Какие моря омывают самый засушливый материк. Раздел II

Статья содержит информацию о морях и океанах, которые омывают берега самого значительного материка планеты. Рассказывает об особенностях и специфике прибрежных территорий континента. Здесь подробно расписаны все моря, которые входят в состав океанов омывающих берега Евразии.

Моря и океаны Евразии

Восточные берега материковой территории омывает Тихий океан.

Рис. 1. Тихий океан.

Евразийское тихоокеанское побережье отличается необыкновенной расчлененностью и многообразием островов. Острова и полуострова Евразии в свою очередь изолируют от океана систему соединенных между собой окраинных морей: полуостров Камчатка и Курильские острова отделяют Охотское море, Японские острова и полуостров Корея разграничивают материк и Японское море.

Евразия – самый большой континент нашей планеты. Он омывается всеми океанами.

Рис. 2. Евразия в окружении океанических вод.

Острова, составляющие площадь материка, полукольцом окружают его территорию. Евразийские острова и архипелаги в основной своей массе расположились в восточных водах. В северо-западной области материка размещены крупные острова и островные группы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Северные берега Евразии омывают:

  • Восточно-Сибирское и Чукотское море;
  • Норвежское и Баренцево море;
  • Белое, Красное и МореЛаптевых.

Южные оконечности континента находятся во власти средиземного моря и морей Индийского океана:

  • Красного;
  • Аравийского;
  • Андаманского;
  • Южно-Китайского.

Восточную часть материка омывают моря Тихого океана:

  • Берингово;
  • Охотское;
  • Японское;
  • Восточно-Китайское.

Материковая оконечность запада относится к Атлантическому океану. Здесь властвует Северное море.

Часть, относящаяся к окраине Тихого океана, обладает сложной структурой береговой линии. Западно-тихоокеанский пояс характеризуется непростым донным рельефом.

На территории континента расположена глубочайшая впадина и самая высокая точка на Земле.

От остальных материков планеты Евразия отделена проливами и морями.

Моря материка Евразии

Морей, омывающих Евразию, огромное множество.

Материк, омываемый четырьмя океанами, признан суперматериком. Этому званию гигантский участок суши обязан своими впечатляющими размерами. Общая площадь суши составляет свыше 54 млн. кв. км. Кроме самого материка, в это число включена и площадь 15 полуостровов.

На материковой отмели, близ европейских береговых границ, простирается Бискайский залив, а также Балтийское, Северное и Ирландское моря.

Рис. 3. Бискайский залив.

Гибралтар связывает океанические воды со Средиземным морем, которое включает в себя несколько котловин, разделенных островами и полуостровами. Глубже в материковую сушу вдаются Черное и Азовское моря, которые благодаря Босфору в последствии сочетаются со Средиземным морем.

Между морями Норвежским и Баренцевым расположен Скандинавский полуостров. В восточных областях материковой суши цепочки из островов и полуостровов отделяют моря от Тихого океана. Охотское море отделено полуостровом Камчатка и Курильскими островами.

Что мы узнали?

Мы узнали, сколько океанов омывают земли континента. Получили сведения о том, почему эта территория Земли получила звание суперматерика. Узнали, сколько полуостровов относятся к территории самого большого участка суши. Выяснили, как и чем материк отделен от прочих. Получили информацию о том, что моря планеты соединены между собой системой заливов и проливов. Узнали, что большая часть территории материка расположена в северном полушарии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 209.

В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ. 1. Материки земного шара: А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия. Б) Южная Америка,

Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка. В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида. 2. Первое кругосветное плавание совершил: А) Ф.Магеллан, Б) Пржевальский Ф.Ф.

3. Берега Африки омывают моря: А) Северного Ледовитого океана Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов В) Атлантического, Индийского, Южного 4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются: А) Анды, Б) Гималаи, Памир, Тибет В) Скалистые горы, Береговой хребет 5. Крупнейшие реки Африки: А) Миссури, Макензи, Юкон. Б) Нил, Конго, Нигер. В) Волга, Амур, Сырдарья. 6. Государства Южной Америки: А) Бразилия, Аргентина, Чили Б).С.Ш.А, Канада, Мексика. В) Китай, Россия, Казахстан. 7. Горы Северной Америки: А) Анды Б) Аппалачи

8. Крайние точки Африки: А) Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон В) Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева 9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод? 1) Индийский 2) Тихий 3) Атлантический 4) Северный Ледовитый. 10. Какое утверждение о США является неверным? А) На востоке страны расположены горы Аппалачи. Б) Столица США – город Вашингтон. В) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского. Г) США занимает третье место в мире по размерам территории. 11. В каком утверждении допущена ошибка? А) Китай – самая населенная страна мира. Б) Для приморской части Китая характерен муссонный климат. В) Река Янцзы, протекающая по территории Китая, - самая длинная река Евразии. Г) Самые большие территории в Китае занимает природная зона степей и лесостепей. 12. Какой из перечисленных городов является столицей Австралии? А) Мельбурн Б) Сидней

II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей. 13. Страна

1. Польша

2. Эстония

3. Швецария

14. Страна

1. Грузия

2. Саудовская Аравия

3. Монголия

15. Страна

1. Канада

2. Бразилия

3. Аргентина

III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию

16. Государство расположено в Западной Европе. Столица расположена на одной из крупных рек. Государственный язык распространен по территории мира из-за колониального прошлого этого государства. Символом столицы государства является башня, построенная к Всемирной торговой выставке.
17. Государство расположено на материке Африка и занимает приморское положение. Территорию государства омывают моря, входящие в состав двух океанов. Моря соединены судоходным каналом.

1) Подавляющее большинство точек территории Российской Федерации имеют:

а) южную широту и восточную долготу;
б) северную широту и восточную долготу;
в) северную широту и западную долготу.
2)Крайней северной точкой России является мыс:
а) Челюскин;
б) Флигели;
в) Дежнёва.
3)Крайняя восточная точка России имеет долготу:
а) западную;
б) восточную;
в) северную.
4) Морские границы России, по сравнению с сухопутными, имеют протяжённость:
а) большую;
б) равную;
в) меньшую.
5) Наличие трёх климатических поясов на территории России объясняется большой протяжённостью страны:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
6) Моря Северного Ледовитого океана по сравнению с морями Тихого океана:
а) более глубокие;
б) такие же по глубине;
в) менее глубокие.
7)Конечными портами Северного морского пути являются:
а) Мурманск и Санкт-Петербург;
б) Санкт-Петербург и Владивосток;
в) Владивосток и Мурманск,
8)Время в границах одного часового пояса называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
9)Границы часовых поясов проводятся в соответствии: а) с параллелями;
б) меридианами;
в)горизонталями.
10)В России последними встречают Новый год жители:
а) Анадыря;
б) Магадана;
в) Калининграда.
11)На территории России отсутствуют точки, имеющие:
а) северную широту;
б) южную широту;
в) западную долготу.
12)Крайней восточной точкой России является:
а) мыс Дежнёва;
б) остров Ратманова;
в) мыс Челюскин.
13) Сухопутные границы России по сравнению с морскими имеют протяжённость:
а) большую;
б) такую же;
в) меньшую.
14) Наличие климатических областей внутри климатических поя¬сов объясняется большой протяжённостью России в направлении:
а) с севера на юг;
б) с запада на восток.
15)Солёность морей Тихого океана, по сравнению с морями Се¬верного Ледовитого океана:
а) выше;
б) такая же;
в) ниже.
16) Время данного меридиана называется:
а) местным;
б) поясным;
в) декретным.
17)Новые сутки в России начинаются с часового пояса:
а) второго;
б) одиннадцатого;
в) первого.
18)Местное время точки зависит от её:
а)географической широты;
б) географической долготы.
19)Северный морской путь проходит по морям:
а) Атлантического и Тихого океанов;
б) Тихого и Северного Ледовитого океанов;
в) Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
20) Территорию России омывает столько же океанов, сколько территорию:
а) Бразилии;
б) Канады;
в) Австралии.
21. Площадь России равна:
а) 17,1 млн. км2;
б) 22,4 млн. км2;
в) 17,8 млн. км2.
22. Крайняя северная материковая точка:
а) мыс Дежнева;
б) мыс Флигели;
в) мыс Челюскин. 23. Широта крайней восточной точки:
а) 170° з. д.;
б) 170° в. д.
24. Россия пересекается:
а) с экватором;
б) с северным тропиком;
в) с северным полярным кругом.
25. Самая длинная граница России с государством: а)Монголия;
б) Китай;
в)Казахстан;
г) Украина.
26. По каким рекам проходит граница России:
а) по Амуру;
б) по Тереку;
в) по Уссури;
г) по Куре.
27. С какой страной у России граница начинается с берега Баренцева моря:
а) с Финляндией;
б) с Норвегией;
в) с Эстонией.
28. Какая часть территории России находится за С. П. К.?
а) 1/5 (20%);
б) 1/2 (50%);в) 1/4(25%).
29. С какими странами у России только морская граница?
а) США; б) Китай;
в) Япония; г) Норвегия.
30. Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии.
31. Не замерзают моря, омывающие Россию:
а) Черное и Карское;
б) Баренцево и Черное;
в) Охотское и Японское.
32. Самая восточная точка России расположена:
а) в западном полушарии;
б) в восточном полушарии.
33. Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля;
б) в архипелаге Шпицберген;в) в архипелаге Земля Франца Иосифа.
34. Найдите соответствие:
Крайние точки России:
а)северная; 1) м.Дежнева;
б)южная; 2) м.Челюскин;
в)западная; 3) г. Базарзюзю;
г)восточная; 4) песчаная коса (Куршская) к западу от Калининграда.
35. Россия имеет только морскую границу с государствами:
а) Норвегия и Япония;
б) Япония и Китай;
в) Япония и США.
36. На севере Россия омывается морями:
а) Белое, Баренцево, Карское;
б) Берингово, Карское, Лаптевых;
в) Балтийское, Черное, Белое.
37. Самое большое и глубокое море у берегов России
а)Охотское;
б) Баренцево;
в)Берингово;
г) Японское.
38. Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади море России
а)Азовское;
б) Аральское;
в) Белое;
г) Балтийское

№1 Выберете верные утверждения,характерезующие материк Австралия, Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) материк занимает последнее место по величине территории среди других материков
б) материк омывается водами двух океанов Земли
в) материк имеет сухопутную связь с Евразией
г) около берегов материка расположен остров Огненная Земля
д) материк был открыт Христофором Колумбом
е) основное население материка составляют потомки английских переселенцев
ж) весь материк занимает одно государство

№2 Устоновите соответствие между водным объектом и частью материка,которую он омывает.

ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ ЧАСТЬ МАТЕРИКА
1) Тихий океан а) северная
2) Индийский океан б) южная
3) залив Карпентария в)восточная
4) Большой Австралийский залив г)западная

Материк - это огромная часть суши, со всех сторон окруженная водой. Материки состоят из континентальной коры, на бытовом языке называемой землей. Не сразу стало известно сколько всего материков на Земле. Сейчас остановились на числе шесть. Это Африка, Евразия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Австралия. Материки занимают Землю равномерно, выраженных пустот нет. Общая площадь материков чуть меньше трети всей поверхности Земли. К материкам приписывают также острова, находящиеся рядом к тому или иному материку.

Евразия, Южная и Северная Америка

Самый большой и тяжелый земной материк - это Евразия. Евразия расположена сразу на трех полушариях - Южном, Западном и Восточном. На Западное полушарие Европа выходит только своими оконечностями с востока и запада, а самая значительная территория принадлежит Восточному полушарию.

С севера на юг Евразия простирается на восемь тысяч километров, с запада на восток расстояние становится в два раза больше и составляет шестнадцать тысяч километров. Площадь Евразии равна более чем 50 000 000 квадратных километров. Это значит, что материк занимает треть неводной территории Земли. Карта планеты Земля показывает, что у берегов Евразии находятся целых четыре океана:

  • Северный Ледовитый с севера;
  • Индийский с юга;
  • Тихий с востока;
  • Атлантический с запада.

Острова, относящиеся к Евразии, представлены довольно большим количеством и занимают площадь около 2,75 млн. кв.км. Евразия поэтому так и называется, что она объединет две части света - Европу и Азию. Границей между ними считаются (весьма условно) Уральские горы. На севере Евразия становится частью Заполярья. Крайняя западная точка материка - мыс Рока, восточная - мыс Дежнева.

Южная Америка также занимает не одно полушарие, но преимущественно находится на Южном и Западном, при этом только маленький кусочек материка заходит на Северное. Граничит с двумя океанами - Тихим на юге и Атлантическим на востоке. С северной стороны Карибское море и Панамский перешеек отделяют Южную Америку от Северной. К Южной Америке примыкают несколько островов. Как уверяют записки путешественника http://notetravel.ru , названный материк - самый "водный".

Речные массивы Амазонки, Параны, Ориноко, огромное озеро Тититака, доступное для судоходства, другие бесчисленные озера - всё это образует богатейшие водные ресурсы. Южная Америка может похвастаться и самыми мощными водопадами в мире - знаменитыми Анхелем и Игуасу.

Северная Америка относится всего лишь к одному полушарию - Западному. Как уже говорилось, границей с Южной Америкой является Панамский перешеек. Берингов пролив находится между Евразией и Северной Америкой. Океаны и моря омывают берега Северной Америки. Примерно пятую часть площади материка составляют территории примыкающих к нему островов. Среди них:

  • Алеутские;
  • Ванкувер;
  • Гренландия и т.д.

Африка, Австралия и Антарктида

Африка - второй по размеру мировой континент после Евразии, что видно на карте планеты Земля. На севере Африка встречается с водами Средиземного моря, на северо-востоке - Красного. Восток и юг граничат с Индийским океаном, а запад - с Атлантическим. Это уникальная земля, простирающаяся от северных субтропиков до южных. Африку пересекает экватор и несколько климатических поясов.

Африка - это наиболее сухой материк Земли. Здесь мало осадков, нет запасов ледниковой воды. Поэтому материк нуждается в искусственном орошении. Наиболее благоприятна для жизни береговая часть Африки с естественным доступом к воде. Если вы желаете поселиться в Африке, то выберите для себя ее берега.

Австралия также весьма засушливый континент с пустынями в центральной части. Это самый маленький материк Земли на Южном и Восточном полушарии Земли. Находится в соседстве с Индийским и Тихим океанами. Занимает всего 7,6 млн. кв.км. Острова Тасмания и Новая Гвинея считаются принадлежащими данному материку.

Материк Антарктида был открыт позднее всех остальных континентов, произошло это примерно в первой половине девятнадцатого века.

«Так сколько материков на Земле? До открытия Антарктиды этот ответ был "пять"».

Это самое холодное место на планете, поэтому здесь почти нет людей, если не считать научно-исследовательские экспедиции. Материк расположен на самом краю Южного полюса и со всех сторон окружен Южным океаном. Площадь Антарктиды в два раза больше территории Австралии. Вся поверхность материка покрыта льдами и снегами, поэтому Антарктида - хранитель и поставщик пресной воды.

Цели :

– сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды;

– познакомить с историей открытия Антарктиды;

– развивать умение работать с картой, глобусом;

– воспитывать чувство гордости за путешественников-соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.

Оборудование: карта полушарий; глобусы; портреты путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и животного мира Антарктиды.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Фронтальный опрос.

– Пользуясь картой, расскажите о географическом положении материка.

– Пользуясь картой, расскажите о рельефе Австралии.

– Почему некоторые реки Австралии изображены на карте прерывистыми линиями?

– Кто открыл Австралию?

– Как называют огромное количество островов вблизи Австралии? (Океанией.)

– Назовите, какие удивительные растения и животные встречаются в Австралии.

2. Графический диктант.

Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».

1) В Австралии нет высоких гор.

2) В Австралии очень много рек.

3) Австралия – самый засушливый материк.

4) Австралия – самый большой материк.

5) Коренные жители Австралии – туземцы.

6) В Австралии растут финиковые пальмы.

7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.

Ответы: +; –; +; –; +; –; +.

Учащиеся сдают работы на проверку.

3. Сообщение учащихся о растительном и животном мире Австралии.

III. Сообщение темы урока.

– Послушайте загадку. На какой материк мы сегодня отправимся?


Мне доплыть до той земли,

Где пингвины прячут нос,

Так как жуткий там мороз.

(Антарктида.)

IV. Как был открыт шестой материк Земли.

– Рассмотрите карту полушарий и глобус. Найдите Антарктиду.

– Каково географическое положение этого материка?

– Подпишите на контурной карте Антарктиды полюс Земли (с. 52 в рабочей тетради).

– Какие океаны омывают Антарктиду?

– Подпишите на контурной карте названия морей, омывающих материк.

– Каков же климат этого материка?

– Этот материк называют еще страной холода, снега и молчания. Сурова, коварна, но и прекрасна природа Антарктиды. На многие сотни километров в Антарктиде простираются снежные равнины, прерываемые иногда хребтами гор, отполированных до блеска снежными метелями. Есть в Антарктиде три хребта, названные именами легендарных мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Удивительные «замки» из кристалликов льда и горных пород строит Эребус – самый высокий вулкан в Антарктиде. Найдено в Антарктиде, на Земле Виктории, соленое озеро, вода которого в 11 раз соленее океанской. Замерзает это озеро только при 50 градусах мороза.

Льды материка самые холодные – 60 градусов ниже нуля. В Гренландии, например, льды гораздо теплее: имеют температуру «всего» 28 градусов ниже нуля. Молчание материка иногда прерывается завываниями ураганных ветров, которые проносятся здесь порой со скоростью до 90 м в секунду, сметая все на своем пути. Иногда от сильного мороза «кричит», как человек, снег. Покрикивают и птицы – альбатросы , чайки и многочисленные пингвины. Здесь нет летающих насекомых.

– Кто и как открыл шестой материк?

– Прочитайте текст на с. 146 учебника.

Учитель дополняет текст учебника.

(1778–1852), русский мореплаватель, адмирал. В 1803–1806 годах участвовал в первом русском кругосветном путешествии под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна. В 1819–1921 годах повторил кругосветное путешествие на двух кораблях «Восток» (командир) и «Мирный» (под руководством М. П. Лазарева). Открыл Антарктиду 28 января 1920 года.

Амундсен Руаль (1872–1928), норвежский путешественник, исследователь Арктики и Антарктики. Первым достиг Южного полюса в декабре 1911 года. В 1918–1920 годах проплыл вдоль северных берегов Евразии. На дирижабле «Норвегия» перелетел Северный полюс в 1926 году. Погиб в Баренцевом море, пытаясь найти итальянскую экспедицию.

Учитель проводит беседу по вопросам.

– В какой стороне горизонта находится в Антарктиде Солнце в полдень? (На севере.)

– Какие океаны омывают берега Антарктиды? (Все, кроме Северного Ледовитого океана.)

– К какому материку ближе всего расположена Антарктида? (Южная Америка .)

– Почему одно из морей, омывающих Антарктиду, названо в честь российского путешественника?

– Почему все экспедиции в Антарктиду планировались на зимние месяцы? (В Антарктиде в это время лето.)

– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктида?

– Чем отличается неживая природа Антарктиды? (Наличием айсбергов.)

– Какие наблюдения мореплавателей в южных районах океанов подсказывали им о существовании Антарктиды? (Айсберги.)

– Каждый айсберг – неповторимое произведение воды, ветра, мороза и солнца. Моряки, встречавшие айсберги в океане, рассказывают, что издалека в солнечных лучах он переливается разными цветами. Вершина его горит золотисто-оранжевым цветом, ниже идет полоса нежно-лимонного цвета, а внизу темнеют мрачные фиолетовые тона. Вблизи видны на айсберге полосы из песка и камней, которые образовались за время его долгого сползания по каменистым склонам самого большого на Земле плоскогорья.


– Опасны ли айсберги для морских путешественников?

– Чем отличается айсберг от льдины? Изобразите, как вы их себе представляете.

Практическая работа (задание № 17).

– Исследуйте подъемную силу льдины.

Учитель для этого заморозил в плоской пластмассовой коробочке пресную воду.

– Поместите «льдину» в «морскую» (соленую) воду, налитую в миску.

– Нарисуйте, какая часть «айсберга» находится над водой, какая под водой.

V. Какова живая природа Антарктиды.

– Какие растения можно встретить в Антарктиде? (Мхи, лишайники, водоросли , несколько видов цветковых растений.)

– Каких животных можно здесь встретить? Рассмотрите иллюстрацию на с. 149 учебника.

– Отгадайте загадку, с каким животным мы сейчас познакомимся.

У этого народа –

Антарктическая мода:

Носят белые манишки,

Носят черные штанишки,

Носят очень куцый хвостик,

Носят очень длинный фрак.

(Пингвин.)

– Как приспособились пингвины к суровым условиям Антарктиды?

Императорские, королевские пингвины, а также пингвины Адели проводят всю свою жизнь в Антарктике. Но некоторые пингвины перебрались к южным оконечностям Австралии, Африки и Южной Америки. Там, где в тропики вторгается холодное течение, они поднимаются до экватора и появляются на Галапагосских островах.

Наиболее существенная особенность их биологии заключается в том, что они не могут летать. Пингвины утратили способность к полету еще сто миллионов лет назад. По суше они передвигаются крайне неуклюже, но плавают великолепно, развивая скорость до 40 км/ч, ныряют за пищей на десятки метров. Разогнавшись в воде, точно пробки, выпрыгивают из воды на полтора-два метра прямо на ледяной припай.

Тело пингвинов покрыто густым непромокаемым оперением, а подкожный жир служит не только надежной термоизоляцией, но и поддерживает их силы, когда они подолгу остаются на суше, вдали от кормящего их моря. Дело в том, что вода стала для пингвинов настолько привычной средой обитания, что они попросту не умеют есть на суше.

Ноги у пингвинов короткие и толстые. Четыре пальца соединены плавательными перепонками. Ноги отнесены далеко назад, благодаря чему обеспечивается вертикальное положение туловища на суше. Шея толстая, гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей.

Окраска у всех пингвинов сходная: черная спина и белое брюхо. Любопытно, что все видовые различия располагаются у них на голове или на шее. Это связано с тем, что неспешно плавающий пингвин не погружается полностью в воду: голова и шея поднимаются над водой. Быстро плывущий пингвин скрывается под водой целиком.

По суше пингвины передвигаются медленно: при каждом шаге им приходится поворачиваться всем корпусом. Но если нужно передвигаться быстро, пингвин бросается на брюхо и скользит по льду, загребая крыльями и отталкиваясь лапами. При этом он двигается быстрее, чем человек на лыжах.

Заранее подготовленные учащиеся продолжают рассказ учителя.

Королевский пингвин – обитатель субантарктических островов. Его размеры не превышают одного метра. Это пингвин насиживает яйцо, положив его на лапы и прикрыв брюшной складкой. В результате отпадает необходимость в гнезде, исключаются территориальные споры, а яйцу обеспечивается достаточно тепла даже при сорокаградусных морозах. Такой способ насиживания крайне редок и характерен только для императорского и королевского пингвинов.

Самый крупный пингвин – императорский – назван так за свой внушительный рост – 1 м 44 см и вес от 26 до 42 кг. Это единственная птица, которая никогда не касается открытой почвы и в лютую полярную ночь откладывает свое единственное яйцо прямо на антарктический лед. Яйцо императорского пингвина весит 400 г.

Пингвин Адели гнездится по берегам Антарктического материка и на близлежащих островах на твердом, свободном от снега грунте. Гнездо выкапывается в виде ямки и обкладывается камешками. Откладывается 2 яйца. Насиживают их оба родителя.

Главный враг пингвинов – морской леопард. Окраской и повадками он действительно напоминает леопарда из семейства кошачьих.

Морской леопард тоже хищник. Это единственный тюлень, который питается теплокровными животными и нападает даже на своих собратьев – тюленей.

Морской разбойник подкарауливает жертв, спрятавшись под кромкой льда. Даже крупную добычу он глотает иногда целиком.

У странствующего альбатроса рекордный размах крыльев – до 4,5 м! Таких длинных крыльев нет больше ни у одной птицы. Альбатрос часами парит над морем, используя воздушные потоки. Ученые считают, что между периодами размножения странствующие альбатросы несколько раз облетают земной шар. Альбатросы – долгожители среди птиц и самые крупные в мире морские птицы.

Учитель. Большинство полярников, работающих в Антарктиде, пользуются для передвижения собачьими упряжками. Однажды японскую экспедицию вывезли на вертолетах , но не смогли из-за штормового ветра вывезти ездовых собак. Вернувшиеся полярники и общество охраны животных поставили в Токио памятник этим собакам. На плите из мрамора было написано: «Пятнадцати лайкам, погибшим от голода в Антарктиде».

Через год следующая японская экспедиция высадилась в Антарктиде. Навстречу им, к вертолету весело бежали две лайки. Собаки выжили в суровых условиях без помощи людей. Они укрывались от холода в снеговых берлогах, питались яйцами пингвинов.

VI. Итог урока.

– Чем сходны и чем различаются Арктика и Антарктика?

– К чему привело бы таяние их ледников?

– Где холоднее – на Северном или Южном полюсе?

– Могут ли встретиться пингвин и белый медведь?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 17, 18 на с. 53); учебник (с. 146–151).

Урок 65
Кто и когда совершил первые кругосветные
путешествия вокруг Земли

Цели :

– познакомить учащихся с особенностями Мирового океана;

– сформировать представление учащихся о первых кругосветных путешествиях вокруг Земли;

– развивать умение работать с картой;

Оборудование: карты путешествий; карта полушарий; рисунки с изображением различных кораблей, портреты великих путешественников.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Игра «Угадай материки».

– Я самый маленький материк с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.

– И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.

– А я почти весь нахожусь между северным и южным тропиками, меня называют самым жарким материком.

2. Укажите с помощью стрелок, на каких материках расположены географические объекты.

На доске:

https://pandia.ru/text/78/580/images/image150.jpg" width="404" height="96">

4. Фронтальный опрос.

– Кто открыл шестой материк Земли?

– Чем опасны путешествия в Антарктиду?

– Как образуются айсберги?

– Почему Антарктиду называют родиной айсбергов?

– Чем сходны и чем различаются природные условия Антарктиды и Арктики?

– Обитаема ли Антарктида? Какие и где встречаются там растения и животные?

– Кому принадлежат земли Антарктиды? Живут ли там люди? Чем они занимаются?

5. Работа с картой полушарий.

– Назовите самые высокие горы каждого материка. Учитель составляет таблицу.

Наибольшая высота в метрах

Северная Америка

Южная Америка

Антарктида

Австралия

III. Сообщение темы урока.

– Послушайте стихотворение М. Погарского.

океаны земли

Спят четыре океана,

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к югу

Занимает синий угол.

А для северных сторон

Ледовитый шлет поклон.

– О каких географических объектах в нем рассказывается?

– Океаны – это дороги для путешественников. Сегодня мы узнаем, кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли.

IV. Кто и когда совершил первые путешествия вокруг Земли.

– Рассмотрите карту полушарий и глобус. Назовите океаны Земли.

– Назовите океаны в порядке возрастания величины площади их водной поверхности.

– Найдите на карте полушарий моря Тихого океана, омывающие Россию, и три порта России.

– Найдите острова в разных полушариях Земли.

– Укажите направления сторон горизонта в какой-нибудь точке океана на карте полушарий.

– Подумайте, почему нашу планету не назвали Океаном.

– Нередко можно прочесть, что Земля присвоила себе чужое имя и что следует называть ее планетой Океан. Действительно, более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой – Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зеленого, желтого, коричневого. Но это взгляд поверхностный. Вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая ее часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли (ее радиус) составляет 6371 км.

Учитель демонстрирует таблицу «Океаны».

Наибольшая глубина в метрах

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

– Объясните, почему неровности рельефа земной поверхности (суши и дня океанов) не важны при моделировании шарообразности Земли.

– Так как масштаб глобуса очень мелкий, то даже самые высокие вершины и самые глубокие впадины будут выглядеть, как неровности менее миллиметра: Эверест (8848 м), например, на глобусе диаметром 50 см будет высотой 0,35 мм, а Марианская впадина (11022 м) – на глобусе 0,43 мм.

– Пользуясь картой полушарий, составьте таблицу:

Количество омываемых материков

Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия, Евразия

Атлантический

Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Африка, Евразия

Индийский

Антарктида, Австралия, Африка, Евразия

Северный Ледовитый

Евразия, Северная Америка

– Пользуясь картой полушарий, составьте таблицу, поясняющую, какие океаны омывают берега разных материков.

Количество океанов, омывающих берега

Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский

Индийский, Атлантический, Тихий

Северная Америка

Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий

Южная Америка

Тихий, Атлантический

Австралия

Индийский, Тихий

Антарктида

Индийский, Тихий, Атлантический

Учащиеся читают текст на с. 152–153 учебника.

– Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Физкультминутка

V. Обобщение знаний по теме.

Учитель рассказывает о великих путешественниках.

Магеллан Фернан (Магальяйнш Фернан) (1480–1521 гг.), португальский мореплаватель. В 1519 году пять кораблей испанской экспедиции отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся туда, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого беспримерного плавания лежал через Атлантический океан вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через весь громадный Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее в Европу по уже известному пути великого португальца Васко да Гама. Погибший в этом плавании Магеллан открыл эру кругосветных путешествий, окончательно подтвердивших шарообразность Земли. После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели.

– Покажите на карте Магелланов пролив.

Дрейк Френсис (1545–1596 гг.), английский мореплаватель, адмирал. Совершил второе кругосветное путешествие в 1577–1580 годах. Его именем назван пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океан.

– Найдите его на карте.

(1856–1920 гг.), американский путешественник. Пытался достичь Северного полюса на собачьих упряжках.

Нансен Фритьоф (1861–1930 гг.), норвежский океанограф, исследователь Арктики. Исследовал остров Гренландия, путешествуя на лыжах. Плавал вдоль берегов Азии к устью Енисея, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

(1868–1912 гг.), английский путешественник. Исследователь Антарктиды. В 1901–1904 годах исследовал ледяные просторы материка. В 1910–1912 годах предпринял попытку достичь Южного полюса. В январе 1912 года достиг его. На обратном пути погиб вместе со спутниками.

Кусто Жак-Ив (1910–1997 гг.), французский океанолог, исследователь подводного мира. Он изобрел акваланг и батискаф – подводный дом, в переводе с французского «ныряющее блюдце». В 1967–1970 годах совершил кругосветное путешествие, проводя океанографические наблюдения и киносъемки. Активно боролся за охрану окружающей среды .

Батискаф, батисфера – от греч. bathis – глубокий, skaphos – судно, sphaira – шар. Первый батискаф был построен в 1948 году. Это самоходный аппарат с электрическим двигателем, который приводит в движение гребные винты. В стальной кабине могут находиться 1–3 человека. В 1960 году на батискафе опустились на дно Марианской впадины в Тихом океане.

После Магеллана его подвиг повторили многие славные мореплаватели, в том числе в XIX веке россиянин Иван Крузенштерн.

Кругосветное плавание «Надежды»

Первое в истории России кругосветное путешествие было совершено в начале XIX века кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

За время экспедиции они изучили острова Тихого океана, Сахалин , Камчатку. Побывали в Китае и Японии.

Кроме того, Крузенштерном были сделаны очень интересные записи, которые полезны не только современникам, но и потомкам. Из них мы узнаем много интересного о жизни Японии в начале XIX века. На русских кораблях в Японию прибыл посол, чтобы установить дипломатические отношения с этой страной. В дар императору везли богатые подарки. Но несмотря на все усилия русских, японцы не приняли посла и отвергли установление отношений с Россией.

А вот какие интересные сведения записал Крузенштерн об укладе жизни японцев: «Одеяние японцев состоит из короткого верхнего платья, с широкими рукавами и из узкого нижнего, длиною по самые пяты, которое подобно одежде европейских женщин, с тою разницей, что внизу гораздо уже и для ходьбы очень неудобно. Богатые отличаются от бедного тем, что первые носят одежду из шелковой, а последние – из простой толстой ткани. У многих на верхнем платье вышит фамильный герб, величиной с большую монету…

…Зимою носят японцы часто по пяти и по шести одно на другое надетых платьев. Вместо башмаков носят они одни подошвы, сплетенные из соломы, которые придерживают ремешками, надетыми на большой палец…

Бороды своей японцы не стригут и не бреют, а выдергивают по волоску щипчиками, чтобы не скоро росло. Эти щипчики вместе с металлическим зеркальцем каждый японец держит в карманной своей книжке».

– Покажите на карте, какие районы земного шара были исследованы Крузенштерном и Лисянским.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением кораблей, на которых плавали русские мореходы, Колумб, Магеллан, Беллинсгаузен, Амундсен, Хейердал.

– Сравните данные корабли (прочность, материал).

– Каким животным-путешественникам поставлены памятники? Объясните, почему. (Верблюд, собака, лошадь.)

– О каком месте на Земле идет речь в отрывке из стихотворения М. Исаковского?

В седом океане, в полярной пустыне,

От края родного вдали,

Четыре товарища жили на льдине

У самой вершины Земли.

(Северный полюс.)

– О ком идет речь?

– Речь идет о полярниках, Е. К. Федорове, которые были высажены на льдину у Северного полюса 21 мая 1937 года и пробыли на ней 272 дня.

Учитель предлагает учащимся отметить на карте те места, о которых он рассказывает.

· Узкий пролив, омывающий Южную Америку, назван в честь самого великого испанского мореплавателя Фернана Магеллана. В 1519 году его корабли отплыли от берегов Испании, и через три года один из них вернулся, совершив впервые в мире кругосветное путешествие. Маршрут этого плавания пролегал через Атлантический океан, вдоль восточного побережья Южной Америки, вокруг южной оконечности материка, через Тихий океан к Юго-Восточной Азии и далее вокруг Африки в Европу.

· Тур Хейердал (норвежский путешественник и археолог) построил плот «Кон-Тики» по типу древних и проплыл на нем 800 км по Тихому океану из Перу (Южная Америка) к островам Туамоту.

· Норвежец Русланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку без всякой помощи 2829 км от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил по 44,2 километра, таща за собой сани с поклажей. Свой путь он начал 15 ноября 1995 года и через 35 суток (1300 км) достиг Южного полюса. Иногда он использовал похожий на парашют парус, который при ветре помогал ему довольно быстро двигаться.

· В столице Норвегии Осло есть музей под открытым небом, где собрана коллекция мореходных средств, на которых путешественники открывали новые земли и исследовали их. Там есть корабли викингов , «плавающих к берегам Северной Америки, судно «Фрам», на котором дрейфовал Руаль Амундсен, плот Тура Хейердала «Кон-Тики» и другие.

VI. Итог урока.

– Кто и когда совершил кругосветное путешествие вокруг Земли?

– Сколько лет длилось первое кругосветное плавание Магеллана?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задание № 20 на с. 55); учебник (с. 152–155).

Ответы: 2, 4, 3; 7, 10, 8, 9, 6, 5.

Урок 66
Обобщение по теме «Путешествие по океанам
и материкам земли»

Цели :

– повторить изученное о географическом положении и природе материков;

– формировать умение работать с картой;

– развивать мышление;

– воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карта полушарий; карточки с заданиями; фотографии (рисунки) с изображением растений и животных различных материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

всемирный хоровод

Стих для ребят

Всех народов

Для абиссинцев

И англичан,

Для итальянских

И для русских,

Шведских,

Турецких,

Немецких,

Французских,

чья родина –

Африки берег,

Для краснокожих

Обеих Америк,

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся

в кровать;

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

на ночлег;

Для детворы

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не съесть обезьян;

Для рябитишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах или селах…

Задорный народ

Пусть соберется

в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится

Запад с Востоком,

А дети – друг с другом!

Дж. Родари

– Сегодня мы вспомним путешествия по материкам и океанам нашей планеты.

Проведем соревнование на звание «Знатоки великих открытий».

Класс разделен на две команды.

III. Проведение соревнования.

Конкурс «Анкета нашей планеты».

Команды получают карточку, в которой надо записать все данные нашей планеты.

Анкета нашей планеты

1. Имя ____ (Земля).

2. Форма ______ (шарообразная).

3. Длина экватора _____ (40 000 км).

4. Расстояние до Солнца _____ (150 000 000 км).

5. Естественный спутник Земли _____ (Луна).

6. Кто и когда первым увидел Землю из космоса _____ (Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля 1961 г.).

7. Ближайшие планеты _____ (Венера и Марс).

8. Время оборота вокруг оси _____ (24 часа).

9. Время обращения вокруг Солнца _____ (1 год – 365 дней и 6 часов).

10. Число полюсов _____ (2).

11. Число материков _____ (6).

13. Самый большой материк _____ (Евразия).

14. Самый большой океан _____ (Тихий).

Конкурс «Острый глаз».

Команды получают карточки и выполняют задания.

Карточка 1. Подпиши названия изображенных материков.

Карточка 2. Подпиши названия изображенных материков.

За верное решение команда получает 3 балла.

Конкурс «Где мой дом».

Команды получают карточки с заданием.

– Соедините эскимоса, араба, славянина с его жильем. Объясните, почему их одежда и жилье отличаются.

За правильный ответ команда получает 3 балла.

Конкурс «Географические загадки».

– Теперь, владея географическими понятиями, вы можете сами придумать географические загадки. Я начинаю, а вы продолжаете:

– Самая длинная река, течет от экватора на север..jpg" width="172" height="31">

– Город, находится в устье Северной Двины, которая впадает в Белое море, относящееся к Северному Ледовитому океану.

краткое содержание других презентаций

«Достопримечательности Челябинской области» - Болото. Летние пастбища. Святилище страны саков. Древний некрополь. Основное описание. Зачем курганам «усы». Памятник истории. В урочище Кесене. Курганы в Оренбургской области. Каменные насыпи.

««Климат Южной Америки» 7 класс» - Территории с большим количеством осадков. Климат Южной Америки. Явления и условия, влияющие на климат. Факторы, влияющие на климат Южной Америки. Климатические пояса. Подстилающая поверхность. Солнечная радиация. Климатические рекорды. Анды. Восточные территории материка. Побережье Атлантического океана. Многолетний режим погоды. Территория, обладающая особенным температурным режимом. Циркуляция атмосферы.

«Самый маленький материк Австралия» - Самый бедный реками. Самый засушливый материк. Блок-схема проведения проекта. Самый низкий и плоский материк. Деятельность учителя. Сроки и место проведения проекта. Самый урбанизированный материк. Самый спокойный в геологическом отношении материк. Самый заповедный материк. Выбор тем. Самый маленький и удаленный материк Земли. Результаты представления исследования. Самый пустынный из обитаемых материков.

«Город Миасс» - Ильменский заповедник. Административное устройство. Образование. Интересные факты. Бирюков Иван Александрович. История города. Миасс. Руководство города. Предприятия Миасса. Предприятия. Религия. Национальный парк «Таганай». Положение в России. Современность Миасса. Станки пластмассопроиводства. Храм православный Святой Троицы.

«Обручев» - Исследования Азии. Книги В.А.Обручева. Цели важнейших экспедиций. Результаты экспедиций. Экспедиции Обручева В.А. в Азии. Выдающийся русский ученый. Исследования Сибири. Портрет В.А.Обручева. Исследование золотоносных отложений Сибири. Биография путешественника. Обручев В.А. – академик АН СССР. Выдающийся русский путешественник. Вклад исследователя в географию. Имя исследователя на современной карте.

«География «Атлантический океан»» - Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики. Основные характеристики Атлантического океана. Экологические проблемы. Эти два течения Атлантического океана теплые. История исследования океана. Атлантический океан. Цель урока. Температура и соленость океана. Айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах. Взаимодействие океана, атмосферы и суши.

Последние материалы раздела:

Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность Формирование функциональной грамотности
Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность Формирование функциональной грамотности

ББК 60.521.2 А. А. Веряев, М. Н. Нечунаева, Г. В. Татарникова Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение...

Первый искусственный спутник земли Классный час о первом спутнике
Первый искусственный спутник земли Классный час о первом спутнике

Тема: « Космическое путешествие». Цели: Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах; познакомить с историей создания ракетной...

Какие моря омывают самый засушливый материк
Какие моря омывают самый засушливый материк

Статья содержит информацию о морях и океанах, которые омывают берега самого значительного материка планеты. Рассказывает об особенностях и...