Ползет на берег точит свой кинжал. Единобожие в россии

«Казачья колыбельная песня» Михаил Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю. По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю. Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью... Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю. Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду - Ты махнешь рукой... Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою... Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества. Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотерн русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Facebook начал активно блокировать аккаунты пользователей, употребляющих в сетевом пространстве слово «хохол».

Аккаунт журналиста Максима Кононенко заблокировали за публикацию стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Моя родословная», содержащее это слово:

Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.

В России действует закон «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающий, в числе прочего, возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, пропагандировать исключительность, превосходство или неполноценность человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Какие еще произведения русской литературы оказались бы под запретом, приди кому-нибудь в голову применить к ним закон «О противодействии экстремистской деятельности»?

Больше всего, пожалуй, досталось бы Фёдору Михайловичу Достоевскому — автору самых нетолерантных слов, заявившему: «Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет». Вот так радикально. Живи писатель в наше время, одной критикой он вряд ли бы отделался. Вообще в русской литературе на протяжении веков, оказывается, процветали экстремистские настроения во всём их разнообразии.

Фёдор Достоевский. Фото: Commons.wikimedia.org

Николаю Васильевичу Гоголю , например, пришлось бы давать объяснения за такой абзац в «Тарасе Бульбе»: «— Перевешать всю жидову! — раздалось из толпы. — Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре! Слова эти, произнесённые кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов».

Николай Гоголь. Фото: Commons.wikimedia.org

Александр Сергеевич Пушкин также не удержался в стороне от этого. Так, в стихотворении «Чёрная шаль» встречаем такие слова:

Однажды я созвал весёлых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;

Пётр Кончаловский. «Пушкин в Михайловском». Фото: репродукция

А вот у Маяковского уже не просто антисемитский настрой, а то, что назвали бы «публичным заведомо ложным обвинением лица, занимающего государственную должность Российской Федерации»:

Россию
жиды
продают жидам,
и кадровое
офицерство
уже под жидами!

Владимир Маяковский. Фото: www.russianlook.com

Национализм по отношению к кавказским народам был естественным следствием затяжных и кровопролитных войн на Кавказе. И все писатели, бывавшие в тех краях, проникались атмосферой противостояния. Оно попало даже в пушкинскую «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Абсолютным рекордсменом по неприязни к народам гор можно считать Михаила Юрьевича Лермонтова .

Так, в «Герое нашего времени» от Максима Максимыча можно услышать много резких слов о народах Кавказа. Например, об осетинах:

«Преглупый народ! — отвечал он. — Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь!».

Или: «Уж татары по мне лучше: те хоть непьющие...».

Оттуда же: «Побойся Бога. Ведь ты не чеченец окаянный, а честный христианин».

Реже, но встречаются упоминания о европейских народах. Так, — не только известный поэт, но и бывалый путешественник — в стихотворении «Абиссинские песни» приходит к такому выводу:

Носороги топчут наше дурро,
Обезьяны обрывают смоквы.
Хуже обезьян и носорогов
Белые бродяги итальянцы.

Николай Гумилёв. Фото: Commons.wikimedia.org

Ивану Сергеевичу Тургеневу пришлось бы объяснять, чем его герою не угодили немцы. Герой книги «Отцы и дети» напрямую заявляет: «Я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру...»

Иван Тургенев. Фрагмент картины Ильи Репина 1874 г. Фото: Public Domain

В стихотворении «Клеветникам России» Пушкин с явным вызовом обращается к французским депутатам и журналистам:

Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Владимир Маяковский в своём «Париже» неожиданно называет город любви «местом гниения», Парижем «франтих и дур» и «бульварных ротозеев», а завершает вообще шокирующим призывом:

Решайтесь, башня, —
нынче же вставайте все,
разворотив Париж с верхушки и до низу!

Но ещё более шокирующим может показаться экстремистский настрой писателей против самой России! У Александра Блока в поэме «Двенадцать» встречаем:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

Александр Блок. Фото: Commons.wikimedia.org

Но сильнее всего звучат слова из «Хаджи Мурата» Льва Николаевича Толстого : «О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти». Разве размышление о «чувстве отвращения и презрения к русским» не экстремистский материал?

Лев Толстой в своём рабочем кабинете. Фото: РИА Новости

Ещё одна проблема — оскорбление чувств верующих в русской литературе. Вышеупомянутый Фёдор Михайлович Достоевский пишет в романе «Бесы»: «Русский бог уже спасовал пред "дешевкой"».

А Сергей Есенин продолжает:

Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесные слова —
Я верю в знание и силу Человека.

И скольких ещё произведений мы могли бы лишиться, рассуждая подобным образом! Из запрещённых книг получилась бы библиотека внушительных размеров. Вот что происходит, если вырывать отдельные фразы из текста и придавать словам писателей посторонние, абсолютно чуждые классическому произведению смыслы.

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

1840 Cossack lullaby

Sleep, my beautiful baby ,
Bayushki-bye .
Quiet month looks clear
In your cradle .
I "ll affects tales
Sing a song ;
Well you doze , eyes closed ,
Bayushki-bye .

Flowing over rocks Terek
Splashing muddy shaft ;
Angry Chechen crawls ashore
Sharpening his dagger ;
But your father is an old warrior
Hardened in battle:
Sleep, baby , be calm ,
Bayushki-bye .

Sam will know the time will come
Expletive habitation ;
Boldly vdenesh foot in the stirrup
And take the gun .
I sedeltse martial
Razoshyu silk ...
Sleep, my child, native,
Bayushki-bye .

You"ll be the hero with an
And Cossack soul.
I get to accompany you -
You mahnesh hand ...
How many bitter tears sneak
I will pour out on the night ! ..
Sleep, my angel , quiet, sweet,
Bayushki-bye .

I "ll be longing to languish ,
Inconsolably wait ;
I will pray the whole day ,
At night wondering ;
I will think that you miss
You"re in a strange land ...
Sleep Well, while worries do not know
Bayushki-bye .

I "ll give you on the road
Holy scapular:
You did , molyasya God
Put it in front of him ;
Yes , ready to battle dangerous
Remember your mother ...
Sleep, my beautiful baby ,
Bayushki-bye .

1840

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Последние материалы раздела:

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...

Вергилий - биография, информация, личная жизнь
Вергилий - биография, информация, личная жизнь

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного:...

Цитаты и фразы из советских фильмов
Цитаты и фразы из советских фильмов

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним...