1989 год авария в башкирии. Ашинская трагедия: самая страшная железнодорожная катастрофа в ссср

Начнем со случая, который можно даже назвать почти веселым. К сожалению, такого не скажешь о многих других историях нашего списка.

Авиалайнер компании British Airways направлялся из английского Бирмингема в испанскую Малагу, взяв на борт 87 человек пассажиров с экипажем. Долго парить в спокойствии ему не удалось. Уже через 13 минут после взлета стекло кабины пилота сорвало потоком воздуха, и командира экипажа буквально засосало в оконный проем. Человек застрял в лобовом стекле, наполовину высунувшись из летящего реактивного лайнера!

Далее началось нечто невероятное. Вовремя среагировавшие члены экипажа схватили капитана за ноги, не позволяя ему вывалиться за борт. Понятно, что никто не выживет в таких условиях, но, во-первых, это бы не дало лайнеру разгерметизироваться окончательно, а главное, если бы они выпустили пилота, тело могло на полном ходу протаранить жизненно важные элементы самолета. Тогда все обернулось бы совсем ужасным образом. Но все шло и так паршиво, тем более что дверь кабины пилотов сорвало и ошметки обрушились на пульт.

Экипаж принялся успокаивать пассажиров и запрашивать у наземных служб аварийную посадку. Через 25 минут после начала рейса самолет был посажен в Саутгемптоне. Все это время бортпроводник держал своего обледеневшего товарища.

Сразу после посадки выяснилось, что у капитана прощупывается пульс, и его экстренно госпитализировали. И, как поется в песенке, привезли его домой, оказался он живой! Команда не только посадила самолет, но и спасла всех, кто был на борту! Второй пилот, стюардесса и все их коллеги тотчас стали национальными героями. Практически все они вернулись обратно в гражданскую авиацию.

Причиной же происшествия оказалось раздолбайство механика, который при замене стекла взял на складе болты неправильного размера.

Boeing 737, 28 апреля 1988 года

Представь банальный местечковый рейс Хило - Гонолулу с 89 расслабленными пассажирами и шестью членами экипажа (куда же без них!). На 23-й минуте полета на скорости 500 километров в час колоссальный кусок обшивки пассажирского салона сорвало и унесло в прекрасное далеко. Все, кто находился в лайнере, оказались лицом к лицу с буйством воздушного потока и температурой минус 45 градусов. А ведь это Гавайи, пассажиры одеты по-тропически!

Команда не растерялась и тотчас начала снижение для аварийной посадки. Самый ужас был в том, что приборы показывали: шасси тоже неисправно! К счастью, диспетчеры аэропорта разглядели, что шасси на самом деле благополучно вышло из своей ниши, и передали хорошую новость на судно. Выжили все, кроме единственной несчастной стюардессы, которую унесло потоком воздуха.

Причина аварии: усталость и коррозия металла. Прокатились, называется, на кабриолете...

A310, 23 марта 1994 года

Одна из самых жутких глав в истории российской гражданской авиации. «Аэрофлот» выполнял рейс под номером SU593 из Москвы в Гонконг. Через четыре часа полета самолет исчез с радаров над Междуреченском, то есть в Кемеровской области.

Авиакатастрофы - всегда кошмар, но когда причины этой были раскрыты, то волосы встали дыбом даже у видавших все криминалистов и авиаэкспертов. Лайнер был в полном порядке. Метеоусловия тоже. Просто в самый разгар полета летчики пустили в кабину своих детей и друзей, да еще не просто пустили, но и дали порулить. 39-летний пилот Ярослав Кудринский, нарушая все возможные инструкции и просто требования здравого смысла, сначала усадил за штурвал дочку, а потом и сына.

Расслабленный экипаж был в полной уверенности, что самолет управляется автопилотом, однако автоматика отключилась вследствие слишком резкой игры со штурвалом пятнадцатилетнего Эльдара, сына Кудринского. Мало того, до маленького мозга пилотов слишком долго доходило, что происходит нештатная ситуация. Далее, пытаясь ее исправить, они впали в панику и вели себя максимально нерационально. Кувыркаясь в воздухе (представь, каково непристегнутым пассажирам!), лайнер рухнул на землю. Все 63 пассажира и 12 членов экипажа погибли.

Последующее расследование показало, что если бы пилоты не паниковали, а дали автоматике лайнера работать по предусмотренному алгоритму, то самолет бы выровнялся сам и спокойно продолжил рейс!

Есть в нашем мире явление похуже гонял на маршрутках.

Boeing 747, 12 августа 1985 года

Крупнейшая по числу жертв катастрофа с участием одного самолета произошла, как ни странно, в стране, работники которой славятся своей дотошностью, педантизмом и профессионализмом, - в Японии. И это невероятно печальная история.

Boeing 747 авиакомпании JAL совершал короткий внутренний рейс JAL из Токио в город Осака. Там лететь-то всего 500 километров, то есть меньше часа, но это невероятно популярный во время праздников маршрут, поэтому и Boeing 747. Через 12 минут после того, как лайнер покинул аэропорт, у него отказали почти все ключевые системы управления и стабилизации полета. Даже дублирующие! Пилоты не могли понять, в чем дело, они со сверхчеловеческим умением удерживали самолет в воздухе, используя лишь маневрирование двигателями и закрылками. Лайнер непрестанно подбрасывало, роняло и трясло. 32 минуты такого полета показались пассажирам хуже, чем ад. Если бы пилоты знали, в чем проблема, им бы стало еще страшнее: у «Боинга» напрочь оторвало хвостовой стабилизатор, самолет был обречен. Достаточно посмотреть на сделанное с земли фото, чтобы это понял даже далекий от авиации обыватель.

Самолет врезался в гору в 112 километрах от Токио, часть пассажиров чудом выжили, но спасательные операции были организованы воистину безобразно, помощь пришла поздно, и спасти удалось только четверых. Всего погибло 520 человек.

Причиной катастрофы был назван небрежный ремонт хвостовой части наземными службами с отступлением от инструкций.

A330, 24 августа 2001 года

Теперь о хорошем. Рекордное планирование авиалайнера с неработающими двигателями было продемонстрировано именно в ходе этого инцидента.

Из Торонто в Лиссабон с тремя сотнями людей на борту направлялся Airbus A330-243 (авиакомпания Air Transat), на шестом часу полета экипаж вдруг столкнулся с фантастическим фактом: под ними Атлантический океан, а у них ни грамма топлива!

Дальнейшее все бы сочли выдумкой голливудских сценаристов, если бы оно не было правдой. Один из пилотов вспомнил, что в 320 километрах от них раскинула свои ангары военная авиабаза на Азорских островах, куда они и повернули. За 217 километров до цели пришлось заглушить один из двигателей. Спустя несколько минут - второй. Других двигателей, как и источников топлива, к сожалению, в этом самолете не нашлось.

Кстати, чтобы при бездействующих двигателях не отключались приборы и радиосвязь, в самолетах предусмотрена остроумная система аварийного энергопитания: нечто вроде динамо-флюгера, который выпускается из корпуса и крутится под давлением встречного потока воздуха.

Всех спас феноменально богатый опыт, выучка и смекалка командира экипажа. Он смог на ходу с высочайшей точностью рассчитать коэффициенты планирования самолета без тяги, чтобы не только дотянуть до посадочной полосы, но и чтобы скорость его позволяла безопасно приземлиться. Тем более что второй попытки захода на посадку им бы никто по понятной причине не подарил.

Несмотря на расчеты и маневры, скорость посадки все же слегка превышала рекомендованную, самолет проскочил лишний километр за ВПП, и у него лопнули почти все шины. Из 306 человек никто не пострадал! Пилоты награждены и носят титул рекордсменов, продержавших на планерной силе пассажирский самолет в воздухе на протяжении 120 километров!

Виновниками же аварии названы, как и в большинстве подобных историй, наземные техники, накосячившие при монтаже гидравлической системы и спровоцировавшие утечку.

Человек давно был очарован полетом, и, благодаря современным технологиям, эта мечта стала реальностью. Тем не менее, за каждое достижение нужно платить. Человеку и машине свойственно ошибаться, и даже незначительные ошибки могут иметь смертельные последствия. Хотя мы стараемся делать выводы после каждой катастрофы и совершенствовать оборудование, некоторые загадочные авиакатастрофы ставят нас в тупик, заставляя ломать голову над тем, что пошло не так.

9. Звено 19

Несмотря на то, что вылет Звена 19 начался как обычная миссия подготовки ВМС США, он завершился исчезновением шести самолетов, что послужило возникновению легенды о Бермудском треугольнике.

Пять самолетов ВМС Avenger, которые составляли Звено 19 (во главе с Чарльзом Тейлором), вылетели из Форт-Лодердейл, Флорида 5 декабря 1945 года. Погода стояла ясная, и с командой был опытный инструктор. Но через 90 минут после начала упражнения, пилоты стали дезориентированы и не могли распознать ориентиры под собой. Судя по данным радиопереговоров, компас Тейлора вышел из строя, и оказалось, что он перепутал Флорида-Кис с Багамскими островами. Диспетчера на командной башне пытались направить Тейлора обратно в Форт-Лодердейл, и его ученики просили его направиться на запад, но Тейлор продолжал вести их ошибочным курсом, уводя, видимо, дальше в море. В конце концов, башня потеряла контакт с пятью самолетами, и ни один из них с тех пор никто не видел. Как ни странно, но спасательный самолет также пропал без вести в ту ночь во время поисков команды Тейлора. Многие полагают, он взорвался в воздухе, так как он просто пропал с радаров.

Одна из самых любопытных вещей об этом инциденте заключается в том, что Тейлор без объяснения причин просил освободить его от упражнений в тот день. Командование отклонило его просьбу, и он был вынужден отправиться на роковое задание. Что было причиной нежелания Тейлора лететь в тот день?

8. Рейс 990 компании EgyptAir

В день Хэллоуина в 1999 году, рейс 990 авиакомпании EgyptAir в Атлантический океан - погибли 217 человек, все, кто находился на борту. Управление гражданской авиации Египта (ECAA) исследовало катастрофу, но так как у них были ограниченные ресурсы, и самолет упал в международных водах, они попросили заняться расследованием Национальный комитет безопасности перевозок США (NTSB). Американские эксперты были рады помочь, но предварительная экспертиза выявила криминал, после чего дело было отправлено в ФБР. Египтяне категорически отказались и настаивали на том, чтобы NTSB продолжил расследование. Тем не менее, по мере того, как доказательства преступного деяния продолжали накапливаться, египтяне решили, что они все-таки способны разобраться с расследованием и начали проводить свою собственную экспертизу.

Как и следовало ожидать, американская NTSB и египетская ECAA пришли к двум разным выводам. США определили, что второй пилот решил свести счеты с жизнью и намеренно направил самолет вниз, исходя из личных, оставшихся неизвестными, причин. Египтяне списали инцидент на механические неполадки. Ни одно из объяснений не удовлетворило сторонников теории заговора, которые высказывались в пользу теракта и заговора с целью убийства 33 членов египетского генерального штаба, которые находились на борту.

Хотя мы никогда не узнаем, что именно произошло, последние диалоги, записанные на черные ящики, дают нам очень хорошее представление. Пилот сказал: «Что это? Что это? Ты выключил двигатели?» Между тем, второй пилот повторял: «Я полагаюсь на Бога».

7. Star Dust

Самолет Star Dust был гражданской версией бомбардировщика Lancaster и был зарегистрирован на авиакомпанию British South American Airways. В 1947 году он направлялся из Буэнос-Айреса в Сантьяго, Чили, но исчез над Андами всего за несколько минут до запланированного приземления. В свои последние минуты радист самолета передал одно последнее, загадочное сообщение азбукой Морзе: «Stendec».

Никаких следов Stardust отыскать не удалось, и после интенсивных поисков предполагаемого места катастрофы следователи пришли к выводу, что им никогда не узнать, что случилось с самолетом. Пятьдесят лет спустя, туристы обнаружили обломки самолета в тающем леднике. Star Dust сбился с курса и в условиях плохой видимости ошибочно спустился на покрытый облаками горный хребет.

Хотя находка самолета, наконец, положила конец спекуляциям о саботаже и похищении инопланетянами, смысл слова «Stendec» остается загадкой.

6. Рейс 191

Рейс 191 относится не к конкретной аварии, а к инцидентам, которые преследовали ряд рейсов с номером 191. В самом деле, произошло так много катастроф, что, так же, как и владельцы гостиниц, которые отказываются иметь 13-й этаж, некоторые суеверные авиакомпании полностью исключили рейсы с номером 191.

С 60-х годов пять рейсов с номером 191 закончились катастрофами со смертельным исходом, включая худшую авиакатастрофу в американской истории: рейс 191 компании American Airlines, в которой погибло 273 человека. Совсем недавно, в 2012 году, рейс 191 компании JetBlue Airways попал в заголовки газет после того, как пилот сошел с ума во время полета и начал разглагольствовать об Иисусе, террористах и 11-м сентября. Его выгнал из кокпита второй пилот, а пассажиры его утихомирили. Позже его поместили в психиатрическую больницу.

Хотя злосчастье рейсов, номера которых заканчиваются на 191, является, скорее всего, совпадением, нумерологи получили возможность попытаться расшифровать скрытый смысл чисел.

5. Flying Tiger рейс 739

В 1962 году американские военные зафрахтовали самолет Flying Tiger рейс 739 для транспортировки материалов и военнослужащих из Калифорнии в Сайгон, Вьетнам. После посадки для дозаправки на острове Гуам, самолет Super Constellation L-1049 взлетел и исчез над Филиппинским морем. Сигналов бедствия он не подавал, и погода была ясной. Казалось, что самолет просто растворился. После поисков, все 107 человек, находившихся на борту, были объявлены погибшими. Flying Tiger так никогда и не был найден.

Так как обломки не были обнаружены, следователи не смогли определить, что произошло с рейсом 739. Без фактов догадки и теории заговора появились в изобилии. Показания очевидцев утверждают, что они видели инверсионный след и яркую вспышку света вблизи ожидаемого положения самолета.

4. Рейс 427 авиакомпании USAir

132 человека, которые купили билеты на рейс 427 авиакомпании USAir, ожидали совершить быстрый перелет из Чикаго в Питтсбург. К сожалению, в десяти минутах от места назначения в самолете произошли необъяснимые неполадки, и он упал на землю со скоростью примерно 500 километров в час. Все 132 человека, находившиеся на борту, погибли. Это была одна из самых страшных авиакатастроф в истории США. Место трагедии выглядело настолько ужасно, что закаленные ветераны войны не могли спокойно смотреть на него.

Как правило, следователи могут установить причину аварии в течение недели или двух, но в случае рейса 427 потребовалось более четырех лет, чтобы определить причину неисправности. Эксперты изучили каждую теорию, которую только можно себе представить, и в конечном итоге определили, что дефект в руле стал причиной потери пилотами контроля.

Во время разгадывания этой тайны возник другой вопрос: знали ли в USAir о неисправности руля в их самолетах? Похожие аварии в 90-е годы убедили некоторых, что USAir могли бы предотвратить трагедию рейса 427, если бы они расследовали другие аварии более тщательно. Многие члены семей жертв подали в суд на USAir и Boeing Co. Обе компании решили урегулировать иски во внесудебном порядке, выложив почти 50 миллионов долларов.

3. Рейс 800 авиакомпании TWA

В 1996 году рейс 800 компании TWA взорвался и разбился через 12 минут после взлета с аэропорта Джона Ф. Кеннеди. Погибло 230 человек. После четырехлетнего расследования Национальный совет по безопасности транспорта (NTSB) пришел к выводу, что повреждение проводки вызвало искру, которая зажгла запас топлива самолета. Однако такое объяснение противоречит сотням свидетелей ФБР, которые говорят, что видели полосу света, поднявшуюся к самолету, где появился огненный шар. Эти сообщения навели некоторых на мысли, что самолет на самом деле был сбит ракетой.

Кто стал бы сбивать гражданский самолет? Одна из преобладающих теорий заключается в том, что американские военные ошибочно сбили его во время учений военно-морского флота, которые были запланированы недалеко от побережья Лонг-Айденда в тот же день. Другие странности, окружающие это событие, включают частицы взрывчатых веществ на остатках самолета, утверждения, что ФБР подделали доказательства, и расхождения между радиолокационными данными и официальной теорией.

2. Рейс 447 авиакомпании Air France

В 2009 году рейс 447 компании Air France необъяснимо упал в воды Атлантического океана, отправив 228 человек в водяную могилу. Не было сигнала бедствия, и никто не знал, что самолет упал, пока не прошло несколько часов, и пилоты не смогли выйти на запланированный сеанс связи с управлением воздушным движением. «Самолетающий» самолет был, возможно, одним из самых безопасных самолетов в истории, и казалось непостижимым, что он мог просто исчезнуть.

Было невероятно трудно собрать воедино причину катастрофы - обломки были разбросаны на дне океана. Расследование казалось безнадежным, когда черные ящики не удалось обнаружить через 30 дней, когда их приводной маяк прекратил передачу. Тем не менее, французские власти продолжали искать. В 2011 году были наняты частные команды, и они нашли поля обломков в течение недели. ВМС Франции удалось восстановить черные ящики, а также поднять более ста тел погибших.

Было установлено, что самолет начал падать из-за ошибки пилота после отключения автопилота. Хотя большая тайна была, наконец, раскрыта, многие до сих пор удивляются, как опытные пилоты (их было трое на борту) потеряли контроль над самолетом в, казалось бы, управляемой ситуации.

1. Рейс 7 компании Pan Am

8 ноября 1957 года, рейс 7 компании Pan Am только начинал роскошное, кругосветное путешествие, когда он упал в Тихий океан, унеся жизни 44 человек. Обломки были найдены через неделю, когда авианосец ВМС США заметил тела, плавающие к северо-востоку от Гонолулу.

Власти не смогли точно определить причину аварии, но есть несколько любопытных фактов о катастрофе. С одной стороны, не было сигналов бедствия, и обломки находились далеко от курса. Возможно, самым необычным было то, что токсикологические отчеты показали, что в некоторых поднятых из воды телах был высокий уровень окиси углерода.

Спустя более 50 лет, люди до сих пор ищут ответы. Некоторые из современных теорий включают месть члена экипажа, страховое мошенничество и отказ двигателя.

1. 1937 г. Амелия Эрхарт - американская журналистка, пилот, феминистка. Исчезла над Тихим океаном вместе со своим штурманом Фредом Нунаном, совершая кругосветный перелет. Амелия не нашла острова, на котором ей приготовили полосу для промежуточной посадки. Хотя находилась рядом. Считается, что ее самолет «Локхид» выработал топливо и упал в воду. Перед катастрофой Амелия прошла 80 процентов маршрута.

2. 1944 г. Гленн Миллер - легендарный американский джазмен, тромбонист - исчез во время перелета из Англии во Францию. Он должен был подготовить выступление своего оркестра в освобожденном Париже. Самолет пропал где-то над Ла-Маншем. Обломки и останки найдены не были. Эксперты предполагают: небольшой одномоторный «Норсман С-64» майора Гленна Миллера был сбит по ошибке союзниками.

3. 1945 г. Звено № 19: Пять бомбардировщиков-торпедоносцев ВВС США бесследно исчезли в районе Бермудского треугольника. Что положило начало бесчисленным историям о мистических событиях в этой аномальной зоне. Никаких следов бомбардировщиков найдено не было. Исчез и самолет, который был отправлен на их поиски.

4. 1947 г. Star Dust: Транспортный самолет Avro Lancastrian, принадлежавший компании British South American Airways, пропал без вести в полете из Буэнос-Айреса (Аргентина) в Сантьяго (Чили). Перед исчезновением послал странное сообщение, которое так и не было расшифровано.

Star Dust, транспортный самолет Avro Lancastrian, разбился в Андах с 6 пассажирами и 5 членами экипажа.
Фото: GRAPHIC NEWS

Более 50 лет судьба рейса оставалась неизвестной, пока обломки самолета не нашли в 1998 году альпинисты на горе Тупунгато в Аргентинских Андах. Он вроде бы врезался в нее на полном ходу.

5. 1962 г. Авиакомпания Flying Tiger Line, рейс № 739: самолет Lockheed Super Constellation со 107 пассажирами на борту должен был сесть на Филиппинах на пути во Вьетнам. Но пропал. Поиски никаких результатов не дали.


Так выглядел пропавший самолет модели Lockheed Super Constellation.
Фото: GRAPHIC NEWS

6. 1944 г. Антуан де Сент-Экзюпери - французский летчик, писатель и поэт, автор «Маленького принца», выполняя разведывательный полет, исчез над Средиземным морем. Обломки его самолета «Локхид Р-38» были обнаружены лишь в 2000 году. В 2008 году появились воспоминания немецкого летчика, который уверял, что именно он на своем «Мессершмитте» сбил Антуана. Но свидетелей боевого столкновения не нашлось, немцу не засчитали победу. А на обломках «Локхида» не было обнаружено пробоин.

7. 2003 г. «Боинг 727-223» № 844AA: самолет взлетел без разрешения из аэропорта Луанды в Анголе. Диспетчеры пытались установить с ним связь, но никто не отвечал. Молчал и трансподер, реагирующий на сигналы радаров.


Борт № 844AA за 14 лет до его загадочного исчезновения.
Фото: GRAPHIC NEWS

ЦРУ и ФБР искали самолет по всему миру, описывая как серебристый с синей, белой и красной полосами на борту. По официальной версии, самолет, переделанный для перевозки дизельного топлива, угнал бортинженер Бен Чарльз Падилла. Он пропал одновременно с самолетом. Куда он его угнал? И зачем?

8. 2007 г. Стив Фоссет - знаменитый американский бизнесмен и путешественник на воздушных шарах, самолетах, на дирижаблях и парусниках - разбился на одномоторном самолете во время полета над пустыней Невада. Год о его судьбе ничего не было известно. К поискам подключились пользователи интернета, рассматривая снимки со спутников. Но нашли Фоссета туристы - в труднопроходимых горах Минаретс, примерно в 9 километрах к западу от горнолыжной курортной зоны Маммот. Почему разбился путешественник, неизвестно.


Стив Фоссет прославился тем, что совершил первый беспосадочный одиночный перелет на воздушном шаре вокруг света.
Фото: GRAPHIC NEWS

9. 2009 г. «Эр Франс», рейс № 447: над Атлантикой пропал «Аэробус А330», следовавший из Рио-де-Жанейро в Париж. И его следы искали долго и безуспешно. Основные останки были обнаружены на большой глубине спустя год. Все 228 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет по какой-то загадочной причине, набрав высоту почти в 12 тысяч метров, рухнул вниз.

Считается, что ошибся экипаж, не разобравшись в показаниях приборов, регистрирующих скорость и высоту.

10. 2014 г. «Боинг 777-200»: лайнер, направлявшийся из столицы Малайзии Куала-Лумпур в Пекин, исчез 8 марта, находясь над Южно-Китайским морем. Никаких следов 239 пассажиров и членов экипажа, никаких обломков не найдено, хотя в операции по поиску задействовано несколько десятков стран. С каждым днем ситуация только запутывается: версию о катастрофе спустя неделю сменила гипотеза о похищении. Но появляются все новые и новые - противоречивые - данные о том, в какую сторону мог бы направиться лайнер. Диапазон - от Афганистана до Австралии.

Карта 10 самых таинственных катастроф авиации --->

Человек с древних времен мечтал покорить воздушное пространство. Многие в своих мечтах летали на сказочных коврах-самолетах, или становились наездниками необычных птиц с огромными крыльями. И чтобы исполнить свою мечту человечеству понадобилось очень много веков…

Первым теорию полетов создал Леонардо да Винчи: он изобразил конструкцию летательного аппарата на бумаге. Приводилась в действие это чудо-машина благодаря мускульной силе человека. Но великий Леонардо не пошел дальше теоретических разработок: люди не владели необходимыми знаниями и навыками для реальной постройки этого летательного аппарата.

Ученые разных стран пытались построить летательные аппараты. Свою лепту внесли и русские ученые: М.В. Ломоносов, Е.С. Федоров, М.А. Рыкачев и, особенно, Д.И. Менделеев. Им удалось создать глубоко обоснованную теорию для решения этой проблемы. А русский изобретатель и выдающийся конструктор А.Ф. Можайский построил первый российский самолет.

Прошли столетия. Сегодня полеты на самолете для каждого из нас стали обыденностью, как и использование любого другого вида транспорта. Но в тоже время, полеты всегда являлись хоть и удобным, но достаточно опасным видом передвижения. Ведь машины, как, впрочем, и люди не идеальны. А любые, даже мелкие оплошности в работе техники могут привести к гибели людей. Каждая авиационная катастрофа - это предостережение и урок для создателей летательной техники. Как правило, найти причины авиакатастроф очень сложно - по объективным и по субъективным причинам.

Так, существует устойчивое мнение, что большая аварийность самолетов связана с неудачной конструкцией. И в этой связи часто вспоминается история самолета Ан-10. Эксплуатация пассажирского аэробуса Ан-10 (разработчик - конструкторское бюро О.К.Антонова) началась с 1971 года. За все время работы этого самолета на советских авиалиниях перевезено более 35 млн. пассажиров и около 1,2 млн. тонн различных грузов. Но на счету этого самолета и 12 аварий, в которых погибли 370 человек. По словам летчиков, Ан-10 эксплуатировался ими в самых тяжелых условиях. Они говорили конструкторам: «Машины такого же класса, Ил-18, садятся на хороших аэродромах и на них меньше шансов для всяких неприятностей, а в случае надобности можно как-то помочь. А вашу „десятку“ мы гоняем по всяким дырам и всегда боимся: чем это кончится?». После крупнейшей авиакатастрофы с Ан-10 под Харьковом, в 1973 году было решено прекратить эксплуатацию этого самолета.

Но если, в данном случае, экспертом была определена конструкторская ошибка при создании Ан-10, то многие катастрофы самолетов так и остались загадочными и необъяснимыми с точки зрения знаний, которыми мы сейчас владеем.

5 декабря 1945 года пять военных самолетов ВВС США вылетели с базы Форт-Лотердейл. Руководил полетом Ч. Тэйлор. Полет проходил без осложнений, погода была ясная, в команде находился опытный инструктор. Ничто не предвещало беды. Но через 90 минут полета летчики впали в состояние дезориентации - они не узнавали местность, над которой пролегал их путь. Компасы вышли из строя. Центр управления полетами настоятельно требовал от Тэйлора возвратиться на базу, но руководитель полета упрямо продолжал полет все дальше в море. Вскоре связь с самолетами была потеряна. И до сих пор никто о них ничего не знает. Посланный на выручку спасательный самолет, также исчез с радара и окончательно пропал. Интересный факт: Тэйлор очень упорно пытался отпроситься от вылета в этот день, но ему было отказано.

31 декабря 1999 года самолет компании EgyptAir во время перелета через Атлантический океан упал в воду. В катастрофе разбирались специалисты Национального управления безопасности транспорта США и египтяне. Обе комиссии дали различные заключения по причинам гибели лайнера. Американцы были уверены, что второй пилот преднамеренно вызвал падение самолета, поскольку у него были ярко выраженные суициидальные наклонности. Египтяне считали, что причиной крушения стали технические поломки. И хотя причина трагедии так и осталась невыясненной, но имеется запись переговоров пилотов: один спросил «Что такое? Что такое? Ты остановил двигатели?», на что второй ответил: «Я надеюсь на бога».

Самолеты «Стар Даст» были пассажирской версией военного бомбардировщика Ланкастер. В 1947 году такой самолет совершал обычный рейс из Буэнос-Айреса в Сантьяго. Он исчез, пролетая над Андами, когда до приземления оставалось не более двух минут. Но радист самолета, за мгновение до исчезновения, сумел передать очень загадочное сообщение - «STENDEC». Только спустя 50 лет удалось обнаружить обломки этого самолета, вмерзнувшими в огромный ледник. Предположили, что Стар Даст отклонился от курса и врезался в горы, покрытые облаками. Но находка все же не раскрыла тайну слова «STENDEC», а значит загадка крушения самолета не раскрыта.

Почему-то многие люди боятся номера 13. В некоторых гостиницах нет 13 этажа, в гардеробах нет номерка с таким числом и т.д. В авиации таким «несчастливым» номером стало число 191. Произошла целая серия катастроф рейсов 191. Многие авиакомпании больше не присваивают рейсам такой номер.

Одной из самых крупных катастроф рейса 191 считается рейс, выполняемый компанией American Airlines. В результате ее погибли 273 пассажира.

В 2012 году во время полета рейса 191 JetBlue Airways, пилот начал громко шептать что-то о террористах, об 11 сентября и об Иисусе. Второму пилоту пришлось вывести его из кабины в салон самолета, где пассажиры постарались его утихомирить. В последствии, пилот попал на лечение в психиатрическую больницу.

Поскольку никакого приемлемого объяснения невезучести рейсов с таким номером нет, можно только предположить, что это простое совпадение. Хотя нумерологи пока пытаются понять «истинную сущность» этого числа.

В годы военного противостояния США и Вьетнама произошел не менее странный случай с самолетом «Super Constellation L-1049». В его задачу входила перевозка боеприпасов и солдат из Калифорнии в Сайгон. Самолет бесследно исчез при полете над Филиппинским морем. В поиске участвовали многие подразделения армии США, но никаких следов катастрофы обнаружено не было. Из-за отсутствия какой-либо информации об этом рейсе высказывалась масса предположений. Однако, очевидцы утверждают, что видели яркую вспышку света в районе, над которым должен был пролетать самолет.

В 1996 году произошла крупная катастрофа с рейсом 800 авиакомпании TWA - самолет врезался в землю через 12 минут после взлета с аэропорта Дж. Кеннеди. В результате погибли 230 человек. И хотя комиссия установила, что причиной катастрофы стала неисправность электропроводки, сотни очевидцев утверждают, что видели, как к самолету приблизился яркий луч света, а затем возник огненный шар. Возможно, ответ кроится в том факте, что в это время невдалеке проходили военные учения, и самолет мог быть сбит по ошибке ракетой. Скорее всего, правду знает ФБР, ведь только спецслужбы имели полный доступ к данным радаров, к информации военных баз и иным источникам, которые могли бы помочь разгадать эту непростую задачу.

Авиационные катастрофы - это трагедии, уносящие сотни и сотни жизней. Причины разные: технические неисправности, ошибки пилотов и диспетчеров, злостный умысел и т.д. Но, к сожалению, есть и такие случаи, когда причина катастрофы остается неизвестной, а это порождает страх перед полетом и недоверие к экипажам лайнеров, к аэродромным техническим службам и, наконец, к конструкторам самолетов.

Кстати, эксперт, нашедший технический изъян в самолете Ан-10 и, благодаря заключению которого, этот тип самолета был снят с эксплуатации пассажирских авиалиний, долгое время был изгоем среди советской авиационной элиты. Но он не жалел о своем поступке - он считал, что сохраненные человеческие жизни намного дороже его личного благополучия.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...