Александр Македонский. Поход в Бактрию и Согдиану

область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана. Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

Отличное определение

Неполное определение

СОГДИАНА

Согд, Сугуд - древ. обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. - с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. - Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э. Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм. В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество). В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 - 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи. Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства. Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок. В кон. 4 - 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Ни знойные пустыни, ни снежные вершины гор не могли помешать бесчисленным паломникам из многих далеких и сопредельных стран посетить в Индии места, связанные с различными событиями в жизни Будды. Однако, распространение буддизма на запад в свое время носило, пожалуй, еще более ярко выраженный характер, чем распространение его на восток.

Хинаяна, распространившись в Средней Азии, сохранилась там именно в тех школах, которые так или иначе являлись шагом к Великой колеснице (путь от Махасангхики к махаяне). Вселенский же характер махаяны и связанных с ней искусства и наук способствовали широкому распространению буддизма в странах Средней Азии и затем Дальнего Востока.

С точки зрения территориально-временных факторов удобнее рассматривать данный регион в плане четырех основных государственных образований, к которым относились 1) Бактрия и Греко-Бактрийские царства Селевкидов (Восточный Иран, он же - современный Афганистан, Маргиана - современная Туркмения, Северная Индия - современный Пакистан), 2) Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан), 3) Кушаншахр (Бактрия - Тохаристан, Северная Индия - Гандхара) и 4) Восточный Туркестан (Хотан, Куша, Яркенд и др.).

Бактрия или Бактриана, позже Тохаристан и Балх - древняя область Ср. Азии в бассейне реки Аму-Дарья. Граничила с Согдианой, Арахосией, с Гандхарой и Маргианой. Главный город - Бактра или, позднее, Балх. В VI - IV вв. до н. э. входила в персидскую державу Ахеменидов. Можно предположить, что первые представления о буддизме на эту территорию стали проникать еще в ту эпоху, но более вероятно, что это связано с Греко-Бактрийским царством.

В III в. до н. э. Бактрия была завоевана А. Македонским. После раздела его империи от владений Селевкидов откололось Греко-Бактрийское царство (250 гг. до н. э. и 130 гг. н. э.). После распада империи Маурьев ее северо-западные районы во II в. до н. э. также попали под власть греко-бактрийского и парфянского государств. Греко-индийский царь Агафокл чеканил на своих монетах буддийские символы, так же, как приверженец буддизма греко-бактрийский царь Менандр чеканил на своих монетах (найденных на территориях современных Афганистана, Пакистана и Сев. Индии) дхармачакру.

Греко-бактрийский царь Менандр или Милинда, согласно палийским источникам, правил в 130-100 гг. до н. э. В палийском неканоническом сочинении "Милинда-паньха (Вопросы царя Менандра)" этот царь предстает образованным и глубоким мыслителем, совмещающим царскую власть с постижением истины. Его собеседником, отвечающим на вопросы царя, предстает архат Нагасена, принадлежащий к хинаянской школе Кашьяпия. Данный источник свидетельствует о ши-роком распространении буддийских идей в Бактрии в указанный период

При кушанах Бактрия стала называться Тохаристаном. В I - II вв. тохары, индо-европейский народ иранского происхождения, жили в Бактрии вместе с кушанами, одним из пяти родственных им народов. Затем они объединились с кушанами ив 130 г. разрушили Греко-Бактрийское царство. Название Бактрии - Тохаристан - сохранялось до XIII в. Таким образом Бактрия со столицей в Балхе (развалины в 18 км от Мазари-Шерифа в Афганистане) входит вместе с Согдианой в Кушаншахр (II-I вв. до н. э.-П в. н. э.) - Кушанскую империю.

С I в. до н. э., с момента возникновения Кушаншахра, роль буддизма усиливается и он стал распространяться на юго-восточные территории Парфии (Северо-Восточный Иран и Хорасан) и Маргианы (современная Туркмения). Китайский паломник Хой Чао, посетивший Тохаристан в 726 г., писал: "Правитель, знать и народ почитают буддийское Учение... здесь много монастырей и монахов". По сведениям другого известного китайского путешественника и учителя Сюань-Чжуана, посетившего Термез (его развалины находятся к югу от Душанбе), там находились десятки монастырей с тысячами монахов, были построены ступы и изображения Будды.

Сейчас от былого великолепия остались лишь руины, где ведутся археологические раскопки, названия древних святилищ сменились названиями поздних поселений, возле которых они были обнаружены: Фаяз-тепе (холм), Каратепе, Айртам, Занг-тепе (где были обнаружены буддийские рукописи на бересте), Аджина-тепе (где найдена 14-метровая статуя Будды), городище Калаи-Кафирниган и многие другие.

Согдиана

Согдиана или Согд (Сугуд) - древняя страна в Средней Азии, расположенная в районе рек Зеравшана и Кашка-Дарьи. На севере граничила с масагетами, на юге с Бактрией. По персидским надписям известна с VII в. до н. э. Столицей ее была Мараканда (Самарканд). Вместе с Парфией и Хорезмом входила в Ахеменидскую империю. Позже входила в империю Александра Македонского и затем (III в. до н. э.) в империю Селевка и Греко-Бактрию. В I в. н. э. вошла в империю Кушаншахр. Согдийцы - ирано-язычный народ, предки современных узбеков и таджиков, среди них были распространены зороастризм и буддизм (Саманизм). В Согдиане применялось согдийское письме на основе арамейского алфавита, на котором осталось достаточно уцелевших фрагментов буддийских писаний. Несмотря на то, что иногда из-за нетерпимости местных властей возникали трения между двумя общинами, буддизм был распространен достаточно широко и сосуществовал с Маздаизмом. Об этом свидетельствуют название города Бухара, происходящее от санскритского "вихара" - монастырь. Согдийцы сыграли важную роль в проповеди буддизма в Средней и Центральной Азии (в том числе в Тибете).

Кушаншахр

Кушаны или тохары (по-китайски юэчжи), одно из пяти родственных ирано-язычных индо-европейских племен, теснимые гуннами, вторглись в Бактрию и Северную Индию. При Кадфизе I (15-45) произошло объединение кушан и образование в I - IV вв. н. э. государства Кушаншахр (Империи Кушан). Они сменили греко-бактрийский период в истории региона. Вима Кадфиз II (45-78) вторгся в Сев. Индию, а Канишка (78-123) расширил империю до максимальных размеров. Так, в первые века н. э. в этих регионах выросло конгломеративное государство Кушанов. В период своего расцвета, во время правления Канишки, в I в. н. э., Кушанская империя занимала территории бывшего греко-бактрийского царства, частично Ирана, сильно углубляясь в районы Средней Азии.

Таким образом, империя Кушан охватывала значительную часть территории Индии, Средней (современные Узбекистан, Таджикистан, Афганистан) и Центральной Азии; однако кушаны вторглись не как разрушители, а как покровители того великого, что было уже создано на подвластной им отныне территории. Кушанские правители, особенно Канишка прониклись учением Будды, хотя наряду с Буддизмом они покровительствовали и другим индийским религиям, например шиваизму, культ которого, тем не менее, не получил широкого распространения в Кушаншахре.

Кушаны положили начало новой эре богатых подношений монастырям, составивших прочную основу для развития махаяны; ни один из поздних домусульманских царей не нарушил этой традиции даро-подношения.

Век Канишки - это второй золотой век Буддизма после Ашоки. Как и Ашока, он поставил Буддизм на службу интересам государства, но при этом покровительствовал его более популярной форме, махаяне. В связи с этим обстоятельством стал активно развиваться культ сподвижников Будды - бодхисаттв. При этом Канишка покровительствовал всем течениям и школам в Буддизме. Сохранилась записанная фраза Канишки: "Тот, кто различия между личностями, отсекая, устраняет, тот находится на переднем конце пути".

По сохранившимся фрагментам уцелевших после арабского нашествия письменных источников (к этой школе принадлежал известный текст "Махавасту") известно, что в Кушаншахре была распространена буддийская школа Махасангхика-локоттаравада, которая повсеместно пребывала в Бамиане. Достаточно вспомнить гигантские многометровые изваяния Будды в Бамиане (Афганистан), высеченные прямо в материковой скале. Об этом же свидетельствуют остатки бесчисленных ступ в Средней Азии.

Данная школа проповедовала особую (космическую) природу Будды в ее запредельном аспекте и особую роль бодхисаттвы (идея махакаруна - "великое милосердие"). Махакаруна считалась реализуемой на 8 уровне бодхисаттвы (бхуми Ачала), после чего была невозможна деградация. Такие свидетельства говорят об уже развитой махаяне. Тексты Махасангхики-локоттары были написаны на кхароштхи, письме арамейского происхождения, на котором писали справа налево. Эта школа отделилась от общей Махасангхики и стала продвигаться на Запад.

Также есть свидетельства о наличии в кушанский период школы Самматия, проповедающей учение о "Я" Будды и "я" личности. Самматия считалась ответвлением школы Ватсипутриев, буддийских персоналистов. В IV в. Самматия распространилась в Индии (Матхура, Сарнатх) и западной Индии (Мальва). По сообщению Сюань-цзана от VII в. в указанное время эта школа была самой распространенной в Индии

Следом за Махасангхикой здесь стала распространяться Сарвастивада, ее адепты писали уже на индийском письме брахми. Особое развитие в Средней Азии получила Вайбхашика - ветвь школы Сарвастивады. Несмотря на то, что эта школа была хинаянской, в ней был ряд моментов, сближающих ее с махаяной.

Параллельно развитию буддийских идей в кушанскую эпоху расцветает искусство. Само это искусство было обусловлено греко-иранским вкладом, поскольку именно в кушанской Бактрии происходило слияние гандхарской и более поздних индо-буддийских школ с местной школой искусства. Возобновляется создание антропоморфных образов Будды и появляется интересное нововведение - строительство храмов не для верующих, а для священных изображений Будды.

При Канишке был проведен IV буддийский собор в Пурушапуре (Пешавар), на котором присутствовали 500 бхикшу, представителей различных буддийских школ, за исключением тхеравады. Собор, под руководством Васумитры одобрил новую редакцию Винаи и комментарии к ней, а также к сутре и Абхидхарме. Был создан канон Сарва-стивады, особым почитателем которой считался сам Канишка. Тексты записали на санскрите, на медных пластинах, которые были закопаны в построенную в честь такого случая ступу. Во времена Канишки жили великие буддийские деятели, писатели и поэты: Ашвагхоша, Васумитра, Арьяшура, Нагарджуна и др.

При наследниках Канишки (Хувишке и др.) Буддизм также почитался, до тех пор, пока в IV веке н. э. Кушанская империя не сошла со сцены.



Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как "Страна плодородных долин". Поэтические строки "Авесты", сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: "Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами". История Согда была яркой, насыщенной событиями и переменчивой. Уже в VII-VI веках до нашей эры в стране было множество укрепленных городских поселений и разветвленная сеть ирригационных сооружений. Согдийцы выращивали пшеницу, рис, виноград, разводили скот и на протяжении столетий мирно соседствовали с кочевыми племенами саков и массагетов.

В середине шестого века до нашей эры Согдиана стала частью Ахеменидской империи, однако жители ее ожесточенно сопротивлялись захватчикам. "Отец истории" Геродот рассказывает о царице массагетов Томарис, ставшей во главе войска, в упорной битве уничтожившего полчища персов. В этом бою погиб и персидский царь Кир Великий. Голову его Томарис велела бросить в кожаный мех, наполненный кровью, чтобы он "досыта напился" ею.

Его преемник Дарий также столкнулся с жестокой борьбой среднеазиатских народов с завоевателями. Античный автор Полиен описал историю сакского пастуха Ширака. Мужественный юноша вызвался быть проводником персов и после недельного пути преднамеренно завел врагов в безводную пустыню, за что и поплатился жизнью.

На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша. Первые поселения на месте городища появились в 7-6 годах до нашей эры, однако воины Александра Македонского в 329 году увидели большой цветущий город, обнесенный крепостной стеной и с цитаделью, окруженной многочисленными жилыми постройками. Согдиана оказалась северо-восточной оконечностью завоеваний полководца. Здесь, на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана, Александр Македонский пробыл около двух лет, а затем, привлеченный рассказами о несметных богатствах Индии, вторгся в северный Индустан.

Но эти годы не были мирными для захватчиков. Завоевателю пришлось пережить вооруженное восстание во главе со знатным согдийцем Спитаменом. Население Средней Азии оказывало стихийное сопротивление македонцам с момента их появления, пока в Согдиане оно не переросло в настоящую войну. Это было народное освободительное движение, которое охватило и ряд соседних областей, в частности, Бактрию. Александру Македонскому пришлось предпринять немало усилий, чтобы подавить восстание. Сам Спитамен, по преданию, был убит собственной женой, которая такой ценой хотела спасти свою жизнь и троих своих детей.

После смерти великого полководца Согд стал частью государства Селевкидов и Греко-Бактрийского царства.

Ученые не зря относят Согдиану во главе с Маркандой к одному из центров древних мировых цивилизаций. Раскопки, которые уже несколько десятилетий ведутся на Афрасиабе, дали немало интересных находок. На "дневную поверхность" были извлечены различные предметы, свидетельствующие, в частности, о заметном влиянии эллинистической культуры. Среди них высококачественная керамика, в том числе кубок с именем богини победы Ники, терракотовые головки Афины, бронзовые изделия, наконечники стрел, резные греческие геммы, монеты селевкидских и греко-бактрийских правителей.

Известно, что на стенах храмов, дворцов и домов знати Согдианы изображались сцены из эпических сказаний. Греческий автор Хорес Митиленский отмечал, что особенно популярной была легенда о любви согдийского юноши Зариадра и дочери скифского царя Одатиды.

Жители древней Согдианы исповедовали в основном зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии - вместилища для останков огнепоклонников. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: "Мы поклоняемся Миртре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние - серебром".

Уже в эпоху эллинизма через согдийские города проходил знаменитый Великий шелковы путь, а Мараканда (Самарканд) находилась на главном перекрестке важнейших караванных дорог. Оживленные торговые связи оказывали сильное влияние на культуру соседних стран. Если согдийцы заимствовали из Китая шелководство, технологию производства бумаги, оружейное дело, то китайцы вывезли из Средней Азии семена и саженцы винограда, хлопчатника, люцерны. Отсюда, из Ферганской долины, поставлялись в Поднебесную империю неутомимые скакуны.

Жизнь согдийцев проходила почти в непрерывной борьбе с иноземными захватчиками. Древнеримский историк Квинт Курций Руф писал, что в Согдиане "много густо расположенных сел, так как плодородие почвы не только привязывает коренных жителей, но и привлекает пришельцев". А древнегреческий историк Флавий Арриан уточнял, какого рода бывают эти "пришельцы", в частности, скифы - "скифы эти жили в крайней бедности: не было у них ни городов, ни оседлого жилья; бояться за свои блага им было нечего, и потому склонить их на любую войну ничего не стоило". На территории Средней Азии на рубеже старой и новой эры складывались и распадалась государственные образования. Согдиана была членом политической конфедерации, куда входили около двадцати различных княжеств и вольных городов. В I веке нашей эры Согдиана, как и Бактрия, вошла в состав могущественного государства Великих Кушан. В это время все более усиливаются торговые связи согдийских городов, и в первую очередь Самарканда с Китаем и Индией. По Великому шелковому пути в Согд везут шелк, изделия из лака и кожи, нефрит и железо, пряности и благовония, а вывозят стеклянные изделия, драгоценности, ткани и ковры.

В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии - буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры центр распространения христианства в Согде находился близ города Ургут, что в шестидесяти километрах от Самарканда. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. А в начале VII века китайский паломник Сюань Цзян, посетил в Самарканде буддийский монастырь и нашел его в упадке и запустении. Главным в этом сожительстве вероучений в кушанскую эпоху была их взаимная терпимость, толерантность. В Согдиане в религиозном смысле "расцветали все цветы", и это продолжалось до нашествия арабов, которые покончили со всяким свободомыслием в делах веры.

Спустя несколько веков Кушанская империя пала под натиском кочевых племен эфталитов, которые в свою очередь были сметены тюркскими племенами. С середины VI века Согдиана вошла в состав Тюркского каганата.

В этот период Согдиана была процветающим краем. Ведущее место в экономике занимало сельское хозяйство и, прежде всего, земледелие, основанное на искусственном орошении. И надо сказать, что в развитии ирригации древние согдийцы достигли больших успехов. Так, внутренняя часть Самарканда - шахристан снабжалась водой специальным оросителем, который отделялся от главного городского канала Чакардиза. В исторических источниках канал упоминается под названием "Джуи-Арзиз", или "Свинцовый проток". Это название произошло от того, что вода в город поступала по арочной эстакаде, которая поддерживала водопроводный акведук, покрытый сверху свинцом. Специальные надсмотрщики круглый год охраняли это уникальное гидротехническое сооружение, сложенное из жженого кирпича, которое не уступало и римским акведукам.

В горах Согда добывались золото, серебро, железо, олово, медь, ртуть, киноварь, самоцветы. И в ремесленном производстве ведущее место занимали отрасли, связанные с обработкой металла. Согдийские мастера славились мастерством в изготовлении самых разных изделий - серпов, ножей, наконечников копий и стрел, кинжалов и кольчуг, стремян и удил для боевых коней…

Согдийские ремесленники выделывали хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Особым успехом пользовались хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались в селении Ведар близ Самарканда и которые расходилась не только по Средней Азии, но и за ее пределами. На азиатском рынке большой популярностью пользовалась и согдийская шелковая ткань "занданачи".

Во многих городах Согдианы при археологических раскопках найдены гончарные мастерские, в которых выделывалась поливная глазурованная керамика. Большого мастерства ремесленники достигли в изготовлении изделий из цветного стекла и писчей бумаги. По свидетельству современников, согдийцы были искусными торговцами. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке Шелкового пути от Мерва до берегов реки Хуанхэ. Самарканд, главный город страны, являлся одновременно торгово-промысловым центром и ведущим узловым пунктом на Великом шелковом пути. В нем сосредоточивалась наибольшее количество иноземных товаров, а также основная масса продукции местного ремесла.

Торговые связи Согда простирались и на Запад до Средиземноморья. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы из Согдианы во главе с купцом Маниахом древними степными путями в обход Ирана по северному берегу Каспия достигли Константинополя и установили дипломатические и торговые связи с Византией.

По словам китайского монаха-паломника седьмого века Сюань Цзяна, половина жителей Согдианы занималась земледелием, половина - торговлей. В Самарканде родившимся мальчикам намазывали язык "каменным медом", а на ладонь клали клей, чтобы она крепко держала денежку. С пяти лет они изучали книги, а когда подрастали, то их посылали учиться торговать. Достигнув двадцати лет, юноши уезжали в соседние владения, где могли надеяться на прибыльную торговлю.

Одной из древнейших форм торговли в Согде были ярмарки. Сюань Цзян в своих записках отмечал, что "ежегодно на большие ярмарки съезжались купцы из всех стран и там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали". Здесь предлагались разные сорта хлопчатобумажных и шерстяных тканей, шелка и другие ткацкие изделия; кожи, среди которых особое место занимала шагрень, скорняжные и гончарные изделия, всевозможные поделки из дерева, металла и кости. Торговали рабами, лошадьми и крупным и мелким скотом. Из Самарканда вывозились золото, нашатырь, разные благовония, белый жемчуг, замша, ковры. На ярмарках торговали и с кочевниками. Основные места обмена устанавливались в пограничных со степью районах, куда тюрки пригоняли свой скот и привозили свои изделия и куда в свою очередь прибывали согдийские купцы для покупки и обмена.

Согдиана в первые века нашей эры славилась не только ремеслами и торговлей. В городах Согда процветали искусства и литература. Согдийская письменность была основана на использовании арамейского алфавита. Наиболее ранние согдийские тексты, дошедшие до нашего времени, относятся к началу IV века и представляют собой частную переписку, выраженную весьма литературным языком.

Сорок лет назад при раскопках одного из холмов Афрасиаба был обнаружен богатый дом, в котором стены были украшены росписью с изображением нарядно одетых всадников и всадниц, восседающих на слонах, верблюдах и лошадях. На одежде одного их мужчин, черты лица которого имеют этнические отличия от лиц других персонажей была согдийская надпись. Расшифровав ее ученые прочли текст гласящий: "Я чаганианский начальник канцелярии по имени Бур-Затак. Я прибыл в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и письменности…".

Согдийские художники с воодушевлением изображали богатство и роскошь знатных господ. На стенах храмовых и дворцовых зал в Самарканде, Варахше и Пенджикенте они рисовали благородных вельмож в роскошных одеждах из парчи и шелка, в золотых венцах и поясах, с кинжалами у пояса, в драгоценных серьгах, ожерельях и браслетах, с изнеженными лицами и тонкими девичьими талиями, с золочеными чашами в изящных руках.

Такими их наяву видели и арабы, что возбуждало в них зависть и алчность и, без сомнения, вызывающая роскошь местной знати повлияла на размах арабских завоевательных походов.

Арабские армии дошли до Согдианы, прозванной ими "Садом победоносного халифа" в 651 году. Но здесь им предстояла длительная и трудная борьба. Лишь в 712 году Согд терпит поражение от мусульманских войск Кутейбы ибн Муслима. Согдийский ишхид (царь) - афшин Самарканда Диваштич не подчинился завоевателям и арабы назначили царем Гурека.

Диваштич удалился в свое родовое владение Пенджикент и там, в семидесяти километрах от города, на горе Муг он построил неприступный замок. Спустя десять лет наместник Хорасана эмир Саид аль-Хараши решил покончить с непокорным афшином. Арабы разрушили дворец и храм огня в Пенджикенте, разбили статуи, уничтожили настенные фрески, сожгли согдийские рукописи. Штурмом была взята крепость на горе Муг, а сам Диваштич попал в плен. Он был распят на стене мавзолея-науса близ современного города Акташ в Самаркандской области.

Арабы искоренили местные религии и сделали государственной религией ислам, согдийский язык вытесняется языком дари, письменность заменяется арабской графикой, этой своего рода "восточной латынью".

После Х века Согд, как название страны и области выходит из употребления и при тимуридах сохраняется лишь как название двух небольших рустаков к западу от Самарканда.

Согдийцы позаимствовали у Ирана свою письменность; из послеахеменидского канцелярского арамейского письма возникли четыре идеографические системы письма: парфянское, персидское, согдийское и хорезмийское. Эти системы письменности сохранялись в Средней Азии и Иране в течение многих столетий, пока эти страны не были завоеваны арабами. В ахеменидский период народы Средней Азии, в частности Согда, впервые ознакомились с чеканной монетой. Образцы золотых дариков и других монет ахеменидской денежной системы были найдены и на территории Средней Азии. В кратковременный период эллинского владычества согдийцы познакомились с монетой греческого образца. После того, как селевкиды потеряли контроль над этими районами, массовый приток её прекратился, и местные правители организовали свою чеканку. Однако уровень развития согдийского общества был ещё таков, что ни реальное "экономическое" содержание, ни заложенные в монете прокламативные возможности не были по-настоящему осознаны. В результате местные эмиссии приобрели подражательный характер: были скопированы типы наиболее популярных на рынке греческих монет. В дальнейшем каждое следующее поколение подражаний, как правило копировало тип предыдущего. Со временем накапливались ошибки и отклонения от первоначального прототипа, изображения огрублялись и теряли смысл, а надписи становились нечитаемыми, орнаментировались или вообще исчезали. Судя по топографии монетных находок в Согде, в последних веках до нашей эры было не менее трёх самостоятельных владений: Самаркандские правители (восточный Согд) выпускали подражания монетам Антиоха I; в Бухарском Согде (западном) - взяли за основу тетрадрахмы Евтидема, и в то же время начали выпуск монет с именем Гиркода двух видов. На лицевой стороне обеих - голова правителя вправо, на оборотной стороне протома лошади или стоящее божество с языками пламени у плечей. А в южном Согде (в долине Кашкадарьи) копировали драхмы селевкидов с портретом Александра Великого. В раннем средневековье Согд стал главным посредником в мировой торговле между Западом и Востоком. Доходы от мировой торговли стали основой для быстрого роста городов, который начался в конце IV века н.э. Развивалось ремесло и внутренняя торговля. Если в V веке ещё только начинается становление самостоятельной монетной системы, то уже в VII веке она предстаёт развитой и хорошо приспособленной для всех сфер торговли. На ранних согдийских монетах на лицевой стороне ещё имеется изображение богини с прямыми волосами. Но уже с середины VII века правители Согда - ишхиды и владетели подчинённых им уделов начинают выпускать литую монету с квадратным отверстием, лишённую каких-либо изображений правителей и божеств. На лицевой стороне размещается согдийская надпись курсивом с именем и титулом, а на оборотной - династический символ, для каждого правителя свой. Согд никогда не был единым государством, а составлял конгломерат княжеств и вольных городов, возможно объединённых в конфедерацию под главенством наиболее сильного владетеля. По крайней мере, Согд входил в империю эфталитов, а после 563 года в Тюркский каганат. После 630 года согдийская конфедерация становится независимой, хотя номинально признаёт суверенитет разгромившего тюрков Китая. И, наконец, с первой половины VIII века Согд, как, впрочем, и вся Средняя Азия окончательно входит в состав арабского халифата.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...