Методы диагностики организационных конфликтов. Методы диагностики организационных конфликтов - документ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей. Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешному общению и вести к конфликтам.

В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Поэтому изучение конфликтов - актуальная тема.

Определение конфликта

Несомненно, конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Социальные связи, свойственные обществу как сложной системе и целостному образованию, имеют устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от одного поколения людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для достижения конкретных целей. Эти связи и отношения устанавливаются не по чьей-либо прихоти, а объективно, под воздействием тех условий, в которых человек существует, совершает поступки, творит.

Если исходить из распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт -это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

При всем многообразии причин возникновения, внешних форм проявления, неоднозначности своих последствий, большой доли чувственного восприятия конфликты в реальной жизни выступают способом общения и взаимодействия людей, действенным инструментом развития любых социальных систем, в том числе и организаций. Такой подход можно проиллюстрировать рядом примеров, разбор которых позволяет провести грань между разнохарактерными формами социальных связей и, в частности, четко отличать конфликт от иных противоречий - отсутствия простого согласия, несовпадения позиций, противоположности мнений по той или иной жизненно важной проблеме.

Методы исследования конфликта

В интересах обеспечения результативного исследования конфликтов важно использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии: философском, общенаучном, конкретно-научном. К философским и общенаучным относятся следующие семь принципов изучения конфликтов.

Принцип развития

Все непрерывно развивается и изменяется не только от простого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот.

Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции - постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает гораздо более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз возможных вариантов их развития. Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, т.е. имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что ранее он был
одним и неизбежно будет изменяться в последующем.

Принцип всеобщей связи

Познавательный смысл этого принципа заключается в том, что, изучая конфликт, необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать макси мально большее количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами. Полностью исследовать все взаимосвязи конфликта со средой, в которой он развивается, и внутри него, естественно, невозможно, таких связей бесчисленное множество. Однако важно учесть характер хотя бы основных связей, поскольку их потеря может привести к существенным упрощениям в понимании явления. Это в свою очередь отрицательно скажется на качестве практических рекомендаций.

Принци п соблюдения законов диалектики

Методологическую роль в процессе изучения конфликтов всех уровней выполняют основные законы и парные категории диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций.

С точки зрения действия этого закона, например, конфликты, возникающие, развивающиеся и разрешающиеся в организациях, сами по себе не являются только негативным явлением. Они объективны и, более того, служат одной из движущих сил развития организаций. В реальной жизни практически не встречаются организации, в которых бы полностью отсутствовали конфликты. Если мы узнаем, что в каком-то коллективе нет конфликтов, то это не значит, что их в нем действительно нет. Как правило, в этом случае просто отсутствует информация о конфликтах, скорее всего они протекают скрыто.

Закон пере хода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними. Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого - к сложному, от низшего - к высшему, от одного - к другому.

Парные категории диалектики, такие, как материя и движение, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики

В процессе научного познания этот принцип раскрывает диалектику движения нашего знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания. Известный отечественный психолог К. Платонов указывал, что эксперимент, обосновываясь теорией, ее провернет и уточняет и, вмес те с ней проверяясь практикой ка к высшим критерием истины, служит ей, улучшая ее.

Нарушение оптимального соотношения и логики взаимовлияния теории, эксперимента и практики в процессе конфликтологического исследования приводит к заметному уменьшению результативности работы конфликтолога, превращению ее в имитационную деятельность.

Исследование конфликта любого уровня с точки зрения соотношения его теоретического и эмпирического компонентов может быть построено в соответствии с двумя стратегиями:

Эмпирическая база исследования, образно говоря, является фундаментом, от качества которого зависит устойчивость «здания» теоретических обобщений к тем серьезным испытаниям практикой, которыми так богата реальная, а не придуманная жизнь. Очевидно, что практическая ценность теоретических обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе, заметно выше, чем ценность выводов, в основе которых лежит только личный опыт исследователя, дополненный небольшим количеством других эмпирических данных, а также информацией, почерпнутой из нескольких десятков книг и статей, посвященных исследуемому конфликту.

Важной проблемой конфликтологического исследования является логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики в процессе изучения конфликтов. Конфликтология будет развиваться более динамично, если проводить исследования.

В процессе анализа конфликтов конфликтолог должен постоянно обращаться к практике, оценивать полученные предварительные результаты с точки зрения их соответствия реальному изложению дел, совершенствовать методику анализа и дорабатывать выдвинутые гипотезы в соответствии с той новой информацией, которую он получает в ходе самого процесса изучения. Важно не сводить изучение конфликтов к анализу бумаг или тен денц ий, отражающих эти явления. Наиболее ценная и достоверная информация может быть получена лишь при непосредственном изучении реальных конфликтов в реальной жизни.

Особое место практики в процессе познания связано с тем, что она является источнико м наших знаний, поскольку все проблемы, нуждающиеся в разрешении, а следовательно, и в познании, конфликтолог находит в практике реальной жизни, практика выступает критерием истинности полученных знаний, а также конечным результатом познания.

Принцип системного подхода

Анализируя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Принцип системного подхода ориентирует конфликтолога методологии поиска причин позитивных или негативных тен денций в развитии того или иного конфликта. Если не в одно: а в нескольких элементах системы появились сходные положи тельные или отрицательные моменты, то причины этого следу искать прежде всего не в этих элементах, а в самой

Принцип конкретно -исторического подхода

Он показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий в которых они развиваются: места, времени, конкретной сложившейся обстановки в конкретном коллективе.

Каждый конфликт уникален по своей природе. В мире никогда не было, нет и не будет двух совершенна одинаковых конфликтов. Принцип конкретно-исторического подхода ориентирует конфликтолога на поиск этой уникальности. Нельзя ограничиваться в характеристике конкретного конфликта применением к нему знаний, уже имеющихся для конфликтов подобного вида. Общее и особенное для конфликтов всегда проявляется в виде единичного знания о конкретном конфликтном взаимодействии.

Принцип объективности

Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует объективности от конфликтолога минимизировать влияние един ичных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий. Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, - в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования принципа объективности.

В процессе изучения конфликтов важно, опираясь на рассмотренные семь философских и общенаучных принципов проведения исследований, учитывать пять методологических прин ципов самой конфликтологии междисциплинарности, преемственно cmu , эволюционизма, личностного подхода, поиска скрытого содержания конфликтов.

Принцип междисциплинарности

Ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами и результатами проведения исследовавши, используемыми во всех отраслях конфликтологии. Это многократно повысит эффективность работы специалиста.

Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех одиннадцати отраслей конфликтологии. Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

Принцип преемственности

Этот принцип требует максимально полного знания конфликтологам и всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке , к оторую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной, а уж затем зарубежной конфликтологии. Нация, лишенная самобытности, не может быть великой. Точно также не может быть не только великой, но даже самостоятельной наука, не знающая своей отечественной истории, заимствующая исходные принципы, основные теоретические концепции главным образом из работ западных конфликтологов. Копия всегда беднее оригинала.

Западные теории конфликтов представляют для нас несомненную ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемы российских конфликтов на основе западных подходов. Характер социального взаимодействия у нас веками отличался от западного. Выше сказано о том, что в XX в. по масштабам разрушительных последствии конфликтов Россия в десяток раз превосходит среднее западное государство. Наши конфликты другие по сравнению с западными. Для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории. Тем более сейчас, когда каждый порядочный человек видит катастрофические последствия прямого переноса западных экономических теорий на российскую почву.

Кроме того, отечественный опыт практического регулирования реальных конфликтов насчитывает почти два тысячелетия. Он гораздо богаче аналогичного опыта любой европейской страны.

Это вызывает необходимость придания преемственности статуса самостоятельного принципа отечественной конфликтологии. Актуальность принципов междисциплинарности и преемственности в будущем, возможно, будет уменьшаться. Однако в ближайшие 10-20 лет соблюдение этих принципов должно стать важнейшим условием успеха в работе конфликтологов. Создание системы конфликтологического образования в стране может частично решить проблему усиления междисциплинарного взаимодействия отраслей конфликтологии и их преемственности.

Принцип эволюционизма

Необходимо выявлять и учитывать основные закономерности эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании, знания различных уровней эволюции конфликтов трудно, вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз развития и дать рекомендации по конструктивному регулированию.

Принцип эволюционизма требует от конфликтолога знаний
и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и
анализа конкретных конфликтов в частности.
Продолжительность макроэволюции конфликтов составляет около 500 млн.
лет. За такое длительное время естественно сложились определенные тенденции изменения конфликтов. Они пока не изучены. Высказаны лишь гипотезы в отыскании некоторых тенденций. Знание этих тенденций безусловно всегда будет помогать конфликтологу при изучении конфликтов.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. Выявление и учет этих
тенденций вне всякого сомнения позволит более глубоко понять
суть всех конфликтов, происходящих сегодня. Это в свою очередь дает возможность более конструктивно их регулировать.

При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не толь
ко динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникно
вения и развития.
Длительные конфликты помимо динамики всегда
имеют свою эволюцию. Относительно краткие конфликты также
обычно имеют эволюционные, т.е. существующие задолго до начала
конфликта предпосылки его возникновения в будущем.

Принцип личностного подхода

Этот принцип заимствуется у психологии выступающей системообразующей наукой во взаимодействии отраслей конфликтологии. Применительно к конфликтологии он формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.

Первопричиной конфликтов являются изменения объективного материального мира. Однако, попав в одинаковые обстоятельства, разные люди ведут себя по-разному. Одни совершают конфликтные действия, другие всеми способами уходят от конфликтов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия оказываются.

Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуалъно-психоло гич еские особенности. Даже решение начать межгосударственную войну принимает небольшая группа людей, обладающих вполне определенными личностными особенностями. Трудно вскрыть причины конфликтов, проникнуть в их суть, не поняв, какую роль сыграли в них конкретные люди, не определив их личностных особенностей, оказавших существенное влияние на развитие конфликтного взаимодействия.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов

Данный принцип ориентирует конфликтолога на то, чтобы при анализе конфликтов он не ограничивался изучением только доступной, лежащей на поверхности информацией. Важно всегда искать и находить скрытые, глубинные причины конфликтов, видеть их зерно, обычно скрываемое шелухой, прогнозировать отсроченные, часто не очевидные тенденции последствия развития конфликтного противодействия, Поиск скрытого содержания конфликтов означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; важно обнаруживать осознаваемые, но скрываемые, маскируемые, часто основные цели, которые люди преследуют в конфликтах; необходимо находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом, постоянно продвигаться в бесконечном процессе углубления и расширения знаний о конфликтах.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов предостерегает конфликтолога от поспешных выводов и рекомендаций, делаемых на основе анализа обширной, но поверхностной информации. Суть конфликта обычно не лежит на поверхности. Пока объем скрытой информации, добытой конфликтологом, не превысит в несколько раз объем очевидной, общедоступной информации, рано говорить о понимании конфликта и возможности его конструктивного регулирования.

Д иагн остика конфликтов

конфликт разрешение поведения организация

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, сценария развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем в системы более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация конфликтологом событий и условий, в которых они имеют место. Применяется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспечено участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта и его психика подвергается изменениям, которые присуши противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатором Я. Морено, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружаюшим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном и неофициальном общении; пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.

Изучение документов - исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др.

Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах (нередко по гипотетическим ситуациям взаимодействия, которые предъявляются испытуемому). Например, шкала-опросник Ф. Фидлера - Ю. Ханина, состоящая из противоположных по смыслу пар слов (антонимов), позволяет описать атмосферу в группе и получить информацию об уровне ее конфликтности.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах (например, опросник К. Томаса* показывает, в какой степени в поведении человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, уступок или поиска компромисса). С помощью широко известного опросника Ф. Розенцвейга (состоит из картинок, описывающих некие инциденты между персонажами, в которых испытуемому предлагается идентификация с одним из них) можно выявить, в какой степени человеку свойственно реагировать на ситуации, характеризующиеся крушением планов, надежд, поиском виноватого вовне, самообвинением и другими известными типами реакций. Существует созданная на основе методической идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным условиям нашей культуры.

В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Эксперимент - экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур - матричные игры (типа «дилеммы заключенного»), переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы), а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие реальные столкновения (например, серия исследований М. Шерифа)*. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей «инсценировки», нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реальных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутри групповых и межличностных конфликтов.

Системно-ситуационный анализ - изучение конфликтов по единицам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация - наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы. В ходе изучения устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определенной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспективно (изучение документов, опрос участников и свиделей конфликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога.

Математическое моделирование - с привлечением современных средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, используемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число способов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов существенно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимодействия, к которым применимы созданные математиками описания.

Вышеобозначенные методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода.

Личностные тесты. На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения такого интегрального свойства личности, как конфликтность, отражающего частоту вступления в межличностные конфликты. Поэтому специалисты используют ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность личности.

В современной конфликтологии традиционно большое внимание уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенаучными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: методика кейс-стади (case study ) - изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сделанных выводов; экспертный опрос - опрос компетентной группы лиц; метод изучения фокус-групп.

Сложность такого явления, как конфликт, и разнообразие подходов к его пониманию определяют и разнообразие методических подходов и приемов изучения конфликта.

конфликт социометрия опрос эксперимент

Заключение

Изучение социальных процессов, происходящих в обществе, показывает, что конфликт является одной из важнейших социальных проблем. В данной работе были рассмотрены методы исследования и диагностика конфликта

В период формирования конфликтологии решающее влияние на качество ее развития оказывают характер и степень решения методологических и методических проблем. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития; всеобщей связи; соблюдения требований основных законов и категорий диалектики; единства теории, эксперимента и практики в процессе познания; системного подхода, конкретно-исторического подхода; объективности.

Отечественная конфликтология остро нуждается в собственных эффективных методиках диагностики и исследования конфликтов различных уровней. Модульный социотест диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе позволяет оценить отношение каждого члена группы к коллегам, выявить их представления об отношении к ним со стороны окружающих, установить не только все реальные, но и все потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения.

Таким образом, конфликт выполняет функцию интеграции, активизации связей, сигнальную функцию, инновационную, информационную и трансформационную.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 591 с.

2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 182 с.

3. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 302 с. - (Высшее образование).

4. Конфликтология: Учеб. для вузов / Под ред. А.С. Кармина. - 2-е изд. испр. - Спб.: Лань, 2000. - 443 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные виды конфликта. Структура конфликта и его классификации. Поведение в конфликтах. Сетка Томаса-Килменна. Основные методы преодоления конфликтов. Процедура исследования и его интерпретация. Особенности межличностного конфликта.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Формирование теоретических знаний о предмете и задачах педагогической психологии и классификация ее основных методов: наблюдения и самонаблюдения, беседы, интервью, анкетирования, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестирования и социометрии.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Виды конфликтов. Фазы развития конфликта. Основные методы решения конфликта. Примеры преодоления эмоциональных конфликтных ситуаций. Пример конфликтной ситуации. Посредничество в конфликте. Теории мотивации.

    реферат , добавлен 18.01.2004

    Становление конфликтной компетентности в подростковом возрасте. Конфликтная компетентность и конструктивное разрешение конфликта. Методика исследования конфликтной компетентности. Значение групповой дискуссии для диагностики конфликтной компетентности.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Классификация используемых в настоящее время методов психологических исследований. Промежуточные и вспомогательные методики в психологической науке. Методы наблюдения и опроса. Физиологические методы и тесты. Экспериментальные и математические методы.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Понятие конфликта: его субъекты, объекты и предметы, причины и стадии развития. Методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций. Политические конфликты и их особенности. Управление конфликтом: предупреждение и стимулирование.

    реферат , добавлен 27.08.2009

    Классификация методов психологии. Основные методы - наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2011

    Проблема конфликта в трудах отечественных и зарубежных ученых. Феноменология и концептуализация конфликта. Условия предупреждения конфликтных ситуаций. Психокоррекция межличностных отношений в подростковой группе, повышение сплоченности коллектива.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Конфликтология как наука. Подходы к пониманию природы социального конфликта. Основные психотипы людей: интроверт; экстраверт. Предмет конфликтологии и методы исследования. Элементы конфликтного взаимодействия. Исследовательские методы науки о конфликте.

Методы диагностики конфликтов

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликт­ного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаи­модействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улуч­шили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как слож­но организованные объекты, состоящие из иерархически связан­ных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем |в системы более высокого уровня. Важно выявить все многообра­зие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешни­ми по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собствен­ный инструментарий, а широко использует методы и методики, раз­работанные в других отраслях знаний (рис. 2.1).

Методы изучения конфликтов

Наблюдение

Социометрия

Изучение документов

Опрос

Эксперимент

Системно-ситуационный анализ

Математическое моделирование

Личностные тесты

Рис. 2.1. Методы диагностики конфликтов

Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация конф­ликтологом событий и условий, в которых они имеют место. При­меняется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первич­ной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. Наблю­дение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конф­ликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

Вопрос 3 Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное слияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта и его психика подверга­ется изменениям, которые присущи противоборствующим сторо­нам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справед­ливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут от­печаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К не­достаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатором Я. Море­но, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окру­жающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микро­группы с положительными и отрицательными статусами в офици­альном и неофициальном общении; пространственная социомет­рия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемых существует ус­тановка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отно­шений в группе и др.

Изучение документов - исследование информации для ретро­спективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерной дискете, кинопленке и др.

Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изуче­нии конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые проце­дуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфлик­тах. Например, шкала-опросник Ф. Фидлера - Ю. Ханина, состоящая из противоположных по смыслу пар слов (антонимов), позволяет описать атмосферу в груп­пе и получить информацию об уровне ее конфликтности.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуе­мым стратегии поведения в конфликтах (например, опросник К. Томаса* показывает, в какой степени в поведении человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избега­ния, уступок или поиска компромисса). С помощью широко из­вестного опросника Ф. Розенцвейга (состоит из картинок, опи­сывающих некие инциденты между персонажами, в которых ис­пытуемому предлагается идентификация с одним из них) можно выявить, в какой степени человеку свойственно реагировать на ситуации, характеризующиеся крушением планов, надежд, поиском виноватого вовне, самообвинением и другими извест­ными типами реакций. Существует созданная на основе методи­ческой идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным условиям нашей культуры.

В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основы­вается на моделировании конфликтных ситуаций, преимуществен­но в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игро­вых процедур - матричные игры (типа «дилеммы заключенного»), переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коа­лиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участ­никами цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы), а также и более сложные конфликтные ситуации, моде­лирующие реальные столкновения (например, серия исследований М. Шерифа)*. Однако подобные исследования конфликтов связа­ны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей «инсценировки», нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реаль­ных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Системно-ситуационный анализ - изучение конфликтов по еди­ницам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация - наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая опреде­ленные содержательные и динамические характеристики, времен­ные и пространственные границы. В ходе изучения устанавлива­ются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимо­действия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение ко­торых характер взаимодействия основных его участников каче­ственно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации про­водится ее системный анализ. Использование конфликтной си­туации в качестве единицы анализа дает возможность стандарти­зировать, хранить и накапливать информацию о реальных конф­ликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определен­ной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспек­тивно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конф­ликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специ­альный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога*.

Вопрос 4. Математическое моделирование. Математическое моделирова­ние с привлечением современных средств вычислительной техни­ки позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе време­ни их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характери­стиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает вне­шние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, исполь­зуемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число спо­собов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов сущест­венно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимо­действия, к которым применимы созданные математиками опи­сания.

Вышеобозначенные методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода .

Личностные тесты . На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения такого интегрального свойства личности, как конф­ликтность, отражающего частоту вступления в межличностные конфликты. Поэтому специалисты используют ряд апробирован­ных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность лично­сти. К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тес­тов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты кон­фликтности личности и определить ее уровень, можно отнести:

тест А. Басса - А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности);

диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает воз­можность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);

личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темпера­мента личности с помощью двух шкал - «экстраверсия - интро-версия» и «нейротизм - стабильность»);

16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликт­ность - скрытность, практичность, жестокость, суровость, често­любие и пр.);

шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмо­ционального состояния и как свойства личности);

методика « Q -сортировка» Х. Залена - Д. Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависи­мость - независимость, общительность - необщительность, стрем­ление к борьбе - избегание борьбы) и др.

Личностные тесты используются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом смысле не являются методами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большое внима­ние уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенауч­ными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедук­ция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: мето­дика кейс-стади { case study ) - изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сде­ланных выводов; экспертный опрос - опрос компетентной груп­пы лиц; метод изучения фокус-групп.

Сложность такого явления, как конфликт, и разнообразие подхо­дов к его пониманию определяют и разнообразие методических под­ходов и приемов изучения конфликт.

Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, хар-ра и степени остроты противоречий) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Цель диагностики – получение новых и достоврных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций кот реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем в сис-мы более высокого уровня.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

1. Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного.

2. Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

3. Изучение документов - исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др.

4. Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

5. Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

6. Математическое моделирование. Оно позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценки событий в реальном масштабе времени из развития. Мат модель объекта конфликта представляет собой сис-му формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные составляющие.

Вышепечисл методы исп-ся для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода.

7. Личностные тесты. На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения конфликтности личности.

Подобный опросник, нацеленный на изучение стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, разработан Ершовым А.А. Он выделяет у руководителей первичных организаций 4 основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях:

Ориентация на труд и его эффективность;

Ориентация на себя, свои взгляды и опыт;

Ориентация на официальную субординацию, права и обязанности.

Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых предлагаются четыре варианта решений. соответствующих четырем возможным ориентация.

Проективные тесты для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Тест Ф.Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентифицировать себя с одним из них. Слова партнера на рисунке содержат некое обвинение (явное или скрытое) в адрес респондента или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой и это позволяет определить, как человек обычно реагирует на фрустрирующую ситуацию: поиском виноватого вовне, самообвинением или как-то иначе.

На базе этого теста был разработан тест "Деловые ситуации" (20 рисунков), изображающих конфликтные ситуации в организации.

Использование психологических тестов для определения уровня конфликтности личности:

Опросник А.Басса и А.Дарки. (1957 г.) Предназначен для определения индивдиуального уровня агрессивности личности. Агрессия рассматривается авторами как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии раздражительности, обиде и т.п. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности.

Опросник Кеттелла.

Опросник Г.Айзенка.

Определение уровня тревожности по опроснику Спилберга.

Общей проблемой применения всех этих методик для диагностики конкретных конфликтов в организациях является то, что поскольку они создавались психологами и на основе психологических методик и тестов, то заложенное в них понятие нормы (где оно есть вообще), имеет либо отношение к психологической норме – границы проявления того или иного признака в генеральной совокупности, либо это задание нормы в рамках ценностно-нормативного подхода, когда понятие нормы закладывается автором концепции.

3.2 Диагностика конфликтов на межличностном уровне.

Чаще всего для этого используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса):

Лебедев А.Н. Методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах.

Параметры взаимных оценок, наиболее существенные в плане возникновения конфликтов:

Уровень профессиональной подготовки;

Отношение к труду;

Уровень развития нравственных качеств;

Уровень способностей к руководству коллективом;

Уровень развития инновационных качеств.

В предложенной процедуре работники оценивают своих коллег по этим параметрам, сравнивая их между собой (ранжирование).

Недостатки методики:

1. ценностно-нормативный подход;

2. гало-эффект.

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов.

А.Я.Анцупов. А.И.Шипилов.

Основана на социометрической методике.

Два базовых модуля, позволяющих оценить отношение к сотрудникам со стороны каждого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность:

Выявить реальные и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе;

Количественно оценить интенсивность, остроту конфликта.

Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива и позволяют оценить:

Качество работы каждого члена группы;

Нравственные качества каждого члена группы;

Профессиональные знания членов группы;

Степень его помощи коллегам;

Усилия по достижению личных и общегрупповых интересов;

Характер выполнения данных обещаний.

Процедура опроса предполагает заполнение каждым членом коллектива специального бланка (социометрической карточки), на которой перечисляются все члены группы.

Оценка дается по десятибалльной шкале от +5 до –5

Методика диагностики взаимоотношений в группе

Анкета представляет собой социометрическую карточку, на которой фиксируются все члены коллектива, а затем респондент делает положительные или отрицательные выборы по определенным 14 критериям.

Недостатком такого оформления социометрической карточки является то, что респондент вынужден отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения.

Обработка полученной в ходе исследования информации происходит по нескольким каналам.

Во-первых, на первом этапе происходит построение социограмм, наглядно показывающих связи внутри коллектива. Социограммы позволяют выявить наличие микрогрупп в коллективе подразделения, определить лидеров, аутсайдеров, т.е. социально-психологическую структуру, так как основной акцент делается на неформальный аспект социальных связей.

Такой анализ позволяет также выделить напряженные моменты во взаимоотношениях членов коллектива, чреватые возникновением конфликтных ситуаций в настоящем и будущем.

Во-вторых, выбранная форма социометрической карточки, когда по сути каждый член коллектива так или иначе определяет свое отрицательное или положительное отношение ко всем своим коллегам, при определенных недостатках, все же позволяет определять “рейтинг” каждого члена коллектива”, так как 14 критериев выбора сводятся к 4 параметрам:

Лидерство;

Совместимость (умение налаживать благоприятные отношения с коллегами);

Надежность (степень доверия к члену коллектива);

В-третьих, на основе полученных данных вычисляются социометрические индексы.

2.3. Диагностика межгрупповых конфликтов в организации.

1.Методики, ориентированные на предметную методологию в блоке описания реального состояния объекта, как правило, основываются на опросных методах. при этом блок задания должного – ценностно-нормативный.

Методика выявления противоречий в формальной структуре как причин возникновения конфликтов. Были выделены основные зоны возможного возникновения противоречий в организации

Категории Эмпирические индикаторы
Организация рабочего места Формы распределения заданий между сотрудниками
Реализация задач или ориентация на цели
Формы организации труда
Сбалансированность прав и обязанностей
Уровень формализации процедур
Отношения руководства и подчинения Соблюдение принципа единоначалия
Выявление форм контроля
Участие в принятии решений
Определение степени формализации отношений
Информация и коммуникации Оценка оперативности и точности передачи информации
Оценка основных каналов передачи информации
Информированность об источниках необходимых сведений
Оценка правильности интерпретации распоряжений руководства
Оценка уровня обратной связи
Персонал Оценка уровня профессиональных знаний
Уровень информированности сотрудников о целях и задачах
Оценка возможности проявления инициативы сотрудниками
Удовлетворенность системой оплаты труда
Индивидуальная оценка перспектив развития карьеры
Культура Соблюдение норм трудовой дисциплины
Выявление частоты общения с руководством подразделения
Отношение к изменениям
Наличие конфликтов в подразделении
Восприятие и пути разрешения конфликтов
Оценка уровня сплоченности коллектива

Каждый эмпирический индикатор предполагает четыре возможные ситуации, раскрывающие его, каждой из них присвоено определенное количество баллов. Сотрудники, отвечающие на анкету, выбирают ситуации, характерные для их подразделения. Затем подсчитывается среднее значение по каждому показателю, и на этой основе строится профиль подразделения.

Формирование нормативного критерия:

норма задается на основе экспертного опроса: в качестве экспертов выступают руководители подразделения (анкетирование и интервьюирование). На базе полученных данных формируется эталонный профиль подразделения, который затем и сравнивается с реальным профилем, полученным в результате обработки анкет сотрудников.

Однако блок рассогласования - умозрителен.

2. Класс диагностических методик, как правило, ориентирован на проблемную методологию в описании объекта, но в блоке задания должного более распространен ситуационный подход (проблемно-ситуационный).

Методы получения информации: игровые методы

слабоформализованные интервью

иногда – анкетирование.

Позиционный анализ (А.И.Пригожин)

ПА – диагностическая методика, позволяющая выявить позиционность, определить линии, разделяющие организацию на группы работников, состоящих между собой в позиционном конфликте.

Суть ПА - определение тех линий, которые делят организацию на совокупность соц. групп, находящихся между собой в позиционном конфликте или имеющих различные интересы, вступающие друг с другом во взаимодействие.

Своевременная диагностика межличностных конфликтов имеет важное значение как для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Кроме того, конфликтолог нуждается в методиках выявления и оценки конфликтов в интересах их исследования. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов в группе (Анцупов, 1992) позволяет решить часть названных проблем.

Чтобы предупредить деструктивные конфликты между работниками, необходимо знать характер взаимоотношений в коллективе, иметь информацию о тенденциях в их развитии, видеть сотрудников, имеющих трудности в общении с сослуживцами, помогать им в налаживании отношений. Без знания общего характера взаимоотношений между сотрудниками трудно говорить об эффективной системной работе по предупреждению конфликтов. Чем более достоверной, разносторонней и оперативной информацией мы владеем, тем более эффективна работа по профилактике конфликтов.

На практике социальные работники, психологи, менеджеры по персоналу чаще используют наблюдение и оценку результатов деятельности и поведения сотрудников. Из научно обоснованных популярными являются различные варианты социометрической методики. Она является одной из немногих методик, которыми социальные работники реально пользуются для изучения взаимоотношений в организации. Слабой стороной социометрической методики является недостаточная анонимность, поскольку социометрическая карточка подписывается или ее автора можно определить по почерку. Она позволяет выявить не все, а только наиболее выраженные взаимные оценки членов группы. Методика не ориентирована на диагностику конфликтов, отсутствует стандартизация получаемых данных, применяются измерительные шкалы, позволяющие лишь приближенно оценить взаимоотношения, оценивается не столько реальное, сколько предполагаемое поведение коллег.

Предлагаемая методика диагностики межличностных конфликтов имеет модульную структуру, включающую две базовых и несколько дополнительных измерительных шкал. Два базовых модуля позволяют оценить отношение каждого сотрудника к каждому члену группы и его представление об отношении к нему со стороны каждого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность выявить реальные и потенциальные конфликты в группе. Два базовых модуля позволяют количественно оценить такую важную характеристику конфликтов, как их интенсивность, остроту.

Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива, позволяют оценить качество работы каждого члена группы, его нравственные качества, профессиональные знания, степень помощи коллегам, усилия по достижению личных и групповых интересов, характер выполнения обещаний и др.

Процедура опроса занимает небольшое время, которое зависит от количества используемых модулей и численности группы. Продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям составляет 20-35 минут. Количество оценок, даваемых опрашиваемым в ходе одного опроса, не должно превышать 100-120. Если нужно выставить большее количество оценок, опрашиваемые устают и могут работать формально.

В зависимости от целей исследования количество включаемых в опросный лист вопросов может изменяться от одного до семи. Оценки выставляются в специальный бланк, разработанный так, чтобы исключить подозрение опрашиваемого в возможности его идентификации по почерку (см. форму бланка оценки взаимоотношений в файле материалов). При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену группы может оцениваться любым баллом от +5 до -5. Например, +4,+1, 0, -2 и т.п. Для того чтобы повысить достоверность получаемой информации, предусмотрены три варианта анонимности ответов. Опрашиваемый по желанию выбирает устраивающий его вариант. При первом варианте будет пофамильно известно, кто и кому какую оценку выставил. В этом случае опрашиваемый, заполняющий бланк, отмечает, под каким номером в общем списке указана его фамилия, т.е. подписывает бланк. Опросы в организациях показывают, что такой вариант заполнения выбирают 10-15% опрашиваемых. При втором варианте анонимности после опроса будет известно, кому какой балл выставлен. Однако кто поставил оценку, известно не будет, так как бланк не подписывается. Такой вариант заполнения бланка опрашиваемые выбирают чаще всего. При полной анонимности опрашиваемый выставляет оценки всем сослуживцам, но последовательность выставления знает только он. При этом неизвестно, кто поставил оценку и кому она поставлена. Здесь по результатам опроса можно дать лишь общую оценку взаимоотношений между членами группы, количеству и интенсивности конфликтов между ними. Достоверность информации при этом варианте наиболее высока. Практика показывает, что им обычно пользуются работники в том случае, когда опрашивается небольшая группа (до семи человек). Причем, чем старше сотрудники и чем более высокие должности они занимают, тем чаще они используют вариант полной анонимности. В управленческом коллективе среднего звена данный вариант обычно избирает до 10-15% опрашиваемых. Вариант заполнения определяется перед началом оценки, а фиксируется на бланке после того, как оценен последний человек. Оценка отношения к каждому члену группы выставляется знаком "+" в соответствующей строке и колонке бланка. В первой колонке по вертикали числами 1,2,3...19,20 обозначаются члены группы. Пофамильный список на время опроса пишется на доске или на листках бумаги, которые раздаются каждому опрашиваемому. Оптимальная численность опрашиваемой группы 10-20 человек. Чем больше численность группы, тем меньшее число шкал целесообразно использовать. Если опрашиваемый затрудняется оценить кого-либо из членов группы, то ставит значок в колонке, обозначенной буквами "т.о." - трудно оценить. Себе опрашиваемый выставляет нулевые оценки по всем шкалам. Достоинства модульной методики связаны со следующими ее особенностями. Во-первых, оцениваются реальная деятельность и реальные взаимоотношения каждого члена группы за достаточно длительный период, что повышает объективность оценки. Во-вторых, учитываются абсолютно все взаимоотношения в группе. В-третьих, использование достаточно "тонкой" 10-балльной шкалы повышает точность оценок. В-четвертых, определение самим опрашиваемым степени анонимности ответов повышает их правдивость. В-пятых , все взаимоотношения и конфликты оцениваются количественно, что позволяет стандартизировать данные. В-шестых, с обирается разносторонняя информация, позволяющая не только диагностировать конфликты, но и определять их некоторые причины, оценивать группу в целом и каждого из ее членов. В-седьмых, методика проста в использовании и обработке данных с помощью ПЭВМ. За счет модульной структуры она может быть гибко приспособлена к задачам любого конфликтологического исследования малой группы. Недостатки методики определяются тем, что она в большей степени ориентирована на диагностику конфликтов и не позволяет выявить их причины. Объяснение данных требует от конфликтолога опыта работы с методикой. Большое число обрабатываемых оценок требует использования микрокалькулятора, а лучше ПЭВМ. Так, в результате опроса группы численностью 15 человек по четырем модулям психолог получает 900 оценок. Их обработка требует времени и аккуратности.

ДИАГНОСТИКА ХАРАКТЕРА КОНФЛИКТОВ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ С ПОМОЩЬЮ МОДУЛЬНОЙ МЕТОДИКИ. Исследование или диагностика межличностных конфликтов в группе, проведенные с помощью модульной методики, позволяют собрать значительное количество информации. Методика позволяет выявить абсолютное и относительное число конфликтных и полуконфликтных диад. Конфликтной является диада опрашиваемых, находящихся в состоянии реального конфликта, т.е. оппоненты противодействуют и переживают при этом негативные эмоции по отношению друг к другу. Если они просто негативно относятся друг к другу, то это может быть не только конфликтом, но и предконфликтной ситуацией в их взаимоотношениях. Кроме того, работник может относиться к сослуживцу негативно, но последний не будет воспринимать его отношение таковым. Он может считать, что этот член группы относится к нему положительно. Бывает и обратное: позитивное отношение оценивается как негативное. Взаимоотношения в диаде проявляются в четырех оценках: оценка работником А своего отношения к работнику Б; оценка работником А отношения к нему работника Б; оценка работником Б своего отношения к работнику А; оценка работником Б отношения к нему работника А. Конфликтными считаются взаимоотношения в том случае, если все четыре оценки отрицательные. Однако нет надежных методик, позволяющих выявить характер всех четырех оценок. С определенной степенью условности можно считать конфликтными взаимоотношения работников А и Б на основе их негативной оценки только работником А (первые две оценки) или Б (вторые две оценки). Ведь А строит свое взаимодействие с Б не на основе отношения Б к А, а на основе своего представления об отношении к нему Б. Поэтому, абсолютное число условно конфликтных или полуконфликтных диад в коллективе можно определить соответственно по формулам:

где: МОi - "мое отношение" - оценка (положительная или отрицательная) сотрудником, заполнявшим бланк, своего отношения к человеку, указанному в списке под i-м номером;

ОМi - "отношение ко мне" - оценка (положительная или отрицательная) этим же опрашиваемым своего представления об отношении к нему i-го в списке;

Кабс - абсолютное число конфликтных диад в группе;

ПКабс - абсолютное число полуконфликтных диад в группе;

n - число членов группы.

Методика позволяет выявить сотрудников, имеющих наибольшее число конфликтов. Кроме того, с помощью методики можно выявить ранг каждого работника в коллективе по каждой из используемых шкал. Для этого необходимо определить среднее алгебраическое всех оценок, выставленных конкретному работнику сослуживцами по данной шкале. Лидирующее положение по шкале "мое отношение" (МО) показывает его общую авторитетность в данном коллективе. Максимальные по сравнению с другими баллы, полученные по шкале "отношение ко мне" (ОМ), показывают коммуникабельность, хороший эмоциональный контакт с сослуживцами. Сотрудники, получившие высокий балл по шкале "качество выполнения должностных обязанностей" (КД), являются лидерами в коллективе в области профессиональной деятельности. Максимальные баллы, полученные по шкале "нравственные качества" (НК), выявляют тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в этой области и может выступать в роли авторитетного посредника при разрешении конфликтов между членами коллектива.

Обобщение оценок, полученных по каждой из шкал, дает возможность оценить общее положение сотрудника в коллективе. Общая авторитетность определяется по формуле:

МО + ОМ + КД + НК

А = ------------

где: МО - мое отношение к членам коллектива; ОМ - мое субъективное представление об отношении ко мне членов коллектива; КД - качество выполнения должностных обязанностей членами коллектива; НК - нравственные качества членов коллектива.

Сравнительная оценка результатов, полученных руководителями коллектива, и средних показателей по коллективу в целом позволяет оценить место формальных лидеров в неформальной структуре группы, определить сильные и слабые стороны руководства. Знание неформальных лидеров, выявленных с помощью методики, может облегчить менеджерам по персоналу процесс руководства, а также позволит более грамотно учитывать социально-психологические факторы обеспечения его эффективности.

Регулярная оценка взаимоотношений дает возможность каждому члену группы выявить характер изменений в своем положении в коллективе, определить направления и результативность своей работы по улучшению взаимоотношений с сослуживцами. Методика позволяет также оценить эффективность работы по предупреждению конфликтов между работниками, динамику показателей взаимоотношений в группе, характеризующих их конфликтность, изменение положения наиболее конфликтных членов группы и т.д.

Таковы основные социально-психологические характеристики взаимоотношений в группе, которые можно количественно и качественно оценить с помощью предлагаемой модульной методики. Методика позволяет оценить еще целый ряд особенностей взаимоотношений и конфликтов, которые могут быть интересны как социальным работникам, так и руководителям коллективов.

В качестве вывода необходимо отметить , что в период формирования психологии конфликта заметное влияние на ее развитие оказывает характер решения методологических и методических проблем. Общенаучными принципами исследования конфликтов являются принципы: развития, всеобщей связи, соблюдения требований основных законов и категорий диалектики.

Методологическими принципами самой психологии конфликта выступают принципы: междисциплинарности, преемственности, эволюционизма, личностного подхода, единства скрытых и открытых мотивов поведения людей в конфликте.

Основными этапами изучения конфликтов являются: составление программы; определение конкретного объекта изучения (выборки); разработка методик анализа; пилотажное исследование, доработка программы и методики; сбор первичной конфликтологической информации; качественная и количественная обработка собранных данных; анализ и объяснение полученных результатов; обоснование и формулирование выводов, практических рекомендаций.

Системообразующим компонентом психологического исследования конфликта является его программа. От качества программы решающим образом зависит результативность работы психолога. В психологии конфликта используются различные методы и методики, позволяющие исследовать все имеющиеся типы конфликтов.

Последние материалы раздела:

Сколько планет насчитывает наша с вами планета
Сколько планет насчитывает наша с вами планета

Наука Все мы с детства знаем, что в центре нашей Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого обращаются четыре ближайшие планеты земной...

Все цари России по порядку (с портретами): полный список Портреты российских царей и императоров
Все цари России по порядку (с портретами): полный список Портреты российских царей и императоров

Дамы и кавалеры, от которых сходили с ума наши государи, вошли в историю. А некоторые из них — и в историю русского искусства. Взглянем на самые...

Оценочная анкета профессиональных и личностных качеств специалистов и основного персонала
Оценочная анкета профессиональных и личностных качеств специалистов и основного персонала

Личностные опросники - самая распространённая категория психологических тестов, соостоящая из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что...