Чем отличаются звуки й и ль. Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов-действий

Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Замена звука й на звук ль относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Звук й нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким ль (в его нижней и верхней артикуляции).

Сбой в артикуляции: кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

I этап: дифференциация неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

Дифференциация звуков по долготе:

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

III этап: дифференциация слов

1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

2.Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка; Маша, Саша, Даша и т. д.).

Игра «Будь внимателен» (Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку - ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

3.Дифференциация в словах квазиомонимах.

Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

А) Дифференциация гласных звуков : ки т-ко т, па лка-по лка, до м-ды м, со к-су к, бу тон-ба тон и т.д.

б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : кл асс-кв ас, р ечка-п ечка, М аша-к аша

в) Дифференциация шумных звуков : б инт-в инт, б очка-д очка

г) Дифференциация между сонорными звуками : игл а-игр а, кор обок-кол обок

д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук-л юк, м ышка-м ишка

е) Дифференциация звонких и глухих звуков :г орка-к орка, иг ра-ик ра

ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки-т анки, С еня-В еня

ж) Дифференциация внутри свистящих звуков : коз а-кос а, зуб -суп

з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар-ж ар, лещ –леч ь

К) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

IV этап: Дифференциация слогов.

Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог йа.

КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ (гл. взр.)

ФА-ХА-ЙА-СА-ША(гл. щел.)

ГА-БА-ЙА-ДА(зв. взр.)

ВА-ЙА-ЖА-ЗА (зв. щел.)

РА-ЛА-МА-ЙА-НА (сонор.)

V этап: Дифференциация фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.


Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук й

А-О-Й-У-Ы-И

К-Т-Й-П

Ф-Й-Х-С-Ш

Г-Й-Б-Д

В-Ж-Й-З

Р-Л-М-Й-Н

VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

Игра «Найди картинки с заданным звуком . Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в начале слова, конце, середине.(В начале даются слова легкими звуками: р ука-пар -вор она) й од-воробей -чай ка.

Лото «Необычные цветы»

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Игра «Светофор»

Используется бумажная полоска, разделенная на 3 части: красная левая часть -начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Педагог называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, дети ставят фишку на красную, желтую или зеленую часть полоски.

Для подготовки к постановке звука Й используются упражнения на подъём спинки языка:

- «Мостик» языком; - присасывание спинки языка к нёбу, при этом кончик языка удерживается внизу.

"Мостик построим - мостик разрушим" : Ставлю я язык «дугой» и кладу - даю покой.

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Кошка сердится» - язык выгибается, конец его смотрит вниз.

Улыбка» («Лягушка»)
Цель.

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание .
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы, как бы беззвучно произнося звуки . Удерживать губы в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
Внимание!
1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.

Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звуков.

Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Другими приемами постановки звука й будут следующие:

а) произнесение звукосочетаний йа-йа при убыстрении темпа (получается йотированная гласная я , т.е йа );

б) использование как промежуточного звука ЗЬ (нажимая на кончик языка при произношении звука ЗЬ , получается звук й);

в) озвончение звука ХЬ.

В случае замены звука й через ль необходимо провести дифференциацию его со звуками-заменителями в слогах, словах и в развернутой речи.

1.Автоматизация в слогах

Йо-йо-йо-йо ай-ой-эй-ий

ен-ен-ен-ен ой-ий-ай-эй

ён-ён-ён-ён эй-ай-ий-ой

юн-юн-юн-юн ий-эй-ой-ай

Чистоговорки

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - сидит на ветке воробей.

2.Автоматизация в словах

Игра «Кубики с картинками» Цель. Автоматизация звуков я, е, ё, ю (й) в словах.
Оборудование. Несколько кубиков с наклеенными картинками: ежик, вьюнок, маяк, юбка, чайник, майка, воробей, муравей, сарай, трамвай, ягода, якорь, змея, ежи, ежевика, поезд, ружье, приемник.

Ход игры . Дети сидят за одним столом и по очереди бросают любой кубик на стол. Ту картинку, которая окажется наверху, ребенок должен правильно произнести. За правильное произношение засчитывается очко. В конце игры педагог подсчитывает очки. У кого очков больше, тот победитель.

3.Автоматизация в словах и фразах

Игра «Скажи, что ему делать»

Цель. Автоматизация звука Й в словах и фразах.

Оборудование: игрушечные машины, мяч, прыгалки, обруч.

Ход игры . На полке разложены игрушки. Каждый ребенок по очереди подходит к полке, берет любую игрушку и предлагает кому-нибудь из детей поиграть с ней. Дети должны произносить примерно такие фразы: Вася, попрыгай через веревочку; Сережа, покатай обруч и т.п. После выполнения просьбы ведущего игрушка возвращается, и игра продолжается.

Автоматизация звука в тексте

Знает юнга южный край,

Есть у юнги попугай!

Юнга наш - герой бесстрашный!

Юный юнга, но отважный!

4.Дифференциация звуков в произношении:

Дифференциация звуков в произношении изолированных звуков

Возьми картинки-символы звуков Й и ЛЬ. Внимательно послушай и запомни, как гудит моторная лодка (ЛЬ), как гудит юла (Й).Обрати внимание на положение языка (на звук ЛЬ кончик языка поднимается, на звук Й - опускается). По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки.

Дифференциация звуков Й - ЛЬ в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно. Помните, что при чтении каждой из йотированных букв я, ё, ю, е произносится по 2 звука: ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

я- я я- ля л я- я- ля я- л я-я

ле - е е - ле ле - е - ле е - ле - е

лю - ю ю - лю лю - ю - лю ю - лю-ю

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.

ля - е ли - ю ле - ю - ля

лю - я ле - е л е - е - ли

е - ли я - лю ли - я - лю

ю - ле е - ля ля - е - ле

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах

Четко повтори пары слов.

В случаях затруднений дайте ребенку возможность прослушать каждое слово из пары

и, глядя на картинки-символы, назвать содержащийся в нем звук ЛЬ или Й.

Яна - Ляля, Мая - миля, юбка - любим, ежик - лежа, яхта - лямка, йод - лед, юг - люк, есть - лезть, ехать - лето, поет - полет, ябеда - лебеда, юнга - клюква, едва - листва, дай - даль, мой - моль, топай - тополь, куй - куль, бой - боль, соя - солит, стая - встали.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в сочетаниях слов

(местоимение + глагол). Развитие навыков словоизменения. Возьми картинки мальчика и девочки. Назови, что они делали, изменив по образцу слово-действие. Четко проговори каждое сочетание слов 3-4 раза.

Например: Я пою- они пели. Я киваю- они кивали.

Я знаю- они (знали), я умею - они (умели), я пою - они (пели), я даю - они (давали), я кидаю - они (кидали), я киваю - они (кивали), я покупаю - они (покупали), я топаю - они (топали), я пылю - они (пылили), я пилю - они (пилили), я лью - они (лили), я клею - они (клеили), я пью - они (пили).

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в одном слове - названии объекта

Четко проговори каждое слово. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори по 3-4 слова.

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, автомобиль, клинья.

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в разных словах предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков Й и ЛЬ.

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков Й- ЛЬв одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков Й –ЛЬ в тексте

Как у нашей ЛЮБОЧКИ
В складочку все ЮБОЧКИ!

Я на пляже видел ГАЛЬКИ! -
Ни одной на пляже ГАЙКИ!

Очень жалко плащик МОЙ:
В нём дыру проела МОЛЬ...

Была ВОЙНА. За боем - БОЙ...
Земля ВОЛЬНА... Зачем ей БОЛЬ?

Дифференциация звуков Й -ЛЬ в рассказах

Четко, выделяя все звуки Й и ЛЬ, повтори сначала каждое предложение, а затем

весь рассказ целиком.

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его - сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи., а ребенок должен научиться оперировать ими.

Дифференциация Й-Ль


Дифференциация Й-Ль в слогах

Ла-я
лэ-е
лы-и
ло-ё
лу-ю

Ла-ла-я
лэ-лэ-е
лы-лы-и
ло-ло-ё
лу-лу-ю

Ла-я-ла
лэ-е-лэ
лы-и-лы
ло-ё-ло
лу-ю-лу

Ла-я-я
лэ-е-е
лы-и-и
ло-ё-ё
лу-ю-ю

Ай-ай-ал
эй-эй-эл
ий-ий-ил
ой-ой-ол
уй-уй-ул

Ай-ал-ай
эй-эл-эй
ий-ил-ий
ой-ол-ой
уй-ул-уй

Я-я-ла
е-е-лэ
и-и-лы
ё-ё-ло
ю-ю-лу

Я-ла-я
е-лэ-е
и-лы-и
ё-ло-ё
ю-лу-ю

Я-ла-ла
е-лэ-лэ
и-лы-лы
ё-ло-ло
ю-лу-лу

Ал-ал-ай
эл-эл-эй
ил-ил-ий
ол-ол-ой
ул-ул-уй

Ал-ай-ай
эл-эй-эй
ил-ий-ий
ол-ой-ой
ул-уй-уй

Ал-ай-ал
эл-эй-эл
ил-ий-ил
ол-ой-ол
ул-уй-ул
Ай-ал-ал
эй-эл-эл
ий-ил-ил
ой-ол-ол
уй-ул-ул

Дифференциация Й-Ль в словах

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, клинья.

В действиях:
(я пою - они пели).
пою-пели
танцую-танцевали
катаюсь-катались
хлопаю-хлопали
пью-пили

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация Й-Ль в словосочетаниях

Лёгкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бельё. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далёкая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Дифференциация Й-Ль в предложениях

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку.
Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди.
Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лина улетает в Италию.

Дифференциация Й-Ль в стихах

*****
Иней лег на ветви ели,
Ветви ели побелели.

*****
Мой Илья такой лентяй,
Только отдых подавай.
Дали лейку:
- Лить не буду!
- Ну, тогда помой посуду.
Или книги клеем склей,
Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
- Нет! Нет! Нет!

*****
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали.
Яму объехали
И домой поехали.

*****
У меня есть лейка,
Ой, какая лейка,
Видели вы лейку новую мою?
Ледяной водою, талою водою
Я ее наполню и цветы полью.

*****
Мотыльки летают высоко,
Моль летает низко,
Мотыльки летают далеко,
Моль летает близко!

Дифференциация Й-Ль в текстах

Дикие лебеди
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять по-летели на юг, в дальние дали.

Мультфильмы
Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».

Лилии
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад

Баба Люба
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

На катке
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

Мобильный телефон
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

Зайка
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!
Доступно только для пользователей

Юленька
Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:
Люли - люли-люли,
Прилетели гули,
Колыбель качали,
Песню напевали.

Обед
Тётя Валя позвала Лену и Лилю обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лена и Лиля ели бульон с хлебом. После бульона тётя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лена и Лиля съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Дифференциация Й-Ль в скороговорках

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.

Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах

Тема : Дифференциация звуков "Ль" и "Й".

Цель :

Коррекционно- образовательные :

Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звуков "Ль`" и "Й"

Закрепить навыки различения звуков "Ль`" и "Й" в слогах , словах , фразах .

Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа .

Развивать навыки звукового анализа и синтеза .

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.

Воспитывать навыки поведения на занятии

Оборудование : индивидуальные зеркала, вата, фишки для обозначения звуков , карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков , предметные картинки.

Ход занятия:

Сегодня к нам на занятие пришли два друга звук "Ль" и "Й". Давайте их произнесем и посмотрим на себя в зеркало. Расскажите, где и что делает язычок.

Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.

Расскажите какой звук "Ль"?

Этот звук согласный , потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

(Уточнение произношения звука "Й".Работа проводится аналогично.)

Сравните эти звуки , расскажите, чем они похожи и чем отличаются.

Эти звуки похожи тем , что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук "Ль" кончик языка наверху, а когда "Й" - он внизу.

- Звуки приготовили зарядку для ваших язычков. Сейчас мы ее будем выполнять

Артикуляционная гимнастика :

1. «Маляр»

2. «Качели»

3. «Лопаточка»

4. «Чистим зубки»

5. «Вкусное варенье»

А теперь они хотят с вами немного поиграть и предлагают вам игру в футбол.

Дыхательная гимнастика «Футбол»

Эти звуки очень хитрые и любят вставать на место друг друга, но мы не должны допустить этого, потому что каждый звук должен стоять на своём месте.

Игра “Ладки”

Сейчас мы поиграем в «Ладки» со звуками - будем повторять эти звуки , вот так ль-й ль-й ль-й. Сначала медленно, а потом быстрее.

Игра «Дразнилки»

У вас хорошо получается, а теперь мы можем побаловаться со звуками , немного их подразним.

Игра «Запомни, повтори»

Проверим, как вы запомните слова , которые я сейчас назову. Не забываем про звуки [й] и [ль] .

лилия - аллея - листья

липа – ель – тополь

майка - галька – гайка

Хорошо, молодцы, а теперь я повторяйте за мной

Игра "Повтори”

Ой – ой – ой» – стонет мой больной.

Ель – ель – ель – клюквенный кисель.

Лю –лю - лю – телефон я свой люблю.

Лей – лей – лей – ты воды не жалей.

Ай – ай – ай – хорошенько подметай.

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй.

- Звуки очень спортивные , они любят делать зарядку со сказочными персонажами и предлагают нам тоже сделать.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Звуки "Ль" и "Й"очень любят сказки, а любимые их персонажи это Баба Яга и Леший. Они даже придумали с ними игру.

Игра «Отдай слово Лешему\ Бабе Яге »

Перед детьми лежать картинки со словами в которых есть звук "Ль" и "Й"

Слова со звуком "Ль" - кладут возле Лешего. А со звуком "Й" - возле Бабы Яги.

Зайка - малина

йогурт - лиса

чай - мелиса

попугай - листья

Молодцы! Все правильно разложили. Звуки поделились со мной одной интересной историей про их знакомых котят. Слушайте внимательно и повторяйте

Пальчиковая гимнастика Котята»

Вот пятеро котят. (Ладонь правой руки раскрыта.)

Один ушел - и его нет.

Ну нет его - и нет.

Котят осталось четверо. (Загнуть большой палец.)

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез -

Котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)

Но где-то запищал

мышонок тонко- тонко

Котенок услыхал -

осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)

А самый умный - тот,

оставшийся, последний - (Приложить указательный палец ко лбу.)

Он к миске подошел

и, как и должно киске, (Ладони сложить ковшиком.)

Лакать за пятерых

стал молоко из миски. (Языком изобразить лакающие движения)

Ребята, звуки предлагают нам придумать новые слова , давайте ка попробуем :

Игра «Новые слова »

боль - больной

лес - лесной

поле - полевой

пыль - пыльный

стекло - стеклянный

мыло - мыльный

стекло - стеклянный

тополь - тополиный

липа - липовый

клен - кленовый

Молодцы, звуки вас очень хвалят и они уверенны, что вы справитесь и еще с одним заданием :

Игра «Закончи предложение»

(При произнесении предложения логопед выкладывает перед детьми картинку с изображением слова для упрощения работы)

В осеннем парке земля усыпана опавшими. (листьями)

Зимой дети надевают тёплое. (пальто)

Дети пришли на прогулку в хвойный. (лес)

На опушке леса выросли высокие стройные. (ели)

Наталия поливает на клумбе. (тюльпаны)

Подвожу итог занятия :

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Звуки вас очень хвалят , они бы хотели еще поиграть, но им уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся.

Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось?

Кто приходил к нам сегодня?

В какие игры мы с ними играли?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Цель: Закрепление навыка различия звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах.

Задачи: Продолжать учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости, звуковому анализу. Составление предложений по опорным предметам. Развивать фонематическое восприятие, связную речь, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память. Использование выразительных движений в воспитании эмоций, приобретение навыков в саморасслаблении.

Оборудование: магнитная доска, магниты, цветные карандаши, картинки на звуки Л-ЛЬ, индивидуальные карточки с фонариками (зеленый и синий) и изображением предметов, в названии которых звуки Л-ЛЬ

Ход занятия

1. Организационный момент

Упражнения на активизацию внимания:

Игра “Дотянись рука”.

– Ну-ка, правая рука, дотянись до левого ушка. А ты, левая рука, до правого глазка: И так далее.

– Здравствуйте, дети, сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

2. Сообщение темы

– А вот чем мы будем заниматься на занятии, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение. И не просто прослушайте, а попробуйте определить, какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?

Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.

– [Л]
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться правильно различать звуки Л и Ль.

3. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика

– А для того, чтобы правильно и красиво говорить звуки Л и Ль, мы должны потренировать, дыхание, губы и язык.

Развитие нижнедиафрагмального дыхания:

Вдох (носом) – выдох пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф
Вдох (носом) – выдох пфф, пфф, пфф

Со звуками:

Вдох (носом) – выдох А
Вдох (носом) – выдох АО
Вдох (носом)– выдох АОУ

Упражнения для языка:

“ЧАСИКИ”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
“ЗМЕЙКА”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.
“КАЧЕЛИ”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.
“СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ”. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
“ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
“КАТУШКА”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается в глубь рта.
“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Ребята, давайте повторим чистоговорки (чистоговорки знакомые детям )

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – не заметили стекла
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по стеклу
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне стекла

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на полу
Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы голы

Ли-ли-ли, ли-ли-ли – тополя видны в дали
Ле-ле-ле, ле-ле-ле – много их у нас в селе
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – но от них в пуху земля
Ля-ля-ля, ля-ля-ля – все мы любим тополя
Лю-лю-лю, лю-лю-лю – тополя и я люблю

Ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла – у Лены куколка была
Ли-лы, ли-лы, ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, ле-ло, ле-ло-ло – в пальто куколке тепло

Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.

4. Развитие фонематического восприятия

Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.

– Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).

Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.

– Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ).

Выделение слова со звуком Л из ряда слов.

– Дети, мы с вами знаем твердый звук Л и мягкий звук Ль. Сейчас я вам буду говорить слова, в которых слышится л и ль. Если в слове слышится мягкий звук Ль, вы поднимите зелёную карточку, а если твёрдый звук Л – синюю карточку.

Примерные слова: мел, мель, моль, кол, угол, уголь, укол, лодка, лёд, люк, лук, лён, лыжи, липа.

По тому же образцу можно выделить имена с мягким слогом ля: Алла, Аля, Миля, Мила, Коля, Оля.

Упражнение проводится также с выставлением цветовых сигналов звуков л и ль.

5. “Зажги фонарик”.

– Ребята, к нам на занятие пришли ещё гости, сестрёнка с братиком, Лада и Лёша (на магнитную доску вывешиваются куклы) . Приложение 1

Посмотрите, какая у них одёжка – синяя у Лады, зелёная у Лёши. Как вы думаете, почему?

– Потому что звук Л в слове Лада – твёрдый, он обозначается синим цветом. А звук Ль в слове Лёша – мягкий, он обозначается зелёным цветом.

– Необходимо разобрать картинки для Лады и Лёши, проговаривая название картинки и четко выделяя звуки Л, Ль. Картинки вывешиваются на магнитную доску. Приложение 2

6. Произношение звуков в словах. Звуковой анализ и синтез

– Ребята, где находится звук [Л], [Ль] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведите стрелки к схемам. Приложение 3

7. Дифференциация твердого и мягкого звуков Л, ЛЬ в словах

а). У каждого ребенка одна из картинок: лук, картофель, яблоко, лимон, клубника, малина, гладиолус, лилия, дятел, цапля, халат, пальто.

– Картинки со звуком ЛЬ нужно отдать Лёше, а со звуком Л – Ладе.

б). Логопед выставляет на магнитной доске картинки Лады и просит подобрать к каждой из них пару из картинок Лёши, объяснить свой выбор.

Например:Пола – поля, гладя – глядя, юла – Юля, флаги – фляги, клон – клён, лук – люк, был – быль, цел – цель, ел – ель, стал – сталь, дал – даль, пыл – пыль, угол – уголь.

8. Игра “Полочки”

Помогите Ладе и Лёше прибраться в шкафу на полочках. Необходимо убрать лишние предметы. Приложение 4

9. Закрепление произношения звуков Л – ЛЬ во фразе

Все слова в предложении произнесите правильно, чётко выделяя звуки Л, Ль. (Ребята выполняют задание по очереди, повторяя за педагогом.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок – на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

10. Доскажи, подобрав слова

– Ребята, Лада и Лёша придумали для вас двустишия, которые вы должны закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу. Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки Л, Ль.

Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу ).

Дети в скверике сидели
И мороженое …(ели ).

А возле этой елки
Бродили злые … (волки ).

Ёлочка, елка,
Колкая … (иголка ).

Стала петь мышонку утка:
– Га-га-га, усни, … (малютка )!

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица ).

Стала жаба важно квакать:
– Ква-ква-ква, не надо … (плакать )!

Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол )!

Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния … (сверкнула ).

Я не бегаю к врачу –
Я сама его … (лечу ).

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную … (лепили ).

Упражнение “доскажи слова”

– Помогите Ладе и Леше составить слова, подобрав правильно слог со звуком Л.

11. Составление предложений по картинкам

(Использовать слова, в которых есть звук Л) Приложение 7

12. Итог занятия

а) Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Лада и Лёша довольны вашими ответами.
б) Домашнее задание: отгадать загадки, выучить одну из скороговорок.

Список литературы:

  1. Бурдина С.В.
  2. Логопедическая тетрадь на звуки [л], [л’]. – Киров: Весна – дизайн, 2006.
  3. Генинг М. Г., Герман Н. А.
  4. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.
  5. Герасимова А.С.
  6. Энциклопедия развития и обучения дошкольника для 1–6 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
  7. Гербова В. В.
  8. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Лебедева И.Л.
  10. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вен-тана-Граф, 2008.
  11. Максаков А. И.
  12. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  13. Максаков А. И.
  14. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е издю., испр – М.: Просвещение, 1982.
  15. Морозова И., Пушкарёва М.
  16. Уроки логопеда. Учимся говорить правильно. – М.: Стрекоза, 2010.
  17. Солнечный зайчик. Газета для дошкольников с подсказками для родителей. – №6, март, 2010.

Игры на дифференциацию звуков Л-Ль у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Л-Ль.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Л-Ль в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Л-Ль. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

Лев, лак, лошадь, листок, молоко, лыжи, липа, калина, лампа, молоток, лесенка, Лиза, Слава, лук, лейка, шляпа, будильник, ложки, мыло, фасоль.

"Веселый металлофон"
Ребенку предлагается рассказывать стихотворение и отстукивать ритм в металлофон.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - к нам уже весна пришла,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - расцветают тополя.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы - зажужжали три пчелы.
Ли-ли-ли, ли-ли-ли - девочки жука нашли.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - как на улице тепло.
Лё-лё-лё, лё-лё-лё - пролетает мотылек.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рады девочки теплу.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - как же я весну люблю.

Пальчиковая игра "Где что выросло"
У липы - листья,
Загибаем пальчики при назывании деревьев.
У клена - листья,
У тополя - листья,
У сосны и елки - колкие игоки.
Имитируем "иголки", напряженно выставляя все пальчики.

Речевая игра с элементами психогимнастики "Клумба"
Перед началом игры надо уточнить у ребенка представления о том, какие цветы называются садовыми (те, которые выращиваются в саду, на клумбах). В ходе игры взрослый сопровождает показ цветов картинками.
Поливает Лидия беленькие лилии,
Отводим кисть одной руки в сторону.
Люба польет лиловый люпин.
Отводим кисть другой руки в сторону.
Слава из мальчиков ходит один,
Делаем удивленное лицо; показываем один пальчик
Слава польет желтый левкой,
Имитируем "поливание".
А флоксы польем мы с тобой.
Показываем рукой на себя и ребенка

В конце игры взрослый уточняет у ребенка, какого цвета каждый цветок.

Игра с мячом "Летает - не летает"
Взрослый катит ребенку мяч, называя слово, а ребенок должен откатить мяч, говоря "летает" или не "летает". Например: Самолет... летает. Лось... не летает. и т. д.
Самолет, лось, лягушка, ласточка, волк, галка, шмель, белка, улитка, пчела, светлячок, моль, лев, вертолет, лебедь, тюлень, олень, мотылек.

Пальчиковая игра "Полянка"
На полянке мы гуляли,
Сжимаем пальчики в кулачки в ритме строчек.
Там кого-то увидали.
Лена - улитку,
Загибаем пальчики при назывании
Люда - шмеля,
Слава - пчелу,
А Влад - светлячка.
Ты слушал внимательно?
Отгадай: кто не летает?
Называй!

Последние материалы раздела:

Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке
Экологические проблемы стран Латинской Америки в XXI веке

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и...

Вергилий - биография, информация, личная жизнь
Вергилий - биография, информация, личная жизнь

Самый известный поэт Августовского века Вергилий считается одним из гениев дохристианской эпохи. Сведений о его биографии сохранилось немного:...

Цитаты и фразы из советских фильмов
Цитаты и фразы из советских фильмов

Многосерийная картина про советского разведчика Максима Исаева , внедрившегося в высшие сферы фашистского Третьего Рейха, до сих пор остается одним...