Фрейдизм в философии — основные положения и развитие. Философия фрейдизма и нефрейдизма Основы фрейдизма

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление психоанализа. К психоаналитическим теориям относятся концепции Карен Хорни, Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Эриха Фромма, Вильгейма Райха и др. Каждый из них вносил свои новые и оригинальные идеи в это направление.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех структур, уровней: "Оно", "Я", "Сверх-Я" (структурная модель психической жизни).

  • 1. "Оно" (Ид) - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений, агрессивных и сексуальных. "Оно" насыщено сексуальной энергией (либидо). Человек - замкнутая энергетическая система. Количество энергии у каждого человека - величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.
  • 2. "Я" (Эго) - это уровень сознания. "Я" находится в состоянии постоянного конфликта с "Оно", подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На Эго воздействуют три силы: "Оно", "Сверх-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
  • 3. "Сверх-Я" (Супер-Эго) служит носителем моральных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то Эго испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

"Я" ответственно за принятие решений, стремится выразить и удовлетворить желания "Оно" в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Именно Эго анализирует, рассуждает, принимает решения.

Становление психики, особенно "Сверх-Я", у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, по мнению Фрейда, скрыт ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение; мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство вины, боится отца. Страшась кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, т.е. преодолевает эдипов комплекс (к пяти-шести годам), и у него возникает "Сверх-Я", совесть.

"Сверх-Я" содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека; позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и что безнравственно. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам индивид; он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

"Сверх-Я" не пускает инстинкты в сферу "Я", и тогда энергия инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная, трудовая активность), в формах поведения (в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, особенностях забывания). Таким образом, сублимация - это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе.

Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возможны психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "Оно" применяются средства психологической защиты. Такое поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить; позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.); "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему. Но с течением времени, если человек не решает проблему, защитный механизм может быть препятствием личностного роста. Поведение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе; он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить. Таким образом, сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя новыми псевдопроблемами.

Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

  • 1) вытеснение (подавление) - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики "Оно". Подавление не бывает окончательным: вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. В результате энергии может не хватать для поддержания деятельности и здоровья человека, вследствие чего вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Выделяют:
    • o полное подавление, когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает и не знает, что они были в его жизни, однако они косвенно влияют на его здоровье и поведение;
    • o частичное подавление (вытеснение), когда человек сдерживает переживания, старается о них не думать, но полностью забыть не может, и вытесненные переживания прорываются в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.п.;
  • 2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как неправды ("этого не может быть"). Человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;
  • 3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком и не осознаваться;
  • 4) инверсия (противодействие) - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства. Например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору;
  • 5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, недостатков, в которых человеку трудно признаться самому себе. Когда что-то осуждается в других, именно это человек не принимает в себе, но не может признать, не хочет понять, что эти же качества присуши и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи - обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю". Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи;
  • 6) замещение - проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т.е. сестра и собачка замещают родителей, на которых ребенок сердит;
  • 7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздвоенности личности, неполному "Я";
  • 8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования. Устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника. В трудных стрессовых ситуациях порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.). В тяжелых случаях, когда настоящая ситуация для человека невыносима, психика защищается, возвращаясь на более ранний и безопасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних периодах жизни.

Вес защитные механизмы обладают общими свойствами:

  • а) действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • б) искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Психоана́лиз - психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Харри Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

2. эти влечения преимущественно бессознательны;

3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;

6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Фрейд предложил новую структуру психики человека, разделив её на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ит («оно»).

Фундаментальный предмет изучения психоанализа - скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

Сознание - часть психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Бессознательное - психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Неофрейди́зм - направление в психологии, развившееся в 20-30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.

Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост.

Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.


26. Философия экзистенциализма.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentio - существование), также философия существования - направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Философия экзистенциализма - иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы - объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека - это свобода личности от общества.

27. Философия постмодернизма.

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» - это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов - это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции - освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Статус философского понятия постмодернизм получил в 80-е годы благодаря работам французского мыслителя Ж.-Ф. Лиотара, распространившим дискуссию о постмодернизме на область философии. Начало отсчета существования постмодернистской философии связывают с работой Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна», вышедшей во Франции в 1979 году. Хотя термин начинает употребляться еще в первой половине ХХ века (Р. Панвиц, Ф. де Ониз, А. Тойнби) и затем получает широкое распространение для характеристики новых веяний в искусстве и литературе. Основополагающие произведения виднейших теоретиков постмодернизма были написаны еще в середине 70-х: Ж. Деррида и Р. Барт, к примеру, активно публиковались в начале 70-х; М. Фуко, который сейчас активно переводится, умер в 1984 г. Лиотар понятие «постмодернизм» использует для характеристики уже утвердившихся в обществе тенденций. Российский исследователь постмодернизма И. Ильин справедливо полагает, что постмодернизм как культурное направление первоначально оформился в русле постструктуралистских идей и существовал в относительно узкой философско-литературоведческой сфере. В этот период он был представлен такими мыслителями, как Ж. Деррида (р. 1930), М. Фуко (1926-1984), Ж. Делез (1925-1995), Ф. Гваттари (1930-1992), Ю. Кристева (р. 1941), П. де Ман, Дж. Хартманн, Х. Блум, и Дж.Х.Миллер и др.

Яркий представитель постструктрализма и постмодернизма -- Жак Деррида, который отбросил всякую возможность установить для текста какой-либо единственный и устойчивый смысл. С его именем связан способ прочтения и осмысления текстов, который он назвал деконструкцией и которая выступает у него основным методом анализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. Сущность деконструкции связана с тем, что любой текст создается на основе других, уже созданных текстов. Поэтому вся культура рассматривается как совокупность текстов, с одной стороны, берущих начало в ранее созданных текстах, а с другой, -- генерирующих новые тексты.

Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятой используемых в ходе работы.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов " видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо ") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

    психоанализ - как метод психотерапии;

    психоанализ - как метод изучения психологии личности;

    психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировозренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов"" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю " психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций ". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо . Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий " сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Психология - это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия "фрейдизм"

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм - это которая объясняет некоторые происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» - носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм - это еще теория, которая опирается на концепцию триединой :

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива - это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм - это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм - это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека - это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек - это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.

В течение продолжительного времени философы-психологи из Европы продвигали концепции, основанные на рационалистических представлениях. Человеческое сознание являлось главным объектом философских дискуссий, в которых активно обсуждалось видение и осознание человеком мира вокруг.

Фрейд же открыл новый взгляд на эволюцию личности. Он ввел такое понятие, как , а фрейдизм и неофрейдизм раскрывали основные идеи ученого, в которых он характеризовал субъективную реальность человека.

Таким образом, фрейдизм - психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о , так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

  • Страсти.
  • Желания.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) - это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Сознательное ясно переживается человеком. Осознание исходит снаружи и изнутри и олицетворяет наши эмоции и переживания. Пребывание в осознанном состоянии кратко по времени и предельно.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия. конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения.

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Поэтому человек должен осознанно контролировать свои желания, понимать, что они есть, и при возможности реализовывать или сублимировать их. , по Фрейду, - это особый тип отклонения сексуальных потребностей. Как считал ученый, вследствие сублимации возникли религии, искусство, различные социальные институты.

В 20 веке также возник социальный фрейдизм. Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного. Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение. Основные представители фрейдизма — это психиатр , который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Учение фрейдизма сильно повлияло на психологию о социуме, этнографию, литературоведение, художественную критику. Фрейдизм оказал влияние на многие современные художественные направления.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Так как противоположностью удовлетворения желаний являются запреты и ограничения, придуманные обществом, инстинктивные желания вытесняются или скрываются, формируя при этом подсознание человека, которое пытается контактировать с индивидом через внешние проявления. Автор: Дарья Сергеева

Последние материалы раздела:

Философия фрейдизма и нефрейдизма Основы фрейдизма
Философия фрейдизма и нефрейдизма Основы фрейдизма

Основателем фрейдизма является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на идеи Фрейда, дополняя и уточняя их,...

Хронология событий холодной войны
Хронология событий холодной войны

После Второй мировой войны всегда подразумевавшееся противостояние между странами капиталистического Запада и коммунистического Востока получило...

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...