксации атмосферного азота.

3. Круговорот азота в природе. Процессы нитрификации и денитрификации в рамках круговорота азота.

4. Аэробные и анаэробные условия функционирования микроорганизмов.

5. В чем опасность увеличения содержания нитратов в растительных пищевых объектах? в поверхностных водоемах?

Лабораторная работа № 2

Изучение процесса фотосинтеза. Продукты фотосинтетических реакций.

Цель работы: ознакомиться с процессом фотосинтетического образования углеводов в растительных тканях.

Теоретическое обоснование

Фотосинтез – это процесс, при котором энергия солнечного света превращается в химическую энергию. Фотосинтез протекает в две фазы: световую, идущую только на свету, и темновую, которая идет как в темноте, так и на свету.

Световая фаза фотосинтеза осуществляется в хлоропластах, где на мембранах расположены молекулы хлорофилла. Хлорофилл поглощает энергию солнечного света. Под влиянием этой энергии молекула хлорофилла возбуждается, и один из ее электронов переходит на более высокий энергетический уровень. Богатый энергией электрон участвует в окислительно-восстановительных реакциях и отдает избыточную энергию, проходя по цепи переносчиков электронов. Эта цепь образована различными белками, встроенными во внутреннюю мембрану хлоропласта. Отдаваемая электроном энергия используется на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Таким образом, энергия солнечного света необходима для перемещения электронов по цепи переносчиков электронов. При этом световая энергия преобразуется в химическую, и запасается в молекулах АТФ.

Молекулы хлорофилла, потерявшие электроны, присоединяют электроны, образующиеся при расщеплении молекулы воды: 2H2 О = 4H+ + O2 + 4ē. Процесс расщепления молекул воды под влиянием солнечной энергии называютфотолизом .

В результате световой фазы фотосинтеза протоны H + соединяются

с никотинамидадениндинуклеотидфосфатом (НАДФ) – переносчиком ионов водорода и электронов, и восстанавливают его, образуя НАДФ·Н, синтезируется АТФ из АДФ и фосфорной кислоты, в окружающую среду выделяется молекулярный кислород.

В темновой стадии с участием АТФ и НАДФ·Н происходит восста-

новление CO2 до глюкозы (C6 H12 O6 ). Хотя свет не требуется для осуществления данного процесса, он участвует в его регуляции.

В целом, химический баланс фотосинтеза может быть представлен в виде простого уравнения:

6CO2 + 6H2 O = C6 H12 O6 + 6O2

Глюкоза под действием ферментов превращается в полисахариды. Основным структурным компонентом растений является целлюлоза , представляющая собой совокупность длинных неразветвленных цепей. Второй важнейший природный полисахарид –крахмал , имеет разветвленную структуру. Биологическая роль крахмала состоит в том, что он является запасным питательным веществом.

Способность использовать свет как источник энергии, необходимой для роста, присуща некоторым группам бактерий. В отличие от высших растений, пурпурные водоросли при фотосинтезе не выделяют кислород, т.к. для фотовосстановления CO2 используют в качестве донора водорода не воду, а сероводород, тиосульфат, молекулярный водород или органические соединения. Некоторые пурпурные бактерии, окисляя сероводород и тиосульфат, накапливают в клетках серу:

СО2 + 2 Н2 S → [СН2 О]n + 2S + Н2 О,

где [СН2 О]n – условное обозначение образующихся органических веществ.

Хемосинтез – тип питания, свойственный некоторым бактериям, способным усваивать CO2 как единственный источник углерода за счёт энергии окисления неорганических соединений. В отличие от фотосинтеза, при хемосинтезе используется не энергия света, а энергия, получаемая при окислительно-восстановительных реакциях, которая должна быть достаточна для синтеза (АТФ) и превышать 10ккал/моль .

Водородные бактерии – наиболее многочисленная и разнообразная группа хемосинтезирующих организмов; осуществляют реакцию 6H2 + 2O2 + CO2 = [СН2 О]n + 5H2 O. По сравнению с другими авто-

трофными микроорганизмами характеризуются высокой скоростью роста и могут давать большую биомассу.

Одним из принципиальных отличий клеток растительного происхождения (КРП) от клеток животного происхождения (КЖП) является то, что протоплазма первых состоит главным образом из хлорофилла, а протоплазма вторых – из гемоглобина. Хлорофилл КРП отличается от гемоглобина КЖП только тем, что в состав хлорофилла входит магний, а в состав гемоглобина – двухвалентное железо. Поэтому хлорофилл зеленый, а гемоглобин красный.

Оборудование и реактивы: стакан (0,25 л); стеклянный колпак; лампа настольная; электроплитка; спирт этиловый; раствор йода в йодиде калия.

Порядок выполнения работы

Комнатное растение поместить на сутки в темноту. За это время в растении почти полностью расходуется крахмал, переходя под действием ферментов в сахар, который окисляется в результате клеточного дыхания до углекислого газа и воды.

Через сутки вынести растение на свет, срезать с него лист. На лист прикрепить полоску темной бумаги, согнутую пополам так, чтобы она закрывала часть листа с двух сторон. Лист поместить в стакан с водой. Накрыть лист стеклянным колпаком и в течение 2-3 ч освещать светом настольной лампы, ориентируя ее так, чтобы лучи падали на лист перпендикулярно его поверхности.

Выдержанный на свету лист после снятия бумаги поместить в чашку с 90 %-ным этанолом и кипятить в течение 5-10 мин, затем перенести лист в чашку с водой и выдерживать на водяной бане до полного обесцвечивания. Вынуть лист, расправить в чашке Петри и нанести на него раствор йода в йодиде калия. Отметить реакцию на крахмал, сделать вывод о протекании процесса и о продуктах фотосинтеза.

Требования к отчету

В отчете привести название и краткое описание работы, основные реакции фотосинтеза органических соединений в исследуемых тканях, объяснить наблюдаемые в работе явления.

Задания для самоподготовки

1. Особенности световой и темновой фаз фотосинтеза.

2. Первичные продукты фотосинтеза, их дальнейшие превращения.

3. Роль фотосинтеза в жизнедеятельности биосферы.

4. Отличительная особенность фотосинтеза у хлорофиллсодержащих и безхлорофильных растений.

5. Как образуется биомасса при хемосинтезе.

Лабораторная работа № 3

Определение содержания углекислого газа в воздухе рабочей зоны

Цель работы. Методом химического анализа определить содержание углекислого газа в воздухе рабочей зоны.

Теоретическое обоснование

Атмосфера – газовая оболочка Земли, простирающаяся более чем на 1500 км от ее поверхности. Суммарная масса воздуха, т.е. смеси газов, составляющих атмосферу, 5,1-5,3·1015 т. Молекулярная масса чистого сухого воздуха – 28,966.

Для атмосферы характерен постоянный обмен веществом, энергией с гидросферой, литосферой, живыми организмами, а также с космическим пространством. Атмосферу в порядке удаления от поверхности Земли делят на тропосферу (до высоты 11 км), стратосферу (до высоты 50 км), мезосферу (50-85 км), ионосферу (от 85 до 500 км), экзосферу (свыше 500 км). Состав атмосферы – результат длительных эволюционных процессов в недрах Земли и на ее поверхности, где решающим фактором была деятельность зеленых растений, животных и микроорганизмов. Данные о составе атмосферы приведены в табл. 2.

Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды (H2 O) и углекислого газа (CO2 ).

Кроме указанных в таблице газов, в атмосфере содержатся SО2 , NН3 , СО, углеводороды, НСl, НF, пары Нg, I2 , а также NO и многие другие газы в незначительных количествах. В тропосфере постоянно находится большое количество взвешенных твёрдых и жидких частиц (аэрозоль).

Верхняя граница тропосферы находится на высоте 8-10 км в полярных, 10-12 км в умеренных и 16-18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом. Нижний, основной слой атмосферы содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 0,6-0,65°/100 м.

Пояснительная записка

Экология - это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем биосферой. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет мощную силу, воздействующую на неё. Если эти воздействия не будут учитывать природные законы и связи, установившиеся за миллионы лет, могут возникнуть катастрофические последствия. Ученые уже обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости биосферы, вызванной деятельностью человека.

Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие.

В зависимости от учебного плана на изучение темы “Основы экологии” отводится в 9 кл. - 10 ч., в 11 кл. - 7 или 14 ч. Таким образом, с теорией учащиеся 11 кл. знакомы. Проблема в том, чтобы выпускники могли применять знания для решения практических задач. Для этого мною составлено данное учебно-методическое пособие. В практикуме представлены практические работы, которые:

1. Обучают умению изучать и оценивать состояние окружающей среды, проводить небольшие эксперименты, наблюдения, мини исследования решать экологические задачи;

2. Воспитывают потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

3. Развивают способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;

4. Формируют обще-учебные навыки работы с биологической и справочной литературой, с диаграммами, графиками.

В практикуме 6 практических занятий, которые охватывают практически все вопросы темы “Общая экология” в 11 классе.

Практикум можно использовать как один из возможных вариантов практических занятий, последовательность которых, временные рамки, а также отбор содержания могут корректироваться по усмотрению учителя. Допустимо использование фрагментов практических работ при базовом уровне обучения биологии, к тому же весь практикум может быть использован как элективный учебный предмет в классах социально-гуманитарного профиля.

Тема: “Среда обитания организмов и ее факторы”

Практическое занятие № 1. “Экологические факторы среды и их взаимодействие”

Цель: изучить законы зависимости организмов от факторов среды.

  1. Изучить экологические факторы среды и их взаимодействие;
  2. Научиться работать с диаграммами;
  3. Научиться строить графики зависимости.

Вводная беседа.

Экологические факторы – это условия среды.

Различают: абиотические, биотические и антропогенные факторы.

Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Главный из них - закон оптимума, который выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. На графике он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении меры фактора.

Для понимания связи видов со средой не менее важен закон ограничивающего фактора. Он гласит, что наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений. Именно от него и зависит в данный конкретный период выживание особей.

1. Перед вами график зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от двух факторов: влажности и температуры.

1) Определите, какой фактор будет ограничивающим в точке с координатами:

а) влажность - 20%; температура - 25°С

б) влажность - 80%; температура - 2°С

в) влажность - 80%; температура - 40°С

2) Назовите диапазон оптимальной для вида:

температуры

влажности

3) Назовите пределы выносливости вида:

по температуре

по влажности

2. Используя рисунок задания 1, подумайте и запишите, в каком из районов опасность размножения яблоневой плодожорки выше: в районе со средними летними температурами от 20 до 25°С и относительной влажностью 70-90% или в районе со средними летними температурами от 30 до 35°С и влажностью 30-40%:

3. Используя рисунок задания 1, постройте два графика зависимости смертности куколок яблоневой плодожорки от действия температуры при относительной влажности 80% и 30%.

Объясните, почему эти графики отличаются друг от друга:

4. Объясните, почему все графики зависимости численности (или смертности) от фактора среды будут иметь вид колоколообразной кривой:

Тема “Адаптация организмов”

Практическое занятие №2 “Изучение биоритмов”.

Цель: Изучить особенности индивидуальных биоритмов с целью оптимизации работоспособности.

  • научиться измерять по пульсу ритм сердечных сокращений;
  • научиться строить графики биоритма.

Вводная беседа:

В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов. В настоящее время известно более 100 ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга.

Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине-хронодиагностики, хронотерапии, хронофармокологии.

Ход работы

1. Измерьте у себя по пульсу ритм сердечных сокращений в спокойном состоянии в разное время суток (например, в 8, 15 и 21 час). Повторите измерение в течение 3-4 дней. Сопоставьте результаты.

2. Составьте результаты и постройте графики.

3. Проявляется ли суточный ритм в частоте ваших сердечных сокращений?

4. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали:

а) постоянную ночную работу с повышенной оплатой для тех, кто согласен на такой режим,

б) чередование дневной и ночной работы для каждого, с увеличенным отдыхом после ночи,

в) только дневную работу для одних и чередование дневных и ночных смен для других работников, какие-либо другие формы организации труда? Обоснуйте ответ.

5. Как по-вашему, лучше организовать доставку спортивной команды на всемирные соревнования из Москвы до Японии:

а) самолетом за два дня до соревнования;

б) самолетом за две недели до его начала;

в) поездом и затем на корабле за неделю до его начала? Обоснуйте решение.

Тема “Местообитание и экологические ниши”

Практическое занятие №3 “Составление экологической характеристики вида (экологическая ниша) и размещение комнатных растений в зависимости от этой характеристики.

Цель: закрепить понятие “экологическая характеристика”, убедиться в необходимости знаний об экологии растений для оптимального размещения их в классе и дома.

Вводная беседа:

Приспособленность к среде обитания комнатных растений обусловлена их морфологией, анатомией и физиологией. Для того, чтобы растение хорошо развивалось и росло, необходимо выявить его экологическую характеристику. Экологическая характеристика отражает отношение растения к свету, влажности, температуре, составу воздуха и т.д., т.е. все параметры экологической ниши.

Ход работы

1. Определите, какие комнатные растения имеются в классном помещении.

2. Выясните по паспортным данным родину каждого из этих комнатных растений.

3. Выясните по картам “Климатическая карта мира”, “Природные зоны”, какие условия существуют на родине каждого комнатного растения. Заполните таблицу:

4. Выберите 4-5 комнатных растений, чтобы предложить план размещения их в помещении в зависимости от абиотических факторов (от освещенности). Заполните таблицу:

5. Отметьте на плане помещения растения, зная их отношение к свету (растения обозначьте номерами).

6. Проверьте, правильно ли расставлены растения в классе, дома.

Тема “Конкурентные взаимодействия”

Практическое занятие №4 “Изучение межвидовой конкуренции”.

Цель: провести эксперимент, доказывающий существование в природе межвидовой борьбы за существование.

Оборудование: стеклянные банки (800 мл) с песком, кусочки черного или белого хлеба, фруктов, разбавленное варенье, ватные пробки, химические стаканы, восковой карандаш или маркеры, проволочные петли, спиртовки, фильтровальная бумага.

Вводная беседа:

Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе. Её подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

Формы проявления межвидовой конкуренции могут быть весьма различными: от жестокой борьбы до почти мирного сосуществования.

Заранее подготовьте культуру плесеней, примерно за неделю до урока “Борьба за существование”.

Для этого:

1) В банку насыпьте слой влажного песка и поместите на него увлажненные кусочки хлеба (черного или белого). Банку закройте крышкой, выложенной изнутри фильтровальной бумагой. Затем поставьте в теплое место. При этом песок и фильтровальную бумагу постоянно увлажняйте. Получите, таким образом, белую плесень-мукор.

2) В точно такую же банку поместите кусочки фруктов или разбавленное варенье. Методика проращивания точно такая же, как в предыдущем опыте. Однако в данном случае вырастет сизая плесень – пеницилл.

Если в природе существует межвидовая борьба за существование, то по принципу конкурентного исключения Гаузе: лучше будет чувствовать себя тот вид плесневого гриба, для которого пищевая среда благоприятна. Развитие другого вида будет угнетено.

Ход работы

  1. Поместите в одну часть пробирок кусочки хлеба, в другую - кусочки фруктов. Все питательные среды увлажняйте водой. Почему для опыта берут два вида питательных сред?
  2. Перенесите в пробирки с одинаковой средой: в одну- споры белой плесени, в другую- сизой плесени, в третью- обеих.
  3. Закройте пробирки и подпишите их (восковым карандашом или маркером). Поместите пробирки на 10-12 дней в теплое место.
  4. Рассмотрите пробирки. В какой из пробирок питательная среда более благоприятна, способствует плодовитости плесени? В какой из пробирок питательная среда менее благоприятна?
  5. Докажите, что результаты эксперимента подтверждают существование в природе межвидовой борьбы за существование.

Тема “Экологические сообщества”

Практическое занятие №4 “Изучение видового разнообразия и цепей питания в искусственной экосистеме”.

Цель: выявить цепи питания в аквариуме, показать роль человека в поддержании равновесия в искусственной экосистеме.

Оборудование: микроскопы, пипетки, предметные и покровные стекла, вата, марлевые салфетки, аквариум с его живыми обитателями.

Вводная беседа:

В аквариумах обычно выращивают такие растения, как уруть, водокрас, водяной мох. Из животных чаще всего встречаются прудовики, катушки, шаровки, аквариумные рыбки (гуппи, меченосцы и т.д.). Из микроскопических ракообразных - дафнии, водяные ослики. Из простейших - инфузории, амебы, коловратки, сувойки. Все эти живые организмы связаны друг с другом трофическими связями.

Ход работы

1. Рассмотрите каплю воды из аквариума под микроскопом, предварительно расположив в капле несколько нитей ваты для затруднения движения простейших и ракообразных.

2. Определите, какие микроскопические организмы обитают в аквариуме.

3. Какие водные растения произрастают в аквариуме?

4. Каких представителей позвоночных вы заметили (моллюски, ракообразные и т.д.)?

5. Какие аквариумные рыбки обитают в аквариуме? Заполните таблицу по результатам наблюдений:

6. Составьте все возможные пищевые цепи в аквариумной экосистеме.

7. Постройте пищевую сеть для этой искусственной экосистемы.

8. Какую роль выполняет человек в искусственной экосистеме?

9. Сравните аквариум с естественным водоемом. Что общего и какие различия у этих экосистем? Заполните таблицу:

10. Сделайте вывод по работе.

Тема: “Структура сообществ”

Практическое занятие №5 “Структура сообщества. Пищевые цепи и экологические пирамиды”.

Цель: научиться применять знания о структуре сообществ и взаимосвязях организмов в них при изучении природных сообществ ЯНАО.

1) уметь выделять группы организмов в сообществе;

2) составлять пищевые цепи сообщества;

3) уметь строить пирамиды биомассы и чисел.

Вводная беседа:

В биоценозах выделяют три группы организмов:

Продуценты;

Консументы;

Редуценты.

Они теснейшим образом связаны между собой и с неживой природой. Связь эта выражается через передачу вещества и энергии, то есть цепь питания.

Графическое выражение цепи питания называется экологической пирамидой.

1. Выпишите по рисунку виды, относящиеся к:

а) продуцентам,

б) консументам I порядка,

в) консументам II или III порядка.

2. Какие организмы тундры выполняют функцию редуцентов (разрушителей)?

3. Что произойдет, если в тундре будут полностью уничтожены волки, полярные совы, песцы?

4. Составить пищевые цепи сообществ: 3 пастбищные и 2 дендритные.

Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи:

предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн.

Постройте пирамиду чисел этой пищевой цепи, зная, что биомасса:

1 побега травянистого растения - 5 г (0,005 кг);

1 кузнечика - 10 г (0,01 кг);

1 лягушки - 10 г (0,01 кг);

1 ужа около 100 г (0,1 кг);

1 змееяда около 2 кг.

Рассчитанные значения впишите в таблицу:

Представители
трофических уровней
Рассчитанная
биомасса (кг)
Рассчитанная
численность (особи)

Растения

Кузнечики

Тема “Загрязнение окружающей среды”

Практическое занятие №6 “Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта”.

Цель: изучить влияние автотранспорта на загрязнение воздуха.

  1. Научить высчитывать количество выбросов вредных веществ.
  2. Научить обрабатывать результаты.

Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

Вводная беседа:

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOх (смесью оксидов азота NO и NO 2) и угарным газом, содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOх от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOх можно обнаружить в выхлопных газах не отрегулированного двигателя, а также двигателя в режиме прогрева.

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов, за определённый промежуток времени.

К выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3–10% об.), углеводороды- несгоревшее топливо (до 3% об.) и оксиды азота (до 0,8%), сажа.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом. Исходными данными для расчёта количества выбросов являются:

Количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

Нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице №1);

Таблица 1

Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего (приведены в таблице № 2).

Таблица 2

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).

Ход выполнения работы:

1. Выберите участок автотрассы вблизи школы (места жительства, отдыха) длинной 0,5-1 км., имеющий хороший обзор (из окна школы, из парка, с пришкольной территории).

2. Измерьте шагами длину участка (1 м.), предварительно определив среднюю длину своего шага.

3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени, например в течение, 20 минут. При этом заполняйте таблицу № 3(для примера в таблице заполнена строка “Легковые автомобили”):

Таблица 3

    Тип
    автотранспорта
    Количество,
    шт.
    Всего
    за 20 минут
    За 1 час,
    Ni, шт.
    Общий путь
    за 1 час, L км
    1 2 3 4 5
    Легковые автомобили 14 42
    Грузовые автомобили
    Автобусы
    Дизельные
    грузовые автомобили

4. Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

5. Расчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (Lкм) по формуле: Li= Ni . I,

    где Ni - количество автомобилей каждого типа за 1 час;

    I - обозначение типа автотранспорта;

    l - длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 3.

6. Рассчитайте количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qi= Li Yi

Значение Yi возьмите из таблицы 1.

Полученный результат занесите в таблицу 4.

Определите общее количество сожженного топлива каждого вида ({Q) и занесите результат в таблицу 4.

Таблица 4

Тип автомобиля

Qi, в том числе

Дизельное топливо
Легковые автомобили
Грузовые автомобили
Автобусы
Дизельные грузовые автомобили
Всего {Q

7. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.

Таблица 5

Вид топлива {Q,л}

Количество вредных веществ, л

СО Углеводороды NO 2
Бензин
Дизельное топливо
Всего (V), л

Обработка результатов и выводов.

1. Рассчитайте:

а) массу выделившихся вредных веществ (m, г) по формуле: m= V M: 22, 4;

б) количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.

Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Список используемой литературы

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-8 изд. - М.: Просвещение, 1995-340 с.
  2. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1995. - 143с.
  3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: в 3т. М.: Мир, 1990. Т.3 - 286 с.
  4. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1995. -191 с.
  5. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования.- М.: Просвещение, 1996. -160 с.
  6. Лернер И.Я. Система методов обучения и их практическое применение/Биология в школе.- 1998-№3 - C. 52-55.
  7. Совершенствование обучения биологии: Сб.науч.тр./Ред.кол.: А.Н.Мягкова/отв.ред./и др. - Изд. 1998. -120 с.
  8. Хрипкова А.Г. и др. Методика преподавания факультативных курсов по биологии. - Просвещение, 1998. -174 с.

Книга содержит методические рекомендации и карты-инструкции к проведению лабораторного экологического практикума в курсах биологии, химии, экологии, естествознания для учреждений общего среднего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования. Практикум проводится на базе школьных кабинетов и учебных лабораторий и включает 36 опытов и практических работ по темам «Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая среда и здоровье». Многие из описанных работ могут выполняться в полевых условиях с применением портативных тест-комплектов. Книга является пособием для учителей. Благодаря иллюстративности и доходчивости изложения рекомендуется подготовленным учащимся.

Оборудование для полевых работ.
При проведении практикума в полевых условиях либо при работах малыми группами учащихся необходимо пользоваться готовыми комплектами оборудования, включающими все (или большинство) необходимых в работе элементов. Речь идет о тест-комплектах и комплектных лабораториях, позволяющих, в отсутствие лаборатории и кабинета, получать количественные результаты. свидетельствующие о качестве воды, воздуха, почвенных вы-
тяжек. продуктов питания. Подобные комплекты выпускаются научно-производственным объединением ЗАО «Крисмас+» (Санкт-Петербург).

При количественной оценке показателей качества используются различные методы - титриметрический. колориметрический, турбидиметрический и др. Предлагаемые в настоящем практикуме методы и оборудование для их выполнения достаточно просты и освоены многими поколениями школьников и студентов. Существенно. что полевые работы проводятся с применением готовых титрованных и других аналитических растворов, которые входят в состав соответствующих тест-комплектов или полевых лабораторий. Приготовление аналитических растворов требует высокой квалификации и специального оборудования, и в условиях школы самостоятельно учителем или. тем более, учащимися, как правило, нецелесообразно.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
1. Оснащение экологического практикума 10
1. 1. Оборудование и принадлежности из школьного кабинета 10
1. 2. Специализированный класс-комплект для лабораторных работ по экологии, химии и биологии «ЭХБ» 11
1.3. Оборудование для полевых работ 16
2. Общая информация к проведению практикума 20
2.1. Общие правила работы 20
2.2. Меры безопасности при работах 21
2.3. Правила укладки и хранения оборудования. Размещение оборудования в школьном кабинете 25
2.4. Особенности методов и средств оценки состояния окружающей среды 26
3. Рекомендации для учителя по технике и методике проведения работ 32
3.1. Отбор проб атмосферных осадков, снега, льда 32
3.2. Отбор и подготовка проб почвы 32
3.3. Приготовление растворов, образцов, сред 33
3.3.1. Приготовление модельных растворов и образцов 33
3.3.2. Приготовление раствора хлорида калия для почвенной вытяжки 34
3.3.3. Приготовление некоторых растворов и питательных сред 35
3.3.4. Приготовление растворов с заданной массовой долей, молярной и нормальной концентрацией растворенного вещества 37
3.3.5. Приготовление кислотных газов и заполнение ими колб 39
3.4. Моделирование экологических ситуаций 39
3.5. Обнаружение соединений тяжелых металлов (меди, железа, свинца) в почвах и водоемах 41
3.6. Химические реакции и методы определения некоторых соединений в воде 43
4. Экологические исследования по теме «Воздух» 49
4.1. Вводная информация 49
4.1.1. Наблюдения за составом атмосферных осадков 49
4.1.2. Изучение углекислого газа как компонента воздушной среды и показателя дыхания человека 50
4.1.3. Изучение запыленности воздуха 52
4.2. Карты-инструкции к опытам и лабораторным работам 54
Опыт 1. Действие кислотного загрязнения воздуха на растения 54
Опыт 2. Влияние загрязнения воздуха аммиаком на растения 56
Опыт 3. Определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс-анализ окружающего воздуха) 57
Работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха 60
Работа 2. Определение запыленности воздуха в помещении 62
Работа 3. Изучение запыленности пришкольной территории 64
Работа 4. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов 66
Работа 5. Экспресс-анализ загрязненности воздуха аммиаком 69
5. Экологические исследования по теме «Вода» 71
5. 1. Вводная информация 71
5.1.1. Органолептические показатели воды 71
5.1.2. Кислотность и минеральный состав воды. Правила отбора проб воды 73
5.1.3. Жесткость воды, ее определение и устранение 76
5. 2. Карты-инструкции к опытам и лабораторным работам 79
Опыт 4. Приготовление модельных загрязнений воды (сточных вод) и их экспресс-анализ 79
Работа 6. Наблюдение за составом атмосферных осадков 82
Работа 7. Определение органолептических показателей качества воды 85
Работа 8. Определение водородного показателя (рН) воды 89
Работа 9. Определение и устранение жесткости воды 91
Работа 10. Обнаружение хлоридов в модельном растворе. минеральной воде и почвенной вытяжке 94
Работа 11. Количественное определение хлоридов в воде и почвенной вытяжке 96
Работа 12. Количественное определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке 98
Работа 13. Количественное определение общей жесткости в воде и почвенной вытяжке 100
Работа 14. Влияние синтетических моющих средств (CMC) на зеленые водные растения. Очистка воды от CMC 102
Работа 15. Очистка воды от загрязнений 106
6. Экологические исследования по теме «Почва» 109
6. 1. Вводная информация 109
6.1.1. Кислотность и засоленность почвы 109
6.1.2. Антропогенные нарушения почвы 110
6. 2. Карты-инструкции к лабораторным работам 113
Работа 16. Приготовление почвенной вытяжки 113
Работа 17. Определение рН почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы 115
Работа 18. Определение засоленности почвы по солевому остатку 117
Работа 19. Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки 119
Работа 20. Определение антропогенных нарушений почвы 121
Работа 21. Влияние искусственных экологических сред на растения (моделирование экологических ситуаций) 123
Работа 22. Польза и вред полиэтилена 125
Работа 23. Определение органического вещества в почве 127
Работа 24. Обнаружение тяжелых металлов в почвах и водоемах 129
7. Экологические исследования по теме «Окружающая среда и здоровье» 133
7. 1. Вводная информация 133
7.1.1. Изучение экологической опасности загрязнений тяжелыми металлами 133
7.1.2. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов 134
7.1.3. Изучение воздействия вредных химических факторов на здоровье человека 137
7. 2. Карты-инструкции к опытам и лабораторным работам 139
Опыт 5. Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа с помощью индикаторных трубок 139
Работа 25. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов 141
Работа 26. Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны 144
Работа 27. Влияние кислотности среды на свойства белка 147
Работа 28. Влияние курения на свойства слюны 150
Работа 29. Влияние антибиотика на свойства слюны 153
Работа 30. Воздействие алкоголя на свойства белка 155
Работа 31. Воздействие солей на свойства белка 157
Список литературы 159
Приложения 162
Приложение 1. Значения предельно-допустимых концентраций для взвешенных веществ (пылей) различной природы 162
Приложение 2. Основные свойства приоритетных загрязнителей воздушной среды 163
Приложение 3. Некоторые показатели качества воды, нормативы качества и характеристики полевых методов анализа 166
Приложение 4. Оптимальные значения рН почвы для основных сельскохозяйственных культур 169
Приложение 5. Степени и типы засоленности почв в зависимости от концентраций солей 170
Алфавитный указатель 171.

В учебном пособии изложены доступные методы биогеохимического исследования объектов и компонентов окружающей среды. Рассматриваются методы исследования образования и разложения органического вещества, влияния экологических факторов на различные процессы, происходящие в живых организмах, вопросы современной экологии и биоиндикации, методы химического мониторинга атмосферы, воды и почв. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся в области экологии и охраны окружающей среды, геоэкологии, работников природоохраны и их служб, а также для учителей, преподающих биологию и естествознание, руководящих экологическими кружками в школах.

Определение накопления органического вещества в биомассе растений и в почве.
Органическое вещество образуется и накапливается на Земле неравномерно. Наибольшее его количество образуют тропические леса (70 % запасов углерода), меньше - северные леса и наименьшее количество - тундры и пустыни. В лесных экосистемах наибольшее количество органических веществ накапливается в древесине (от 90 до 99 % от сухой массы дерева), меньше - в листьях и коре. В почве в виде гумуса содержится от 1 до 15 % органического вещества, которое является тысячелетним хранителем энергии.

Метод определения органического вещества в различных частях дерева заключается в сухом сжигании образца в муфельной печи, определении в нем золы и органической части (последняя рассчитывается в процентах к сухому образцу).

При сжигании растительного материала и почвы углерод, азот и водород улетучиваются в виде углекислого газа, воды и окислов азота. Оставшийся нелетучий остаток (зола) содержит элементы, называемые зольными. Разница между массой всего сухого образца и зольным остатком составляет массу органического вещества.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
ЧАСТЬ I. ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БИОИНДИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 7
Глава I. СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТАБИЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ БИОСФЕРЫ. (Глобальная продукция, разложение, биомасса) 8
Работа № 1. Определение образования органического вещества в листьях растений в процессе фотосинтеза (по содержанию углерода) 10
Работа № 2. Определение накопления органического вещества в биомассе растений и в почве 14
Работа № 3. Определение расхода органического вещества растениями при дыхании 16
Работа № 4. Разложение органических веществ воды и почвы с определением некоторых конечных продуктов 19
Работа № 5. Микроорганизмы - один из глазных компонентов, обеспечивающих стабильность биосферы Земли. Выявление и количественный учет микроорганизмов в педосфере (почве) и гидросфере 23
Работа № 6. Определение биомассы и продуктивности растительного сообщества, как результата образования и разложения органического вещества (с предварительным описанием параметров фитоценоза) 28
Глава II. ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ И АНТРОПОГЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БИОТЫ 33
Работа № 7. Определение устойчивости растений к высоким температурам 35
Работа № 8. Определение температурного порога коагуляции белков цитоплазмы клеток разных растений 36
Работа № 9. Определение устойчивости клеток различных растений к обезвоживанию 38
Работа № 10. Влияние низких температур на коагуляцию белков у растений 39
Работа № 11. Определение устойчивости побегов древесных растений к низким температурам 41
Работа № 12. Определение устойчивости растений к засолению почвы и воздуха 44
Работа № 13. Определение устойчивости растений к сернистому газу (А), хлору (Б) и аммиаку (В). Выявление биоиндикаторов 47
Работа № 14. Определение сравнительной устойчивости древесных растений к выхлопным газам автотранспорта. Выявление биоиндикаторов 49
Работа № 15. Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протоплазмы растительной клетки 52
Работа № 16. Влияние солей тяжелых металлов на коагуляцию растительных и животных белков 54
Глава III ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 56
Работа № 17. Количественный учет микроорганизмов в воздушной среде рабочих помещений. Влияние летучих выделений растений на содержание микроорганизмов в воздухе 57
Работа № 18. Оценка фитонцидной активности растений и токсичности оседающей на них пыли в опытах с простейшими и с насекомыми 60
Работа № 19. Определение антимикробных свойств высших растений и биологической загрязненности разных вод методом "подводной пробы" 64
Работа № 20. Качественное распознавание минеральных удобрений, как возможных загрязнителей почв и сельхозпродукции 66
Работа №21. Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение в различных овощных культурах в зависимости от вида, сорта, органа, ткани: 75
Работа № 2 2. Автотранспорт - основной загрязнитель биосферы больших городов. Определение загруженности улиц автотранспортом и некоторых параметров окружающей среды, усугубляющих загрязнение 82
Работа № 23. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации СО) 84
Работа № 24. Альтернативное топливо, резко снижающее загрязнение окружающей среды - этиловый и другие спирты. Метод получения этанола из продуктов растениеводства 88
Работа № 25. Утилизация отходов - одна из проблем охраны окружающей среды. Получение биогаза из органических остатков 91
Работа № 26. Изменение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных факторов 94
Глава IV. БИОИНДИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 96
Работа № 27. Уменьшение содержания хлорофилла в листьях растений - биоиндикационный признак неблагоприятных условий среды. Определение хлорофилла фотометрически 97
Работа № 28. Накопление фенольных соединений в органах цветковых растений, мхах, лишайниках, как проявление защитной реакции на неблагоприятные условия среды 101
Работа № 29. Изменение цвета флавоноидных пигментов различных цветковых растений под влиянием рН среды, солей тяжелых металлов 104
Работа № 30. Определение зольности листьев" хвои, почек и коры древесных растений, как индикационного признака загрязнения воздушной среды тяжелыми металлами ПО
Работа № 31. Накопление серы в листьях и коре древесных растений в разных условиях загрязнения среды сернистым газом 112
Работа № 32. Изменение феноритмов у растений -интегральный индикационный показатель. Проведение фенологических наблюдений. Построение феноспектров и их анализ 115
Работа № 33. Определение влажности листьев и их тургорного состояния как индикационных признаков в условиях уличных посадок городских экосистем 122
Работа № 34. Определение площади листьев у древесных растений в загрязненной и чистой зонах 123
Работа № 35. Обследование состояния придорожных посадок древесных растений на центральных улицах города (I), в защитных зонах предприятий, работающих на органическом топливе (II) 126
Работа № 36. Определение поражения и омертвления тканей листа при антропогенном загрязнении воздушной среды: А) по проценту пораженной ткани, Б) по диагностике живых и мертвых тканей 129
Работа № 37. Определение загрязнения окружающей среды пылью по ее накоплению на листовых пластинках растений. Построение карты загрязнения территории пылью. Оценка токсичности пыли 131
Работа № 38. Определение состояния окружающей среды в прошлые годы по радиальному приросту древесных растений 133
Работа № 39. Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных 135
Работа № 40. Оценка состояния окружающей среды по наличию, обилию и разнообразию видов лишайников (лихеноиндикация) 138
Работа № 41. Биомониторинг атмосферного загрязнения по реакции пыльцы различных растений-индикаторов 142
Работа № 42. Определение плодородия почвы по ее цвету и продуктивности растений 144
Работа № 43. Определение засоленности почв городских улиц по сухому остатку почвенной вытяжки 147
Работа № 44. Качественное определение легко-и среднерастворимых форм химических элементов в почвах городских улиц 149
Работа № 45. Определение токсичности сернистого газа, почв, воды, пестицидов методом высечек листьев (но разрушению хлорофилла) 151
Работа № 46. Бйотестирование летучих токсических веществ, воды, вытяжки из почвы, пестицидов по прорастанию семян 155
Работа № 47. Биотестирование растворенных токсических веществ по росту отрезков колеоптилей пшеницы 157
Работа № 48. Биотестирование токсичности субстрактов но проросткам различных растений-индикаторов 160
Работа № 49. Определение кислотности и токсичности осадков, выпадающих в зонах загрязнения 163
Работа № 50. Методы биотестирования качества природных и сточных вод: а) с рачком дафния магна, б) с ряской и элодеей 165
ЧАСТЬ II. ХИМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 173
Глава V. МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 174
Работа № 51. Определение запыленности воздуха 177
Работа № 52. Определение диоксида серы 180
Работа № 53. Определение диоксида азота 182
Работа № 54. Определение аэрозоля серной кислоты и растворимых сульфатов 185
Работа № 55. Контроль выбросов загрязняющих веществ промышленными источниками. Определение скорости и объема воздуха или газа 187
Работа № 56. Определение запыленности вентиляционного воздуха, массы выброса и эффективности пылеулавливающей установки 192
Работа № 57. Контроль выбросов загрязняющих веществ автотранспортом 194
Работа № 58. Расчет условий рассеивания выбросов промышленных предприятий 198
Глава VI. МОНИТОРИНГ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ РАЗЛИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 201
Работа № 59. Определение микроклимата помещений 203
Работа № 60. Определение фенола в воздухе помещений, отделанных полимерами 205
Работа № 61. Определение формальдегида в помещениях с полимерным покрытием 207
Работа № 62. Определение запыленности помещений 211
Работа № 63. Определение марганца в сварочном аэрозоле 212
Работа № 64. Определение угарного газа на рабочем месте 215
Работа № 65. Определение свинца в смывах со стен и оборудования 216
Работа № 66. Определение ртути в смывах со стен и оборудования 218
Глава VII. МОНИТОРИНГ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 221
Работа № 67. Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды (температура, прозрачность, цвет, осадок, пленка, запах, вкус и привкусы) 223
Работа № 68 Определение активной реакции (рН) 227
Работа № 69. Определение сухого остатка 228
Работа № 70. Определение общей жесткости 230
Работа № 71. Определение хлоридов 232
Работа № 72. Определение железа (общего) фотометрическим способом 233
Работа № 73. Определение перманганатной окисляемости 237
Работа № 74. Определение ионов аммония 240
Работа № 75. Определение нитритного азота 242
Работа № 76. Определение нитратного азота 243
Работа № 77. Определение растворенного кислорода по Винклеру 245
Работа № 78. Определение поверхностно-активных веществ (ПАВ) 247
Глава VIII. МОНИТОРИНГ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА 250
Работа № 79. Определение содержания сероводорода в почве, загрязненной нефтепродуктами 253
Работа № 80. Определение меди. 255
Работа № 81. Определение азота нитратов 257
Приложение 259
Словарь используемых терминов 276
Литература 277.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...