Евгений евтушенко жизнь. Самый молодой член Союза писателей: биография легендарного Евгения Евтушенко

Биография

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область) - русский советский поэт . Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.

Биография и очерк творчества

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
- Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

1950-1980-е годы - это время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд­жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко . Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

Самым «громким» лириком плеяды по праву счи­тается Евгений Евтушенко.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.
- Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 2013 году Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

« Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит. »

Гражданская позиция

В первый сборник стихов вошли такие строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. - По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…».

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978),
сыновья:
Александр и
Антон;
Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987,
сыновья:
Евгений и
Дмитрий.

Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Факты

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 (в паспорте дата рождения указана 1933г.) в Сибири, на станции Зима (по другим сведениям в посёлке Нижнеудинск Иркутской области). При рождении фамилия будущего писателя была Гангнус.

Отец – Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976) – геолог, поэт-любитель; мать – Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002) – геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РФ. В семье Евгений рос не единственным ребенком, у него два младших брата (Гангнус Александр Александрович (1939 г. рожд.) – писатель, журналист, редактор и Гангнус Владимир Александрович (1943 г. рожд.) – инженер) и одна сестра — Евтушенко Елена Васильевна (1945 г. рожд.) – актриса. Все они живут в Москве.

Семья у Евгения Евтушенко большая: жена — Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.) — врач, филолог и четверо сыновей: Петр (1967 г. рожд.) — художник; Александр (1979 г. рожд.) — журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.) — живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.) — учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.) — учится в средней школе в США.

Евгений Александрович с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Несмотря на то, что родители расстались, когда Женя был еще ребенком и у его отца была уже другая семья, они вместе проводили много времени, Александр Рудольфович постоянно занимался с сыном, рассказывал увлекательные истории из древности, учил читать. Когда сын подрос — они посещали литературные вечера. Зинаида Ермолаевна не препятствовала этому общению.

В 1944 году, сразу после эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию старшего сына на свою девичью. Когда оформляли новые документы для Евгения на фамилию Евтушенко, его мать сознательно допустила ошибку в дате рождения (вместо 1932 года, был указан 1933 год). Это было сделано, чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Евгений Александрович начал печататься еще в далеком 1949 году, когда ему было всего 16 лет, его первое стихотворение было опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 учился в Литературном институте им. М. Горького. В том же 52-ом году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - сам автор оценил её как юношескую и незрелую. В 1957 г. он был исключён из института за «дисциплинарные взыскания» из-за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.
В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой Аудитории Политехнического музея. На этих вечерах Евтушенко принимал участие вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов.

В произведениях Евтушенко присутствует широкая гамма настроений и жанровое разнообразие, которые и отличают его от других. Первые строки из вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965) (которое некоторые считают пафосным): «Поэт в России больше, чем поэт», -это некий манифест творчества самого Евтушенко, а так же крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход наших соотечественников. Поэту так же не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) Евгений Александрович слагает настоящую оду пиву. Поэт затрагивает самые разнообразные, в том числе откровенно и остро политические, темы. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

С 1986 по 1991 год был секретарём правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

Перед распадом Советского Союза (14 мая 1989 года) принял личное участие в политической жизни. С огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, Евгений Евтушенко был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году Евгений Александрович заключает контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома и уезжает с семьёй в США, где преподает вместе с Марией Владимировной и по сей день. Поэт с семьей и сейчас живут на два дома (примерно одинаково по времени)– в подмосковном дачном поселке Переделкино и в городе Талса, штат Оклахома, США. Евтушенко преподаёт русскую литературу и русско-европейское кино в университете г. Талса, так же он часто выступает с чтением стихов в других университетах и колледжах США. Не забывает он и своих почитателей на Родине.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ШЕСТИДЕСЯТНИК ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

– поэт с большой буквы и даже намного больше, чем русский Поэт. Одно это слово вобрало в себя все грани его творчества – от литератора до режиссера и автора песен. Порой кажется, что охватить его творческую биографию не сможет даже многотомное издание, потому что такая насыщенная его жизнь. Даже в почтенном возрасте он был бодр и активен, продолжал творить и преподавать, повторяя, что написание стихов и сама жизнь для него – равнозначные понятия.

Украинец+поляк

Жизнь поэта началась в далеком сибирском городке Зима Иркутской области 1932 года. Там прошли его детские годы, а потом семья перебралась в столицу. часто вспоминает, как отец знакомил сына с окружающим миром посредством книг и искусства, часами рассказывал отпрыску об истории древнего мира, научил писать и читать, поэтому мировых классиков Евгений взахлеб прочел в раннем школьном возрасте.

Папа Евгения – Александр Гангнус – был геологом и воспитывал старшего сына поэзией. Когда у него появилась другая семья, он не прервал общения, часто с ним встречался и давал оценку его ранней пробе пера. Мама – Зинаида Ермолаевна Евтушенко – искренне верила в поэтические способности сына, хранила его тетрадки с рифмами, посылала бывшему мужу стихи сына и прививала Евгению любовь к театру. Она работала в Московском театре имени Станиславского, позже окончила музыкальное училище и параллельно геологоразведочный институт. В их дом на дружеские посиделки приходили театральные знаменитости и эстрадные артисты. Евгений с детства впитывал творческую атмосферу.

В жилах Евтушенко смешалась украинская, польская, латышская и белорусская кровь. Прадедушка по материнской линии был польским шляхтичем, приехал работать в Житомир и там женился на украинке. Он возглавил крестьянское восстание против жестокости помещика, за что его с другими селянами и отправили в ссылку в Иркутскую область. Весь путь из Украины до Сибири эти люди преодолели пешком в кандалах. Бабушка Евгения Евтушенко разговаривала на украинском языке, а внук с детства влюбился в поэзию Тараса Шевченко. Отец же добавил ему латышских и белорусских корней.

Жертва голода

Когда началась война, мальчика отправили одного в эвакуацию к бабушкам в Иркутскую область. Целых четыре месяца он на поездах добирался до родственников. Девятилетнему ребенку пришлось многое пережить за это время – бомбежки, голод и поездки на крыше вагонов. На перронах он читал стихи, чтобы заработать на единственный кусок хлеба и чашку кипятка. На всю жизнь Евгений запомнил, как на одной из уральских станций он увидел женщин, которые на базаре продавали горячую картошку. Он не смог сдержаться, подошел, взял одну картофелину и стал жадно вдыхать ее аромат. Торговки тут же налетели на него и начали жестоко избивать изголодавшегося ребенка. Спасли его местные беспризорники, вырвав из разъяренной толпы. Евгений чудом остался жив, расплатившись двумя сломанными ребрами.

Мама выступала на фронтах, потом долго не могла вылечиться от тифа, а в 1944 году вернулась с сыном из эвакуации в Москву. Во время этой поездки она изменила дату его рождения на 1933 год, чтобы не получать полагавшийся в его возрасте пропуск. Вот так и получилось, что в официальных документах он на год моложе.

Евгений Евтушенко – разведчик грядущего

В столице Евгений стал посещать поэтическую студию при Доме пионеров, развитием его способностей занимались и школьные учителя, а в доме мама гостеприимно встречала его многочисленных «соратников» – Роберта Рождественского, Михаила Луконина, Михаила Рощина, Евгения Урбанского, Юрия Казакова и , которая позже стала его женой.

Первые опубликованные стихи Евтушенко появились в газете «Советский спорт» в 1949 году, а в 1952-м он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Его первая книга называлась «Разведчики грядущего», но началом серьезной работы он считает стихотворения «Перед встречей» и «Вагон». Евгений учился в Литературном институте, но был исключен из него за поддержку романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева.

Два сборника его стихов «Шоссе энтузиастов» и «Обещание» показали, что в стране появился поэт новой формации, неординарный творец, ярчайший представитель поколения, которое позже нарекут «шестидесятниками».

Поэт в России – больше, чем поэт

В 1963 году французский еженедельник «Экспрессо» напечатал прозаическую «Автобиографию» Евгения Евтушенко , что вызвало ярость советского партийного руководства. Идеологи ЦК КПСС намеренно раздували из этого события скандал, возможно, надеясь выдворить поэта за пределы страны или запугать всех инакомыслящих.

Не меньший резонанс вызвали его произведения «Бабий Яр», «Наследники Сталина» и «Танки идут по Праге». Они стали актом настоящего гражданского мужества и ярким событием в литературной жизни страны.

Кстати, после выхода в свет поэмы «Бабий Яр» Евгения Евтушенко на двадцать лет «отлучили» от Украины – ему не давали проводить творческие вечера и встречи с любителями поэзии. Кроме этого, поэт заступился перед первым секретарем ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким за поэта Ивана Драча и публициста-диссидента Ивана Дзюбу.

Его гражданская поэзия непременно сопровождалась и акциями в поддержку тех талантливых поэтов, писателей, художников и скульпторов, которые испытали на себе гонения власти. Он писал письма против травли Александра Солженицына, репрессий генерала Петра Григоренко, Эрнста Неизвестного, Иосифа Бродского, Владимира Войновича и других, а также против фактической оккупации Советским Союзом Чехословакии.

Со мною вот что происходит

Поэмы Евгения Евтушенко доказали многим критикам его жанровое многообразие и мастерство владения разными стилями от лирической поэмы «Станция Зима» до эпической «Братской ГЭС». Немало произведений поэта вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений – Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина» , а также известных в народе песен «Бежит река, в тумане тает…», «А снег повалится, повалится…», «Хотят ли русские войны», «Спасибо вам за тишину», «Вальс о вальсе», «Дай Бог», «Твои следы» и других.

Андрей Эшпай написал на стихи Евтушенко песню «А снег идет», которая звучала в фильме «Карьера Димы Горина» в исполнении непревзойденной . Гелена Великанова сделала узнаваемой песню «Плач по коммунальной квартире» на музыку Луизы Хмельницкой. До сих пор не теряет популярности песня на стихи Евгения Александровича «Со мною вот что происходит». В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» она прозвучала в исполнении Сергея Никитина. Стихи Евтушенко положил на музыку Микаэл Таривердиев, а посвящена песня была Белле Ахмадулиной.

Музыкальную жизнь страны в 1960-70 годы трудно было представить без песни на стихи Евтушенко «Чертово колесо» в исполнении . А и обожали песню «Бежит река» на музыку Эдуарда Колмановского.

Выездной Евгений Евтушенко

С юных лет Евгений Александрович страстно любил кино, а с годами испытал к нему профессиональный интерес. Его прозаическая поэма «Я – Куба» легла в основу сценария фильма Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Творческим стимулом стало близкое знакомство, а потом и дружба с великим Федерико Феллини, другими мэтрами мирового кинематографа. В фильме «Взлет», который вышел на экраны в 1979 году,Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского.

Не меньшую привязанность поэт испытывал и к театральной сцене. Он стал автором пьес и сценических композиций, блестяще декламировал стихи для тысячных аудиторий и проводил творческие вечера.

Количество выпущенных сборников Евтушенко давно перевалило за сотню, а произведения его изданы во множестве стран и переведены на 70 языков мира. Маршруты его зарубежных гастролей не знают равных в среде литераторов – он исколесил все континенты (кроме Антарктиды).

Евтушенко стал одним из первых в Советском Союзе, кому разрешили выезжать за границу и не в страны соцлагеря, а в Соединенные Штаты Америки. Естественно, в этом тоже был идеологический подтекст и надежда на то, что молодые поэты и писатели завуалируют страшный образ СССР среди западной публики.

Строфы века

Последние двадцать лет не так активно был занят поэтическим творчеством, поскольку большую часть времени посвящал преподавательской работе в Соединенных Штатах Америки (где поэт жил с 1991 года с семьей), пробовал себя в других жанрах литературы и разных видах искусства. Его первый роман «Ягодные места» был написан в 1982 году и стал причиной полярных отзывов. Затем он на долгие годы погрузился в глубокое изучение русской поэзии ушедшего века и издал на английском и русском языках фундаментальную антологию «Строфы века» – это более 1000 страниц, которые рассказывают о 875 литераторах. За границей этот труд считают ценным пособием для студентов университетов и подчеркивают его научное значение.

В личной жизни, как и в творчестве, Евгений Александрович не умел притворяться, поэтому был женат четыре раза. Первой его супругой была поэтесса Белла Ахмадулина. Второй его женой стала Галина Сокол-Луконина, с которой они усыновили ребенка – Петра. Третья жена (ирландская поклонница Джен Батлер) родила Евтушенко двух сыновей – Александра и Антона. С 1987 года поэт жил с Марией Новиковой, которая подарила ему еще двух сыновей Евгения и Дмитрия.

В последний день марта 2017 года Евгения Евтушенко госпитализировали в тяжелом состоянии с раком четвертой стадии. Болезнь вернулась через шесть лет после удаления почки. великий скончался во сне от остановки сердца. 85-летний поэт находился в окружении родных в Талсе (штат Оклахома в США).

На своем сложном, но уникальном жизненном пути Евтушенко шел только вперед, не боясь быть осужденным или отвергнутым. К примеру, в 1993 году он отказался от ордена Дружбы, высказывая этим поступком свой протест против Чеченской войны. Большинство нынешних деятелей искусства такими поступками похвастаться не могут.

ФАКТЫ

В начале 1980-х годов поднял в обществе вопрос о легализации фашизма в России, когда в Москве прошла демонстрация молодых людей, как тогда сказали, играющих в свастику. Поэт уже тогда видел, к чему это может привести. В середине 1990-х годов эти «безобидные парни» стали целыми фашистскими движениями и организовали военизированные формирования.

Поклонникам известна любовь Евтушенко к модным пиджакам немыслимых расцветок и всему яркому. Сам он это объяснял серым военным детством, когда в Сибири он видел нескончаемые вереницы заключенных в ватниках с номерами на спине. Тогда и появилась его тяга к ярким краскам.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Ушел из жизни знаменитый поэт Евгений Евтушенко. Ушла эпоха. Поэт умер тихо – во сне. Умер от тяжелой болезни в одном из госпиталей США. Похоронят Евтушенко в России, недалеко от могилы Бориса Пастернака. Об этом попросил сам Евгений Александрович..

Биография

Знаменитый поэт родился 18 июля 1932 года на станции Зима Иркутской области. Вот только по паспорту правильной датой рождения считается 1933 год. Настоящая фамилия не Евтушенко – Гангнус. Отец Евгения Александровича – геолог, поэт-любитель. Мать – поэтесса, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР.

После рождения сына мать специально поменяла фамилию мужа на девичью и изменила год рождения, так как в 12 лет необходимо было получить пропуск.

Отец Евтушенко ушел из семьи к другой женщине, но не прекращал общаться с сыном.

В 1944 году поэт вместе с матерью переехал в Москву. Там Евтушенко жил, учился и работал. Поэт был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького. Но его исключили из вуза за "неправильные" высказывания. Поступать заново в институт он не стал и занялся самообразованием. Поэт свободно владел четырьмя иностранными языками: английским, французским, итальянским и испанским.

Творчество Евтушенко

Первая книга вышла в 1952 году. Произведение называется "Разведчики грядущего". Позже сам автор дал ему не самую лучшую оценку. Он назвал его юношеским и незрелым.

Дальше были опубликованы несколько сборников, и Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Его сборники "Третий снег" "Шоссе энтузиастов", "Стихи разных лет", "Яблоко", "Нежность" стали невероятно популярными.

В 1960-е годы Евтушенко начал выступать перед публикой, устраивая поэтические вечера. К этому моменту у поэта выработался собственный узнаваемый поэтический стиль. Кроме того, вечера в Большой Аудитории Политехнического музея, где собирались Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, стали одним из символов того времени.

Евтушенко написал множество стихов, кроме того, хорошо известны его мемуары "Волчий паспорт", "Шестидесятник: мемуарная проза", "Я пришел к тебе: Бабий Яр".

Личная жизнь

Личная жизнь Евгения Евтушенко была насыщенной. Поэт четыре раза женился, у него родилось пятеро сыновей. С 1991 года Евгений Евтушенко проживал в США.

Первая супруга Евтушенко – известная поэтесса Белла Ахмадулина.

Вторая жена – Галина Семёновна Сокол-Луконина. В браке родился сын Петр.

Третья супруга – Джен Батлер, ирландка. Они состояли в браке с 1978 года. У них родились сыновья Александр и Антон.

Четвертая жена – Мария Владимировна Новикова. В браке с 1987 года. У пары родились сыновья Евгений и Дмитрий.

Награды "Знак Почета", "Орден Трудового Красного знамени", "Орден Дружбы народов", медаль "Защитник свободной России", почетный член "Российской академии художеств" – лишь малый перечень наград поэта. Евтушенко был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе за поэму "Бабий Яр". В 1978 году в крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета Солнечной системы, которую назвали именем знаменитого поэта.

Жизнь в Америке

С 1991 года Евгений Евтушенко проживал в США. Он начал преподавать в Талсе, штате Оклахома. Там же его жена Мария преподает русский язык в школе. Были те, кто называл Евтушенко предателем. Поэт подчеркивал, что его отъезд нельзя назвать эмиграцией. К тому же Евгений Александрович старался как можно чаще бывать в России.

Евгений Евтушенко скончался 1 апреля в США в возрасте 84 лет. Диагноз "рак" поэту поставили около шести лет назад. Ему делали операцию, удалили часть почки.

Но недавно болезнь вернулась, и врачи диагностировали ее IV стадию. Медики говорили, что Евтушенко может прожить еще три месяца, но он ушел намного раньше.

Церемония прощания пройдет в двух странах - в России и в США. Вначале планируется организовать гражданскую панихиду и отпевание для близкого круга его родных и близких в городе Талса, штат Оклахома. После этого для официальной церемонии прощания тело поэта перевезут в Москву.

Похоронят поэта рядом с могилой Бориса Пастернака, в подмосковном поселке Переделкино. Об этом просил сам Евтушенко.

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии. К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы. В ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем - гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский...

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга - «Разведчики грядущего» (1952) - несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом... серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая - «Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая - «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага». Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его - и не одним только прекрасным - мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, - речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне - дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук - для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она - большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России - больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм - широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейских пирог - вдоль и поперек исколесил большинство стран. Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают... Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья - это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь...» Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, - / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» - не единственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» - не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, - событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

На виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного «ядом арены» тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь «убивать по обязанности», и даже пропитанного кровью песка на арене строится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «идея крови», которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгается и в поэму «Под кожей статуи Свободы», где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). В первой поэмный замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, высвободившегося из оков недвижного, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй - непритязательная житейская быль произрастает на сугубо российской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Не в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений Е. Евтушенко публицистически ориентированные поэмы «В полный рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1975-2000). То, что разъяснено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века «тому назад, совершенно искренне цепляясь за остатки иллюзий, окончательно не убитые... еще со времен "Братской ГЭС"». Нынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Но поднятая было «рука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделала». Так же правильно, как поступили друзья, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших десятилетий. «Да, СССР больше нет, и я уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себя советскими, и в том числе я, ... остались». Значит, и чувства, какими они жили, - «это тоже часть истории. А историю из нашей жизни, как показали столькие события, вычеркивать невозможно...»

Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

Евгений Евтушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то была действительно «жалкая кучка парней и девчонок», «играющих в свастику». Но, как показало в середине 1990-х появление и сегодня действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал вовремя и даже с опережением: «Как случиться могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше - теней? / Что позволило им, / а верней, помогло появиться, / что позволило им / ухватиться за свастику в ней?»

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится спустя время, но ощущение тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэтом. Закономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто принял идеи «перестройки», но деятельно способствовал их претворению в жизнь. Совместно с академиком А. Сахаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым - как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, ставший вскоре народным депутатом СССР и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее - от райкомов до ЦК - иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства. Как публицист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как поэт, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в стихах второй половины 1980-х годов: «Пик позора», «Перестройщики перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последнее - и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол Союза писателей СССР, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за «гекачепистским» путчем в августе 1991 года.

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век...» (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикациях, а также последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

В конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт - «Ягодные места» - вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман - «Не умирай прежде смерти» (1993) с подзаголовком «Русская сказка» - при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности населяющих его героев имеет своим направляющим стержнем драматичные ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга «Волчий паспорт» (М., 1998).

Итог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы Евтушенко - издание на английском в США (1993) и русском (М.; Минск, 1995) языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века», фундаментальный труд (более тысячи страниц, 875 персоналий!). Зарубежный интерес к антологии опирается на объективное признание ее научного значения, в частности, как ценного учебного пособия по университетским курсам истории русской литературы. Логическим продолжением «Строф века» станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, - трехтомник «В начале было Слово». Это антология уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на современный русский язык.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).

Всему творческому пути Евтушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. Видимое начало его кинотворчеству положили «поэма в прозе» «Я - Куба» (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Благотворную роль творческого стимула наверняка сыграла в дальнейшем дружба с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (1979), где поэт снялся в главной роли К. Циолковского. (Желание сыграть Сирано де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: успешно пройдя пробы, Евтушенко решением Комитета кинематографии не был допущен к съемкам.) По собственному сценарию «Детский сад» он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Не менее чем к экрану поэт творчески привязан и к сцене. И не только как блестящий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке» по «Четвертой Мещанской», «Хотят ли русские войны», «Гражданские сумерки» по «Казанскому университету», «Просека», «Коррида» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы - например, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под кожей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас навсегда...» в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премьерах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Если бы все датчане были евреями» в Германии и Дании (1998).

Произведения Е. Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Только в Советском Союзе, России, а это, следует признать, далеко не большая часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с языков братских республик и одна - перевод с болгарского, 11 сборников - на языках народов бывшего СССР. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

Прозу Е. Евтушенко, кроме упомянутых выше романов, составляют две повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» (1981), а также несколько рассказов. Только в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тысячи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, - в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикациях.

Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится...», «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие.

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...