НОД по обучению грамоте «Звук и буква Ы. Обучение грамоте «Звук и буква ы» Живут есть ли звук ы

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Стихи про букву Ы

А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.

Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

В маленькую книжку
Не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы —
Нарисуем мышку.

Мы спросили у синицы,
Мы спросили у совы,
Не смогли они придумать
Нам слова на букву Ы.

В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».

Букве Ы не бЫть в начале, Звук Ы - в середине слова
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву "Ы",
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк

Эту букву знаешь ты? Звук Ы - в конце слова
Есть она в словах "кроты",

Ты запомни букву "Ы"!

СтраннЫй звук у буквЫ "Ы":

Он - как"И ",но твёрже - Ы .
Д И м к у превращает в д Ы м к у, Звук Ы - в середине слова
М И л у в м Ы л о, а р И с - в р Ы с ь.
РЫ Сь - похожая на Тимку,
И скажу я РЫСЬКЕ - брЫсь!

Д. Смайлз

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

С. Целищев

К вЫдре в гости мышь пришла,
МЫло выдре принесла.
ВЫдра мЫшке дала пышку,
РЫбку, пЫлесос и крЫшку.

А. Бешенцев

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

А. Мохорев

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы» .

ЗАГАДКИ

Эти загадки нужно продолжить, подставив в рифму нужную букву. Автор - И.Агеева

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты,
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...

Загадки нужно продолжить, подставив нужную букву, автор - неизвестен.

Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву...

"Ъ" прочнее стали,
За отвагу весь в медалях.
Подвиги совершены
Им с соседкой буквой …

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!

СКОРОГОВОРКИ

Чтобы было веселее, и развивалась дикция учим скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так и мылась Мила.

Речевой и картинный материал.

Введение.

Одна из главных задач работы логопеда в ДОУ – работа по устранению недостатков звукопроизношения. Так как это мешает свободному общению детей со сверстниками. У ребенка могут наблюдаться пропуски, искажения. Замены, недостатки дифференциации звуков.

В нашей стране пособий по автоматизации звуков много. Свою систему работы нам предлагают такие авторы, как Новоторцева Н.В., Богомолова А.И. Туманова Т.В. и многие другие. Вся эта система направлена на исправление произношения согласных звуков: шипящих, сонорных, свистящих и даже более простых звуков, таких как звуки [Д,Н, В]. Литературы по постановке и автоматизации гласных звуков недостаточно.

В моей практике стали встречаться дети, у которых нарушено произношение гласного звука [Ы] . Они заменяют его на звук [И].

При работе я столкнулась с тем, что ребенку недостаточно просто «поставить» звук [Ы], ему необходимо его автоматизировать в словах, предложениях, ввести в самостоятельную речь, провести дифференциацию звуков[ Ы-И]. Материала по данной проблеме очень мало, поэтому цель моей работы — подобрать слова, составить словосочетания, предложения со звуком [Ы], отобрать картинный материал. При этом необходимо было учитывать возраст детей, их возможности. Часто у таких детей встречается нарушение слоговой структуры слова, поэтому я сочетаю работу над автоматизацией звука [Ы], с коррекцией слоговой структуры слова, выстраивая речевой материал в зависимости от слоговой наполняемости: односложные слова, затем двусложные без стечения согласных и так далее, заканчивая сложными слова (четырехсложные слова).

Кроме того, я предлагаю слова со звуком [Ы], не только со звуками раннего генеза, но и свистящими, шипящими, и даже сонорными, так как этот звук часто не получается у детей, когда остальные звуки уже есть. Но эти слова помечаю *, они используются, только при отсутствии дефекта в произношении звуков.

Система мной апробирована уже не первый год и имеет положительный результат.

Материал я даю в следующей последовательности :

  1. Постановка звука
  2. Автоматизация звука в слогах
  3. Автоматизация звука в словах – односложных, двухсложных в середине слова, двухсложных в конце слов, двухсложных со стечением согласных, трехсложных в середине и в конце слов, трехсложных со cтечением согласных звуков, в сложных словах.
  4. Автоматизация в словосочетаниях
  5. Автоматизация в чистоговорках
  6. Автоматизация в предложениях.
  7. Игры и упражнения
  8. Дифференциация звуков [И-Ы]

В соответствии с этой последовательностью выстроен и картинный материал. Эта разработка поможет провести эффективную работу по закреплению звука.

1. Артикуляция звука [Ы].

Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами несколько больше, чем при звуке И. кончик языка значительно оттянут назад, а весь его язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо поднято.

2. Постановка звука [Ы].

1 способ. При произнесении звука [И], логопед слегка нажимает на переднюю часть языка. Отодвигая его немного назад.

Подражание. Как гудит пароход? Ы-Ы-Ы.

А теперь ты сам погуди. ЫЫЫЫЫ.

Практический материал по автоматизации звука [Ы]

1.​ Повтори слоги

мы-мы-мы ды-ды-ды сы-сы – сы * ым-ым-ым

ны-ны-ны бы-бы-бы зы-зы- зы* ын-ын -ын

пы-пы-пы вы-вы-вы лы-лы-лы* ып-ып-ып

ты-ты-ты фы-фы – фы ры-ры-ры* ыт-ыт-ыт

2.​ Повтори слова

а) бык, быт, пыль, дым, выть, сын*, мыс*, стык*, ныл*, выл*, сыпь*, зыбь*, рыть*, рысь*.

б) дыня, мыло*, рыба*.

в) дюны, губы, дубы, бобы, зубы*, жабы*, хаты, кеды, ноты, унты, коты, яхты, соты*, кеды, сады*,львы, совы*, косы*, осы*, весы*, часы*

г) бычок, тыква, тыкать, дымок, полынь*, дынька, отдых, дышать*, кумыс*, камыш*, ясный*, дырка*,мышка*,смычок*,ландыш*

д) гномы, пальмы, бубны, ванны, клены, сосны*, слоны*, шляпы*, лампы*, шайбы*, ленты, кофты, банты, бухты, мосты*, кусты*, хвосты*, клесты*, зонты*, звезды*, клювы,

е) кабины, кабаны, погоны, кочаны*, поляны, вагоны, батоны, бегуны, кабаны, газоны*, галеты, монеты, канаты, букеты, газеты, пакеты, халаты*, победы, обеды, обиды, комоды, ягоды, удавы, мотылек, косынка*, пустыня*, обезьяны, тюльпаны, флаконы*,клоуны*, капканы, комнаты, шахматы*, подносы*.

з) самокаты, космонавты, чемоданы, бегемоты, барабаны, макароны, почтальоны.

3. Повтори словосочетания

Зеленые банты, тяжелые ванны, чугунные ванны, быстрые бегуны, огромные букеты, спелые бананы, вкусные ягоды, зеленые сосны, смешные клоуны, лесные поляны, лесные ягоды, забавные обезьяны, новые шубы, вкусные ягоды, желтая дыня, стройные дубы, смелые львы.

4.Чистоговорки

Ды-ды-ды — в лесу дубы.

Ты-ты-ты — у Наты ноты.

Вы-вы-вы – нет совы.

Сы-сы — сы – у кота усы.

Ды-ды-ды – на снегу следы.

Ты-ты-ты – у Любы банты.

5. Повтори предложения.

На юге пальмы. У Любы гольфы. Гена ест конфеты. У Вовы конфеты. На столе стаканы. Вова моет с мылом шею. Коля моет дыню. У Люды есть ленты. Коля шел мыть тыкву. У Ноты новые банты. В лесу клены, дубы, сосны. У Вовы ноты. У нас вкусный обед. Вова был у бабы Любы. У обезьяны бананы. В зоопарке львы. У Ульяны зеленые банты. Папа несет батоны. Бабушка пасет быка. У болота камыши. У Гены новые кеды. На снегу следы. По реке плывут льды. У воды удавы. На копытах подковы. Дома мало воды. Мама дала Кате дыню.

По ночам сова летает, в темноте мышей пугает.

6. Повтори стишки.

Вот бычок: «Му-му-му».

Надо кашу дать быку.

«Ма — мо-му, ма-мо-мы»

Надо дать быку воды. (С.В.Батяева)

Мышка в норку убежала.

В лапы к кошке не попала.

Мышь смеется «Ну дела,

Кошку я обогнала» (считалка)

6.Игры и упражнения

А) «Один — много» (образование именительного падежа множественного числа существительных.)

Панама — панамы

Ягода — ягоды

Поляна — поляны

Канава — канавы

Вагон — вагоны

Банан – бананы

Букет – букеты

Кабан – кабаны

Томат – томаты

Бутон – бутоны

Б) Назови ласково (словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Бык – бычок, тыква — тыквочка, дым – дымок, дыня- дынька, сын – сынок, косынка –косыночка, рыба- рыбка, мыло- мыльце, сыр-сырок.

В) Давай, посчитаем. (согласование числительного два с существительными)

Две хаты, две ноты, две губы, две буквы, две пальмы, две ленты, две ванны, две галеты, две монеты, две поляны, две газеты, две ягоды, две сосны, две звезды, две обезьяны, две вазы, две, осы, две косы.

Г) Игра «Один-много» (образование существительных множественного числа в Родительном падеже.)

(много чего?)

Вода – много воды

Вата — много ваты

Тыква — много тыквы

Клюква — много клюквы

Пена — много пены

Капуста — много капусты

Солома — много соломы

Колбаса — много колбасы

Трава — много травы

Крупа — много крупы

Свекла — много свеклы

Д) Образование относительных прилагательных.

Ствол ели – еловый

Пирог из ягод – ягодный

Сок из томатов — томатный

Лист дуба — дубовый

Лист клена — кленовый

Комок из снега — снежный

Сок из яблок – яблочный

Веник из березы — березовый

Лист железа — железный

Е) Скажи наоборот.

Дорогой — дешевый

Легкий — тяжелый

Тонкий — толстый

Больной – здоровый

Пустой — полный

Холодный — теплый

Светлый — темный

Богатый- бедный

Белый — черный

Веселый – грустный

Злой — добрый

Новый — старый

Сухой – мокрый

Сильный — слабый.

Сладкий — соленый.

Северный — южный.

8. Дифференциация звуков [Ы-И]

А) Повтори слоги

ты-ты ды-ди ны-ни

бы-бы зы-зи фы-фи

гы-ги мы-ми кы-ки

пы-пи сы-си вы-ви

б) Повтори слова парами

Ныл – Нил

Мыло – Мила

Мышка – мишка

В) Повтори слова

быки, дыни, зимы, пимы, липы, ивы, киты, плиты, пихты, битвы, чистый, пижамы, лимоны, дельфины, пингвины, апельсины, бинты, винты, магниты, билеты, диваны, льдины, гиены, осины, пионы, филины, минуты, листы, пистолеты.

Г) Повтори словосочетания

сладкие дыни, стройные липы, высокие осины, мягкие диваны, новые плиты.

Д) Повтори предложения, стишки.

У Нины ноты. Ивы у реки. Дима ест дыню. Из трубы идет дым. В лесу были белые грибы. У мамы дети. Быки были на поле.

Сливы у Нины

Вишни у Димы

Тыквы у Вити

Дыни у Мити.

Мы козлики.

Мы козлики!

Какие вы?

Рогатые!

Мы котики!

Какие вы?

Мохнатые!

Мы ежики!

Какие вы?

Колючие!

Мы девочки!

Какие вы?

Красивые!

А вы, какие мальчики?

Мы — сильные! (В. Данько)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья осины,

Листики клена,

Листья калины,

Листья малины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Н. Нищева)

Мишки и мышки.

Мишки с мышкой поиграли,

Мышке ушко оторвали.

Ушко сделано из ваты.

Разве мишки виноваты? (К.Стрельникова)

Е) Игры и упражнения. «Один – много»

Образование множественного числа существительных. (ы или и)

Панама — панамы

Петух — петухи

Домик — домики

Билет – билеты

Пион — пионы

Веник — веники

Паук — пауки

Диван – диваны.

Лебедь – лебеди

Вагон – вагоны.

Список использованной литературы:

1.​ Егорова О.В. Звуки Т, Т’, Д, Д’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2008

2.​ Егорова О.В. Звуки В, В’, Ф, Ф’ (речевой материал и игры по автоматизации звуков у детей 5-7 лет). Москва 2005

Одна из самых "горячо любимых" букв русского алфавита для иностранцев - буква Ы. Я неспроста использовала кавычки. Те ученики, которые берутся за фонетику русского языка, рано или поздно встречаются со звуком, и иногда им кажется, что произнести звук Ы - невозможно физически.

По поводу буквы Ы и трудности произношения звука Ы уже появилось немало шуток. "Чтобы произнести звук Ы, представьте, что вас ударили в живот" или "На что похож звук Ы? На вой раненого тюленя". Интересно вот что. В русскоговорящем обществе маленькие дети и некоторые взрослые иногда испытывают проблемы с произношением ряда звуков, таких как Р, Л, Ш, Щ (чаще всего это согласные и шипящие), но произношение Ы очень редко вызывает трудности. Так что ваши эмоции понятны, но напрасны. Русские доказывают - артикуляционный аппарат способен на произнесение этого кошмарного звука, так что и вы со временем обязательно справитесь.

Фонетикой в целом, и постановкой трудных звуков в частности лучше всего заниматься с преподавателем, "в живую". Если можете - обязательно потратьте пару часов на занятие face-to-face или по Skype. Конечно, не всегда есть возможность найти русскоговорящего собеседника или учителя, так что любая консультация будет вам подспорьем. Надеюсь, и я могу чем-то помочь.

Итак, начинаем борьбу со звуком Ы

Первое, что нужно сделать - почувствовать и отработать разницу между И и Ы. Практически все студенты, испытывающие трудности с этим звуком, непроизвольно произносят его как И. Наверное и по себе вы замечаете, что вместо слова "мы" произносите "ми", а вместо "вы" - "ви". Если и не замечаете, чаще всего так оно и есть. У вас получается И, Э и О, а Ы "сваливается" в сторону одного из этих звуков.

Чтобы превратить И в Ы, нужно проделать следующие артикуляционные действия.

Произнесите звук И. Тяните его, прочувствуйте положение языка. Почувствуйте, что язык упирается в нижние зубы, а губы растянуты, будто в улыбке. С произношением И полный порядок. Попробуйте изменить положение языка, немного ослабив напор на зубы. Просто отодвигайте язык назад. Вы почувствуете, как звук И пропадает, а затем пропадает вообще любой звук. Воздух проходит между расширенным пространством между небом и языком, звук становится глуше, воздух начинает "свистеть".

Это абсолютно нормально. Переходим к следующему шагу.

Снова произнесите звук И. Теперь отодвиньте язык от зубов так, чтобы он их не касался. Если не получается, поработайте над этим. В процессе практики вы должны следить за двумя вещами:

Ваши губы по прежнему растянуты в улыбке;
- язык в спокойном, расслабленном положении и не касается зубов.

Старайтесь держать челюсти слегка напряженными. Контролируйте это напряжение. Попробуйте произносить звук Ы.
Если звук по-прежнему выходит похожим на И, попробуйте совсем немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Теперь, когда звук получается лучше, вернитесь к прежнему выражению (губы растянуты немного меньше чем при произношении звука И, прикус челюстей в естественном положении) и попробуйте "поймать" звук Ы.

В постановке звука Ы вам помогут согласные буквы. Лучшие друзья - буквы К и Г.

Попробуйте произносить слоги и слова:
кы-ык-ыкы-кыкы-ыкык-ыкыкы
гы-ыг-ыгы-гыгы-ыгыгы--гыгыгы
мы-мыл-мыло
бы-был-было
вы-выход
выдра-выход-крыса-дым

Еще одно упражнение. Повторяйте слоги сначала медленно, работая над чистотой звука. Затем добавляйте скорости. Последнее слово в ряду произносите как можно четче и громче.

Ты-ты-ты-ты-ты-тыква
ры-ры-ры-ры-ры-рыба
ды-ды-ды-ды-ды-дыня
бы-бы-бы-бы-бы-быстро
пы-пы-пы-пы-пы-лапы

Хороший эффект дает простая практика с карандашом. Закусите карандаш зубами и попробуйте произносить звук И. Карандаш не позволит языку упираться в зубы, и у вас не получится их сомкнуть, таким образом, звук Ы будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Отработав практику, попробуйте произносить звук Ы без карандаша, запомнив артикуляцию.


Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема: Звук [ы], гласная буква Ы.

Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.

Развивать речь, мышление, память.

Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия ; образцы написания буквы Ы; карточки со словами, слогами; предметные картинки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Актуализация опорных знаний.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем

Дорогой с пути никуда не свернем

Но, чтобы лес нам скорее достичь

Должны мы все знания повторить.
-Вы ребята, не зевайте и скорее отвечайте.

На какие две группы делятся звуки?

Чем отличаются гласные от согласных?
Продолжите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы …

Сколько здесь вокруг чудес!

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем!

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.
- Посмотрите, с дерева листья опали, с новой буквой слоги образовали.

Давайте прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.

Как произносятся согласные звуки перед ы?

Придумайте слова с новой буквой.
- Пойдемте по второй дорожке. Интересно, о каком числе узнаем? У нас ведь не урок математики.

Посмотрите, кто нам встретился на пути?(заяц)

Давайте прочитаем слова в букваре на с.44 и с помощью простого карандаша подчеркнем последние буквы в словах.

Какой вывод можно сделать? (Во множественном числе на конце слов может быть буква ы или и).

А какая еще буква может быть на конце слов во множественном числе, мы узнаем, поиграв в игру «Найди пару».

Я говорю слова в единственном числе, а вы подбираете пару во множественном числе.

Олень-олени

Матрешка-матрешки

Стол-столы

Книга-книги

Окно-окна

Бревно- бревна

На какую еще букву могут оканчиваться слова во множественном числе?

6.Физкультминутка

Ручки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Ручки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
- Сравните прописную и печатную букву ы.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Откройте пропись на с.12., из каких элементов состоит прописная буква ы.

Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию , чуть не доводя до строки, закругляем до середины буквы, поворот, ведем линию вверх и пишем наклонную линию с закруглением внизу. (письмо буквы)
7.Пальчиковая гимнастика

Мы писали

Мы писали

И опять писать начнем.

Письмо слогов.
Прочитайте слог. Из каких букв состоит слог? Откуда начинаем писать. Подчеркните простым карандашом слог, который лучше всего получился. (аналогичная работа со слогами пы, ты, ры)

Как обозначим согласные звуки в этих словах?(обозначают)

Вот и пройдена нами вторая дорожка.
8. Итог урока

Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке?

С какой буквой познакомились?

Какое число могут иметь слова?

Возвращаемся к камню, продолжим наше путешествие на следующем уроке.

Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук - невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка -
Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук? Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…

Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Произнесите звук и дайте характеристику…

Звук [ы] - гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы] .

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком [ы ] в середине.

О т в е т: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4. Игра «Один – много»

Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода -…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..

5. Игра Рифма» (придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р: лы (-жи ), мы (-ло ), сы (-рок ), тык (-ва ), малы (-ши ).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы ] .

Ум (-ный ), ост (-рый ), аккурат (-ный ), че (-ты -) ре, во-пер (-вых ), во-вто (-рых ), цве (-ты ), фрук (-ты ), тра (-вы ).

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

1 . Найди спрятанные буквы ы . Обведи их.

2. Допиши недостающую часть.

3. Соедини линиями одинаковые буквы

4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.


5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком [ы].



6. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.

7. И г р а «Буква потерялась»

Найдите потерявшуюся букву. С – р, м – ло, кур – .

8. И г р а «Сквозная буква»

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – –

– ы – – – ы – – – – –

– ы – – – ы – – – – –

– ы – – – ы – – – – –

О т в е т: дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи; выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.

9. И г р а «Дополните слово»

Сыт (досыта ), вдох (выдох ), зов (вызов ), рыло (крыло ), вина, рыба (рыбак ).

10. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»

Подберите слова, содержащие букву ы . Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.

Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло; т ыл – лыко – обыск – корыто.

11. Кроссворд

1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.

3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.

5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.

О т в е т: цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква, пыльца, дымоход, сыроежка.

12 .

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы .

Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву ы .

Последние материалы раздела:

Обучение грамоте «Звук и буква ы» Живут есть ли звук ы
Обучение грамоте «Звук и буква ы» Живут есть ли звук ы

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы. Стихи про букву Ы А вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ. Вот топор. Полено рядом. Получилось...

Синквейн по биологии материал по биологии на тему
Синквейн по биологии материал по биологии на тему

Светлана Ильяшенко «Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР Дети дошкольного возраста, имеющие общее...

Формы взаимодействия кооперация конкуренция конфликт
Формы взаимодействия кооперация конкуренция конфликт

42. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция . Взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или...